Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как мы распознаем цадика-избавителяПочему души слетаются к истинному цадику? Почему они ищут только у него своего исправления? Почему только он, истинный цадик, может поднимать и исправлять падшие души, одевать нагие души, возносить в предназначенное место молитвы, которые блуждают в пространствах миров? И как мы можем различать между тем, кого зовут истинным цадиком, или цадиком поколений, и между остальными цадиками? По каким приметам мы можем узнать и опознать этого особого цадика? И еще: какие качества и достоинства присущи ему? Каково главное качество и какова сущность возвышенной души, обитающей в теле истинного цадика? И какая высшая мудрость свойственна цадику, мудрость, посредством которой он притягивает сильных своей силой и побуждает многих стремиться к святости? Ответ на эти вопросы можно найти в следующем: 1. В общем определении корней души, ее служения, ее блужданий, ее пороков и ее исправления и теми средствами, которыми пользовался раби Нахман. "Знай, – утверждает раби из Браслава, – что есть поле, и на нем растут прекрасные деревья и травы. Неописуема красота поля и не счесть растений, растущих на нем. Счастлив тот, кому дано увидеть это. И растения и травы – это святые души, которые растут на этом поле, и есть среди них несколько нагих душ, которые скитаются за пределами поля, ожидая своего исправления и томясь по нему, дабы они могли вернуться и собраться на своих местах. И даже великая душа, от которой зависит много других душ, выйдя иногда за пределы поля, не может вернуться на свое прежнее место. И все эти души ожидают хозяина поля, чтобы он занялся их исправлением. А восстановить иную душу можно, только заплатив за это жизнью или совершив благое деяние, служа Всевышнему". "И тот, кто хочет препоясать чресла свои и стать хозяином поля, должен быть бесстрашным и решительным воителем, мудрецом и великим праведником. Бывает, что человек не может завершить деяние исправления раньше, чем на смертном одре, но и для этого надо быть весьма великим, ибо есть много великих, которые даже на смертном одре не достигли этого. Только человек великий, достигший высочайшего духовного уровня в своем восхождении, способен завершить то, что он должен завершить на протяжении своей жизни, ибо много мытарств и страданий приходится ему пережить. Только благодаря своему величию и восхождению он может перенести все и возделать поле, как должно" ("Ликутэй Моаран"). 2. В полном самоупразднении истинного цадика (вплоть до полного подавления эгоизма), то есть в безмерном смирении его перед Бесконечным, когда невозможно представить себе большего смирения. "Когда (ты) приходишь к знатоку Торы и изливаешь перед ним свое сердце и тот подобен Моисею в своем самоупразднении – посредством этого ты приобщаешься к Бесконечному, ибо когда человек хочет отдаться на волю Бесконечного, он должен упразднить свою (материальную) сущность. 3. В душевной силе (гвура) истинного цадика (цадика-избавителя, хозяина поля, подобного Моисею-Мессии). "Гвура, – утверждает Браславский раби, – обитает в сердце, ибо тот, кто тверд сердцем и не боится никакого человека и никакой вещи, способен совершить невероятные деяния, потому что он стремится быть в самой гуще боя, как сказано: "Кто силен? Тот, кто подавляет свои страсти" (Авот, 4:1). 4. В девяти принципах поведения и качествах, которые являются тайнами владычества над мирами и душами. Приведем некоторые из них. Этими качествами отличается Моисей-Мессия, "Пастырь верный", изливающий свою душу в мольбах, молитвах и просьбах". Грешных смиряет он жезлом силы, но перед Святым, да будет Он благословен, предстает в мольбах своих как жалкий бедняк и ни на какие привилегии не претендует, как сказано: "И умолял Всевышнего во время то". А это означает, что (цадик) должен обратиться с мольбой (к Всевышнему), если хочет высказаться, т.е. произнести поучение. 5. "На глазах у них" – в способности установить связь с душами собравшихся слушать его. "Когда он поучает общину – еще перед тем как начать говорить – он устанавливает связь с душами присутствующих и изливает свое сердце в молитве перед Всевышним, да будет Он благословен. Ибо сказано: "Всевышний могуществен и не презирает доблестного сердцем" (Иов, 36). Его слова обжигают: "Есть душа в мире – через нее открываются толкования Торы, и она страдает от мучений, ибо сказано: "Хлеб с солью ешь, воду в меру пей, и при этом трудись над Торою" (Авот, 6:4). Все толкователи Торы черпают от той души, и все речи той души – словно раскаленные угли. Из океана Торы можно почерпнуть только тогда, когда речи – словно огненные ручьи, ибо сказано: "Слово Мое не подобно ли огню"? (Иеремия, 23). "Кто хочет, чтобы через него открылись слова Торы, должен вначале привлечь к себе свыше слова, обжигающие, как раскаленные угли, слова, изливающиеся из вышнего сердца, ибо сказано: "Всевышний – твердыня сердца моего" (Псалом, 73). В этом сердце запечатлены все разъяснения Торы. Тот, кто нуждается в каком-то разъяснении, должен обратиться за ним к этому вышнему сердцу с мольбой и молитвой". "И послал Моисей ангелов". Духовные силы, рождающиеся из букв Торы, – действительно ангелы. Эти духовные силы – ангелы – соответствуют чаемому обновлению Торы, а обновление Торы совершается соответственно той святости, которая прибавилась наверху. По мере преумножения святости происходит возрастание Торы, и с преумножением Торы – и преумножение ангелов. И, напротив, когда святость настолько оскудевает, что ангелы, сотворяемые благодаря обновлению Торы, малосильны и не способны покарать злодеев мечом, они могут лишь смирить злодеев, посеяв малодушие в их сердцах, а иногда даже смирить их не могут. Восхождения на Землю Израильскую удостаиваются приобщением к Торе, ибо сказано: "И дал ему земли народов" (Псалом, 105). Но Земля Израильская – одна из трех вещей, обретаемых через страдание. Эти мучения должны сдерживать злодеев, распускающих дурную славу о Стране, злодеев, которых надо сначала смирить. Из этих страданий цадик, поднявшийся на уровень Эрэц-Исраэль, выходит бесстрашным героем. Но пока он не достиг этого, о нем можно сказать: "Пусть не хвалится препоясывающийся (мечом), как снимающий пояс" (Мелахим, 1:20). А после того как он победил, называют его мужем брани (См. "Ликутэй Моаран, поучение 20). 6. В совершенстве священного языка истинного цадика. Это выражение "совершенство священного языка" раби Нахман употребляет в двух смыслах: а) Это священный язык иврит, язык Израиля, язык Торы, пророков и пр., язык, которым сотворен мир, и буквы этого языка порождают и создают мироздание. Эти буквы нисходят с высших небосводов в бездну и проникают в глубины материального и предельно грубого – в тайне изгнания Шехины, чтобы затем подняться и вернуться к своим светоносным небесным источникам – в тайне возвращения Шехины; б) Это священный язык самого истинного цадика, то есть священная речь и чистота ее, которая обретена не только путем ограждения языка от всякого сквернословия и злоречия, но и благодаря устранению всех "речей, которые посвящены не Всевышнему и Его Торе". Этому языку, этой речи, в которой сосредоточивается возвышенная духовная мощь, присуща невероятная сила воздействия.
|