Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Социология семьи





 

Социальная сущность брака и его исторические формы. Особенности семьи как социального института. Типы семейных отношений. Связь семьи с другими социальными институтами. Социальные функции семьи. Структура современной семьи. Роль семьи в социализации личности. Положительные тенденции в развитии семьи. Негативные изменения в семейно-брачных отношениях. Проблемы семьи и брака в современной России.

 

План семинара:

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

 

Терминологический минимум:

Брак, брак групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

 

Темы докладов:

  1. Добрачное поведение. (В том числе исторический обзор).
  2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье. (В том числе исторический обзор).
  3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.
  4. Развод: понятие, причины, последствия. (В том числе исторический обзор).

 

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М.: Экономика, 2004. – 449 с.

2. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.

3. Волков, Ю.Ф. Социология / Ю.Ф. Волков, М. Гулиев, В. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 672 с.

4. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 432 с.
  2. Козлова, О.Н. Социология / О.Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2006. – 315 с.
  3. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.
  4. Яременко, С.Н. Социология / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

 

Периодическая литература:

1. Ашвин, С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия / С. Ашвин // СОЦИС. – 2006. - № 4.

2. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. - № 4.

3. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // СОЦИС. – 2007. - № 9.

4. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

5. Варламова, С.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

6. Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. - № 11.

7. Гладарев, Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон / Б.С. Гладарев // СОЦИС. – 2006. - № 4.

8. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. - № 1.

9. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. - № 9.

10. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2008. - № 9.

11. Зарецкий, А.Д. Экономическая культура брачно-семейных отношений / А.Д. Зарецкий // Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6.

12. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких людей / З.Х. Каримова // СОЦИС. – 2007. - № 6.

13. Лысова, А.В. Физическое насилие над жёнами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. - № 9.

14. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. - № 1.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).
  2. Какой тип семьи и почему Вы бы хотели иметь в своей жизни?
  3. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.
  4. Приведите примеры типов семей в Вашем окружении.
  5. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.
  6. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?
  7. В чём особая значимость воспитательной функции?
  8. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.
  9. Проанализируйте, как выполнены функции в Вашей семье.
  10. Как изменились функции семьи в последнее время?
  11. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ

Теоретическая часть

  1. Социология как наука и её связь с другими науками об обществе.
  2. Уровни и функции социологии.
  3. Этапы и программа социологического исследования.
  4. Методы сбора социальной информации.
  5. Общество как целостная система: понятие и признаки.
  6. Типология обществ.
  7. Развитие общества. Социальные изменения.
  8. Процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.
  9. Социальная структура и её элементы. Учение К. Маркса о классах.
  10. Социальная стратификация: понятие, критерии измерения, типы стратификационных систем.
  11. Теории социальной структуры и социальной стратификации.
  12. Социальные группы и общности.
  13. Социальные организации.
  14. Социальные институты.
  15. Понятие личности и её взаимодействие с окружающей средой.
  16. Структура и социальные типы личности.
  17. Социализация личности.
  18. Концепции личности.
  19. Отклоняющееся поведение. Причины девиации.
  20. Социальная мобильность. Маргиналы.
  21. Культура: понятие, элементы, формы.
  22. Рынок и культура. Проблемы культуры в современной России.
  23. Социология конфликта.
  24. Социальные конфликты в современной России.

 

Практическая часть

  1. Чем отличается первичная и вторичная социализации?
  2. Назовите законы развития общества.
  3. Назовите функции вашей семьи.
  4. Социальный состав студентов вашего факультета.
  5. Приведите примеры социального контроля.
  6. Приведите примеры социальных санкций.
  7. Приведите примеры социальных норм.
  8. Назовите основные религии, существующие в России.
  9. Какие черты постиндустриального общества и индустриального есть в России?
  10. Насколько рационально Вы используете свое свободное время?
  11. Чем отличается молодёжь от других социально-возрастных групп?
  12. Какие Ваши личные интересы совпадают с общественными?
  13. Сравните достоинства города и деревни.
  14. Сравните недостатки города и деревни.
  15. Дайте характеристику себе с точки зрения личности. Что Вам в себе нравится, а что нет?
  16. Социальный состав студентов ИжГСХА (по факультетам).
  17. Сравните социальный состав населения России: 1) 1917 – 1990 гг.;

2) 1990-х гг. ХХ века.

  1. Назовите несколько статусов и дайте им характеристику (содержание).
  2. Дайте характеристику Вашей студенческой группе.
  3. Что дала Вам социология для профессиональной деятельности?
  4. Сравните социальный состав населения России: 1) до 1917 г.;

2) 1917-1990 гг.

  1. Роль среднего класса в обществе.
  2. Поясните, что такое абсолютная и относительная бедность.
  3. Что значит абсолютное и относительное богатство?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Date: 2016-07-25; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию