Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отличия БАД от лекарственного препаратаСтр 1 из 3Следующая ⇒ История БАД БАДы, хотя с некоторых пор и считаются чем-то новым и модным, появились еще в далеком первобытнообщинном обществе. Началось все с открытия лекарственных свойств растений. Отбирая травки и корешки для пропитания, наши предки заметили, что некоторые из них обладают любопытными свойствами. Женьшень и лимонник бодрят, белена снимает боль, дурман избавляет от кашля, а мак с коноплей приводят в приятное расположение духа. Со временем багаж знаний о травах пополнялся. В V тысячелетии до нашей эры китайцы уже знали о полезных свойствах эфедры, а древние инки спасались от малярии корой хинного дерева. Древние египтяне уже догадывались об оздоровительном эффекте продуктов животного происхождения. Поэтому и подкармливали ослабевших и занедуживших жиром, мозгами, печенью и кровью домашних животных, поили ослиным и женским молоком. Можно предположить, что первые многокомпонентные БАДы изобрели египетские целители в V веке до нашей эры. Чего стоит хотя бы их средство для нормализации пищеварения: «полынь, толченые финики, горькое пиво, хлебное тесто, вино и ослиное молоко вскипятить, процедить и принимать не меньше четырех дней». Кстати, источником вдохновения для создания современных биоактивных добавок зачастую и служит опыт предков, который пока еще неплохо сохранился в народной медицине. Иначе откуда бы взялись в составе модных БАДов чеснок, валериана, женьшень и бобровая струя (высушенные половые железы бобра)? Теоретическую базу под народную медицину ученые смогли подвести лишь в конце XIX — начале XX века. Начав с поиска лекарства от цинги, они выяснили, что человеку для нормального существования позарез нужны витамины, особые аминокислоты, микроэлементы и еще много чего. И все это можно найти в продуктах растительного и животного происхождения. На радостях ученые тут же занялись выделением этих жизненно необходимых веществ в чистом виде, а заодно и химическими опытами по искусственному их получению. Заинтригованные научными открытиями, многие стали серьезнее относиться к тому, что едят. Больше других увлекся идеями полноценного питания американский химик Карл Ренборг. В своем родном городке Санкт-Питерсберге, что в штате Флорида, он запоем читал книги и статьи про витамины, микроэлементы, лекарственные растения и технологию консервирования продуктов. Впрочем, все эти знания пригодились ему чуть позже, когда судьба занесла Карла в далекий Китай. Случилось так, что в 1915 году химик Ренборг подписал контракт с одной из американских нефтяных компаний и отправился за «длинным рублем» на Восток. Сначала Китай принял пришельца благосклонно, но в середине 1920-х годов к власти пришли бескомпромиссные революционеры во главе с генералом Чан Кай-Ши, и американскому подданному Ренборгу пришлось несладко. Он, как и множество других иностранцев, оказался в китайском тюремном застенке. А с заключенными, тем более «прихвостнями капиталистов» там не особо церемонились. Неизвестность, антисанитарные условия и голод быстро подрывали здоровье всех, но не Ренборга. «Кажется, пришла пора применять знания о здоровом питании на практике», — как-то подумал он, с грустью глядя в миску с тухлой баландой. И взялся за дело. Для начала Ренборг решил восполнить запасы железа в организме. Когда в один прекрасный день сокамерники и тюремщики увидели, как американец растирает ржавые гвозди и подмешивает получившиеся опилки в пищу, то решили, что тот свихнулся от горя. Чтобы восполнить нехватку витаминов и растительной пищи Ренборг ел траву и коренья, которые ему приносили сердобольные охранники. Вскоре окружающие стали считать заключенного Ренборга местным сумасшедшим, хотя и признавали, что изнуренным и обессилевшим он не выглядит. В 1927 году Карл Ренборг возвратился на родину без гроша в кармане. Перебиваясь случайными заработками, он арендовал чердак в городе Бальбоа-Айленд (штат Калифорния). Там он устроил маленькую лабораторию, где продолжил свои эксперименты. В 1931 году он разрабатывает новую биологически активную добавку на основе люцерны, которая содержит множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов. Это растение семейства бобовых американские фермеры очень любили использовать для откорма молодняка крупного рогатого скота и свиней. В полученный препарат Ренборг добавил вытяжку петрушки и недостающие, на его взгляд, витамины и микроэлементы и стал предлагать результат своих трудов знакомым на пробу. Сначала химик-новатор действовал бескорыстно, но на бесплатную пищевую добавку никто не польстился. Тогда Карл стал брать за нее деньги, и неожиданно дело пошло на лад. А главное, Карл Ренборг придумал новый механизм продаж. Первыми дистрибуторами стали его друзья и знакомые. «Предложите эти препараты своим друзьям, а я вам заплачу комиссионные после того, как они их купят». Он назвал это маркетингом по рекомендации (термины «многоуровневый маркетинг» и «сетевой маркетинг» появились позже). В это время в США была Великая депрессия, которая породила и массовую безработицу. Для многих безработных участие в дистрибуции БАД стало буквально спасением. Схема начала работать. В 1934 году Карл Ренборг создал в Бальбоа-Айленде компанию California Vitamins Inc.[2] В 1975 году на специальной сессии медико-биологического отделения АМН СССР было обсуждено выделение особой группы соединений, которые способны оказывать выраженный физиологический эффект в минимальных количествах. Они были объединены под названием биологически активных веществ или микронутриентов. К ним были отнесены алкалоиды, гормоны и гормоноподобные соединения, витамины, микроэлементы, биогенные амины, нейромедиаторы, вещества, обладающие фармакологической активностью. Большинство микронутриентов содержится в обычных пищевых продуктах (А.А.Покровский, 1979). Многие из них присутствуют в продуктах питания в равных а иногда и в более высоких дозах, чем дозы, установленные фармакопеей (И.И.Брекман, 1980). Физиологический эффект который способны оказывать минронутриенты пищи на многие функции и реакции организма, вполне сопоставим с эффектом фармакологических препаратов.[3]
Биологически активные добавки к пище (БАД) – это природные или аналогичные природным фармакологические комплексы, которые необходимы для обеспечения физиологически оптимального функционирования человеческого организма и которые современный человек недополучает с пищей.[3]
Классификация БАД 1) По степени технологической модификации - природные концентраты пищевых веществ, находящие применение как самостоятельные продукты питания и добавки в пищу, так же как фактор физиотерапии и др.; например: вода минеральных источников, отложения солей морского и термального происхождения, продукты пчеловодства, мумиё, водоросли, икра и печень рыб (первое поколение); - традиционные для кухни многих народов пригодные для длительного хранения (как правило высушиванием) пищевые концентраты, пищевкусовые добавки, травы и их смеси для приготовления; пример: сухофрукты, соления, продукты брожения (спиртового и молочнокислого); - вытяжки, экстракты, настойки (по аналогии с галеновыми препаратами); смеси экстрактов в виде сиропов, паст, пастилок, брикетов, бальзамов; - высококонцентрированные и чистые экстракты, искусственные и синтетические витаминные препараты, фосфолипидные, полипепдидные и гликопротеидные комплексные препараты, нашедшие широкое применение в фармакологии; - препараты, сочетающие достоинства всех вышеназванных, витаминизированные продукты питания, обогащённые штаммами молочнокислых бактерий; кефир, йогурт; - продукт с задействованием высоких технологий — биоинженерии, информационных; ориентирован на максимальную приближенность к индивидуальным и сиюминутным потребностям (в процессе формирования). 2) БАД также условно подразделяют на две группы нутрицевтики, парафармацевтики. Нутрицевтики – это биологически активные добавки к пище, применяемые для коррекции химического состава пищи человека, смысл применения которых заключается в том, чтобы довести содержание естественных эссенциальных макро- и микронутриентов до уровня их содержания в суточном рационе, соответствующем физиологической потребности здорового человека в них. Нутрицевтики со всеми основаниями можно причислить к пище. Нутрицевтики – незаменимые пищевые вещества или их близкие предшественники: витамины и провитамины, полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6, макроэлементы, микроэлементы, отдельные аминокислоты либо пептидные комплексы, некоторые моно- и дисахариды, фосфолипиды, пищевые волокна и др. Компоненты нутрицевтиков в большинстве случаев хорошо изучены, известна их суточная потребность для различных возрастных и половых групп населения. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ к нутрицевтикам относят те группы продуктов, содержание активных начал (минеральных солей) в которых не превышает шестикратной величины их суточной физиологической потребности. Для источников витаминов (всех кроме С и Е) в БАДах не должно быть превышения трехкратной величины физиологической потребности в витамине здорового человека. Для витаминов С и Е допускается их содержание в БАДах до десятикратного размера физиологической потребности здорового человека. Функциональная роль нутрицевтиковнаправлена на оптимизацию питания конкретного здорового человека в зависимости от пола, возраста, с индивидуальными генетически запрограммированными особенностями, биоритмами, экологическими условиями. Нутрицевтики восполняют дефицит эссенциальных пищевых веществ, повышают неспецифическую резистентность организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, целенаправленно изменяют метаболизм веществ в организме человека. Кроме того нутрицевтики обладают иммуномодулирующим действием, связывают и выводят из организма ксенобиотик. Ряд нутрицевтиков используется в лечебном питании в качестве модификаторов суточного рациона. Парафармацевтики – это биологически активные вещества, которые регулируют процессы жизнедеятельности и применяются для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем в количестве не превышающем суточной терапевтической дозы. Парафармацевтики – это натуральные продукты, которые содержат биофлавоноиды, алкалоиды, гликозиды, сапонины, органические кислоты, эфирные масла, полисахариды, биогенные амины и другие биологически активные вещества. Парафармацевтики ближе к лекарствам, чем нутрицевтики, но они не относятся к лекарствам и не могут их заменять. К парафармацевтикам относят растительные экстракты с высокой концентрацией физиологически активных веществ (женьшень, элеутерококк, золотой корень – радиола, лимонник, различные морские водоросли), минеральные и органические субстраты (мумие) продукты жизнедеятельности животных и пчел (панты, животные и растительные яды, желчь, мед, прополис), различные фиточаи и травяные сборы. Действие парафармацевтиков направлено на активацию и стимуляцию функции отдельных органов и систем. Однако следует помнить, что физиологический уровень содержания большинства биологически активных веществ многих парафармацевтиков в клетках и тканях организма неизвестен. Так же неизвестна и физиологическая потребность в них взрослого здорового человека, что в значительной степени усложняет научное изучение эффективности этих веществ. Отличие парафармацевтиков от лекарственных препаратов - В большинстве случаев парафармацевтики – это источники природных компонентов пищи. - Количество действующего начала в суточной дозе парафармацевтика не должно превышать разовую терапревтическую дозу этого вещества в случае, если оно применяется в химически чистом виде в качестве лекарственного средства. - При невозможности выделения действующего начала из лекарственного растения или их комплекса в конкретном виде БАД суточная доза в БАД не должна превышать того количества лекарственного растения, которое применяется с лечебной целью в качестве разовой доза в традиционной медицине, при условии приема БАД не менее двух раз в сутки. - Парафармацевтики применяются исключительно внутрь и в настоящее время классифицируются как пищевые продукты. - Реализуются без рецепта. - При использовании в качестве вспомогательного лечебного средства необходима консультация врача-специалиста. - Эффект парафармацевтиков, проявляемый в изменении параметров функций органов и систем лежит в пределах их физиологической нормы. Эффект парафармацевтиков реализуется путем инициации универсальных механизмов адаптационных реакций организма. - При применении парафармацевтиков существенно более низкая вероятность проявления токсических и побочных эффектов, чем при применении лекарственных средств. Однако не исключены явления индивидуальной непереносимости, что характерно и для некоторых пищевых продуктов. - Наблюдается более широкий, чем у лекарственных препаратов диапазон используемых доз, при которых парафармацевтики оказывают свое нормализующее действие на функции отдельных органов.[5] 3) По источникам получения БАДы разбивают на несколько групп, выделяя созданные на основе: · белков, аминокислот и их комплексов; 4) Институт питания РАМН разработал классификацию по воздействию на организм: · Нутрицевтики; · Антиоксиданты; · Для контроля веса; · Стимулирующие функциональную активность отдельных органов и систем; · Способствующие заживлению костных травм; · Седативного действия; · Мужские (для профилактики простатита, восстановления потенции и др.) и женские (для становления лактации, при климаксе и пр.); · Тонизирующие; · Для поддержания функции кишечника, пищеварения, желчеотделения; · Общеукрепляющие; · Эубиотики 5) По форме выпуска БАД классифицируются как: · БАД пищевой формы выпуска: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот. · БАД в лекарственной форме: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.[4]
Отличия БАД от лекарственного препарата - Основное отличие БАД от лекарственных препаратов заключается в том, что лекарственный препарат имеет строгую химическую формулу, а биодобавка представляет собой неопределенный коктейль из активных веществ. - Лекарственные препараты обязательно проходят клинические испытания, в результате чего можно максимально точно узнать о том, как воздействует на организм человека тот или иной препарат. Биологические добавки не подлежат обязательным клиническим испытаниям, а поэтому предсказать их реакцию на организм человека практически невозможно. - Лекарства содержат четкую дозировку активного вещества, которая обязательно прописана в инструкции, а вот биологическая добавка содержит в себе неопределенное количество активного вещества, и можно только догадываться, каким образом оно повлияет на организм человека. Единственное утешение в том, что дозы активного вещества в БАД ничтожно малы, а потому серьезно навредить человеку они вряд ли смогут.[6]
Реклама БАД Нормативной документацией согласно, которой осуществляется реклама Биологически активных добавок является Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе». Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания 1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; 2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; 4) побуждать к отказу от здорового питания; 5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок. 1.1. Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).[7] Реклама БАД осуществляется: 1. По телевиденью 2. В интернете
3. В аптеке мед представители оставляют буклеты на столике
4. В газетах, журналах
Упаковка БАД Требования к упаковке БАД прописаны в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 №50 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03": Упаковка БАД должна обеспечивать сохранность и обеспечивать качество БАД на всех этапах оборота. При упаковке БАД должны использоваться материалы, разрешенные для использования в установленном порядке для контакта с пищевыми продуктами или лекарственными средствами. Требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя.
Информация о БАД должна содержать: - наименования БАД, и в частности: - товарный знак изготовителя (при наличии); - обозначения нормативной или технической документации, обязательным требованиям которых должны соответствовать БАД (для БАД отечественного производства и стран СНГ);
- состав БАД с указанием ингредиентного состава в порядке, соответствующем их убыванию в весовом или процентном выражении;
- сведения об основных потребительских свойствах БАД;
- сведения о весе или объеме БАД в единице потребительской упаковки и весе или объеме единицы продукта;
- сведения о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний; - указание, что БАД не является лекарством; - дата изготовления, гарантийный срок годности или дата конечного срока реализации продукции;
- условия хранения; - информация о государственной регистрации БАД с указанием номера и даты; - место нахождения, наименование изготовителя (продавца) и место нахождения и телефон организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей. Информация, предусмотренная настоящей статьей, доводится до сведения потребителей в любой доступной для прочтения потребителем форме.
Использование термина "экологически чистый продукт" в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.
|