Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Существующая структура их философии





 

Здесь я дам отдельные краткие описания двух главных систем: систему Шантиракшиты и систему Бхававивеки.

 

Система Шантиракшиты

 

Йогачара‑сватантрика – одно из течений философии мадхьямики – будет изложена по плану из трех пунктов: (А) толкование ею основы бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия

Йогачары‑сватантрики определяют абсолютную истину как объект прямого и имеющего силу восприятия, переживание которого характеризуется отсутствием проявления двойственности. Относительная же истина, по определению, – это объект, переживание которого характеризуется присутствием проявления двойственности. Примером первой из них служит качество сосуда – отсутствие истинного бытия, а примером второй – сам сосуд.

Когда йогачары‑сватантрики подробно разбирают абсолютный уровень истины, они говорят о шестнадцати видах пустоты. В сокращенном варианте говорят о четырех видах пустоты.

Разбирая относительную истину, они говорят о “правильной относительной истине” и “ложной относительной истине”. Пример первой из них – вода. Пример второй – вода, приводившаяся в мираже. Бхававивека и его последователи тоже придерживаются приблизительно такого же мнения.

(Б) Реализуемые пути

Что касается путей, эта школа считает, что путь Шравакаяны заключается в прозрении природы отсутствия “я” личности; путь Пратьекабуддаяны заключается в прозрении пустотной природы и дхарм, и сознания в том смысле, что они не существуют как нечто различное; путь же Махаяны заключается в прозрении пустоты истинного бытия всех дхарм. Как считают, каждый из этих трех путей подразделяется на пять путей, таким образом, общее их число – пятнадцать.

Объекты, подлежащие устранению посредством этих путей, – это омрачения страстями (клешаварана) и омрачения, препятствующие всеведению (джнейяварана). В данном случае говорится, что омрачения страстями пронизаны приверженностью к “я” личности, а омрачения, препятствующие всеведению, пронизаны приверженностью к “я” других дхарм. Что касается омрачений, препятствующих всеведению, то они имеют два уровня: грубый и тонкий. Пример первого из них – склонность считать объекты восприятия внешними по отношению к сознанию. Пример второго – склонность признавать бытие дхарм, например скандх, истинным.

(В) Плоды практики

По мнению йогачары‑сватантрики, восемь состояний практикующих: “входящий в поток” и т. д. – связаны не с путем Пратьекабуддаяны, а с путем Шравакаяны. Говоря о нирване, они признают нирвану с сансарным осадком и непребывающую нирвану. Они также признают учение о четырех каях Будды. Несмотря на то, что по вопросу эманации Бодхисаттв и Будд бывают разногласия, бесспорным остается число путей, ступеней и кай.

 

Система Бхававивеки

 

Она будет изложена под тремя заголовками: (А) основа бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия

В этой системе толкование двух уровней истины напоминает толкование йогачарьев‑сватантриков за исключением того, что здесь признают бытие внешнего мира [как отличной от ума субстанции] и отрицают учение об одновременном самопознающем сознании.

(Б) Реализуемые пути

Высказывая свое мнение о путях, сторонники этой системы утверждают, что шраваки и пратьекабудды не обретают постижения отсутствия “я” дхарм [т. е. они постигают только отсутствие “я” личности]; не говорят они и о пути прозрения пустоты сознания и объектов его восприятия [в том смысле, что они лишены каких‑либо лежащих в их основе отличающих субстанций]. В других отношениях их представление о путях в основном соответствует представлению йогачарьев‑сватантриков.

(В) Плоды практики

В этой традиции не разделяются на грубый и тонкий уровни ни омрачения, которые подлежат устранению, ни отсутствие “я”, которое следует постигнуть. Поэтому восемь состояний практикующих [“входящего в поток” и т. д.] могут относиться и к Шравакаяне, и к Пратьекабуддаяне.

И система Шантиракшиты, и система Бхававивеки называются сватантрикой, поскольку они отвергают философию, противоречащую их собственным положениям, а также потому, что они выдвинули собственную систему трех способов аргументации, которые считают по своему существу доказанными вследствие их характерного наличия. Термин сватантра означает “обладающий собственной неотъемлемой силой”.

На этом заканчивается мое изложение относительно школ мадхьямики‑сватантрики.

 

Мадхьямика‑прасангика

 

Я ознакомлю с мадхьямикой‑прасангикой, придерживаясь следующей последовательности: (I) характеристика последователя мадхьямики‑прасангики, (И) существующая структура этой философии.

 

I. Характеристика последователя мадхьямики‑прасангики

 

Характеристика сторонника философии мадхьямики‑прасангики такова: это последователь идеи отсутствия собственного бытия, который не признает, что хотя бы на относительном уровне истины существование вещей определяется их неотъемлемыми собственными качествами.

Примером философа этой школы является Буддхапалита. Он и его ученики были более поздними выразителями этой традиции, хотя, строго говоря, та система, которую они проповедовали, была не чем иным, как системой Нагарджуны и его учеников, Арьядэвы, Чандракирти и других. На самом деле Нагарджуна и его прямые ученики были основателями обеих традиций мадхьямики: как сватантрики, так и прасангики. Поэтому в ранних текстах Буддхапалиту и его последователей называют “поздние учителя мадхьямики”.

 

Date: 2016-08-29; view: 197; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию