Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические особенности российского общества





 

Этакратическое социально-политическое устройство российского общества устойчиво и эффективно потому, что отношения между людьми веками складываются на основе принципа патернализма. Патернализм как принцип социального взаимодействия первоначально имел место в феодальном обществе и представлял собой сеньорно-вассальную зависимость типа взаимопомощи. У сеньора было несколько вассалов. У вассала могли быть свои вассалы, которые не подчинялись сеньору. В советском (и – шире – российском) обществе было нечто похожее. Российский патернализм мы определили бы как сочетание неогрраниченных прав по отношению к нижестоящим во властной иерархии с обязанностью заботиться о подчинённых при условии их личной преданности.

Специфическими чертами советского патернализма были: 1) фактическое игнорирование формального законодательства («закон, что дышло, куда повернёшь – туда и вышло»); распространённость неформальных отношений; 2) «иерархическое равенство» (Ю. Левада): над каждым начальником был тоже начальник, а, в свою очередь, у многих были лично от них зависимые люди (хотя бы родственники, ученики и т.п.); получалось, что большинство населения находились в ситуации зависимости; высшие органы власти были коллегиальными, т.е. существовала система взаимозависимости и совместной ответственности, которую жестоко, но виртуозно создал Сталин; каждый чувствовал себя «в общем строю»; 3) большое значение имели неформальные обязательства; ценилась верность слову (чего стоит одно только «партийное слово»), нарушители которого объявлялись «предателями» и подлежали наказанию во что бы то ни стало; даже криминальные структуры носили характер патерналистских сообществ («вор в законе» – российский феномен).

Принцип патернализма, пронизывающий все отношения, характеризует образ жизни и ментальность российского человека. Анализ жизни «простого советского человека» начал Ю. Левада (1993), который выделил две доминирующие и взаимопереходящие формы жизнедеятельности – «колхоз» и «шарашку». Интегрирующей, организующей и управленческой фигурой обоих форм социальности является Авторитет – человек, чья власть имеет прежде всего престижно-символическую природу, а потом уже легитимную и квалификационную. В этом «секрет» авторитарности и тоталитарности российского общества. Власть в России всегда имела преимущественно харизматическую форму, для которой, напомним, характерны самоотдача и жертвенность со стороны патримониального лидера. Представляется, что достаточно репрезентативным образом такого лидера является художественный образ Давыдова в «Поднятой целине» М. Шолохова – во имя идеи народного счастья он работает не покладая рук, не щадя ни себя, ни самого народа. Будет ли счастлив народ – это вопрос будущего, но в настоящем у Давыдова – реальный авторитет и власть.

В настоящее время социологический анализ повседневной жизни «российского простого человека» продолжает А.И. Олейник, в частности в статье «Жизнь по понятиям: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» (2001). Он выдвигает достаточно сильный (но вряд ли неожиданный для большинства россиян) тезис о конгруэнтности (схожести по ряду параметров – термин взятый из математики и впервые использованный в социологии французским социологом В. Андрефом) структур тюремного и российского социума. Оба социума схожи, поскольку являются разновидностями «тотального института – места проживания и работы большого числа индивидов, находящихся в аналогичной ситуации, оторванных от внешнего мира на длительный период и ведущих совместную жизнь, все аспекты которой подвержены эксплицитному контролю» (E. Goffman, 1968). Жизнь в России иной раз для значительного числа людей не сильно отличается на «воле» и на «зоне». А.И. Олейник выделяет следующие параметры конгруэнтности указанных социумов:

· деприватность – контролируемость и вмешательство в частную жизнь;

· деперсонификация – пренебрежение к личностным особенностям и даже угроза личности со стороны обладающих властью;

· неразделённость, взаимопроницаемость сфер жизнедеятельности: трудовой, рекреационной, бытовой, производственной, семейной, межличностной и т.д.; на «зоне» они практически неразделимы, на «воле» они нередко пересекаются: родственники как сотрудники фирмы, друзья-подельники, досуговая компания, состоящая из коллег и т.п. «По критерию неразделённости сфер деятельности структура повседневной деятельности в российском социуме конгруэнтна структуре тотального института» (А.И. Олейник, 2001);

· мобилизационный характер социальной активности – непосредственным импульсом и контролирующим фактором деятельности людей является власть.

Поскольку формальная нормативность носит социально-дискретный характер, т.е. регулирует отдельные сферы отношений, а жизнь в России нередко приобретает синкретический характер, то появляются универсальные нормы – «понятия», выполняющие функцию интерпретации ситуации. «Понятия» производятся авторитетными людьми – теми, кому лично доверяют. В России по данным социологических опросов государственным органам доверяло: в 1998 г. – 9 %, в 1999 – 3,4 %, в 2000 – 8,1 % населения. Кому доверяют россияне? – прежде всего своим ближним и Авторитетам – харизматическим лидерам всех мастей, в том числе и криминальным. Доверяют тем, кто их может реально защитить.

В контексте данных рассуждений о патернализме необходимо хотя бы кратко упомянуть феномен «крыши» – неформальное и не явное, но весьма эффективное социальное покровительство персонифицированных структур, обладающих реальной властью тем людям, которые признают Авторитет этих структур. Этот феномен является достаточно традиционным для российского общества и возникает в силу следующих особенностей российского социокультурного пространства: 1) традиции узурпировать право говорить от имени других – политический волюнтаризм, «самозванство», усиленная в настоящее время ситуацией «приватизации политической жизни», отсутствия полноценной правовой базы для политической деятельности; 2) традиционной российской коррупции – сращивания политических, бюрократических и криминальных структур.

Самым надёжным основанием сообщности в России было и есть личное доверие и личные связи, появляющиеся и укрепляющиеся в совместной борьбе за многовековое выживание. Разрушение советской социально-политической и государственной системы означало не переход к структуре западного общества, а, скорее только укрепление традиционных для России принципов организации социальных отношений. Точнее сказать, эти принципы стали более явными. Это было неизбежно в ситуации разрушения относительно стабильного социального порядка советского типа: нестабильная и неопределённая во всех отношениях ситуация актуализировала старые, испытанные, надёжные принципы и механизмы солидарности, стратегию выживания.

Таким образом, основанием структурации российского общества является власть харизматического, волюнтаристического типа, а доминирующими механизмами – номинация и символическое насилие.

Представляется, что наиболее адекватной структурой советского общества является схема В.В. Радаева (1991), который выделяет три основных слоя: 1) номенклатура, 2) рядовые исполнители, 3) люмпены, деклассированные элементы, маргиналы различных оттенков. Социальное положение этих слоёв принципиально отличается друг от друга, различия внутри их – не существенны. Социальная структура российского общества имеет скорее элитаристский, нежели стратификационный характер. Однако характер и механизмы образования элитарных групп в России обладает своей спецификой (по сравнению с описанными в теоретической социологии), о которой в настоящий момент идёт научная (и не только) дискуссия. Достаточно известным и аргументированным тезисом является утверждение о номенклатурном характере происходящих в современной России социальных процессов. Этот тезис можно развернуть в следующие утверждения: 1) смены политического класса не произошло, но наблюдается мутация старой номенклатуры (В.О. Рукавишников, 2000 и др.); 2) приватизация носила номенклатурный характер: проводилась по инициативе и в интересах номенклатуры (О.И. Шкаратан, 2000 и др.); 3) реальное влияние и всевластие в руках небольшого элитарного слоя только усилилось в результате усиления коррупции и использования новых технологий символического насилия (В.О. Рукавишников, 2000; В.И. Ильин, 1996; Ю.Л. Качанов, 1999; В.В. Радаев, 1998; С. Кара-Мурза, 1999 и др.).

Что же такое «номенклатура»? Номенклатурапривилегированный во всех отношениях слой людей, основной функцией которого является нормотворчество всех видов и их интерпретация в плане «правильного» поведения. Это – сообщество людей, тесно связанных между собой организационными, идеологическими, биографическими (совместное участие в серьёзных мероприятиях) нерасторжимыми узами («скованные одной цепью»). С начала 90-х годов общеупотребительным стало высказывание «номенклатура обменяла власть на собственность». Это выражение неверно хотя бы потому, что ныне, став частными собственниками, представители господствующего слоя не перестали быть и властвующей элитой. Характерны данные исследования российской элиты 1993 г. В административной элите центра 60,1 % сохранили свой статус, имевшийся до августа 1991 г.; 27,2 % – повысили его; снизили статус – 12,7 %. Так же выглядят и перемены в положении политической элитной группы: сохранили статус – 76,6 %, повысили – 10,3 %. Высока была стабильность и региональной элиты: сохранили свой статус – 52,5 %, повысили – 40,0 %.

Нельзя забывать и о гигантских масштабах теневой экономики в СССР, в которой к концу 80-х годов было задействовано (по разным расчетам) 20-30 млн. человек как полностью (вероятно, до 3 млн.), так и – по большей части – от случая к случаю. В итоге – обе прослойки к середине 90-х годов практически слились на основе сохранения власти и собственности, прежде всего у номенклатуры.

Сама природа того общества, из которого вышла перестройка и последующие реформы, такова, что социальные слои образовывали некие размытые множества, у которых даже в интенции не было осознания своих групповых интересов, специфической системы ценностей, единства образа жизни. Исключение составляла властвующая элита, которая обладала всей системой групповых признаков, включая самоидентификацию. Поэтому именно элита (этакратия, номенклатура), а вовсе не интеллигенция (как пишут некоторые авторы) оказалась локомотивом социальных изменений.

К этому можно добавить суждение М. Кастельса, который оценил прошедшее российское десятилетие как «бесконечный переход от сюрреалистичного социализма к нереальному капитализму».

Главная особенность социальной структуры постсоветской России заключается в том, что складывающееся общество характеризуется невиданным в индустриальных странах разрывом между бедностью и богатством.

Есть ли у нас средний класс? Этот вопрос действительно важен. Со средним классом обычно связывают надежды на стабильность и перспективы социального развития. Основная теоретическая (она же и практическая) проблема среднего класса (как и любого элемента социальной структуры) – проблема критерия (основания) его выделения.

В западной социологии в теоретический конструкт среднего класса разные авторы включают следующие признаки социальной дифференциации: 1) профессионально-квалификационный – высококвалифицированные работники творческих и свободных профессий, 2) экономический – работники наёмного труда (не собственники) со средним уровнем доходов, 3) специфика образа жизни, связанная не столько с уровнем, сколько с качеством жизни и потребления; 4) особенности самоидентификации – лица с интеллектуальной и гражданской самостоятельностью, независимостью, стремлением к самореализации и способностью занимать активную жизненную позицию. Структура этих признаков (ранжированный порядок) в рамках конкретных эмпирических исследований различна, но хотелось бы отметить, что основная идентификационная нагрузка ложится на ценностно-смысловые аспекты социального положения. Это в духе М. Вебера, который социальную группу понимал как совокупность людей, объединённых общей мотивацией и потому способных к активному и значимому социальному действию. Это в стиле рассуждений современного постструктурализма, придающего значение символической мобилизации как условия структурации социального пространства (Э. Гидденс, П. Бурдьё).

Рассуждая о среднем классе России, В.В. Радаев (1998), известный специалист в области экономической социологии пишет: «Единство возникает, когда мы переходим в поле идеологии, где пытаемся выстроить системное понимание происходящего, исходя из некоторых ценностных представлений о том, что мы хотели бы видеть…». А вот этого-то единства в социокультурном пространстве России как раз таки и нет. В этой связи кажется по меньшей мере странными попытки выделить средний класс на основании одних лишь экономических признаков: дохода, собственности, уровня жизни (который нередко сводится к структуре и уровню потребления – средний класс хорошо кушает и хорошо отдыхает, как это порой делается в СМИ). «Словом, – пишет В.В.Радаев, – когда начинаются разговоры о «среднем классе», каждый раз хочется спросить, о чём, собственно идёт речь? Почему люди со средней величиной доходов или среднем уровнем жизни должны вести себя сходным образом?» Да этого и нет в реальности социальной жизни России. Теоретико-статистические конструкции среднего класса не подкрепляются данными эмпирической социологии и не позволяют строить социально-экономические и социально-политические прогнозы. В.В. Радаев рассуждения о среднем классе России называет мифом. Но он нужен и выполняет определённые социально-идеологические функции: 1) поиск социальной базы дальнейшего реформирования, хотя бы в экономической сфере (прогнозирования налоговой политики, источников инвестиций, базы сокращения социальных расходов – средний класс в них не нуждается; 2) создание символической конструкции, дающей основания для идентификации большого числа людей (особенно тех, кто их кардинально утратил) и, тем самым, создание коммуникативного пространства для их социокультурной интеграции; 3) идеологическое обоснование социально-политических мероприятий руководства: «наши действия направлены на формирование (или поддержку) среднего класса» – такого рода высказывания нередко встречаются в выступлениях и текстах официальных лиц.

Позитивный смысл рассуждений о «среднем классе» – поиск новых оснований солидарности, конструирование нового образа жизни, приемлемых для значительной части населения. Но делать это надо на добротной базе эмпирических и теоретических исследований, а не путём «тасования» статистических данных и их сравнения с якобы аналогичными зарубежными. При этом основным предметом научного изучения структурных элементов общества должна явиться мотивация групп, а не их экономико-статистические параметры. В России есть все категории населения, но именно как категории, а не реальные группы, субъекты социального действия. Как отметил порядочное количество лет назад В.И. Умов (1993), чьи слова, к сожалению, не устарели, «они почти всегда взаимоизолированы и не образуют общность, обладающую собственной идентичностью. Центры кристаллизации среднего класса рассеяны в общественном пространстве и весьма слабо просматриваются на фоне социально и политически активных номенклатурных, корпоративных и мафиозных структур. Среднего класса как такового в России нет, но есть огромная проблема: некому исполнить важнейшую для обеспечения прогрессивного развития функцию социального стабилизатора, смягчающего силовые действия классов-оппонентов, препятствующего лобовым столкновениям их политических представителей».

Какие группы трансформирующегося общества могут стать центрами кристаллизации среднего класса?

Отвечая на этот вопрос, социолог из Финляндии М. Кивинен (1994) отмечает, что многие русские исследователи связывают проблему среднего класса в первую очередь с собственностью. Но по опыту Запада сегодня средний класс – это прежде всего наиболее привилегированная группа наемных работников. Ресурсы власти нового среднего класса связаны не с собственностью, а с профессиональными навыками и стратегиями.

Социальная группа, слой – это не только характер экономической деятельности. Для формирования среднего класса помимо экономических предпосылок необходимо: складывание определенных стереотипов поведения, установок, системы ценностей; самоидентификация, самоорганизация как общности; обеспечение определенного качества (не уровня, а именно качества) жизни; капитал или интеллектуальный ресурс, позволяющие обеспечивать относительную устойчивость в социальном статусе, экономическую и гражданскую независимость. Всем этим критериям претенденты на роль среднего класса России, выдвигаемые исследователями, а чаще пропагандистами властвующей элиты, не соответствуют.

Похожая теоретическая и эмпирическая «судьба» и у другого аналогичного понятия: «социальная группа предпринимателей». По мнению Ю.Л. Качанова (1999) «Её не могут определить даже «на бумаге»… Множество людей, занятых предпринимательской деятельностью, схожих по критериям стратификационной классификации, связанных групповой идентичностью и солидарностью, объединённых в «класс» или «корпорацию», – отсутствует». Этот автор считает, что это понятие относится к политической метафизике. «Оно легитимирует разнородную совокупность агентов, пытающихся навязать обществу категории восприятия самих себя… и, тем самым, гарантировать своё социальное бытие». Если гносеологический статус понятия «средний класс» Радаев определяет как особого рода миф – социальный фантазм, основная функция которого – консолидация социально активных слоёв общества, то понятие «группа предпринимателей» – мобилизующая идеологическая схема, «мобилизованная группа» (П. Бурдьё), совокупность людей, объединённых прежде всего на ценностно-мировоззренческой основе, а не по характеру деятельности: содержание предпринимательской деятельности в России – неопределённо, а формы – очень разные. Содержанием идеологического конструкта «группа предпринимателей» является официально декларируемая нормативность некоторого «прогрессивного класса»: «настоящими предпринимателями» являются, и будут являться те, кого фактически поддерживает власть.

 

Date: 2016-07-25; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию