Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о болезнях в трудах Гиппократа





 

На протяжении всей истории развития человеческого общества представления о сущности болезни человека и животных подвергались значительным изменениям. Во время каждой социально-экономической формации на общие взгляды о болезни оказывал влияние строй общества с господствующей в ней философией и не меньшее значение – уровень развития естествознания. Поэтому представления о болезни формировались или на основе идеалистической, или на основе материалистической философии.

Первая научная теория под названием гуморальная теория болезни была создана Гиппократом (460-370 лет до нашей эры). Гиппократ считал, что возникновение болезни связано с неправильным смещением основных жидкостей организма (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Жидкости, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и правильное смешение их (кразис) обусловливает состояние здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни.

Согласно Гиппократу, болезнь рассматривается, как естественное природное явление, обусловленное вредными влияниями внешней среды на животных и человека по-разному, в зависимости от их конституции, возраста, пола и индивидуальных особенностей. Сама болезнь рассматривалась как проявление естественной борьбы организма с вредным началом и вызванными им нарушениями.

Положительные стороны в учении Гиппократа:
а) до наших дней сохранилась терминология, предложенная Гиппократом (нефрит, пневмония и др.);
б) сохранились некоторые принципы лечения (кровопускание, применение слабительных, потогонных);
в) особое место в учение Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».

Одновременно с Гиппократом, его современник – древнегреческий философ Демокрит создал свое направление в медицине – солидарную теорию патологии (атомистическая теория), в которой прослеживаются зачатки молекулярной патологии. Демокрит полагал, что состояние здоровья и болезни зависит от плотности тел (атомов). Как чрезмерная плотность, так и чрезмерная рыхлость связаны с развитием болезни.
Таким образом, Гиппократ и Демокрит отвергали примитивно-мистические представления о болезни и связывали развитие болезни с материалистических позиций, т. е. с изменениями в самом организме человека.

Гиппократ подчеркивал необходимость широкого использования философии в медицине и полезность применения медицинских сведений в философии, то есть «врач-философ подобен богу. Говоря современным языком, Гиппократ настаивал на ведении врачебной практики на основе новейших научных достижений. Ценными для практической медицины он признавал лишь те достижения науки, которые, которые основаны на наблюдениях, достоверно установленных фактах, опыте.

 

Гиппократ со своими последователями является основоположником принципов:

1) «лечить не болезнь, а больного», в том числе – мобилизуя все физические и психические силы последнего;

2) индивидуального подхода в определении количественной меры лечебного воздействия.

 

Среди других значимых вкладов Гиппократа в становление современной медицины называют разработку учения об этиологии болезней. Из этого учения было исключено все мистическое, и выделены внешние и внутренние источники болезней.

 

Учение о темпераментах.

Многие примитивные анатомо-физиологические знания того времени Гиппократ не мог ни уточнить, ни опровергнуть, т.к. не занимался вскрытием трупов. Последнее в древние, да и в поздние времена было либо запрещено полностью, либо разрешено в особых случаях.

 

Типы темперамента

Несмотря на это Гиппократ, как и его предшественник, врач и философ Алкмеон Кротонский, считал органом мышления и ощущения мозг.

«И именно этой частью мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также приятное и неприятное... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы..., а также сновидения».

Очевидным для Гиппократа, как для любого мыслящего врача, было разнообразие телосложений, поведений человека и животных, особенностей течения однотипных болезней. Результатом осмысления наблюдаемого разнообразия стало учение о темпераментах. По словам И.П. Павлова Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Как и в отношении мышления и ощущений, Гиппократ объяснял ведущие черты душевного склада как людей, так и животных, проявляющиеся в их повседневном поведении с гуморальных позиций: он ставил их в зависимость от соотношения четырех жидкостей («соков») циркулирующих в организме – крови, желчи, черной желчи, слизи (флегмы, лимфы).

Людей четырех выделенных им типов поведения он назвал холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами.

У холерика преобладает желчь, что делает его импульсивным «горячим». Современные представления о холерическом темпераменте приписывают таким людям способность «с головой» уходить в работу, преодолевать значительные трудности, но также и легко входить в состояние бурного выражения эмоций и резко менять настроение.

У сангвиника – избыток крови, что стимулирует подвижность и веселость. Ныне людей сангвинического темперамента характеризуют также и как личностей, быстро отзывающихся на окружающие события, сравнительно легко переживающих неудачи и неприятности.

Флегматика отличает преобладание слизи, делающее его спокойным и медлительным. Эти люди склонны к слабому внешнему проявлению душевных состояний, но с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением.

Избыток черной желчи у меланхолика способствует его боязливости и грусти. Эти люди легко ранимы. Им свойственно долго и глубоко переживать даже незначительные неудачи, но при этом внешне вяло реагировать на все окружающее.

Для Гиппократа типизация душевного склада вкупе с типизацией телосложения были важны для диагностики и выбора лечения больного. Для психологии и физиологии ВНД это была первая типология того человеческого, психического качества, которое является одним из факторов, определяющих индивидуальные особенности ВНД.

 

Date: 2016-07-25; view: 2075; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию