Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика уровней усвоения учебной информации по В.П.Беспалько





Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня
0 (нулевой) понимание Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I уровень узнавание Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)  
II уровень воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III уровень применение Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV уровень творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

 

То же нам понятно. И до сих пор актуально и современно. И этой таблицей можно пользоваться, контролируя своё качество передачи знания своему чаду.

Опять же из XX века возьмём уровни формирования компетенции:

1 уровень – неосознанная некомпетентность

2 уровень – осознанная некомпетентность

3 уровень – осознанная компетентность

4 уровень – неосознанная компетентность

5 уровень – мастерство/передача опыта другому

Авторство указывают и советских учёных, и зарубежных. Мы, родители, благодарны всем. За простоту подачи материала и наше понимание его.

Теперь мы же, современные родители, заботящееся о качестве образования нашего ребёнка, вспоминаем, что знания усваиваются на разных уровнях:

репродуктивном – это повторение за педагогом, взрослым, наставником, воспроизведение по образцу, по инструкции, подразумевает совместную деятельность при передаче знаний, умений и навыков;

продуктивном – поиск и нахождение нового знания самостоятельно, нестандартного способа действия.

Как рассуждают большинство из современных родителей?

– Репродуктивный – старый, отработанный способ, только зубрёжку развивает, а вот продуктивный – то, что надо! И современно, и дитя научит быть самостоятельным!

И хватаются за подобную методику преподавания, т.к. у самих оправданно нет времени терпеливо, систематически в позитивном ключе учить чему-то своё чадо.

Уважаемые родители! И все заинтересованные взрослые! Знания качественно передаются и качественно усваиваются только в сочетании этих двух уровней!

Если не достаточно таблицы, проверенной временем, по В.П.Беспалько, давайте на уровни формирования компетенций наложим репродуктивный и продуктивный уровни. Как это увидела после 30-ти летней профессиональной практики и я. Что мы увидим?

«Лесенка» формирования компетентности, передачи знаний

  Передача знаний
  Неосознан- ная компетен- тность    
  осознанная   компетен- тность              
  Осознанная   некомпетен- тность                    
Неосознанная некомпетентность                
                 

 

Сразу мы чего-то не знаем – уровень неосознанной некомпетентности. Вдруг (или не вдруг) знакомимся с новой информацией и понимаем, что об этом мы ничего не знаем – осознанная некомпетентность. Получаем образец использования новых знаний (репродуктивный уровень), мы формируем умения пользоваться информаций по образцу (репродуктивно-продуктивный уровень), использования умений в знакомых условиях – осознанная компетентность. Когда мы отрабатываем навыки использования своего опыта в новых условиях, используя опыт других – репродуктивно-продуктивный уровень, а потом и «на автомате» на бессознательном уровне пользуемся своими знаниями – продуктивный уровень неосознанной компетентности.

Когда мы помогли сформировать умения и закрепить навыки, когда показали образец передачи знания другим, мы можем с чистой совестью сказать, что мы передали ребёнку свой опыт в чём-то конкретном. Научили его завязывать шнурки, собирать и раскладывать по местам свои игрушки, чистить зубы, делать зарядку.., готовить обед, убирать в квартире, общаться со сверстниками.., считать, писать.., учиться.

Да. Мы учим ребёнка учиться самостоятельно.

Когда ребёнок улавливает на бессознательном уровне или осознаёт, что весь новый опыт, успешный опыт, осваивается, приобретается через весь этот деятельностный путь, он сможет репродуктивный уровень проходить самостоятельно: находить нужную информацию, учиться использовать её, а потом и присваивать, делать своей собственностью (мы понимаем, что здесь не про авторские права).

Самая последняя ступенька, когда человек способен передать свой опыт другому человеку, важна не только для педагога, но и для родителя, для всех взрослых. Для всех людей. Это один из способов сохранения преемственности, передачи опыта, знаний. Это возможность развития.

Очень важно осознавать, передавая или изучая, принимая чей-то опыт, знания, на какой ступеньке ты сам (твой ребёнок, ученик) сейчас находишься, или в глубине какой ступеньки ты находишься. Чтобы понимать, какой следующий шаг надо сделать, какие внутренние и внешние преграды преодолеть, чтобы достичь результата.

Возможно, вы сейчас заметите, что эти таблица и лесенка может сработать только для взрослых или достаточно больших детей.

Посмотрите на эту таблицу-рисунок. Это тоже итог нескольких десятков лет работы.

 

 

Как вы думаете, с какого возраста можно пользоваться рисунком-подсказкой, передавая своему ребёнку знания об окружающем мире, свои жизненные ценности, свой жизненный опыт?

Согласитесь, вариантов много. Всё знакомо.

Успехов Вам и Вашим детям!

 

Date: 2016-08-29; view: 1713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию