Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словесный язык чувств





Филогенетически более древним способом выражения чувств являются выразительные движения. Словесное выражение чувств появилось у человека с развитием речи и в настоящее время занимает ведущее место.

Словесный язык чувств — это слова, обозначающие явления эмоциональной жизни. Он формируется по тем же законам, что и язык в целом. Способность детей говорить об эмоциях еще мало изучена. Если к 18 месяцам дети уже воспринимают себя и других как существа, то в 18—20 месяцев ребенок начинает использовать слова, обозначающие эмоции («наивная теория эмоций»).

Развитие у ребенка способностей говорить об эмоциях является не просто овладением соответствующими терминами, но и овладением способами межличностного взаимодействия.

Т. Пик и Д. Эгли (1982) подчеркивают, что способность к точному и гибкому лексическому оформлению своих эмоциональных переживаний формируется на ранних стадиях онтогенеза в процессе общения с родителями, отсутствие или недостаточность такового ведет к недоразвитию «эффекторных схем» и к необходимости проведения специальной коррекционной работы со стороны воспитателя. Они же отметили феномен, состоящий в том, что у больных с различными эмоциональными проблемами отмечается бедность словаря, относящегося к эмоциональной жизни, при отсутствии какой-либо другой специфики их общего словарного запаса.

Значение называния эмоций в психогимнастике заключается в эмоциональном осознании ребенком себя. Известно, например, что ребенок уже в 5 месяцев может испытать чувство гордости (из наблюдений над сыном Э. Блейлера), но и в 5—6 лет, испытывая чувство гордости, ребенок вряд ли скажет: «Я горд», хотя его поза и выражение лица будут свидетельствовать об этом.

Само собой разумеется, что ребенок или подросток, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

Т. М. Титаренко (1980) считает, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника,

У всех детей, которым рекомендуются занятия, желательно проверить качество словарного запаса, относящегося к эмоциональной жизни. С каждым ребенком надо беседовать отдельно от других детей.

Сначала проверяется, может ли ребенок различать основные чувства (интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злоба, радость, горе). Это можно сделать с помощью следующего диалога:

— Если лежат две книги, одна с картинками, а другая без картинок, ты какую возьмешь?

— С картинками.

— Почему?

— Она интереснее.

Детей можно спрашивать, при каких обстоятельствах появляется та или иная эмоция. (Например, когда человек удивляется?) Можно рассказать ситуацию и спросить, что переживает человек, попавший в нее. (Например, что почувствует мальчик, когда ему подарят игрушечную железную дорогу?)

Затем у ребенка следует проверить словарный запас, обозначающий качества характера.

Некоторые дети уже в 5-летнем возрасте способны ответить на соответствующие вопросы и даже сделать обобщение («Смелый человек — это тот, кто ничего не боится», «Эгоист — это тот, кто любит только себя»). Вместе с тем есть дети, которые и в 6- и 7-летнем возрасте могут иметь неправильное представление о значении тех же самых оценочных слов («Смелый человек — это тот, кто всех бьет», «Эгоист — это тот, кто работает в ГАИ»).

Проанализировав ответы детей, легче составить план занятий с ними, выбрав из II части «Психогимнастики» именно те, которые могут прояснить отдельные нечеткие представления детей, тесно связанные с пониманием эмоций и эмоциональным осознанием себя.

Date: 2016-07-25; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию