Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткое жизнеописание раби Нахмана из БраславаПриведенные биографические сведения взяты из книги раби Натана "Хайей а-Ран" (Жизнь раби Нахмана") и книги рава А. Каплана "Gems of rabby Nachman". 1 Великая суббота (Шабат – гадол) – суббота перед праздником Пэсах. обратно к тексту 2 Хэрэм – здесь: форма бойкота, остракизма. 3 "Шивхэй Бааль Шем Тов", Иерусалим, 5729 г., стр. 66, 68. 4 "Хайей Моаран", стр. 296. 5 Шабат – суббота, когда читается "Хвалебная песнь" (см. Тора, Шемот 15). 6 Рэбэ – цадик, глава хасидской общины. 7 "Йемэй Мааранат", стр. 43. 8 Собрание молитв и проповедей о смерти, принадлежащее р. Аарону Бэрахье из Модины (ум. в 1639 г.). СНЫ И ВИДЕНИЯ РАБИ НАХМАНА ИЗ БРАСЛАВА 1 Собрание бесед раби Нахмана, 1:20. 2 Псалом 105:41. 3 Авот, 6:4. 4 Тикунэй Зоар, тикун 21 и тикун70; Зоар Брэшит, 23. 5 Зоар Брэшит, 23:5. 6 Открывают в них новый смысл. 7 Псалом 92. 8 Трактат Брахот, 33. 9 "Жизнь учителя нашего раби Нахмана". 10 Тора, Книга Бэмидбар (В пустыне), 20:14. 11 Резник. 12 "Йешайя, 1:14. 13 Рош – ана – начало года и День суда. 14 Даниэль, 7:9. 15 В оригинале матронита – госпожа, владычица, царица: Шехина или Тора; см. Зоар, часть 3, стр. 96. 16 Трактат Хулин, 60. 17 Раби – досл, "учитель мой". 18 Об этих сочетаниях ничего не известно. 19 Кэлим – сосуды, а также – орудия, инструменты. 20 Один из уровней души, а именно третий, считая снизу вверх. 21 Нижний Ган-Эдэн – рай на земле. 22 Низший уровень души, наделяющий тело жизнью. 23 Второй уровень души – дух, духовность. 24 Раввины, учителя. 25 Неделя, когда читают главу Торы под названием Толедот. 26 Пятнадцатое швата – Ту-би-Шват (Новый год деревьев). 27 Это было сказано так (идиш): аз сз кумт ди цайт бин их нит сое вое фриэр. 28 В оригинале употреблено слово кована – сосредоточенность, намерение, святой умысел, устремленность, внутренний смысл. 29 Имеется в виду раби Нахман Городенкер. 30 Йешайя, 4:2 – "В тот день росток Б-жий станет хвалою и красою, а плод земли – гордостью и славой уцелевших Исраэля". "Росток Б-жий" – праведники. 31 "Плод земли" – потомки праведников, см. комментарий к книге Йешаяу. 32 Это либо обращение на "Вы", либо множественное число – и тогда имеются в виду Бааль Шем Тов и раби Нахман из Браслова. 33 Одного из хасидов раби Нахмана. 34 Капарот – искупительный обряд, совершаемый накануне Йом а-Кипурим. 35 В книге "Ликутэй Моаран", 1, знак 10, в поучении к недельной главе Торы "И вот законы..." говорится о рукоплесканиях и танце и приводятся слова из "Тикунэй Зоар" (21:48): "Труа (звук шофара) потоком дыхания изгоняет нечистого, неверие" и т.д., благодаря чему удостаиваются рукоплесканий и танцев, как сказано: "И этот поток дыхания вдувается (проникает) в шесть частей рук и в шесть частей ног". Если вникнуть в поучение, становится ясно, что труа (трубление), звуки шофара подобны рукоплесканиям и танцу. 36 Псалом 126:2. 37 Псалом 89:16. 38 Ликутэй Моаран, I, знак 175. 39 В канун субботы. 40 "И пошел Моше..." – раздел Торы, читаемый в первую неделю года. 41 Исправление души человека. 42 Райсин – еврейское название Белоруссии. 43 Зоар Брэшит, 100:129. 44 В тексте: бэ-нэкитат хэфэц – взяв в руки (священный) предмет. 45 "Дом собрания", синагога. 46 В ад. 47 Зоар, ч.1, 229; ч.II, 210; ч.III, 101. 48 Соответственно: мир деяний, мир созидания, мир творчества, мир (Б-жественной) эманации. Нашу жизнь мы проводим в низшем из миров, в мире деяний. Но все эти четыре мира, включая высший из них – олам ацилут (мир эманации), досягаемы для праведника. СИХОТ А-РАН. 1 Псалом 135:57. 2 Псалом 135:67. 3 Коэлет (Экклезиаст) 5:7. 4 Мишлей(Притчи) 31:23. "Супруг" – Всевышний;"Не" – имеется в виду Шехина – Б-жественное присутствие; "врата” – врата познания. 5 Зоар Брэшит,лист 103. Толкование: "Каждый постигаетЕго в меру того, что знает о Нем в сердце своем". 6 Талмуд Бавли,трактат Пэсахим, лист 119. "Побеждают" – например, Моше Рабэйну "пересилил" Всевышнего, когда Он – ради Моше – отказался от намерения истребить народ Исраэля. 7 аббревиатура: да будет Он благословляем. 8 аббревиатура: да будет благословляемо Имя Его. 9 Тора, Дварим, 33:4. 10 аббревиатура: благословенной памяти. 11 Талмуд Бавли. Брахот119. 12 Псалом 19:8. 13 См. "Ликутэй Моаран”, знак 156. 14 Псалом 18:19. 15 Тора, Шемот, 21:19. 16 Йешайя, 11:1. 17 Эйха, 4:20. 18 Талмуд Бавли, трактат Пэсахим, лист 68. 19 Зэхарья, 8:4. 20 Мэлахим (Книга Царей) II, 4:29. Это слова пророка Элиши, обращенные к слуге, которого он, посылает воскресить с помощью посоха умершего ребенка. 21 В скобках – замечание раби Натана. 22 Побродить – глагол "ласуах" (прогуливаться, бродить) означает также "вести беседу". В комментарии к стиху из Торы (Брэшит, 24:63): "И вышел Ицхак побродить в поле..." – Раши указывает, что "ласуах" означает "молиться", ссылаясь на Мидраш Брэшит раба 60 и на Псалом 102:1. 23 Тора, Брэшит, 39:12. Она – жена Потифара, пытающаяся соблазнить Йосэфа. 24 Cиmpa ахра – по-арамейски "другая сторона" (противоположная святости. Примеч. переводчика). 25 Ему – нечистому. 26 Намек на продолжение стиха (Тора, Брэшит, 39:12): "Но он оставил одежду свою в руке ее и, спасаясь бегством, выбежал вон". 27 Шабат Нахаму – суббота после 9 ава, называемая так потому, что в эту субботу читают главу из книги пророка Йешаяу, начинающуюся словами: "Нахаму, нахаму, ами!" (Утешайте, утешайте народ Мой!"). 28 В тексте беседы и в "Ликутэй Тинъяна" действительно фигурирует слово "простак". Разъяснение таково: "Порою даже великий праведник вынужден превратиться в простого человека (простака), отстранившись от Торы и от собственных свершений. Необходимо, например, какое-то время уделять телесным потребностям. Спрашивается, чем жив праведник в эти промежутки времени? Ведь основа жизни – Тора. Знай, что в эти периоды он поддерживает в себе жизнь, черпая из оцар хэсэд хинам – сокровищницы безвозмездных даяний, из которой черпало все существующее в течение первых 26 поколений после сотворения мира, – пока не родился Моше, учитель наш, и нам не была дарована Тора. До этого времени Тора пребывала в сокрытии: асэрэт а-диброт – десять заповедей пребывали в асара маамарот – десяти речениях, которыми был сотворен мир и которые воплотились в мироздание со всем наполняющим его". Поскольку доступ к сокровищнице безвозмездных даяний дан только истинным праведникам, они обязаны "нисходить на землю" и, опростившись, на время став "простаками", черпать из этой сокровищницы, чтобы питать и поддерживать жизнь тех, кто далек от Торы. 29 Их – народы мира. 30 Прекрасно объяснено – в начале комментария Раши к Торе. Отвечая на вопрос, почему Тора начинается с сотворения мира, Раши говорит: "Потому, что "мощь деяний Своих возвестил Он народу Своему, чтобы отдать ему достояние народов" (Псалом 111:6). Если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, присвоившие себе земли народов", – ответит Исраэль: "Вся земля принадлежит Творцу. Он сотворил ее и отдал тем, кому Ему было угодно. По воле Своей Он наделил ею их и по Своей же воле Он отнял (ее) у них и дал нам". В "Ликутэй Тинъяна" разъяснено, что "мощь деяний Его" сосредоточена в десяти речениях, на которых зиждется святость Страны Исраэля (святость, имеющая десять уровней). Силою десяти речений, которыми создан мир, Исраэль может "покорить", то есть освятить, любое место на земле, превратив его в "Эрэц Исраэль" – Страну Исраэля. Таким образом, путь в Страну Исраэля "пронизан" десятью речениями, и через этот путь истинный праведник в пору своего опрощения способен приобщиться к Торе, сокрытой в десяти речениях. Так он получает доступ к оцар хаим – сокровищнице жизни. 31 Кое-что из сказанного им тогда, очень немногое, опубликовано. – Примечание раби Натана Герценштерна. 32 Гевалд (идиш) – непереводимо; возглас отчаяния, крик о помощи. Даже у великих грешников остается надежда. При посредстве истинного праведника каждый может обрести подлинную жизнь. Поэтому отчаяния не существует. Но для этого необходимо раскаяться и "возопить к Всевышнему", необходимо предельное усилие тэшувы. Поэтому так необычайно важно приблизиться к праведнику. 33 Нэвайот – первенец Ишмаэля. См. Йешаяу, 60:7 и комментарии к этому стиху. 34 – См. "Ликутэй Моаран", 3, 8:9, 38:4, 42, 49:7, 282; и "Ликутэй Тинъяна", 8:1, 31, 92. 35 Подразумевается стих из "Книги пророка Ионы" (Иона, 2:3 – "Воззвал я в беде моей к Всевышнему – и Он ответил мне; из чрева шеола(преисподней. – Примеч. переводчика) возопил я – услышал Ты голос мой". 36 Коэлет, 7:10. 37 Иов, 5:7. 38 Трактат Санэдрин, 99. 39 "Нет мгновения без травмы". 40 Коэлет, 2:23. 41 Тора, Брэшит, 3:19, 20. 42 Трактат Авот, часть 6, мишна 4. 43 Трактат Авот, часть 2, мишна 7. 44 Мидраш Брэшит, Парашат Цав, стих 2, м Коэлет, 1:3. 45 Псалом 90:10.
|