Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Социологическое изучение проблем социальной работы





Всего 56 часов, в т.ч. аудиторных (лекции, семинары) 28 часов, внеаудиторных (самостоятельная работа студентов) – 28 часов.

 

Тема 23. Стратегия социологического исследования (лекция 2 часа)

Студент должен знать основное содержание темы.

Социологическое исследование: понятие, сущность, значение, цель, уровни познания. Виды социологического исследования: разведывательное, описательное, аналитическое.

Стратегия социологического исследования. Особенности разработки и применения стратегии социологического исследования. Проблемная ситуация и осознание значимости социальной проблемы. Этапы разработки стратегии: выбор и определение объекта, предмета исследования: определение цели и задач; уточнение, теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта и предмета исследования и разработка стратегического плана исследования. Установление возможности изменений новых тенденций в развитии изучаемого объекта. Выявление путей, способов и средств совершенствования управленческого воздействия на изучение явления, процессы, события. Определение способов и путей ее реализация.

 

Рекомендуемый список литературы по теме

Основная

1. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник. Рек. УМО / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. Рек. МОПО РФ / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 430 с.

3. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624 с.

5. Добреньков В.И., Кравченко В.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 768 с. – (Высшее образование).

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академ. Проспект, 2003 – 508 с.

7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

8. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 480 с.

9. Социология. Основы общей теории: учебник / Ответственные редакторы Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

10. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – Изд-е 2. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

11. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.

12. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с. – (Мир энциклопедий).

13. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-ое изд. – М.: НКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003. – 536 с.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. - http://voluntary.ru/dictionary/567/

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). - http://slovari.yandex.ru/; http://voluntary.ru/dictionary/568/

3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998. - http://voluntary.ru/dictionary/619/

 

Дополнительная

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. 1989.

2. Бабоств Е.М. Социология управления. Ин., 2001. Гл. 10. Стратегическое управление.

3. Ваханский О.С. Стратегическое управление. М. 1995.

4. Гидденс Э. Социология. М. 1999. Гл. 21. Социология: методы исследования.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. — М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

6. Левада Ю.А. Лекции по социологии / Левада Ю.А. Лекции по социологии; Семенов Ю.Н. Киноискусство и массовая аудитория. - М.: Вече, 2008. - 368 с. - (Вехи отечественной социологии).

7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Питер, 2005. – 320 с.

8. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 640 с. – (Серия “Cogito ergo sum”).

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Учебное пособие студентам и преподавателям. Доп. И испр. Изд. – Самара: Самарский ун-т. 1995. 329 с.

 

Вопросы к выступлению на семинаре (2 часа)

1. Проблемная ситуация. Обоснования необходимости проведения социологического исследования.

2. Социологическое исследование: понятие, выбор вида социологического исследования.

3. Особенности разработки и стратегии социологического исследования.

4. Условия и способы успешной реализации стратегии социологического исследования.

5. Защита стратегии социологического исследования.

 

Подготовить стратегию социологического исследования по одной из актуальных проблем социальной работы (практическое задание).

 

Терминологический словарь раскройте, указав в скобках источник, ключевые слова, выражения, имена: стратегия, социологическое исследование, проблемная ситуация, объект исследования, предмет исследования, теоретическая интерпретация понятий, эмпирическая интерпретация понятий, стратегический план исследования, способы реализации стратегии; В.А. Ядов.

 

Тема 24. Программа социологического исследования (лекция 2 часа)

 

Студент должен знать основное содержание темы.

Назначение программы социологического исследования. Функции программы: теоретико-методологическая, методическая, организационная. Структура программы.

Методологический раздел программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; определение цели и постановка задач исследования; уточнение и интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы: принципиальный стратегических план исследования; обоснование системы выборки единиц наблюдения, конструирование техники и инструментария, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Рабочий план социального исследования (этапы работы, сроки осуществления, оценка ресурсов: финансовых, людских).

Общие требования к программе: необходимость, эксплицитность, логическая последовательность всех элементов, гибкость.

Рекомендуемая литература по теме

Основная

1. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник. Рек. УМО / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. Рек. МОПО РФ / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 430 с.

3. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624 с.

5. Добреньков В.И., Кравченко В.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 768 с. – (Высшее образование).

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академ. Проспект, 2003 – 508 с.

7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

8. Социология. Основы общей теории: учебник / Ответственные редакторы Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

9. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – Изд-е 2. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

10. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.

11. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с. – (Мир энциклопедий).

12. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 640 с. – (Серия “Cogito ergo sum”).

13. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-ое изд. – М.: НКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003. – 536 с.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. - http://voluntary.ru/dictionary/567/

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). - http://slovari.yandex.ru/; http://voluntary.ru/dictionary/568/

3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998. - http://voluntary.ru/dictionary/619/

Дополнительная

1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического исследования // Социология. М.: Наука, 1996.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. — М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

3. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования // Лекции по методике и технике социологических исслдеований. – М.: Изд-во Московского университета. 1988.

4. Кантонов Э.А. Технология разработки программы социологического исследования (методический материал) // Социология ХХ века. История и технология. – Ростов-на-Дону. Феникс. 1996.

5. Горелов А.А. Программа и методы эмпирического исследования // Социология. Учеб. пособие. М.: Московский лицей. 2002.

6. Маршак А.Л. Методология и методика социологических исследований // Социология. Учеб. пособие. М.: Высшая школа. 2002.

7. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 480 с.

8. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Питер, 2005. – 320 с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: СамГУ. 1995.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Термины маркетинговых и социологических исследований, 2004 г. http://voluntary.ru/dictionary/582/

 

Вопросы для выступления на семинаре (2 часа)

1. Программа социологического исследования, и ее функции.

2. Структура прикладного социологического исследования.

3. Инструментарий социологического исследования.

4. Процедура прикладного социологического исследования.

5. Защита программы социологического исследования.

 

Подготовить программу прикладного социологического исследования по теме курсовой работы (практическое задание).

 

Терминологический словарь раскройте, указав в скобках источник, ключевые слова, выражения, имена: программа исследования, функции программы, структура программы, проблема исследования, операционализация понятий, гипотезы исследования, методологический раздел программы, методико-процедурный раздел программы, методика исследований, инструментарий, процедура исследования, техника исследования.

 

Тема 25. Методы и техника социологического исследования (лекция 4 часа)

 

Студент должен знать основное содержание темы.

Метод как способ сбора, обработки и анализа информации о социальных факторах. Классификация методов эмпирического социологического исследования.

Область сбора первичной информации: регистрация единичных событий и система сбора данных. Методы изучения документов, наблюдение, опрос и их роль в регистрации единичных событий. Монографическое, обследование, выборочные обследования как система сбора данных.

Область анализа первичной информации. Методы: описание и классификация. Типологизация. Методы классического качественного анализа: смысловая интерпретация данных. Статистический анализ (поиск статистической закономерности). Экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты). Системный анализ. Генетические или исторический анализ. Социальное моделирование.

Техника как совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующих методов. Приемы контроля надежности первичной информации. Квантификация и шкалирование. Техника разработки социологических качественно-количественных свободных характеристик (индексов). Приемы качественного и количественного выравнивания характеристик. Статистический аппарат выборки единиц наблюдения. Логические средства, статистические и другие приемы анализа первичной социологической информации.

 

Рекомендуемая литература по теме

Основная

1. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учебник. Рек. УМО / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов. Рек. МОПО РФ / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 430 с.

3. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 624 с.

5. Добреньков В.И., Кравченко В.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 768 с. – (Высшее образование).

6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов / А.И. Кравченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академ. Проспект, 2003 – 508 с.

7. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

8. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 480 с.

9. Социология. Основы общей теории: учебник / Ответственные редакторы Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

10. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – Изд-е 2. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

11. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.

12. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с. – (Мир энциклопедий).

13. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 640 с. – (Серия “Cogito ergo sum”).

14. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. – 320 c.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-ое изд. – М.: НКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003. – 536 с.

Интернет-ресурсы

 

1. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. - http://voluntary.ru/dictionary/567/

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий). - http://slovari.yandex.ru/; http://voluntary.ru/dictionary/568/

3. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998. - http://voluntary.ru/dictionary/619/


Дополнительная

1. Андрееников В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Наука. 1996. Гл.11.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. — М.: Институт социологии РАН. 2011. 1 CD ROM.

3. Гречихин В.Т. Опрос как метод сбора первичной социологической информации / Лекции по методике и технике социологических исследований. – М.: Изд-во Московского ун-та. 1988.

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург. Изд. Уральского университета. 1998.

5. Левада Ю.А. Лекции по социологии / Левада Ю.А. Лекции по социологии; Семенов Ю.Н. Киноискусство и массовая аудитория. - М.: Вече, 2008. - 368 с. - (Вехи отечественной социологии).

6. Методы анализа документальных источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях Кн.2. М.: Наука, 1990.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос. – М.: Наука, 1990.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. Организационно-методические проблемы опроса.- М.: Наука, 1990.

9. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Питер, 2005. – 320 с.

10. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Nota Bene, 1999. – 224 с.

11. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. - М.: Научный мир, 2000. – 352 с.

12. Толстова Ю.Н. Основы многомерного шкалирования: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом Университет, 2006. – 160 с.

13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Словарь социологической статистики, 2004 г. http://voluntary.ru/dictionary/696/

2. Термины маркетинговых и социологических исследований, 2004 г. http://voluntary.ru/dictionary/582/

 

Вопросы для выступления на семинаре (4 часа)

1. Классификация методов социологического исследования.

2. Методы сбора социологической информации.

3. Методы обработки и анализа данных.

4. Познавательные возможности качественного и количественного методов.

5. Специальные приемы для эффективного использования соответствующих методов.

6. Защита реферата.

 

Подготовить реферат: «Качественные методы в деятельности специалиста по социальной работе».

 

Терминологический словарь раскройте, указав в скобках источник, ключевые слова, выражения, имена: метод, методы сбора социологической информации, методы анализа первичной информации, типологизация, качественный анализ, количественный анализ, статистический анализ, экспериментальный анализ, описание, классификация, монографическое обследование, выборочное обследование, генетический анализ, исторический анализ, социальное моделирование.

 

Тема 26. Социология в системе социальной работы (лекция 6 часов)

 

Студент должен знать основное содержание темы.

Целевые и концептуальные установки применения социологических методов в исследовании проблем профессионального деятельности социального работника. Социальная проблема как предметное поле социологического анализа. Проблематика социологических исследований применительно к различным видам, формам и уровням организации социальной работы в условиях трансформируемого общества. Принципы и методы системного подхода к анализу проблем социальной работы.

Комплексный социологический анализ социальной ситуации на региональном и локальном уровнях. Потребности социального ущемленных, депривированных, маргинальных групп населения. Социологический анализ процессов и эффективности социального обслуживания населения. Объективности изучения деятельности различных типов учреждений социального обслуживания населения. Социологический анализ регулирования процессов трудозанятости и безработицы. Повышение уровня и качества жизни населения как социологическая проблема. Социально-логические проблемы укрепления и защиты семьи, материнства и детства как объектов социальной работы. Социологический анализ проблем, профилактики и коррекции девиантного поведения.

Функции информационно-аналитической службы органов социальной защиты населения в городе (регионе). Особенности комплексного применения социологических методов анализа социально-управленческих процессов. Социологических контроль эффективности реализации принятых решений.

 

Рекомендуемая литература по теме

Основная

 

1. Григорьев С.И. Социология для социальной работы: Учеб. пособ. / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – М.: изд. Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

2. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. – Барнаул: Ассоциация социологов России СО Алтайсткий ф-л. 19941.

3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. 2-е изд., доп. Перераб. – М.: Идательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

4. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие для высшей школы. Доп. УМО / Г.И. Осадчая. – М.: Академический проект, 2003.

5. Социальная политика / под общ. ред. док-ра эконом. наук, проф., засл. деят. науки Российской Федерации Н.А.Волгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 943, [1] с. (Серия «Учебник для вузов»)

6. Социология социальной работы как социальная социологическая терия // Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Повленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

7. Социология социальной сферы: учеб.пособие. Рек. УМО / Под ред. М.М. Акулич, В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная

1. Гидденс Энтони. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. – 176 с.

3. Зомбарт В. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2005. – 344 с.

4. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: Учебное пособие для вузов / В.Н. Ковалев. Моск. гос. Соц. ун-т. Минтруда и соц развития РФ. – М.: Академический Проект, 2003.

5. Ковалев В.Н. Социология региона. – М. 1995.

6. Ковалев В.Н. Технологии социологического анализа процессов социальной работы. – М: 1997.

7. Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона. М.: 1998.

8. Организация технологии и методы управления социальной защитой населения (опыт, проблемы и перспективы). Электросталь, 1998.

9. Социальная защита населения: Учебно-практическое пособие по курсу «Прикладная социология». – М., 1993.

Интернет-ресурсы

1. Социальная защита населения в Канаде, глоссарий к книге, 2002 г. http://voluntary.ru/dictionary/626/

 


Коллоквиум (6 часов)

Подготовить реферативные сообщения и защитить их на коллоквиуме.

1. Социологические исследования в социальной работе: цели, направления, проблематика.

2. Социологический анализ проблем социальной работы на кризисном этапе экономических реформ.

3. Личность и семья как объекты социологического исследования и социальной работы.

4. Социологическое изучение проблем учреждений социального обслуживания населения в современных условиях.

5. Информационно-социологическое обеспечение деятельности органов управления социологической защиты населения города (региона).

6. Социологический анализ служб и учреждений занятости и профессионально-трудовой реабилитации безработных.

7. Социологическое наблюдение профилактики и коррекции девиантного поведения социальных групп и слоев населения города (района, региона).

8. Технологии и методы социологического анализа уровня и качества жизни населения города (района, региона).

9. Понятие эффективности социальной работы и методы ее социологического анализа.

10. Роль социологии в повышении эффективности социальной работы.

Темы рефератов

 

1. Интеллектуальные истоки науки социологии

2. Этапы жизни и творчества Огюста Конта

3. Российский период деятельности Питирима Сорокина

4. Марксистская теория общественно-экономических формаций

5. Интегральная социология Питирима Сорокина

6. Общество как система: сущность и различные подходы к определению

7. Развитие идей социального неравенства как основы теории социальной стратификации

8. Подходы к трактовке «социальный институт» в концепциях различных научных школ

9. Особенности социальных организаций в современной России

10. Толпа и публика как массовые общности

11. Коллектив как высший уровень развития группы

12. Теории поведения личности

13. Особенности социализации личности в условиях современной России

14. Девиации в современной России: состояние, причины, последствия

15. Социальные изменения: сущность и основные социологические парадигмы

16. Социокультурные особенности российского общества

17. Социальный прогресс: сущность и основные социологические парадигмы

18. Социальные отношения как одна из форм проявления социальных взаимодействий

19. Роль системы ценностей в направленности социальных движений

20. Глобализация: представления об основных теориях

21. Модернизация: пути общественного развития

22. Стратегии развития России

23. Качественные методы в деятельности специалиста по социальной работе

Контрольная работа

 

Требования

Каждый студент-заочник должен выполнить три письменных задания: первое – подготовить словарь основных понятий; второе – дать развернутый ответ на вопрос (объем 3-5 страниц печатного текста); третье – выполнить задание – социологический практикум (определить статус).

При выполнении любого задания необходимо делать ссылки на использованные при подготовке источники.

Контрольную работу следует оформлять в соответствии с требованиями к научной работе. Она должна иметь: титульный лист, список использованной литературы. Основную часть контрольной работы следует озаглавить в соответствии с заданиями.

Контрольная работа должна быть представлена в машинописном виде. Параметры страниц: верхнее, нижнее, левое поле – 2 см, правое – 1 см; межстрочный интервал – 1,5; количество строк на странице – 28-30; размер шрифта – 14.

Срок сдачи контрольной работы –не позднее 15 дней до экзамена (дата поступления фиксируется отметкой в деканате). Студенты, не представившие в срок контрольную работу, к экзамену не допускаются.

 

Задание 1. Составьте терминологический словарь основных понятий по социологии с указанием источника (в скобках):

 

Анализ данных Мобильность социальная
Анализ документов Модернизация
Анализ причинный Неравенство социальное
Анализ структурно-функциональный Обоснованность социологической информации
Анализ факторный Общество глобальное
Асоциальное поведение Общество капиталистическое
Биографический метод Общество социалистическое
Бюрократия Общество феодальное
Взаимодействие Общество первобытно-общинное
Витализм Общество рабовладельческое
Выборка Общность
Выборочная совокупность Общность социальная
Выборочный метод Опрос
Генеральная совокупность Организация
Гипотеза Объект
Глобализация Организация социальная
Государство Основа выборки
Гражданское общество Ошибки выборки
Группа Отношения социальные
Группа внешняя Позитивизм
Группа внутренняя Предмет исследования
Группа социальная Прикладные социологические исследования
Девиантность Проблема
Делинквентность Революция социальная
Демократия Реформа социальная
Депривация Роль социальная
Динамика групповая Социальная инженерия
Динамика социальная Связь социальная
Достоверность Система социальная
Знание научное Социальная информация
Индивид Социальное изменение
Интервью Социальное явление
Исследование Социальный прогресс
Исследование пилотажное Социальные движения
Исследование социальное Социальные институты
Исследование социологическое Социальный статус
Контент-анализ Социология
Культура массовая Социология социальной работы
Культура элитарная Статус
Личность Статус личный
Макросоциология Страта социальная
Метод сравнительно-исторический Стратификация
Метод сравнительный Структура социальная
Метод экспертных оценок Теория индустриального общества
Методика Теория постиндустриального общества
Методология Теория социального обмена
Методы социологических исследований Теория социального действия
Микросоциология Теория стратификации
Мировая система Формация общественно-экономическая
Мировое сообщество Эволюция
Мнение коллективное Эволюция социальная
Мнение общественное Эксперимент социальный

 

Задание 2. Дайте развернутый ответ на вопрос (вопрос выбирается из предложенного списка по номеру, соответствующему в журнале списка студентов группы). Не допускается выполнение одного варианта несколькими студентами.

1. Выявите общее и различное в интерпретации объекта и предмета социологии представителями разных социологических школ и направлений.

2. Определите сущность и различие исторических этапов развития и становления мировой социологической мысли.

3. Назовите основные компоненты общества как системы и охарактеризуйте их содержание.

4. Покажите необходимость и способы измерения общества. Какое это имеет теоретическое и практическое значение?

5. Перечислите основные структурные элементы социологического знания.

6. Дайте характеристику межэтнических отношений в России. Проанализируйте их состояние в Ваших трудовых коллективах, районе, городе, селе.

7. Покажите основные пути разрешения (предотвращения) межнациональных, межэтнических конфликтов в разных сферах общественной жизни.

8. Раскройте особенности возрастной стратификации молодежи.

9. Назовите основные институты социализации подростков и молодежи.

10. Раскройте, что представляют собой семья и брак как социальные институты.

11. Используя данные социологических исследований, опубликованных в журнале «Социологические исследования», раскройте основные функции семьи как социального института.

12. Сравните характеристику понятия «личность» в социологии, психологии, педагогике. Выявите общее и особенное в предмете изучения.

13. Кратко опишите суть основных социологических теорий изучения личности в зарубежной и российской социологии.

14. Используя журнал «Социологические исследования», определите основную проблематику исследований в области социологии личности в конце 90-х г.г. XX и начала XXI веков.

15. Раскройте сущность и выделите особенности девиантного поведения. Приведите примеры.

16. Раскройте содержание видов (форм) девиантного поведения. Дайте анализ состояния девиантности по месту Вашего жительства (учебы).

17. Проанализируйте место и роль социальных институтов общества в предупреждении и смягчении форм девиантного поведения.

18. Опишите особенности социальной работы как науки, учебной дисциплины и вида практической деятельности.

19. Определите сходство и различие между социологией и социальной работой.

20. Приведите примеры использования результатов социологических исследований в Вашей практической деятельности (или организации, в которой работаете). Укажите, кто проводил исследование.

21. Обоснуйте, что в социологии понимается под социальным контролем; имеется ли социальный контроль в семье; в группе друзей; среди правонарушителей.

22. Аргументируйте, что действует эффективнее: убеждение или принуждение.

23. Выясните методом опроса друзей, знакомых, родственников знание ими международных и российских нормативных правовых актов по защите прав человека; сделайте выводы.

24. Дайте оценку рекламной деятельности в нашей стране. Приведите примеры наиболее удачной, на Ваш взгляд, рекламы решения современных социальных проблем.

25. Назовите метод (методы), используемый (ые) в Вашем социологическом исследовании и обоснуйте, почему вы используете его.

26. Разработайте стандартизированный бланк для описания хода наблюдения за интересующим Вас объектом или предметом. Определите социологические факты, которые предполагаются установить в ходе наблюдения.

27. Проведите наблюдение и обработайте его результаты, сделайте выводы и практические рекомендации.

28. Определите наиболее приемлемый для Вас вид опроса и обоснуйте свой выбор.

29. Составьте анкету (12-15 вопросов) в соответствии с предъявляемыми требованиями.

30. Как О. Конт классифицировал науки и обосновал социологию как позитивную науку?

31. В чем суть учений О.Конта о трех стадиях развития общества, солидарности и согласия, социальной статики и динамики?

32. Почему социологию Э. Дюркгейма относят к классическому типу научности в социологии?

33. Какие конкретные социологические направления можно отнести к макросоциологическим парадигмам. Кратко охарактеризуйте их?

34. В чем состоят особенности микросоциологической, интерпретативной парадигмы социального познания?

35. В чем особенности российской национальной школы социологии?

36. Каковы методы получения социологической информации? перечислите достоинства и недостатки каждого из них.

37. Как определяется достоверность результатов социологического исследования?

38. Какие условия необходимы для возникновения социальных институтов?

39. В чем суть «ролевых концепций» личности?

40. Изучите работы современных российских социологов, посвященных социологии личности. Отметьте основные результаты их исследований.

41. Какие теории группового поведения объясняют возникновение общностей?

42. Каким образом регулируется поведение членов группы?

43. Что общего и в чем различие между ролевой и статусной концепциями личности?

44. В чем суть социальной стратификации и социальной мобильности?

45. Каковы характерные особенности стратификационных процессов в российском обществе за последние 100 лет?

 

Задание 3. Определите свой личный и социальный статус. Перечислите свой статусный и ролевой набор. Приведите ситуации смены социального статуса.

Date: 2016-07-25; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию