Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа учебной дисциплины





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Н.А. Мамаев

"____"______________2011 г.

 

Учебно-методический комплекс

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки

030300.62 – Психология

 

Присваиваемая квалификация (академическая степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Челябинск 2011

Содержание

 

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………...  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...………………..  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции …………………………………………………..…………………  
1.3.3. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..…  
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………....  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..…  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ……………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

 

Программа учебной дисциплины

1.1 Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цели:

- формирование представлений о предмете и основных теоретических направлениях в социологии,

- освоение основных социологических понятий, закономерностей общественного устройства и развития,

- знакомство с социальной структурой общества и месте личности в различных видах социальных взаимосвязей,

- обзор современных направлений исследований в отечественной и зарубежной социологии, знакомство с методами социологических исследований.

Задачи дисциплины:

- проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;

- рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

- структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

- показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

- сформировать у студентов представления о проблемной социальной ситуации, формулировании проблемы, понимания процедуры и методов исследования социальных процессов.

 

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучается во 2 – семестре. Дисциплина базируется на знании предмета «Обществознание» общеобразовательной программы. Перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения «Основ социологии»: «История социологии», «Современные социологические теории», «Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология», «Методология и методы социологического исследования», «Политическая социология», «Социология управления», «Социология организаций».

 

 

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины бакалавр психологии должен:

знать:

- особенности предмета социологии, ее роли, функций в современном обществе;

- структуры и понятийного аппарата общей социологической теории;

- типологию основных источников возникновения и развития массовых социальных движений;

- социальную структуру общества;

- формы социального взаимодействия;

- факторы социального развития;

- типы и структуры социальных организаций;

- направление социальных изменений в современном глобальном мире;

уметь:

- приобретать знания в предметной области дисциплины;

- корректно выражать и аргументировано обосновывать основные положения предметной области;

- использовать современные социологические методы в изучении социальной реальности;

- анализировать социальную структуру в отношении ее качественных и количественных характеристик;

- составлять программы небольших социологических исследований;

- организовывать простые анкетные опросы;

- применять социологические подходы к анализу сложных социальных проблем современного мирового социума;

владеть:

- способностью анализировать, критически оценивать, выбирать и использовать современные социологические методы изучения социальной реальности;

- способностью использовать навыки восприятия и анализа текстов, имеющих социологическое содержание;

- способностью применять на практике приемы ведения дискуссии, навыки публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030300.62 – Психология (бакалавриат):

а) общекультурных (ОК)

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

б) профессиональных (ПК)

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, общий объем часов 72, в том числе:

- лекции – 36;

- самостоятельная работа, в т.ч. подготовка к практическим (семинарским) занятиям, подготовка эссе, аттестации (промежуточные - зачет и итоговая - экзамен)- 36.

Форма контроля - зачет.

Семестр 2.

Контрольные мероприятия
  Очная форма обучения  
  2 семестр  
Отчетность: зачет  
Контроль текущей успеваемости Выполнение практических заданий, выступления на конференциях, ответы на вопросы  
Промежуточная оценка знаний Балльно-рейтинговая  

 

Содержание дисциплины:

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

 

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
  Становление социологии как науки               Выступление на конференции
  Развитие социологии: краткий очерк               Конкурс эссе
  Социология как наука               Деловая игра
  Социальные взаимодействия и отношения               Конспект лекций
  Общество               Презентация выступления конкурсе
  Культура               Подготовить эссе
  Личность как социальный тип               Подготовка реферата
  Личность как деятельный субъект               Конспект лекций
  Народонаселение               Подготовка эссе
  Социальные общности и группы               Конференция
  Малые группы и коллективы               Конспект лекций
  Социальная структура общества               Конспект лекций
  Социальная стратификация               Деловая игра
  Социальное неравенство               Участие в деловой игре
  Социальные институты: понятие, структура, функции               Тестирование по разделу
  Социальные организации               Самостоятельная работа пвскуркурсу
  Социальные изменения, развитие и прогресс               Составление тестов
  Отклоняющееся поведение и социальный контроль               Тестирование по всему курсу
  Зачет                
Итого                  

 

(Л – лекции;ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов)

 

1.3.2. Лекции

Тема 1. Становление социологии как науки (2 часа)

Предсоциологическое знание об обществе – обыденный опыт, художественные впечатления, философская рефлексия. Социальные и теоретические предпосылки социологии: развитие капитализма, естественнонаучные открытия (химия, биология), общецивилизационные корни, накопление эмпирического материала и использование методов познания естественных наук. Позитивизм Огюста Конта, органицизм Герберта Спенсера. Истоки антипозитивистской, гуманистической социологии.

Классическая социология XIX и первой половины XX века. Эмиль Дюргейм о социальной солидарности, коллективном сознании. Социальные факты как предмет социологии. Концепция понимания Макса Вебера, понимания смысла социального действия, поведения. Классический эволюционизм (О. Конт и Г. Спенсер). Его исходное положение о том, что общество можно рассматривать как организм, который непрерывно растет. Дифференциация его структур и функций в процессе развития. Исторический материализм К. Маркса о необратимом следовании друг за другом общественно-экономических формаций и классовой борьбе как двигателе развития в зависимости от господствующих в них производственных отношений.

Тема 2. Развитие социологии: краткий очерк (2 часа)

Российская социология: основные этапы и специфика развития. Середина XIXв. – начало XXв. – институционализация социологии. Либеральные и реформистские течения (М.М. Ковалевский, Н.А. Данилевский, Н.К. Михайловский, П.А. Сорокин). Революционное течение (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Развитие немарксистской и марксисткой социологии, отраслевых социологий (20-е гг. ХХ в.). Гегемония марксисткой социологии (30-50-е гг. XX в.) и ее последствия. Возрождение социологии с 60-х гг. XX в. Новый статус социологии в реформируемой России в условиях рынка.

Особенности современного социологического знания. Новый период в развитии мировой социологии с 70-х гг. XX в. Современные социологические концепции и теории, их тесная связь с классическими идеями и отличительные особенности. Понятие парадигмы как определенной совокупности фундаментальных оснований научного знания. Классическая и современная парадигмы. Радикальная и гуманистическая социологии.

Тема 3. Социология как наука (2 часа)

Понятие объекта социологической науки (общество и информация о нем). Предмет социологии – современное общество как целостная система. Метод социологии как рациональный способ исследования общественных явлений. Основные категории и законы социологии.

Структура и функции социологии. Уровни социологического знания. Макросоциология и микросоциология. Отраслевые социологии. Теории среднего уровня. Функции социологии: научно–познавательная, политическая и гражданская. Роль социологии в российском обществе. Предназначение социологии.

 

Тема 4. Социальные взаимодействия и отношения (2 часа)

Социальное действие как поведение людей, связанное с мотивационным и культурным значением. Концепция социального действия (М. Вебер). Социальные связи, социальные контакты. Социальные взаимодействия как процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других, т.е. обмениваются действиями.

Социальные отношения как устойчивая система взаимодействий людей, как отношения между социальными статусами и ролями. Виды социальных отношений: инструментальные, самоценные, формальные и неформальные, диффузные и специфические, постоянные и временные, эгалитарные и неэгалитарные, по социальным различиям, интимные и официальные.

Тема 5. Общество (2 часа)

Общество как система, совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей. Основные признаки общества как социальной системы – целостность, динамизм, открытость, саморегуляция, пространственно-временное бытие. Стабильность как важнейшая характеристика общества.

Типология обществ: дописьменные и письменные; простые и сложные, первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое; доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Общество и государство. Гражданское общество как совокупность независимых, имеющих возможности реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

 

Тема 6. Культура (2 часа)

Социологическое понимание культуры как совокупности средств, способов, форм взаимодействия людей с природой и друг с другом, как механизм человеческого взаимодействия и как система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения определенной группы людей. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Функции культуры в обществе: социализации, интегративная, ориентационная, гуманистическая, гносеологическая, информационная, нормативно-регулятивная. Механизм социокультурной регуляции через систему символов (языка, ценностей, образцов поведения), формирования личности и ее поведения.

 

Тема 7. Личность как социальный тип (2 часа)

Человек, индивид, личность. Понятие личности в социологии как ступени развития индивида, особенностей индивидуального и исторического развития. Ролевая теория личности. Марксистская теория личности. Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Личность и общество. Свойства личности – творчество, социальность, субъективность, целостность, личный опыт. Социальные типы личности – фанатики, конформисты, бунтари, флюгеры, маргиналы. Менталитет личности как социальное самосознание. Особенности российского менталитета.

 

 

Тема 8. Личность как деятельный субъект (2 часа)

Социализация как процесс формирования личности, ее содержание и этапы: детство, юность, молодость, взрослая жизнь, старость. Структура личности. Два мира личности: внутренний мир сознания, скрытый от других; внешний, открытый для людей – деятельностный мир. Связь сознания и поведения. Поведение личности как совокупность ее поступков, в которых отражаются все механизмы сознания. Образ жизни личности как превращение внутреннего во внешнее, наблюдаемое. Социальная активность личности.

 

Тема 9. Народонаселение (2 часа)

Социальная сущность народонаселения – объединенная социальными связями совокупность людей с присущими ей свойствами и отношениями. Структура народонаселения: половая, возрастная, генетическая. Демография как наука о естественном воспроизводстве населения, его численности, структуре (возрастной, половой, семейной и др.) и миграции (переселении населения), причинах и последствиях. Современная демографическая ситуация в России как кризисная. Рождаемость, смертность, миграция как факторы движения народонаселения.

 

 

Тема 10. Социальные общности и группы (2 часа)

Социальная общность – совокупность индивидов, субъект социального действия, поведения. Виды социальных общностей. Массовые общности, их характерные черты. Квазигруппы – аудитория, толпа, социальные круги.

Социальная группа как совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющих определенную функцию в системе общественного разделения труда. Характерные особенности социальных групп. Классификация социальных групп: большие и малые, первичные и вторичные группы. Ингруппы и аутгруппы, референтные группы.

 

Тема 11. Малые группы и коллективы (2 часа)

Малая группа как малочисленная по составу, ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом. Формальные и неформальные группы. Концепция анализа малых групп. Групповая динамика, ее проблемы: коммуникационные связи, лидерство и др.

Коллектив как высший уровень развития группы. Первичный производственный коллектив. Трудовой коллектив. Основные характеристики коллектива.

 

Тема 12. Социальная структура общества (2 часа)

Понятие и концепции социальной структуры. Социальная структура – это повторяющиеся и устойчивые формы взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества, как определенная группировка людей. Виды социальных структур: социально-классовые, социально-этнические, территориальные, демографические, семейно-бытовые, социально-профессиональные, религиозные и др. Номинальные (горизонтальная дифференциация) и ранговые параметры, выражающие социальное неравенство, характеризующие положение человека в обществе.

 

Тема 13. Социальная стратификация (2 часа)

Теория социальной стратификации, ее принципы и основные положения. Стратификация как совокупность признаков (метод выделения), как сама социальная структура (портрет общества), как результат мобильности страт по горизонтали и вертикали (переход из группы в группу, из страты в страту). Страта как большая группа людей, отличающихся по своему положению в обществе. Теория классовой структуры общества. Класс как большая страта, выделяемая по нескольким признакам. Современные представления о классовой структуре общества. Особенности структуры российского общества.

 

Тема 14. Социальное неравенство (2 часа)

Социальное неравенство как легкий или трудный доступ до определенных ценимых в обществе благ, прежде всего, богатства, власти, престижа. Функции и генезис неравенства. Теории неравенства: функциональная теория социальной стратификации и теория накопившихся преимуществ. Абсолютная и относительная бедность.

 

Тема 15. Социальные институты: понятие, структура, функции (2 часа)

Институционализация как процесс становления социальных институтов, его этапы. Понятие «социальный институт». Социальные институты - «фабрики» по воспроизводству социальных связей (М. Вебер). Специфические особенности и общие признаки социальных институтов. Виды и функции социальных институтов.

 

Тема 16. Социальные организации (2 часа)

Социальная организация как группа людей, деятельность, которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные черты социальной организации. Эффект синергии. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как специфическая форма организации общества, ее рациональность (М. Вебер).

 

Тема 17. Социальные изменения, развитие и прогресс (2 часа)

Социальные изменения как различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же системы в другой момент. Основные социологические парадигмы изменений: конфликтологическая и функциональная.

Социальный процесс как совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий. Виды процессов: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация, поддержание границ и систематические связи.

Социальное развитие – один из видов социального процесса, отличающийся позитивным характером и эндогенными (находящимися внутри общества) источниками движения. Однолинейное и многолинейное развитие. Социальный прогресс как процесс развития в позитивном направлении. Критерии прогресса.

 

Тема 18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль (2 часа)

Понятие девиации как отклонения от социальной нормы. Формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, суицид. Типы теоретического объяснения девиантного поведения: биологический (Ч. Ламброзо, У. Шелдон), психологический (З. Фрейд), социологический (Э. Дюркгейм, Р.Мертон). Понятие аномии (Э. Дюркгейм). Делинквентное поведение.

Девиации и преступность в современной России: состояние, причины, последствия.

Сущность социального контроля. Функции социального контроля. Элементы социального контроля. Механизм социального контроля. Социальные нормы: сущность и виды. Нормы и ценности. Социальная шкала оценок. Социальные санкции: сущность и классификация. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1.3.3. Самостоятельная работа студентов

Таблица 5 — Тема, объем и литература для СРС

Номер раздела или темы Тема СРС Коли- чество часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
  Становление социологии как науки     Выступления на конкурсе
  Развитие социологии: краткий очерк     Конспект первоисточника
  Социология как наука     Структурирование текста первоисточника
  Социальные взаимодействия и отношения     План – схема первоисточника
  Общество     Презентация выступления на семинаре
  Культура     Выписки из текста, словарей и справочников
  Личность как социальный тип     Составление таблиц для систематизации учебного материала
  Личность как деятельный субъект     Тестирование
  Народонаселение     Ответы на контрольные вопросы
  Социальные общности и группы     Подготовка реферата
  Малые группы и коллективы     Подготовка эссе
  Социальная структура общества     Составление библиографии
  Социальная стратификация     Решение задач
  Социальное неравенство     Выполнение схем
  Социальные институты: понятие, структура, функции     Участие в деловой игре
  Социальные организации     Подготовка аннотированного списка литературы по теме семинара
  Социальные изменения, развитие и прогресс     Выступления на семинаре
  Отклоняющееся поведение и социальный контроль     Конспект первоисточника
  Итого      

1.4. Список литературы

а) Основная литература:

  1. *Андреева Г. М. Социология в России: Учеб. пособ. / Под ред. В. А. Ядова.— М.: Ин-т социологии РАН, 2006— 696 с
  2. *Американская социологическая мысль: Тексты: [Перевод] / Сост. Е.И.Кравченко; Под ред. В. И. Добренькова.— М.: Изд-во МГУ, 2010.— 495 с.;
  3. *Антонов, А. И.Микросоциология семьи [Текст]: учебник для вузов / А. И. Антонов.— 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2009.— 368 с
  4. *Бабосов. Евгений Михайлович. Общая социология / Е. М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс. 2006. – 637 c.
  5. *Боди, Зви (проф.).Финансы: Учебное пособие / З. Боди, Р. Мертон.— М.: Вильямс, 2000.— 584 с
  6. *Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций / [В. Н. Иванов, Ю. Н. Давыдов, М. С. Комаров и др.]; Отв. ред. В. Н. Иванов; АН СССР, Ин-т социол. исслед. — М.: Наука, 1986.— 278 с.
  7. *Ватолина Ю. В.Метод наблюдения в социологии [Текст]: на основе опыта Вальтера Беньямина / Ю. В. Ватолина.— СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.— 141 с.
  8. *Вильямский В. С.Основы организации деятельности социальных систем [Текст]: на примере муниципальных образований России / В. С. Вильямский.— Ростов-н/Д: Феникс, 2006.— 539 с.
  9. *Волков. Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Социально-гуманитарные знания; Ростов-н/Д: Феникс. 2007. – 572 с.
  10. *Волков. Юрий Григорьевич. Социология / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Пресс. 2007.
  11. *Гидденс, Э. Социология [Текст]: учебник / Э. Гидденс; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.— М.: Эдиториал УРСС, 1999
  12. *Гиллер Ю. И.Социология самостоятельной личности [Текст] / Ю. И. Гиллер.— М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2006.— 223 с.
  13. *Горелов. Анатолий Алексеевич. Социология / А. А. Горелов. - М.: Эксмо. 2006.
  14. *Граждан, В. Д.Социология управления [Текст]: учебник / В. Д. Граждан.— М.: Кнорус, 2008.— 508 с.
  15. *Громов И. А.Западная социология [Текст]: Учебное пособие для вузов / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич В. А. Семенов.— СПб.: ДНК, 2003.— 559 с.
  16. *Давыдов А. А.Системная социология [Текст] / А. А. Давыдов.— М.: КомКнига, 2006.— 187 с.
  17. *Данилевский Н. Я.Горе победителям: Полит. ст. / Вступ. ст., примеч., прил. А. В. Ефремова.— М.: Алир: Облиздат, 1998.— 415 с.
  18. *Девятко И. Ф.Методы социологического исследования [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко.— 4-е изд. — М.: КДУ, 2006.— 295 с.
  19. *Долгоруков А. М.Практикум по общей социологии [Текст]: учебное пособие для вузов / А. М. Долгоруков; под ред. Н. И. Лапина.— М.: Высш. шк., 2006.— 295 с.
  20. *Дюркгейм Э. Самоубийство [Текст]: социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Н. Ильинского.— СПб.: Союз, 1998
  21. *Елисеева Е. Н.Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Елисеева.— 2-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008.— 135 с.
  22. *Жаворонков А. В.Российское общество [Текст]: потребление, коммуникация и принятие решений, (1967-2004) / А. В. Жаворонков.— М.: Вершина, 2007.— 574 с.
  23. *Зарубина. Наталья Николаевна. Социология хозяйственной жизни / Н. Н. Зарубина. - М.: Логос. 2006.
  24. *Заславская Татьяна Ивановна. Российское общество на социальном изломе: Взгляд изнутри / Т. И. Заславская.— М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 1997.— 299 с.
  25. *Зборовский Г. Е. Прикладная социология [Текст]: учебное пособие для гуманитарных (несоциологических) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина.— М.: Гардарики, 2006.— 175 с
  26. *Зборовский Г. Е. Социология управления [Текст]: учебное пособие / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина.— М.: Гардарики, 2007.— 270 с.
  27. *Зборовский Г. Е. Социология: Учебник для студ. гуманит. вузов.— М.: Интерпракс, 1995.
  28. *Иванов Д. В. Социология: теория и история / Д. В. Иванов. - СПб.: Питер. 2006.
  29. *Иванова Ж. Е. Социология девиантного поведения. - М.: Союз. 1998.
  30. *Ионин, Л. Г.Социология культуры: Учебное пособие / Л. Г. Ионин.— М.: Логос, 1996.— 280 с.
  31. *История теоретической социологии [Текст]: в 5 т. / А. Б. Гофман [и др.]; отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов.— М.:1997 Т. 2: Социология XIX века
  32. *Как провести социологическое исследование в помощь идеологическому активу / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги.— М.: Политиздат, 1985
  33. *Клейберг Ю. А.Девиантное поведение в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг.— М.: МПСИ, 2006.— 296 с.
  34. *Козлов В. Н. Социология / В. Н. Козлов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2006.
  35. *Комаров М. С.Введение в социологию [Текст]: учебник для вузов / М. С. Комаров.— М.: Наука, 1994.— 317 с.
  36. *Кравченко А. И. Социология / А. И. Кравченко. - М.: Проспект. 2008.
  37. *Кравченко А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин.— СПб. [и др.]: Питер, 2011.— 431с
  38. *Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М.: Проспект. 2007. – 534 с.
  39. *Лавриненко В. Н.Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебное пособие / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова.— М.: Вузовский учебник: ВЭФЭИ, 2004.— 183 с.
  40. *Лазарев А. Д.Социология молодежи [Текст]: монография / А. Д. Лазарев, С. Н. Чирун.— Кемерово: б. и., 2006.— 183 с.
  41. *Лапин. Николай Иванович. Обшая социология / Н. И. Лапин. - М.: Высш. шк.. 2006.
  42. *Манько. Ю. В. Социология молодежи / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - СПб.: Петрополис. 2008.
  43. *Маркс, Карл.Капитал. Т. 1, Кн. 1: Процесс производства капитала: Критика политической экономии / К. Маркс.— М.: Политиздат, 1973.— 907 с.
  44. *Маркс, Карл.Социология: Перевод с нем.: Сборник / К. Маркс; Вступ. ст. Ю. Н. Давыдова.— М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000.— 432 с.
  45. *Медков. Валерий Михайлович. Демография / В. М. Медков. - М.: ИНФРА-М. 2004.
  46. *Медков. Виктор Михайлович. Демография / В. М. Медков. - М.: ИНФРА-М. 2009.
  47. *Нартов, Н. А.Социология [Текст]: учебник для вузов / Н. А. Нартов, В. Ю. Бельский; под ред. В. И. Староверова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.— 511 с.
  48. *Общая социология / сост.: А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа. 2006
  49. *Организационное поведение [Текст]: учебник для вузов / [В. Г. Антонов и др.]; под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой.— 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.— 460 с
  50. *Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова.— М.: Интерпракс, 1996
  51. *Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: От М. Вербера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Учеб. пособ. / Ю. Н. Давыдов, А. Б. Гофман, А. Д. Ковалев и др.; Отв. ред. Ю. Н. Давыдов.— М.: Наука, 1994.— 380 с.
  52. *Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского.— М.: Академический проект, 2000
  53. *Радаев, В. В. Экономическая социология: Курс лекций: Учебное пособие / В. В. Радаев.— М.: Аспект Пресс, 2000.— 367 с.
  54. *Радаев, В. В. Экономическая социология: Курс лекций: Учебное пособие / В. В. Радаев.— М.: Аспект Пресс, 2000.— 367 с.
  55. *Развитие социологии в России [Текст]: с момента зарождения до конца XX века: учебное пособие для вузов / Е. И. Кукушкина [и др.]; под ред. Е. И. Кукушкиной.— М.: Высш. шк., 2006.— 455 с.
  56. *Россия: социокультурные ограничения модернизации/ И. М. Ахиезер и [др. ] // Общественные науки и современность.–2007.–N 5. - С. 87-10
  57. *Самыгин П. С.Девиантное поведение молодежи [Текст]: учебное пособие / П. С. Самыгин.— Ростов-н/Д: Феникс, 2006.— 441 с.
  58. *Смелзер Нейл. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. В.А.Ядов.— М.: Феникс, 1994.— 688 с.
  59. *Сорокин П. А. О русской общественной мысли / П. А. Сорокин; Отв. ред. И. А. Голосенко.— СПб.: Алетейя, 2000
  60. *Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин; Пер. с англ., коммент. и ст. В. В. Сапова.— СПб.: РХГИ, 2000.
  61. *Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.— М: Политиздат, 1992.
  62. *Социология / В. Н. Лавриненко, Г. С. Лукашева, О. А. Останина и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.
  63. *Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. - М.: Гардарики. 2007.
  64. *Социология [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.— 447 с.
  65. *Социология Макса Вебера: труд и экономика [Текст] / А. И. Кравченко.— М.: На Воробьевых, 1997.
  66. *Социология: история и современность [Текст]: учебное пособие / Ю. Г. Волков и [др.]; отв. ред. Ю. Г. Волков.— Изд. 2-е.— Ростов-н/Д: Феникс, 2007.— 669 с.
  67. *Социология: Основы общей теории [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности "Социология" / под общ. ред. А. Ю. Мягкова.— 3-е изд., испр. — М.: Флинта: МПСИ, 2006.— 252 с
  68. *Тощенко Ж. Т.Социология: Общий курс: Учебное пособие / Ж. Т. Тощенко.— 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей; Юрайт, 2000.— 510 с.
  69. *Филатова. Ольга Георгиевна. Социология массовой коммуникации / О. Г. Филатова. - М.: Гардарики. 2006
  70. *Фролов С. С.Социология [Текст]: учебник для вузов / С. С. Фролов.— М.: Гардарики, 2006.— 343 с.
  71. *Хабермас, Юрген. Диалектика секуляризации: О разуме и религии [Текст] / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер; пер. с нем. В. Витковского.— М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.— 112 с.
  72. *Харчева В. Г.Основы социологии: Учебно-метододическое пособие для преподавателей.— М.: Логос, 1997.— 80 с.
  73. *Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова / П. Штомпка.— М.: Аспект Пресс, 1996

74. *Экономическая социология [Текст]: автопортреты / отв. ред. В. В. Радаев, М. С. Добрякова.— М.: ГУ ВШЭ, 2006

75. *Ядов В. А.Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В. А. Ядов.— Самара: Самарский ун-т, 1995.— 332 с.

 

б) Дополнительная литература:

1. *Абрамова С. Б.Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С. Б. Абрамова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2009.— № 4 (70).— С. 133-141

2. *Антонов, А. И.Микросоциология семьи [Текст]: Учебник / А. И. Антонов.— 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

4. Бауман З.Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман; пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева.— М.: Логос, 2002.— 390 с.

5. *Боков М. Б.Экзитпол как инструмент анализа структуры электората/ М. Б. Боков, С. В. Львов // Мониторинг общественного мнения.–2007.–№ 2 (82). - С. 34-42

6. *Бутенко, И. А.Анкетный опрос как общение социолога с респондентами [Текст]: учебное пособие для вузов / И. А. Бутенко.— М.: Высш. шк., 1989.— 176 с.

7. *Горяинов В. П.Мониторинг общественного мнения: критерии различения структурных изменений/ В. П. Горяинов // Социология: методология, методы, математическое моделирование.–2007.–№ 25. - С. 99-117

8. *Добреньков. В. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М. 2006.

9. *Добреньков. В. И. Социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М. 2007.

10. *Дюркгейм Э. Самоубийство [Текст]: социологический этюд / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Н. Ильинского.— СПб.: Союз, 1998

11. *Дюркгейм Э.Социализм и социология / Эмиль Дюркгейм; перевод с французского Анастасии Ермолиной // Логос. — 2007.— № 6.— С. 202-208.

12. *Дюркгейм, Э.Ценностные и "реальные" суждения / Э. Дюркгейм // Родительское собрание. — 2009.— № 1.— С. 73-94

13. *Жвитиашвили А. Ш. (канд. ист. наук; ст. науч. сотр. ИС РАН)Институт социологии РАН. В институте социологии РАН: [О научной конференции "Российское общество: теория и реальность"] // Социологические исследования.–2003.–№ 10. - С. 139-141

14. *Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: учебно-методическое пособие / И. А. Аглуллин [и др.]; под общ. ред. А. Н. Данчула.— М.: Изд-во РАГС, 2006.— 227 с.

15. *Каныгин Г. В. Инструментальные средства и методологические принципы анализа качественных данных/ Г. В. Каныгин // Социология: методология, методы, математическое моделирование.–2007.–№ 25. - С. 70-98.

16. *Капица С. П.Рост населения Земли как глобальная проблема/ С. П. Капица // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.–2005.–№ 1. - С. 16-2

17. *Капица С. П.Социальный заказ из будущего/ С. П. Капица // Персона.–2006.–№1. - С. 76-81

18. *Капица С. П.Человечество и современный демографический взрыв // Преподавание истории в школе.–2001.–№ 4. - С. 11-19.

19. *Комозин А. Н. Популярная социология [Текст]: в помощь профактиву / А. Н. Комозин, А. И. Кравченко.— М.: Профиздат, 1991.

20. *Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / А. И. Кравченко.— М.: Проспект, 2007.— 240 с.

21. *Кравченко. А. И. Социология / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер. 2006.

22. *Круглый стол ВЦИОМ "Опросы на выходе с избирательных участков": материалы круглого стола // Мониторинг общественного мнения.–2007.–№ 2 (82). - С. 4-25

23. *Лавриненко В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: учебное пособие / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова.— М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007.— 183 с.

24. *Лучин, В. О.Референдум и выборы в системе народовластия / В. О. Лучин, Н. С. Грудинин // Закон и право. — 2009.— № 3.— С. 3-7

25. *Мелехова, Е.Выборы мэра могут дорого обойтись губернатору / Мелехова Е. // Управа. — 2009.— № 2.— С. 73-74

26. Мертон, Р. К.Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон; вступ. ст. Д. Т. Жовтун // Социология власти. — 2010.— N 4.— С. 211-223

27. *Методы социологического анализа [Текст]: Программа курса / Сост. В. Н. Козлов; Челяб. гос. ун-т.— Челябинск: [б. и.], 2004.

28. *Опрос общественного мнения// Городское управление.–2005. –№ 1. - С. 90-93.

29. *Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании / Н. П. Нарбут [и др. ] // Социология образования. — 2009.—№ 7.— С. 98-100

30. *Панкова В.Поиграем в выборы: сценарий правовой игры для будущих избирателей / В. Панкова // Сценарии и репертуар. — 2009.— № 9.— С. 69-78

31. *Подвойский Д. Г.О предпосылках и истоках рождения социологической науки/ Д. Г. Подвойский // Социологические исследования.–2005.–№ 7. - С. 3-12

32. *Попов Н. П.Краткая история экзитполов/ Н. П. Попов // Мониторинг общественного мнения.–2007.–№ 2 (82). - С. 25-34

33. *Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова.— 4-е изд., стер. — М.: КомКнига, 2006

34. *Савельева И. М.Опросы общественного мнения в США: что думают американцы о религии, политике, морали, правах и свободах, технических новшествах.../ И. М. Савельева, А. В. Полетаев // Мониторинг общественного мнения.–2007.–№ 1 (81). - С. 122-136

35. *Симонова О. А.Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э. Г. Эриксона // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.–2001.–N 2. - С. 103-121.

36. *Социология / В. Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.

37. *Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]; под ред. Ю. Г. Волкова. - М.: Гардарики. 2006.

38. Социология семьи: Учебник / Под ред. А. И. Антонова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.— 640 с

39. *Социология: Основы общей теории / под общ. ред. А. Ю. Мягкова. - М.: Флинта: МПСИ. 2006.

40. *Становая Т. А."Единая Россия" и губернаторы отменяют выборы мэров / Т. А. Становая // Вопросы местного самоуправления. — 2010.— № 4.— С. 43-45

41. *Тараданов, А. А.Социальные параметры семейного благополучия общества [Текст] / А. А. Тараданов // Вестник Челябинского университета. Сер. 8, Экономика. Социология. Социальная работа. — 2004.— № 1

42. *Титов С. Выборы отменили после выборов / С. Титов // Управа. — 2010.— № 6.— С. 29-30

43. *Чернова О. В.Муниципальные выборы - новая страница в российском избирательном законодательстве / О. В. Чернова // Местное право.–2003.–№ 7/8. - С. 67-74

44. *Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова / П. Штомпка.— М.: Аспект Пресс, 1996

 

в) Периодические издания:

1. *Вестник МГУ: социология, политология

2. *Вестник МГУ: философия

3. *Вестник ЧелГУ: философия, социология, культурология

4. *Вопросы философии

5. *Общественные науки и современность

6. *Социально-гуманитарные знания

7. *Социология

8. *Социология власти

9. *Социология и социальная политика

10. *Социология: методология, методы, математическое моделирование

11. *Социологические исследования

12. *Человек

* - Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ

1.5. Электронная коллекция

При подготовке к семинарским занятиям и особенно при написании рефератов возможно получение информации через Интернет. Сегодня более 100 российских социологических организаций имеют свои сайты в глобальной сети. Среди них можно выделить:

1. Сайты базовых академических структур:

- Отделение Российской Академии наук (ОФСПП) (http://www.che.nsk.su/RAN/WIN/STRUCT/D1V1SION.HTM)

- Институт социологии РАН (http://www.isras.rssi.ru)

- Институт социально-политических исследований (www.ispr.ras.ni)

2. Сайты аналитических организаций:

- Фонд общественное мнение (www.fom.ru)

- ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) http://www.wciom.ru

- Всероссийский центр изучения общественного мнения (www.wciom.ru)

- Служба PR (www.presrv.ru)

- Московский общественный научный фонд (www.mpsf.org)

- Центр независимых социологических исследований (www.indepsocres.spb.ru)

- Центр социологических исследований министерства образования(www.informika.ru)

- Центр социологических исследований МГУ (www.opinio.nsu.ru)

3. Сайты профессиональных журналов:

- Журнал «Социологические исследования» (www.isras.rssi.ru/ R_SocIs.htm)

- Журнал «Социологический журнал» (win.www.nir.ru/ socio/socjour.htm)

- Журнал «Новое поколение» (www.newgen.org)

- Журнал «Социология и социальная антропология» (www.soc.pu.ru)

4. Сайты ведущих вузов области социологии:

- Московский государственный университет www.socio.msu.ru и www.nir.ru/socio/

- Санкт_Петербургский государственный унивекрситет (www.soc.pu.ru)

- Европейский университет в Санкт-Петербурге (www.eu.spb.ru/socio/)

5. Сайты социологической информации:

- Социология от «А» до «Я» (www.glasnet.ru/~asch/sociology/)

Материалы, полученные таким образом, следует творчески переработать (подобно книжным), проанализировать, выбрать из них то, что подходит к теме и использовать наряду с печатными учебными пособиями и научной литературой.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию