Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличия БАД от лекарственного препарата





История БАД

БАДы, хотя с некоторых пор и считаются чем-то новым и модным, появились еще в далеком первобытнообщинном обществе. Началось все с открытия лекарственных свойств растений. Отбирая травки и корешки для пропитания, наши предки заметили, что некоторые из них обладают любопытными свойствами. Женьшень и лимонник бодрят, белена снимает боль, дурман избавляет от кашля, а мак с коноплей приводят в приятное расположение духа.

Со временем багаж знаний о травах пополнялся. В V тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали о полезных свойствах эфедры, а древние инки спасались от малярии корой хинного дерева. Древние египтяне уже догадывались об оздоровительном эффекте продуктов животного происхождения. Поэтому и подкармливали ослабевших и занедуживших жиром, мозгами, печенью и кровью домашних животных, поили ослиным и женским молоком.

Можно предположить, что первые многокомпонентные БАДы изобрели египетские целители в V веке до нашей эры. Чего стоит хотя бы их средство для нормализации пищеварения: «полынь, толченые финики, горькое пиво, хлебное тесто, вино и ослиное молоко вскипятить, процедить и принимать не меньше четырех дней». Кстати, источником вдохновения для создания современных биоактивных добавок зачастую и служит опыт предков, который пока еще неплохо сохранился в народной медицине. Иначе откуда бы взялись в составе модных БАДов чеснок, валериана, женьшень и бобровая струя (высушенные половые железы бобра)?

Теоретическую базу под народную медицину ученые смогли подвести лишь в конце XIX — начале XX века. Начав с поиска лекарства от цинги, они выяснили, что человеку для нормального существования позарез нужны витамины, особые аминокислоты, микроэлементы и еще много чего. И все это можно найти в продуктах растительного и животного происхождения. На радостях ученые тут же занялись выделением этих жизненно необходимых веществ в чистом виде, а заодно и химическими опытами по искусственному их получению. Заинтригованные научными открытиями, многие стали серьезнее относиться к тому, что едят.

Больше других увлекся идеями полноценного питания американский химик Карл Ренборг. В своем родном городке Санкт-Питерсберге, что в штате Флорида, он запоем читал книги и статьи про витамины, микроэлементы, лекарственные растения и технологию консервирования продуктов. Впрочем, все эти знания пригодились ему чуть позже, когда судьба занесла Карла в далекий Китай. Случилось так, что в 1915 году химик Ренборг подписал контракт с одной из американских нефтяных компаний и отправился за «длинным рублем» на Восток. Сначала Китай принял пришельца благосклонно, но в середине 1920-х годов к власти пришли бескомпромиссные революционеры во главе с генералом Чан Кай-Ши, и американскому подданному Ренборгу пришлось несладко. Он, как и множество других иностранцев, оказался в китайском тюремном застенке. А с заключенными, тем более «прихвостнями капиталистов» там не особо церемонились.

Неизвестность, антисанитарные условия и голод быстро подрывали здоровье всех, но не Ренборга. «Кажется, пришла пора применять знания о здоровом питании на практике», — как-то подумал он, с грустью глядя в миску с тухлой баландой. И взялся за дело. Для начала Ренборг решил восполнить запасы железа в организме. Когда в один прекрасный день сокамерники и тюремщики увидели, как американец растирает ржавые гвозди и подмешивает получившиеся опилки в пищу, то решили, что тот свихнулся от горя.

Чтобы восполнить нехватку витаминов и растительной пищи Ренборг ел траву и коренья, которые ему приносили сердобольные охранники. Вскоре окружающие стали считать заключенного Ренборга местным сумасшедшим, хотя и признавали, что изнуренным и обессилевшим он не выглядит.

В 1927 году Карл Ренборг возвратился на родину без гроша в кармане. Перебиваясь случайными заработками, он арендовал чердак в городе Бальбоа-Айленд (штат Калифорния). Там он устроил маленькую лабораторию, где продолжил свои эксперименты. В 1931 году он разрабатывает новую биологически активную добавку на основе люцерны, которая содержит множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов. Это растение семейства бобовых американские фермеры очень любили использовать для откорма молодняка крупного рогатого скота и свиней. В полученный препарат Ренборг добавил вытяжку петрушки и недостающие, на его взгляд, витамины и микроэлементы и стал предлагать результат своих трудов знакомым на пробу.

Сначала химик-новатор действовал бескорыстно, но на бесплатную пищевую добавку никто не польстился. Тогда Карл стал брать за нее деньги, и неожиданно дело пошло на лад. А главное, Карл Ренборг придумал новый механизм продаж. Первыми дистрибуторами стали его друзья и знакомые. «Предложите эти препараты своим друзьям, а я вам заплачу комиссионные после того, как они их купят». Он назвал это маркетингом по рекомендации (термины «многоуровневый маркетинг» и «сетевой маркетинг» появились позже). В это время в США была Великая депрессия, которая породила и массовую безработицу. Для многих безработных участие в дистрибуции БАД стало буквально спасением. Схема начала работать. В 1934 году Карл Ренборг создал в Бальбоа-Айленде компанию California Vitamins Inc.[2]

В 1975 году на специальной сессии медико-биологического отделения АМН СССР было обсуждено выделение особой группы соединений, которые способны оказывать выраженный физиологический эффект в минимальных количествах. Они были объединены под названием биологически активных веществ или микронутриентов. К ним были отнесены алкалоиды, гормоны и гормоноподобные соединения, витамины, микроэлементы, биогенные амины, нейромедиаторы, вещества, обладающие фармакологической активностью. Большинство микронутриентов содержится в обычных пищевых продуктах (А.А.Покровский, 1979). Многие из них присутствуют в продуктах питания в равных а иногда и в более высоких дозах, чем дозы, установленные фармакопеей (И.И.Брекман, 1980). Физиологический эффект который способны оказывать минронутриенты пищи на многие функции и реакции организма, вполне сопоставим с эффектом фармакологических препаратов.[3]

 

 

Биологически активные добавки к пище (БАД) – это природные или аналогичные природным фармакологические комплексы, которые необходимы для обеспечения физиологически оптимального функционирования человеческого организма и которые современный человек недополучает с пищей.[3]

 

Классификация БАД

1) По степени технологической модификации

- природные концентраты пищевых веществ, находящие применение как самостоятельные продукты питания и добавки в пищу, так же как фактор физиотерапии и др.; например: вода минеральных источников, отложения солей морского и термального происхождения, продукты пчеловодства, мумиё, водоросли, икра и печень рыб (первое поколение);

- традиционные для кухни многих народов пригодные для длительного хранения (как правило высушиванием) пищевые концентраты, пищевкусовые добавки, травы и их смеси для приготовления; пример: сухофрукты, соления, продукты брожения (спиртового и молочнокислого);

- вытяжки, экстракты, настойки (по аналогии с галеновыми препаратами); смеси экстрактов в виде сиропов, паст, пастилок, брикетов, бальзамов;

- высококонцентрированные и чистые экстракты, искусственные и синтетические витаминные препараты, фосфолипидные, полипепдидные и гликопротеидные комплексные препараты, нашедшие широкое применение в фармакологии;

- препараты, сочетающие достоинства всех вышеназванных, витаминизированные продукты питания, обогащённые штаммами молочнокислых бактерий; кефир, йогурт;

- продукт с задействованием высоких технологий — биоинженерии, информационных; ориентирован на максимальную приближенность к индивидуальным и сиюминутным потребностям (в процессе формирования).

2) БАД также условно подразделяют на две группы нутрицевтики, парафармацевтики.

Нутрицевтики – это биологически активные добавки к пище, применяемые для коррекции химического состава пищи человека, смысл применения которых заключается в том, чтобы довести содержание естественных эссенциальных макро- и микронутриентов до уровня их содержания в суточном рационе, соответствующем физиологической потребности здорового человека в них. Нутрицевтики со всеми основаниями можно причислить к пище.

Нутрицевтики – незаменимые пищевые вещества или их близкие предшественники: витамины и провитамины, полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6, макроэлементы, микроэлементы, отдельные аминокислоты либо пептидные комплексы, некоторые моно- и дисахариды, фосфолипиды, пищевые волокна и др.

Компоненты нутрицевтиков в большинстве случаев хорошо изучены, известна их суточная потребность для различных возрастных и половых групп населения. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ к нутрицевтикам относят те группы продуктов, содержание активных начал (минеральных солей) в которых не превышает шестикратной величины их суточной физиологической потребности. Для источников витаминов (всех кроме С и Е) в БАДах не должно быть превышения трехкратной величины физиологической потребности в витамине здорового человека. Для витаминов С и Е допускается их содержание в БАДах до десятикратного размера физиологической потребности здорового человека.

Функциональная роль нутрицевтиковнаправлена на оптимизацию питания конкретного здорового человека в зависимости от пола, возраста, с индивидуальными генетически запрограммированными особенностями, биоритмами, экологическими условиями.

Нутрицевтики восполняют дефицит эссенциальных пищевых веществ, повышают неспецифическую резистентность организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, целенаправленно изменяют метаболизм веществ в организме человека.

Кроме того нутрицевтики обладают иммуномодулирующим действием, связывают и выводят из организма ксенобиотик.

Ряд нутрицевтиков используется в лечебном питании в качестве модификаторов суточного рациона.

Парафармацевтики – это биологически активные вещества, которые регулируют процессы жизнедеятельности и применяются для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем в количестве не превышающем суточной терапевтической дозы.

Парафармацевтики – это натуральные продукты, которые содержат биофлавоноиды, алкалоиды, гликозиды, сапонины, органические кислоты, эфирные масла, полисахариды, биогенные амины и другие биологически активные вещества. Парафармацевтики ближе к лекарствам, чем нутрицевтики, но они не относятся к лекарствам и не могут их заменять.

К парафармацевтикам относят растительные экстракты с высокой концентрацией физиологически активных веществ (женьшень, элеутерококк, золотой корень – радиола, лимонник, различные морские водоросли), минеральные и органические субстраты (мумие) продукты жизнедеятельности животных и пчел (панты, животные и растительные яды, желчь, мед, прополис), различные фиточаи и травяные сборы.

Действие парафармацевтиков направлено на активацию и стимуляцию функции отдельных органов и систем. Однако следует помнить, что физиологический уровень содержания большинства биологически активных веществ многих парафармацевтиков в клетках и тканях организма неизвестен. Так же неизвестна и физиологическая потребность в них взрослого здорового человека, что в значительной степени усложняет научное изучение эффективности этих веществ.

Отличие парафармацевтиков от лекарственных препаратов

- В большинстве случаев парафармацевтики – это источники природных компонентов пищи.

- Количество действующего начала в суточной дозе парафармацевтика не должно превышать разовую терапревтическую дозу этого вещества в случае, если оно применяется в химически чистом виде в качестве лекарственного средства.

- При невозможности выделения действующего начала из лекарственного растения или их комплекса в конкретном виде БАД суточная доза в БАД не должна превышать того количества лекарственного растения, которое применяется с лечебной целью в качестве разовой доза в традиционной медицине, при условии приема БАД не менее двух раз в сутки.

- Парафармацевтики применяются исключительно внутрь и в настоящее время классифицируются как пищевые продукты.

- Реализуются без рецепта.

- При использовании в качестве вспомогательного лечебного средства необходима консультация врача-специалиста.

- Эффект парафармацевтиков, проявляемый в изменении параметров функций органов и систем лежит в пределах их физиологической нормы. Эффект парафармацевтиков реализуется путем инициации универсальных механизмов адаптационных реакций организма.

- При применении парафармацевтиков существенно более низкая вероятность проявления токсических и побочных эффектов, чем при применении лекарственных средств. Однако не исключены явления индивидуальной непереносимости, что характерно и для некоторых пищевых продуктов.

- Наблюдается более широкий, чем у лекарственных препаратов диапазон используемых доз, при которых парафармацевтики оказывают свое нормализующее действие на функции отдельных органов.[5]

3) По источникам получения БАДы разбивают на несколько групп, выделяя созданные на основе:

· белков, аминокислот и их комплексов;
· эссенциальных (невосполнимых организмом) липидов;
· углеводов и сахаров;
· пищевых волокон;
· чистых субстанций макро- и микронутриентов;
· природных минералов и мумиё;
· пищевых и лекарственных растений, в том числе цветочной пыльцы;
· продуктов переработки мясо-молочного сырья, субпродуктов, членистоногих, земноводных, продуктов пчеловодства;
· морепродуктов;
· пробиотических микроорганизмов;
· одноклеточных водорослей;
· дрожжей.

4) Институт питания РАМН разработал классификацию по воздействию на организм:

· Нутрицевтики;

· Антиоксиданты;

· Для контроля веса;

· Стимулирующие функциональную активность отдельных органов и систем;

· Способствующие заживлению костных травм;

· Седативного действия;

· Мужские (для профилактики простатита, восстановления потенции и др.) и женские (для становления лактации, при климаксе и пр.);

· Тонизирующие;

· Для поддержания функции кишечника, пищеварения, желчеотделения;

· Общеукрепляющие;

· Эубиотики

5) По форме выпуска БАД классифицируются как:

· БАД пищевой формы выпуска: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот.

· БАД в лекарственной форме: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.[4]

 

Отличия БАД от лекарственного препарата

- Основное отличие БАД от лекарственных препаратов заключается в том, что лекарственный препарат имеет строгую химическую формулу, а биодобавка представляет собой неопределенный коктейль из активных веществ.

- Лекарственные препараты обязательно проходят клинические испытания, в результате чего можно максимально точно узнать о том, как воздействует на организм человека тот или иной препарат. Биологические добавки не подлежат обязательным клиническим испытаниям, а поэтому предсказать их реакцию на организм человека практически невозможно.

- Лекарства содержат четкую дозировку активного вещества, которая обязательно прописана в инструкции, а вот биологическая добавка содержит в себе неопределенное количество активного вещества, и можно только догадываться, каким образом оно повлияет на организм человека. Единственное утешение в том, что дозы активного вещества в БАД ничтожно малы, а потому серьезно навредить человеку они вряд ли смогут.[6]

 

 

Реклама БАД

Нормативной документацией согласно, которой осуществляется реклама Биологически активных добавок является Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе».

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).[7]

Реклама БАД осуществляется:

1. По телевиденью

2. В интернете

 

3. В аптеке мед представители оставляют буклеты на столике

4. В газетах, журналах

 

Упаковка БАД

Требования к упаковке БАД прописаны в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 №50 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03":

Упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота.

При упаковке БАД должны использоваться материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекарственными средствами.

Требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.

 

 

Информация о БАД должна содержать:

- наименования БАД, и в частности:

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);

 

 

- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;

 

- сведения об основных потребительских свойствах БАД;

 

- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;

 

 

 

- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний;

- указание, что БАД не является лекарством;

- дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;

 

- условия хранения;

- информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты;

- место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей.

Информация, предусмотренная настоящей статьей, доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.

 

Использование термина "экологически чистый продукт" в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.

 

Date: 2016-08-29; view: 3356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию