Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы теории социальной структуры





Самыми общими проблемами теории социальной структуры являются вопросы, связанные с социальным неравенством, успешности социального взаимодействия и социального продвижения, перспективными формами и механизмами социального взаимодействия. На языке социологии эти проблемы формулируются как:

1. Проблема социальной дифференциации: какова природа (чем обусловлены, откуда проистекают) социально-значимые различия между людьми и какова их роль в функционировании и развитии общества?

2. Проблема социальной интеграции: каковы условия и механизмы сплочённости, необходимой для существования и развития общества, группы, личности; каковы показатели оптимального уровня взаимной координации элементов социальной системы?

3. Проблема факторов детерминации социальной структуры: что, какие обстоятельства оказывают решающее воздействие на изменение социальной структуры; каковы перспективы (положительные и отрицательные) изменения социальных структур различного уровня?

Обсуждение этих проблем порождает множество точек зрения.

 

Точки зрения на природу социальной дифференциации

 

1. Антропологическая: в основе социальной дифференциации лежат индивидуальные различия людей и обусловленные ими различия интересов, на базе которых люди объединяются или расходятся (Дж. Хоманс). Эта точка зрения ближе всего к обыденному сознанию.

2. Функциональная: в основе социальной дифференциации лежат исторические особенности совместной производственной деятельности, функциональное разделение труда (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Это наиболее распространённая точка зрения.

3. Социокультурная: в основе социальной дифференциации лежат ценностно-мировоззренческие различия субъектов социального действия: представления групп о своём месте и предназначении в системе социального взаимодействия, своей роли в жизни общества, групповое самосознание (М. Вебер, П. Бурдьё). Это наиболее современная точка зрения.

 

Точки зрения на роль социальной дифференциации (СД)

 

1. СД – основа зависимости, несправедливости, эксплуатации (К. Маркс);

2. СД – основа социального многообразия, множественности социальных сред, дающих человеку возможность выбора форм поведения и поощряющая его к активности. Отсюда динамизм и многовариантность общественного развития (П. Сорокин).

Обе точки зрения хорошо обоснованы, имеют давнюю богатую традицию. Надежды на решение проблемы современные социологи связывают с развитием социокультурной природы СД.

 

Точки зрения на механизмы социальной интеграции

 

1. Общественный договор (Ж-Ж. Руссо);

2. Коллективные ценности (М. Вебер, Э. Дюркгейм);

3. Социальные институты: развитие норм и совершенствование механизмов их реализации (Р. Мертон, Т. Парсонс);

4. Коммуникация: выработка конвенциональных значений предметов и интерсубъективных смыслов действий и создание на этой основе общей картины мира и достижение согласия. (Дж. Мид, Ю. Хабермас, А. Щюц).

Точки зрения появлялись по мере углубления представлений о природе и структуре социальности, усложнения социального взаимодействия. Их можно рассматривать как механизмы различного уровня социальности.

 

Точки зрения на факторы детерминации социальной структуры

 

1. Технологический детерминизм: совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Основные положения:

· атрибутивная характеристика человека и его разума (рациональности) – способность к технической деятельности;

· наличие техносферы как “второй природы”, как надбиологического явления, развивающегося по своей имманентной логике;

· основой развития техники является дифференциация труда;

· определённый тип техники порождает определённый тип производственных отношений;

· способ производства определяет принципы и механизмы взаимодействия;

· социальная структура – система функциональных групп.

Классическими представителями технологического детерминизма были К. Маркс (1818-1883) и Э. Дюркгейм (французский социолог, 1858-1917).

2. Культурный детерминизм: совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли культуры в общественном развитии. Основные положения:

· акты человеческого поведения являются социальным действием и образуют систему социального взаимодействия (общество) в той мере, в которой ориентируются на смысловые комплексы (объективные или интерсубъективные);

· смыслы существуют в символической форме; система символов = культура; символизация = означивание = придание смысла = задание социокультурной направленности, ориентации поведения и совместной деятельности;

· упорядоченный смысловой комплекс – система ценностей, задающая направленность, порядок, принципы и механизмы взаимодействия.

Классическими представителями культурного детерминизма были М. Вебер (немецкий социолог, 1864-1920) и П. Сорокин (русско-американский социолог, 1889-1968).


Лекция 15

 

2.2. Основные понятия теории социальной структуры

 

2.2.1. Система понятий

2.2.2. Конструирование социального пространства

Система понятий

 

Одна из фундаментальных классических работ на эту тему начинается так: «Выражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «они очень близки по своему социальному положению», «существует большая социальная дистанция» и т.п. Довольно часто используется как в повседневных суждениях, так и в экономических, политологических и социологических трудах. Все эти выражения указывают на существования того, что можно обозначить термином социальное пространство. Тем не менее имеется очень немного попыток дать определение социальному пространству, систематизировать соответствующие понятия. Насколько мне известно, после Декарта, Гоббса, Лейбница и других великих мыслителей XVII в. только Ф. Ратцель, Г. Зиммель и недавно Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе и автор этих строк (см. Сорокин П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 2) пытались уделить большее внимание проблеме социального пространства и другим вопросам, с ней связанным» (П. Сорокин).

Социальная структура – это теоретически (аналитически) упорядоченное пространство, континуум социального взаимодействия. «Теоретическое описание реальности средствами социологической науки начинается с анализа социального пространства пространство – место, где происходят описываемые социологом события, явления и процессы. У каждой науки есть своё пространство» (А.И. Кравченко).

Это понятие возникает по аналогии с физическим пространством, в традиции позитивистской ориентации социологии на естественнонаучный образец мышления. Физическое пространство можно изобразить на плоскости при помощи декартовой системы координат. Траектория движения тела (физическое событие) – результат равно действия определённых сил природы. Координаты – вектора сил. Для упрощения познания и точности расчётов траектории действие рассматривается в двухмерной системе координат (в евклидовой геометрии – трёхмерное пространство). Социология как наука о взаимодействии изначально была ориентирована на эту логику (см. позитивизм и неопозитивизм в социологии), которая присутствует и в современной социологии. Однако этот стиль мышления (сциентизм) в объяснении человеческого поведения сталкивается с рядом онтологических, гносеологических и аксиологических проблем и не может быть самодостаточным. Основная проблема – сознательный, субъективный, ценностный, своевольный, творческий и т.д. характер человеческого поведения. Человек действует в пространстве, которое создаёт сам. Координаты физического пространства задаёт исследователь-физик под конкретную задачу. Координатами социального пространства, т.е. континуума взаимодействия, являются значимые для людей социальные различия. В принципе их может быть столько, сколько людей: у каждого свои. Однако в действительности это не так, поскольку существуют сообщества, группы, общество. Последнее утверждение является исходной аксиомой социологии, да и соответствует социальному опыту каждого и здравому смыслу, чувству социальной реальности. Можно сказать, что общество – это и есть система социальных различий. Задачей социологии является обнаружение, выявление объективно (или интерсубъективно) значимых социальных различий для данного общества в данное время. Чтобы это подчеркнуть, социологи обозначают их термином социальная дифференциация. Решение этой задачи включает три взаимосвязанных вопроса: природа СД; основание СД; критерий значимости признаков СД.

В принципе, социальное пространство, в отличие от физического, многомерно. Классическими координатами социального пространства, используемыми социологами при построении социальной структуры являлись: власть, богатство, собственность, квалификация, престиж (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).

Совокупность признаков СД определяет социальное положение, место в социальном пространстве индивида, совокупности индивидов, «прорисовывает социальный профиль» человека, его «статусный портрет». Статус – место пересечения признаков СД: социальных координат – теоретическая точка социального пространства.

Признаки социальной дифференциации оси координат социального пространства. Это его векторы и они играют главную роль при ориентации этого пространства (ориентации исследователя в социальном пространстве). Исходная и основная проблема социологического описания общества (и теоретического и эмпирического) – определение значимого признака (совокупности признаков) социальной дифференциации. Одновременно признаки СД являются основанием для выделения (обозначения) значимых для данного общества системы статусных позиций, т.е. социальной структуры.

Понятия социальное пространство и социальная структура «практически эквивалентны, только изображают одно и то же явление с разных точек зрения. Пространство задаётся осями координат… В социальной структуре векторы совершенно неважны. Заглавную роль здесь играет структурирование пространства, способ его организации. Иными словами, выделение опорных точек пространства и установление функциональных связей между ними. Именно это и составляет суть категории «структура», используемой во всех науках» (А.И. Кравченко).

Социальная структура – совокупность всех статусов, существующих в данный исторический момент в данном обществе .Статусы – первокирпичики социальной структуры и предмета социологии. Они дают статическую картину общества. Структура – набор элементов, жёстко связанных между собой, наподобие кристаллической решётки. Статус – позиция индивида в группе или обществе, совокупность позиций (статусный набор – Р. Мертон), место в социальном пространстве. Индивид и группа могут занимать разное место, иметь разное социальное положение. Это обусловлено, во-первых: существующей в данном обществе иерархией признаков СД, задающей ранг группы («высота статуса»); во-вторых – числом функциональных позиций («широта статуса»).

«Для упрощения задачи (описания СП) возможно сокращение числа параметров до двух основных классов… Эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социальной вселенной» (П. Сорокин). Вертикальный параметр – социальная стратификация общества: иерархическое расположение слоёв населения. Горизонтальный параметр – социальный состав населения: совокупность социально-функциональных групп. Люди также являются участниками социальных институтов –устойчивых совокупностей общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельностилюдей, организационно оформленных для выполнения социально значимых функций: совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений.

Социальная структура – “ структура упорядоченного неравенства, в которой людям даются высшие и низшие ранги в соответствии с ценностью которой обладают выполняемые ими социальные роли и деятельности ” (Б. Барбер).

Люди могут перемещаться в социальном пространстве, изменять социальное положение. Этот процесс П. Сорокин предложил называть социальной мобильностью (СМ).

Сущность СМ – перемещение индивидов из одной социальной группы или слоя в другой, сопровождающееся изменением статуса. Понятие используется для характеристики степени «открытости» и «закрытости» общества. Закрытое общество – жёсткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Открытое общество – общество, где перемещения из одной группы в другую никак не ограничены. Уровень СМ часто рассматривается как один из основных критериев отнесения того или иного общества к «традиционному», «модернистскому», «постмодернистскому». Появились исследования «биографической мобильности», предметом которой является изучение «жизненного пути».

Типология СМ. Вертикальная мобильность – перемещение из одной группы в другую с повышением или понижением ранга; горизонтальная мобильность – переход индивида из одной группы в другую без изменения её ранга. Межпоколенная – изменение статуса детей по сравнению со статусом родителей; внутрипоколенная (социальная карьера) – многократное изменение статуса на протяжении жизни. Следует также различать индивидуальную, групповую и структурную мобильность.

Факторы СМ: научно-технические, экономические, политические, демографические, символические.

Каналы СМ: межличностные, институциональные, социокультурные.

Механизмы СМ: образование, власть, доход, брак, девиация и др.

Совокупность людей, объединённых каким-либо признаком СД (рядом признаков), т.е. имеющих одинаковое социальное положение, обладающих одним социальным статусом – группа.

«Биография любого человека по сути есть в основном описание групп, с которыми связан человек, а также его место в рамках каждой из них». «Люди, принадлежащие к одинаковым группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из групп, находятся в одинаковом социальном положении» (П. Сорокин).

Признаки группы:

· общность статуса и ролевых предписаний;

· общность целей и интересов;

· общность поведенческих норм; общность мировосприятия;

· наличие структуры взаимодействия.

 

Date: 2016-07-25; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию