Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление православия на Кавказе.





Вследствие все усиливавшейся пропаганды Ислама, правительство решило в 1814 году снова восстановить Осетинскую миссию, организовав ее на этот раз в более обширных размерах (до 24 лиц) под управлением телавскаго архиепископа Досифея и с содержанием от казны до 14700 р. в год. Действия ее пошли довольно успешно, так что в три года она обратила более 6000 осетин. В 1816 г. правительство отпустило средства на строение и возобновление церквей. Особенно сильно оживилось миссионерское дело, когда в нем в 1817 г. принял участие экзарх Грузии Феофилакт (Русанов). Он обратил особое внимание на развитие духовных средств осетинской миссии, на лучшее оглашение крещаемых, на переводы богослужебных книг и строение церквей. Число обращенных из разных племен при нем дошло до 47000; церквей устроено до 40, для одних осетин - 29. Его преемник, экзарх Иона (Василевский), правивший с 1821 по 1832 гг., продолжал его дело. К 1823 г. осетины обращены были почти все. Число обращенных из разных племен дошло до 60900, образовавших 67 приходов. В 1840 и 1850 годах число обращений доходило до 1000 и 2000 в год. Но в то же время не дремала и пропаганда Ислама, особенно на востоке Кавказа, в обеих Кабардах и на Черноморском берегу. В 1820 г. в Дагестане и Чечне начало распространяться фанатическое учение, известное позднее под названием мюридизма, проповедовавшее безусловное повиновение имаму и газават (религиозную войну против неверных). Первым имамом был Кази мулла в Дагестане. Первоначальные движения фанатиков были подавлены, но только на время. С 1834 г. мюридизм успел объединить всю восточную группу кавказских племен и повел длинную и упорную борьбу с русскими. У фанатиков горцев появился крупный вождь, знаменитый имам Шамиль. В 1857 г. Наместник Кавказа, кн. А. И. Барятинский, начал планомерное наступление против Шамиля в горы Дагестана. Многие горцы стали покидать Шамиля и население некоторых аулов покорилось. В три года Барятинскому удалось покорить весь восточный Кавказ. Сам Шамиль, осажденный в горном считавшемся неприступным ауле Гуниб сдался в 1859 г. в плен и был увезен в Россию, где в Калуге и потом в Киеве был обставлен хорошо. Умер он в Медине, куда позднее отпущен был совершить паломничество. Замирение западного Кавказа еще продолжалось. Войска кольцом охватывали области немирных черкесов и вытесняли жителей из гор на равнину и черноморский берег. Черкесам предоставлялось или селиться в указанных местах, или же уезжать в Турцию. До 200 000 горцев выехало с Кавказа, поселившись в Турции. Остальные покорились. Окончательно замирен был Кавказ в 1864 г.

После покорения Кавказа началось подчинение его племен русской христианской гражданственности. С этою целью в 1860 г. открыто было общество восстановления христианства на Кавказе, в распоряжение которого отданы были все суммы бывшей осетинской миссии. Сначала оно имело светский характер и состояло под председательством Наместника, но в 1865 г. при нем открыт был духовный комитет под председательством экзарха Грузии. В 1885 г. по новому уставу общество было совсем вверено экзарху и подчинено Св. Синоду. Задачей общества было: 1) восстановление, умножение и содержание православных храмов, назначение к ним и содержание причтов; 2) заведение школ для образования детей горцев; 3) учреждение в духовных школах преподавания горских языков; 4) командирование в горы миссионеров; 5) содействие переводам на горские языки св. Писания и богослужебных книг. Действия общества были весьма успешны. К 1870 г. на грузинский и осетинский языки было переведено все нужное для православного богослужения. Для священнических мест общество приготовляло пансионеров в семинариях и даже в академиях. В 1880 г. общество имело 40 народных школ. Учительская семинария была им открыта в Тифлисе с 1868 г. Несмотря на сильное противодействие мулл, присылавшихся из Турции, особенно во время войны с Турцией (1876-77), успешно шло и дело обращения горцев в христианство. Кроме православных храмов, на Кавказе явились два монастыря - в Пицунде и Наво-Афонский недалеко от Сухума на берегу Черного моря. (Знаменский).

 

Грузинская церковь.

В 1783 г. грузинская - иверская - церковь поступила в ведение Св. Синода и католикос ее Антоний II, брат последнего грузинского царя Георгия, с 1795 г. управлявший также духовными делами Имеретин, Мингрелии и Гурии, был членом Синода. В 1801 г. Грузия вошла в состав Российской империи, в 1803 г. - Мингрелия, в 1810 г. - Гурия-Абхазия, в 1814 г. - Имеретия. В 1810 г. католикос Антоний отпросился на покой. В 1811 г. был Высочайше утвержден доклад Синода об образовании из 13 епархий двух: мцхетской-карталинской и алавердской-кахетинской; мцхетскому митрополиту присвоялось именование экзарха Св. Синода. В 1814 году учреждена была в Тифлисе под председательством экзарха грузино-имеретинская синодальная контора. Первым экзархом был назначен в 1811 г. архиепископ Варлаам (князь Эристов). В 1817 г. его заменил владыка Феофилакт (Русанов), род. в 1765 г., окончивший главную александроневскую семинарию, по принятии монашества законоучительствовавший в греческом кадетском корпусе в Петербурге, тогда уже выделившийся в качестве выдающегося "ученого проповедника;" в сане архимандрита он настоятельствовал в Сергиевой пустыни ж в 1799 г, хиротонисан в Гатчине во епископа калужского. Митр. Платон ο нем отзывался: "человек молодой и не по сану отважный." Он до конца дней своих отличался решительностью, твердой волею и редкой энергией. В 1806 г. владыка Феофилакт вызван был к присутствованию в Синоде, где принимал деятельное участие в разработке духовно-училищной реформы. В 1808 г. он назначен был членом Синода и возведен во архиепископа, в 1809 г. переведен в Рязань, оставаясь в столице. Пользуясь доверием кн. Голицына и Сперанского, архиеп. Феофилакт имел большое значение в духовных кругах. После окончания Отечественной войны он с успехом восстановил церковное благоустройство в разоренных епархиях. В 1814 г. он отпущен в свою епархию, через три года назначен экзархом. Снова проявлена была им кипучая деятельность, причем ему приходилось бороться с местными условиями и традициями. В 1818 г., по его представлению, преобразовано было церковное устройство Грузии. Вводились им русские церковные порядки, открыта семинария в Тифлисе и приходские училища в нескольких городах. В 1819 г. он получил сан митрополита. Реформы, им вводимые, вызвали большое неудовольствие. Владыка Феофилакт скончался 19 июля 1820 г., при обозрении епархии, в бодбийском сигнахском мон. Из преемников его наиболее известны: заместивший его мит. Иона (Васильевский), владыки: Евгений (Баженов или Бажанов), митр. Исидор (Никольский), Евсевий (Ильинский). Экзарх, управлявший карталинской и кахетинской епархией, имел викарных епископов горийского и алавердского. Существовали еще епархии экзархата имеретинская, гурийско-мингрельская и сухумская.

 

Date: 2016-07-25; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию