Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава двадцатая. Неотлучное пребывание в мечети в Рамадан (и‘тикаф).





 

Исламу чуждо монашество и пожизненное отрешение от мира в монастырях. Вместо этого предписано временное отрешение, предполагающее пребывание в определенном месте в определенное время, чтобы приучить душу быть покорной, постоянно помнить о том, что Аллах всегда наблюдает за нами, приучить человека размышлять и требовать отчет с собственной души.

 

Это и‘тикаф, которому в Шариате дано такое определение: «Неотлучное пребывание в мечети с намерением приблизиться к Аллаху». Ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 3. С. 211.

 

Дух неотлучного пребывания в мечети — это освобождение сердца для Аллаха, сопровождаемое горячими и искренними мольбами о прощении и столь же искренним стремлением снискать Его довольство.

 

‘Ата’ (да помилует его Аллах) сказал: «Тот, кто неотлучно пребывает в мечети (му‘такиф), подобен просителю, у которого есть дело к влиятельному, высокопоставленному человеку, и он сидит возле его дверей и говорит: “Я не уйду, пока он не удовлетворит мою просьбу”. Этот человек сидит в доме Аллаха и говорит: “Я не уйду отсюда, пока Он не простит меня”». Вазаиф Рамадан. С. 75.

 

В этом виде поклонения заключен такой же смысл, как и в соблюдении поста. И‘тикаф совершенствует и облагораживает сердце и дарует богобоязненность. Поэтому неотлучное пребывание в мечети предполагает отстранение от людей с целью остаться наедине с Всевышним.

 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, желая совершить и‘тикаф, велел поставить ему в мечети палатку, в которой он и находился во время своего и‘тикафа, оставаясь наедине со своим Господом.

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней Рамадана, и я ставила ему палатку. Он совершал утреннюю молитву, после чего входил в нее». Аль-Бухари. Хадис №1892. Муслим. Хадис № 2007.

 

Одна из функций домов Аллаха — принимать тех, кто желает отстраниться на время от людей и побыть наедине с Аллахом.

 

Всевышний сказал, отдавая веление Ибрахиму и Исма‘илю (мир им обоим): «Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исма‘илю (Измаилу) очистить Мой Дом (Ка‘бу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125).

 

Неотлучное пребывание в мечети — обычай посланников, начиная с отца пророков Ибрахима (мир ему) и заканчивая печатью пророков Мухаммадом, мир ему и благословение от Аллаха. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, выбирал для этого благословенного поклонения самые благословенные ночи — ночи последней декады Рамадана.

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней Рамадана до тех пор, пока Аллах не упокоил его, и его жены делали это после его кончины». Аль-Бухари. Хадис № 1886. Муслим. Хадис № 2006.

 

Имам Ахмад (да помилует его Аллах) считал, что неотлучно пребывающему в мечети нежелательно разговаривать с людьми и находиться в их обществе — ни ради обучения полезному знанию, ни ради чтения Корана. Лучше ему оставаться наедине с самим собой, полностью освобождаясь для тайной беседы со своим Господом и обращения к Нему с мольбами. Вазаиф Рамадан. С. 60.

 

А вот что сказал шейх Ислама Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) о духе и‘тикафа. Я приведу его слова полностью, потому что они заменяют собой десятки странниц, написанных об этом великом обряде поклонения, который оживляет дух того, кто оживляет его дух. Он сказал: «Благочестие сердца и его шествие к Всевышнему Аллаху прямым путем имеет место тогда, когда сердце это целиком устремлено к Аллаху. Если же оно растеряно и устремляется в разные стороны, собрать его может только устремление к Аллаху. А обилие еды, питья, чрезмерное общение с людьми и многословие, а также слишком продолжительный сон только добавляют сердцу “растрепанности”, несобранности. Все это отвлекает его от шествия к Всевышнему Аллаху или задерживает его, или останавливает совсем. И Могущественный и Милосердный Аллах по милости Своей предписал Своим рабам пост, который лишает их этого изобилия пищи и питья и освобождает их сердца от страстей, которые становятся препятствиями на их пути к Всевышнему Аллаху. Причем Всевышний предписал пост именно в таком виде, чтобы он приносил пользу рабу Аллаха, как в этом мире, так и в мире вечном, и не вредил ему, и не ущемлял его интересы в этом мире. И Он предписал ему неотлучное пребывание в мечети, цель и дух которого — обращение всем сердцем к Всевышнему Аллаху, “собранность” сердца для Него и пребывание наедине с Ним. При этом человек не отвлекается на сотворенное, посвящая все свое время Одному лишь Аллаху, и единственной заботой его сердца становится поминание Его, а также любовь и стремление к Нему. Он думает только об Аллахе, и его размышления превращаются в поминание Всевышнего. Он думает о том, как снискать Его довольство и приблизиться к Нему, и все чувства человека при этом устремляются к Аллаху, а не к Его творениям. Все это подготавливает верующего к тому, что в день одиночества в могилах Аллах станет для него единственным близким — больше у него никого не будет, и ему некому будет радоваться, кроме Него. Это — величайшее предназначение неотлучного пребывания в мечети». Ибн аль-Каййим. Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 86–87.

 

Разрыв связей с творениями Всевышнего на несколько дней и ночей, сопровождаемый пребыванием в одном из домов Аллаха, пробуждает в человеке дух искренности по отношению к себе и заставляет его заглянуть в самого себя.

 

Этот дух вынуждает его спрашивать отчета с собственной души прежде, чем его подвергнут расчету, и при этом он всегда помнит о том, что Аллах видит его.

 

Разумный человек готовится к тому, что будет после смерти, а истинная слабость — в следовании души своим страстям.

 

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Спрашивайте отчета с души своей прежде, чем вы будете подвергнуты расчету, и украшайте себя для великого представления (дел), ибо, поистине, будет облегчен расчет того, кто подвергал расчету душу свою в этом мире». Ат-Тирмизи. Хадис № 2383. Версия хадиса, возводимая к Пророку, мир ему и благословение от Аллаха, недостоверна, как сказал аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа». Хадис № 1201.

 

Совершая и‘тикаф, вы, дорогой брат–постящийся, оживляете сунну, которая забыта и заброшена уже давно.

 

Имам аз-Зухри (да помилует его Аллах) сказал: «Остается только удивляться поведению мусульман! Они оставили неотлучное пребывание в мечети, притом что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, не оставлял его с тех пор, как прибыл в Медину, до тех пор, пока его не забрал Всевышний Аллах!».

 

В мечети, где вы совершаете и‘тикаф, должны проводиться коллективные и пятничные молитвы, чтобы вы могли совершать их со всеми, — ведь неотлучно пребывающему в мечети запрещено покидать ее за исключением тех случаев, когда речь идет об удовлетворении естественных человеческих потребностей.

 

И лучше всего выбрать мечеть, в которой вы никого не знаете, и в которой никто не знает вас. Так ваше намерение будет более искренним, у вас будет больше времени, и вас не будет отвлекать общение с родственниками и друзьями, с которыми вы и так постоянно общаетесь в течение года.

 

И‘тикаф — это сунна в последние десять дней Рамадана, однако он не обязательно должен продолжаться десять дней — это могут быть несколько дней или даже часов. Таково мнение ученых.

 

В Рамадан человек, неотлучно пребывающий в мечети, выполняет много различных обрядов поклонения. Он совершает все молитвы вместе с общиной, и при этом находит достаточно времени, чтобы читать Коран, поминать Аллаха в ожидании обязательных молитв, расходовать средства на благие цели, кормить людей и говорить благие слова, а также для ночных молитв. А если человек совершает и‘тикаф в Заповедной мечети в Мекке, он имеет возможность совершить еще и ‘умру, вознаграждение за которую будет равняться вознаграждению за совершение хаджа. Иными словами, это поклонение объединяет в себе множество других видов поклонения.

 

Кроме того, человек, неотлучно пребывающий в мечети, воспринимает Праздник разговения совсем по-другому. В этот день он выходит к своей семье и жене (если он женат), после того, как по причине и‘тикафа не имел возможности быть с ней. Женщина также имеет право совершать и‘тикаф отдельно от мужа, при наличии необходимых условий: она должна иметь возможность укрыться от посторонних глаз, ей должна быть обеспечена безопасность, она должна находиться недалеко от близкого родственника (махрам), и она должна получить разрешение мужа.

 

Некоторые жены Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, совершали и‘тикаф, пребывая в мечети недалеко от него. Но однажды ‘Аиша спросила у него разрешения совершить и‘тикаф, и он разрешил ей. Потом спросила разрешения Хафса, и ей было разрешено. Потом разрешения спросила Зейнаб. В итоге вокруг палатки Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, появились еще три палатки, принадлежавшие его женам. Тогда он сказал: «К благочестию ли стремятся они?». Аль-Бухари. Хадис № 1892, 2007.

 

Ему не понравилось, что они находятся рядом с ним так, словно он — дома, или что они отвлекли его от и‘тикафа. И он отказался от неотлучного пребывания в мечети в этом месяце и совершал его в течение десяти дней в шаввале. Фатх аль-Бари. Хадис № 1892.

 

Эта история указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, старался избежать лишнего общения с людьми и их общества во время и‘тикафа, не делал ничего напоказ и не смешивал то, что связано с миром вечным, с тем, что связано с миром этим.

 

«Господь наш, прими от нас, о Милосердный, о Любящий, и сделай нас одними из тех, чья покорность, и‘тикаф и молитвы будут приняты… Амин!».

 

Date: 2016-07-05; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию