Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и особенности российского образования





Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проблемы и перспективы

Автор: Буленкова Анна Викторовна,

член Молодежного парламента при Думе ЗГМО

 

 

Зима, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3;

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы формирования и оценки личностных результатов обучающихся на уроках и внеурочной деятельности………………………………………………………………...…4-15;

Новые требования к уроку в соответствии с ФГОС ООО…………………….……15-23;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…...…24-25;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..26-27;

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование является частью жизни каждого из нас. Без образования очень сложно представить процесс социализации. Каждый день мы познаем что-то новое, мы учимся, мы мыслим, порой меняя свое мировоззрение.

XXI век – век технологий, век модернизации. Как известно, три кита, на которых держится постиндустриальное общество, - это услуги, информация и образование.

Модернизация не прошла стороной и образование. Реализуется большое количество проектов по улучшению уровня образования в РФ. Долгое время в образовательной среде спорят о введении новых образовательных стандартах. Как и любое нововведение, оно вызвало недовольство, настороженность в учительской среде. Поэтому, актуальность нашего исследования состоит в том, что на обучение по новым образовательным стандартам переходят все общеобразовательные учреждения страны, в том числе и общеобразовательные учреждения города Зимы. И поэтому есть необходимость анализа новых стандартов, нахождения проблем и перспектив их решения.

Объект исследования: Система образования в Российской Федерации.

Предмет исследования: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования.

Цель исследования: Проанализировать сущность Федерального государственного стандарта основного общего образования, разработать предложения по решению проблем, возникающих при внедрении ФГОС.

Задачи исследования:

1. Изучить необходимый круг научной, учебной литературы, раскрыть сущность современного российского образования.

2. Проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Рассмотреть проблемы, возникшие при внедрении Федерального государственного стандарта основного общего образования.

4. Предложить варианты решения проблем, возникающих при внедрении ФГОС.

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. В настоящее время образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Ведь недаром образованию во все времена придавали большую значимость.

Что же такое образование и какую роль оно играет в жизни общества? Существует большое количество определений понятия «образование».

В одном из определений образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. А также это развитие жизненного опыта человека как процесс и как результат. В соответствии с иерархической структурой личности образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение, развитие.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…»

В обыденном понимании, образование, кроме всего прочего подразумевает, и, в основном, ограниченное обучение учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам.

Каждое из приведенных определений понятия «образование» является верным. Так как, действительно, образование – это и процесс освоения знаний, умений и навыков, и процесс передачи знаний от одного поколения другому, и развитие жизненного опыта, и просто обучение какому-либо предмету.

На современный процесс образования влияют различные факторы. С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда - национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование - относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая сама непосредственно может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Также образование, что немаловажно, имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе – это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Кроме всего прочего, образование является очень важной составляющей процесса социализации личности, так как посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому. [9]

Из-за значительности роли образования в жизни общества, оно имеет достаточно длинную и интересную историю.

На протяжении многих веков менялось отношение к образованию и к образованному человеку. История российской школы началась еще во времена древней Руси со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Крещение с 988 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени начинается история образования на Руси. В эти века (XI и XIII) школа на Руси носила церковный характер, она являлась для детей началом пути в храм Божий. Ярослав создал первую на Руси библиотеку, собрав много книг при Киевском Соборе. Школы были частные, не правительственные, при церквах или на дому у частных лиц.

Петр Великий придавал огромное значение просвещению. Благодаря ему, в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы артиллерийская, инженерная, медицинская, навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Были открыты школы при заводах, горные школы. Несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия, была любимым детищем Петра I.

Реформа образования в России также произошла при правлении Екатерины II. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел., фактически была создана система среднего образования. Были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

Школьная система, распределенная по так называемым учебным округам, впервые была создана в начале царствования Александра I (1801 — 1825 гг.). Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии (губернские училища). Учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а продолжал учебный план предыдущего. Приходские и уездные училища были бесплатными и бессословными.

После революции 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа стала единой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Обеспечивалось преемственность ступеней образования и равенство для всех возможностей образования. Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование.

В конце 80–90-х гг. параллельно с реформой государства осуществлялась и реформа образования. Новый социально-экономический и политический контекст Российской Федерации потребовал радикального преобразования системы образования. Реформа системы и образовательной политики правительства, главным образом нацелена:

- на укрепление и развитие демократии, объединяя национальное самосознание;

- облегчение перехода к рыночной экономике.

Самая важная цель: реформа должна была создать основные условия для перехода от централизованной, стандартизированной и однородной системы образования, к дифференцированному и открытому.

На сегодняшний день происходит демократизация и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, информатизация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов образовательных заведений и вариативности образовательных программ.

Но все же каждое образовательное учреждение должно придерживаться принципов образовательной системы, сформулированных Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данные принципы включают в себя:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. [7]

Что касается структуры современного российского образования, то в статье 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны следующие уровни образования

Ступень общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Ступень профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1) Дошкольное образование, дает детям элементарные знания, но все же не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Основное общее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об основном общем образовании.

4) Среднее общее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем общем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук. [1]

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации уделяет каждой из ступени образования особое внимание. Но, на наш взгляд, особое внимание в процессе реформирования образования было уделено ступени дошкольного и основного общего образования.

 

Date: 2016-08-29; view: 203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию