Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией.

Первое, велелепное, как говорят летописи, украшение собора сделано в 1514 году по повелению великого князя Василия Ивановича. Стены и столпы собора украшены были иконописанием, фресками по золотому полю. При исправлении сводов собора иарь Михаил Федорович приказал возобновить живопись, но с большим против прежнего великолепием. Возобновление это произведено было с успехом псковским иконописцем Иваном Паисеином в течение 1642 и 1644 годов, причем возобновленное иконописание не отличалось нисколько от старого, так как со старого с особенной тщательностью снималось на листы. Возобновление совершалось под наблюдением боярина Бориса Репнина, стольника Григория Пушкина и дьяка Степана Угодского. Золота на возобновление употреблено было 210 100 листов иеной на 1721 червонец. По сделанной тогда смете внутренность храма заключала в себе 1008 квадратных саженей, из коих на каждую полагали по 700 листов золота большой меры. Хотя на это новое расписывание собора и указал государь брать деньги из Печатного и Монетного дворов, а также и из приказа Казанского дворца, однако же участвовали во вкладе и два частных лица: патриарх, давший тысячу червонцев, и торговый человек Толечов - 164 червонца.

Иконостас собора - во всю вышину его и совершенно прямой. Огромный, с серебряными Царскими вратами, он изображает церковный символизм, свойственный древним христианским храмам, или полную идею вселенской церкви - союз Старого Завета с Новым. В нем пять ярусов. Первый состоит из икон древних праотцов и патриархов, среди коих Господь Саваоф с Предвечным Словом. Второй представляет ветхозаветную церковь и лики пророков от Моисея до Христа с хартиями их пророчеств, окружающих икону Божьей Матери с Предвечным Младенцем в лоне. Третий, меньшего размера, вмешает все церковные праздники и евангельские события. В четвертом изображена полная христианская церковь, где Спаситель представлен уже в образе Великого архиерея, сидящего на престоле, с предстоящими Матерью, Предтечей и апостолами. В нижнем, или пятом, ярусе иконостас имеет иконы, великолепно и богато украшенные...

В 1643 году мастер из Страсбурга Яган Кристлер получил заказ на строительство каменного моста через Москву-реку. Он предложил проект и модель, но комиссия из Каменного приказа сделала вывод, что мост не выдержит тяжелой артиллерии и напора льда. Строительство было отложено.

8 июля произошло явление в Нижнеломове Чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Икона явилась на источнике близ Нижнего Ломова, в Пензенской губернии. По повелению царя Михаила Федоровича, здесь была устроена церковь и приказано быть монастырю. Икона считается «многоцелебною».

Состоялась поездка по Амуру якутского письменного головы Василия Пояркова. Поярков прошел по реке до устья и через Сахалинский залив вышел в Охотское море.

Указ Михаила Федоровича об основании Ирбитской ярмарки.

Казак Михаил Стадухин дошел до Колымы и основал Средне-колымское зимовье.

Московский подьячий Тимофей Анкудинов поджег свой дом, заперев там сварливую жену (детей он вывез к другу). Затем Анкудинов бежал за границу, где объявил себя сыном царя Василия Шуйского. Анкудинов стал одиннадцатым из девятнадцати самозванцев, объявившихся в XVII веке. Он побывал в Польше, Турции, Риме, в Украине и в Швеции. В конце концов, самозванец был схвачен в Голштинии и выдан России, где его четвертовали.

В 1644 году отряд казаков отправлен проведать про озеро Байкал и серебряную руду.

21 января в Москву, свататься к царевне Ирине Михайловне, приехал сын датского короля Вольдемар.

15 февраля произошло явление в Долматовском Успенском монастыре (Пермь) Чудотворной иконы Успения Божией Матери.

Столицей донских казаков стал городок Черкасский. А краса и гордость донских казаков уже на протяжении трех столетий Новочеркасск, основанный атаманом Матвеем Платовым, начал строиться с 1805 года. Русский историк, писатель и генерал П.Н. Краснов в "Картинах былого Тихого Дона"писал: «24 апреля 1644 года на многих лодках вниз по Дону пошло все войско Донское. Казаки подошли к тому месту, где стоял Черкасский городок запорожцев, также сожженный турками, и деятельно принялись за работу. Земляным валом и деревянным забором окружили город, поставили на валу пушки, а внутри разбили место под станицы. Шесть станиц образовало новый городок, получивший название Черкасского: две было Черкасских, запорожских, станицы, потом четыре донских: Средняя, Павловская, названная в честь атамана Павла Федорова, Прибылянская и Дурновская. Потом стали прибывать к Черкасску и еще люди, места стало мало на острове, стали ставить новые станицы. За протокой прибылые люди поставили новую Прибылянскую станицу, потом поставили Скородумовскую, Тютеревскую станицы, за ними стало три Рыковских станицы, да еще татары, покорившиеся казакам, образовали татарскую, или Базовую станицу.
Так возник на пожарище старого запорожского Черкасского городка новый донской Черкасский городок. Туда перешло из Раздор войско Донское, там стал собираться главный войсковой круг, и там поселился и атаман. Сто шестьдесят один год, до самого основания Новочеркасска, Черкасский городок был главным городом всего войска Донского.
Туда было прислано царем Михаилом Феодоровичем новое знамя на место сгоревшего, и туда же в часовни поставили и подаренные Московским царем иконы.
30 апреля 1644 года, в сопровождении большой охраны, "с великим бережением" перевезли казаки из Раздор в Черкасск царских послов Илью Милославского, дьяка Леонтия Лаврентьева и турецкого посланник
а».

9 мая ночью королевич Вольдемар (жених царевны Ирины Михайловны), не желая принимать православие, что было условием брака, со свитой попытался бежать из Москвы. Однако его остановили стрельцы у Тверских ворот Белого города, где произошло первое вооруженное столкновение. Взято в плен королевича стрельцы повели в Кремль, где он вторично напал на них, отбив своего человека. Заинтересованность царя в этом браке была столь велика, что Вольдемара не выставили вон из Москвы, а вплоть до смерти Михаила Федоровича продолжали уговаривать перейти в православие.

Русские стрельцы под командованием атамана Ивана Колесникова пришли в Забайкалье и построили там несколько укрепленных острогов. Под командованием Ивана Колесникова было сто человек. После зимовки в остроге, поставленном на Ангаре в устья реки Осы они отправился к Байкалу, но смогли добраться только до северо-западного берега. Колесников получил от монгольского князька Турукай-Табуна немного золота и две серебряные чаши и с этими дарами и с ясаком из мехов на 1000 рублей отправился в Москву. Несмотря на уверения Турукая, что золото и серебро находятся в китайских пределах, Колесников поручил оставшимся казакам разведывать о руде.

На урочище Белое Городище пришел монах Далмат и основал здесь монастырь

В 1645 году на русский престол взошел Алексей Михайлович Романов.

13 июля 1645 годав возрасте 49 лет умер царь Михаил Федорович. Причиной смерти, по всей видимости, была водянка. По мнению лекарей, болезнь произошла от «многаго сиденья, от холодного питья и меланхолии, сиречь кручины». Царем стал шестнадцатилетний Алексей Михайлович, фактическим правителем при нем — боярин Борис Иванович Морозов, в течение тринадцати лет бывший воспитателем царевича. Воспитатель заставлял царевича в детстве носить немецкое платье, как и его слуги.

 

Земский собор 1613 г. Избрание царем Михаила Романова. Замирение с Польшей и Швецией.

 

Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране порядок.

Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника о женской линии царя Федора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России. Мать царя долго отказывалась принять для своего сына столь опасную честь. Ее с трудом уговорили посланники. Отец Михаила Романова, тогда находился в плену.

Внешполитическое положение России было очень тяжелым. Шведы осадили Псков, но взять не смогли. В 1617 с ними заключили тяжелый для России Столбовский мир. Новгород возвращался России, но под власть Швеции окончательно переходило балтийское побережье. Поляки не смирились и в 1617 королевич Владислав едва вновь не занял Москву. С Польшей было заключено перемирие, по которому под ее руку переходили Смоленск, черниговские и другие земли. Перемирие означало, что неизбежна новая война.

ИЗБРАНИЕ НОВОГО ЦАРЯ
Однако первоочередным был все-таки вопрос о восстановле­нии центральной власти, что в конкретных исторических услови­ях начала XVII в. означало избрание нового царя. Прецедент уже был: избрание «на царство» Бориса Годунова. В Москве собрался Земский собор, очень широкий по своему составу. Кроме Боярс­кой думы, высшего духовенства и столичного дворянства, на собо­ре было представлено многочисленное провинциальное дворянство, горожане, казаки и даже черносошные (государственные) кресть­яне. Своих представителей прислали 50 городов России.
Главным был вопрос об избрании царя. Вокруг кандидатуры будущего царя на соборе разгорелась острая борьба. Одни бояр­ские группировки предлагали призвать «королевича» из Польши или Швеции, другие выдвигали претендентов из старых русских княжеских родов — Голицыных, Мстиславских. Трубецких, Рома­новых. Казаки предлагали даже сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек («воренка»). Но не они были на Соборе в большинстве. По настоянию представителей дворянства, горожан и крестьян было решено: «Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких неправославных государств на Мос­ковское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».
После долгих споров члены собора сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, двоюродного племянника послед­него царя из династии московских Рюриковичей — Федора Ивановича, что давало основания связывать его с «законной» династией.
Дворяне видели в Романовых последовательных противников «боярского царя» Василия Шуйского, казаки — сторонников «царя Дмитрия» (что давало основание полагать, что новый царь не будет преследовать бывших «тушинцев»). Не возражали и боя­ре, надеявшиеся сохранить власть и влияние при молодом царе. Очень четко отразил отношение титулованной знати к Михаилу Романову Федор Шереметев в своем письме к одному из князей Голицыных: «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». В. О. Ключевский заметил по этому поводу: «Хо­тели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».
21 февраля 1613 года Земский собор объявил об избрании царем Михаила Романова. В костромской Ипатьевский монастырь, где в это время скрывался Михаил и его мать «инокиня Марфа», было направлено посольство с предложением занять русский трон. Так в России утвердилась династия Романовых, правивших страной более 300 лет.
К этому времени относится один из героических эпизодов русской истории. Польский отряд попытался захватить только что избранного царя, искал его в костромских вотчинах Романовых. Но староста села Домнина Иван Сусанин не только предупредил царя об опасности, но и завел поляков в непроходимые леса. Ге­рой погиб от польских сабель, но и погубил заблудившихся в ле­сах шляхтичей.
В первые годы царствования Михаила Романова страной фак­тически управляли бояре Салтыковы, родственники «инокини Мар­фы», а с 1619 года, после возвращения из плена отца царя патриарха Филарета Романова — патриарх и «великий государь» Филарет. Началось восстановление хозяйства и государственного порядка. В 1617 году в деревне Столбово (около Тихвина) был подписан «вечный мир» со Швецией. Шведы возвратили России Новгород и другие северо-западные города, однако шведы удержали за собой Ижорскую землю и Корелу. Россия потеряла выход к Балтийскому морю, но ей удалось выйти из состояния войны со Швецией. В 1618 году было заключено Даулинское перемирие с Польшей на четырнадцать с половиной лет. Россия потеряла Смоленск и еще около трех десятков смоленских, черниговских и северских горо­дов. Противоречия с Польшей не были разрешены, но только от­ложены: та и другая сторона не были в состоянии дальше продолжать войну. Условия перемирия были очень тяжелыми для страны, но Польша отказывалась от претензий на престол.
Смутное время в России закончилось.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первы м, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.
В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

 


<== предыдущая | следующая ==>
Предметные результаты 1 page | Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем.

Date: 2016-08-29; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию