Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Напишите автобиографию





 

Биография — это мелодия жизни человека, звучащая на фоне социальных событий.

Манас

 

 

Может показаться странным, что гештальттерапевт, настойчиво призывающий вас быть внимательным к настоящему, вдруг советует писать автобиографию, считая ее средством развития личности. Парадокс? Давайте разберемся.

Часто люди, которые обращаются ко мне, не могут отделаться от навязчивых размышлений о своем прошлом, пытаясь найти свершившемуся оправдание, придать ему какой-то смысл. Что делать в таком случае? Один из методов состоит в том, чтобы описать историю своей жизни, вспоминая все главные события и свое отношение к ним. Нужно обязательно пометить дату написания автобиографии, потому что с историей жизни случаются удивительные вещи — она может измениться. Автобиография, которую вы пишете в 1990-м, может оказаться непохожей на написанную десять или двадцать лет назад. И дело не просто в прожитых годах. В двух описаниях одного периода, сделанных в разное время, порой выбираются и разные события и одни и те же отношения могут выглядеть совершенно иначе.

После того как вы написали автобиографию, отложите ее в сторону. Затем по прошествии нескольких недель вернитесь к ней и перечитайте глазами Объективного Наблюдателя. Каков эмоциональный тон вашего повествования? Удрученный? Оптимистический?

Если очень тяжело возвращаться к отрицательным воспоминаниям, поставьте перед собой задачу написания новой автобиографии, в которой вы будете описывать только счастливые моменты и позитивные переживания. Я дала это задание одному члену группы, мужчине сорока пяти лет, горько жаловавшемуся на то, как его третировала мачеха. Когда же его попросили выжать из своей памяти хоть что-нибудь хорошее о времени, проведенном с ней, он выдал рассказ на шестнадцать страниц!

Вы можете начать автобиографию с любого эпизода или периода. Здесь нет правил. Те, кто любит порядок, могут начать с самых ранних детских воспоминаний и последовательно продвигаться дальше. Можно начать и с главного эмоционального события вашей жизни. Одна из моих студенток начала автобиографию так: «Когда мне было восемь лет, меня с ярлычком, прикрепленным к шее, посадили в поезд и сказали, что везут в гости к очень хорошим людям. Больше я никогда не увидела моего отца».

Фриц Перлз написал автобиографию под названием «Внутри и снаружи мусорного ведра» в совершенно субъективной манере, выбирая тему для ежедневного поворота повествования из текущих событий того дня, когда он садился писать. Это дало ему возможность сохранить живую связь своих описаний прошлого с чувством настоящего момента и донести ее до читателя. Вот выдержка из его автобиографии:

 

Собака-сверху: Прекрати эти разговоры о Райхе. Придерживайся, как собирался, своей темы — орального сопротивления.

Собака-снизу: Заткнись! Сколько раз можно тебе повторять, что это моя книга, моя исповедь, мои размышления, моя потребность прояснить непонятное.

Собака-сверху: Смотри! Твои читатели примут тебя за болтливого, выжившего из ума старика.

Собака снизу: Итак, мы снова вернулись к моей собственной версии моего образа. Если читатель хочет взглянуть из-за моего плеча, пожалуйста, пусть подглядывает. Кроме того, меня не раз просили, чтобы я написал свои воспоминания.

Собака-сверху: Фриц, ты защищаешься.

 

Может быть и вы захотите написать свою автобиографию в таком необычном стиле, держащем в фокусе внимания сиюминутный момент. Здесь нет правил.

Не исключено, что существуют периоды жизни, о которых вы совершенно ничего не помните. Можете быть уверены, что в них скрывается очень важный эмоциональный материал. Вы можете помочь себе восстановить ощущение этого времени, воспользовавшись упражнением на регрессивную фантазию (было бы неплохо, если бы кто-нибудь прочитал его для вас вслух, делая паузы в местах, обозначенных многоточиями. Если такой возможности нет, можно записать текст на магнитофон и прослушать запись, когда вы будете готовы к выполнению упражнения).

 

 

Упражнение «Возрастная регрессия»

 

Займите удобное положение.

Закройте глаза.

Сосредоточьте ваше внимание на дыхании… грудная клетка поднимается… грудная клетка опускается… поднимается… опускается…

Теперь вообразите белый экран. Пусть на экране появится число, то самое, сколько вам лет.

Теперь — на год меньше…

Еще на год меньше…

На год меньше…

На год меньше…

На год меньше… (и так далее, пока не достигнете нужного вам года; возьмем для примера восемь лет).

Вообразите, что вам снова восемь лет… Почувствуйте себя восьмилетним ребенком…

Обычный будний день, и ты только что проснулся… Лежа в кровати, что ты видишь в комнате?.. Какие чувствуешь запахи?.. Какие слышишь звуки?.. Кто еще спит в этой комнате?.. Спишь ли ты с кем-нибудь на одной кровати?..

Теперь ты спускаешь ноги с кровати. Как ты ощущаешь пол (или коврик)?.. Во что ты одет?.. Ты одеваешь тапочки или идешь босиком?.. Что ты делаешь, как только встаешь? Идешь в ванную? Одеваешься? Или что-то другое? О чем ты думаешь в этот момент?..

Теперь представь, что ты идешь умываться. Где расположена ванная? Мог бы ты дойти туда в темноте? Осмотри все вокруг и прочувствуй, как ты выполняешь обычные утренние процедуры…

Видишь ли ты здесь еще кого-нибудь? Говоришь ли с кем-нибудь?..

Если ты еще не одет, почувствуй, как ты одеваешься. Ты сам выбираешь себе одежду или она уже приготовлена для тебя? Если сам, то как ты решаешь, что одеть сегодня, и что в конце концов одеваешь?

Ты идешь завтракать. Где ты завтракаешь? Как ты попадаешь туда? Ты готовишь себе завтрак сам или кто-нибудь делает это для тебя?

Ешь ли в одиночестве? Или с кем-нибудь?.. Что ты ешь на завтрак?.. Тебе вкусно?..

Беседуешь ли ты с кем-нибудь во время завтрака?.. Какие чувства у тебя возникают по отношению к тому, что говорится?..

Представь себя готовым к выходу в школу. Что-нибудь особенное здесь происходит?..

Теперь иди в школу. Как ты попадаешь туда?.. Пешком?.. На автобусе? На велосипеде?.. Тебя отвозит мама?..

Ты идешь в школу один? Или с друзьями? Братьями? Сестрами? Что происходит по дороге в школу? Какие это у тебя вызывает чувства?

Какая погода? Солнечно? Идет дождь? Облака? Ветер? Холодно? Тепло? Какой месяц ты выбрал для своих воспоминаний?

Ты пришел в школу. Рано? Опоздал? Вовремя? Если ты пришел раньше, что ты делаешь до начала уроков? Кто окружает тебя? Как их зовут? Какие ты испытываешь по отношению к ним чувства?..

Через какой вход ты вошел в школу? Как он выглядит? Какие ты чувствуешь запахи, входя в школу? Какие ты слышишь звуки?..

Вспомни обычный школьный день… Какие были уроки? Что происходило на них? Как зовут учителей? Какие чувства они у тебя вызывают?..

Кто твои лучшие друзья в классе?.. Кого из одноклассников ты не любишь?.. Вспомни, за что ты их недолюбливаешь?.. Ты их боишься?..

Не забудь переменки… Что происходит, когда ты выходишь поиграть? С кем ты играешь? В какие игры? Или ты занят чем-то другим?..

И не забудь большую перемену. Может быть ты идешь обедать домой?.. Ешь в школе?.. В буфете?.. Или у тебя завтрак с собой?.. Что происходило, когда ты забывал его взять?..

Ты ешь… Ты один или с тобой рядом кто-то еще?.. Где ты сидишь?

Что ты ешь? Какой у еды вкус? Запах?.. А что едят другие? Как ты к этому относишься?.. Что происходит?..

Играешь ли ты с одноклассниками после того, как поел? Или как-то иначе проводишь время до конца большой перемены?..

Какие чувства у тебя вызывает конец школьного дня?..

Время идти домой… Как ты добираешься до дома?.. Идешь ли ты прямо домой? Или заходишь куда-то по пути?.. Ты один или с кем-то?.. Побудь немного с ощущением того, что ты чувствуешь, что делаешь, о чем думаешь по пути домой…

Вот ты уже дома. Что ты делаешь, когда приходишь после школы домой?.. Какие чувства это у тебя вызывает?.. Что ты еще делаешь до ужина?..

Ужин… Как тебя зовут к ужину?.. Сколько человек за столом? Посмотри на каждого из них… Какие у тебя возникают чувства к каждому из них?.. Что приготовлено на ужин? Какой у еды запах? Вкус? Кто приготовил ужин? Кто накрывал на стол?.. Что происходит за столом?.. Кто разговаривает?.. Ты тоже участвуешь в разговоре? Или молчишь?..

Ужин закончился. Что ты делаешь после ужина, пока еще не пришло время ложиться спать?.. Прочувствуй, как ты все это делаешь… Ты учишь уроки?.. Делаешь что-то по дому?.. Смотришь телевизор?.. Слушаешь музыку?.. Играешь?.. Может быть какое-то время ты проводишь с родителями?.. Нравится ли тебе это?..

Уже поздно. Как ты узнаешь, что уже пора спать?.. Уговаривают ли тебя ложиться спать? Или заставляют? Кто? Что делаешь, перед тем как отправиться в кровать?.. Помогают ли тебе в это время родители?.. Как?.. Хочется ли тебе спать?..

Ты лежишь в своей кровати. Как она выглядит? Темно или горит свет? Есть ли кто-нибудь еще в комнате? Берешь ли ты в постель какую-нибудь игрушку? Что ты видишь вокруг, какие звуки слышишь, до каких вещей дотрагиваешься, какие мысли приходят тебе в голову прежде, чем ты заснешь?..

 

* * *

 

Если вы, выполняя упражнение, не прошли через все события обычного будничного дня, позволив увлечь себя какому-то особому воспоминанию, — очень хорошо. Наверняка это то самое воспоминание, которым вам нужно заняться, чтобы достичь умиротворения. Надеюсь, теперь вы позволите вашему Объективному Наблюдателю рассмотреть этот эпизод вместе с вами.

Если после этого упражнения все же трудно вспомнить себя в восьмилетнем возрасте, тогда попробуйте проделать еще одно.

 

 

Упражнение «Вспоминание плана дома»

 

Возьмите большой лист бумаги, линейку и нарисуйте план дома, в котором вы жили, когда вам было восемь лет. Постарайтесь как можно более точно выдержать пропорции.

Начните с вашей спальни, с гостиной или с того места, откуда вы обычно входили.

Расставьте мебель в каждой комнате.

Мысленно «войдите в комнату», которую только что не могли вспомнить, закройте, находясь там, глаза и представьте те части комнаты, которые вы все-таки помните. Теперь почти так, как это делают слепые, медленно идите от одной стены к другой, от одних предметов к другим.

Когда в вашей памяти начнет проступать вид комнаты, двери стенного шкафа или буфета, которых вы «не помнили» долгие годы, остановитесь и наблюдайте за всплывающими в сознании ассоциациями.

 

* * *

 

Другой способ восстановить забытый период — вспомнить какой-то объект или ситуацию, которые когда-то восхитили вас, поразили ваше воображение. Закройте глаза и представьте этот объект как можно более детально… Его цвет, поверхность, звук, запах, вкус… Какое значение он имел для вас… Вспомните, как ваши чувства и восприятие этого предмета менялись со временем. Герман Гессе описал, как он был очарован индийской статуэткой «танцующего идола», стоявшей в кабинете редких вещей его дяди, и какие разные интерпретации давал он этой фигурке в разные периоды своей жизни.

Возможно вы вспомните любимые детские игры, которые разыгрывали в детстве в своем воображении. Затем позвольте себе снова перенестись в то время, отдаться этой игре, пофантазировать, как тогда. Одной из моих излюбленных игр была игра «Транспорт». Я устраивалась на ковре с замысловатым восточным орнаментом в прихожей нашего дома. Линии превращались в дороги и в тротуары. Одни цветные пятна становились домами, другие — магазинами, учреждениями, школой. Я отправляла двухдюймовые машинки с разными поручениями в деревню: детей они должны были отвезти в школу, а мужчин — к поезду, доставить лед и развезти молоко. Моим любимцем был фургончик для овощей и фруктов. Лошадка, запряженная в него, двигалась так медленно, что машины и даже велосипеды должны были тормозить. Взрослые никак не могли понять, почему я хочу играть со своими лилипутскими игрушками на сквозняке в прихожей, а не на ковре в теплой комнате. Однажды я попыталась объяснить кому-то из них географию моей деревни, но вы знаете, насколько бедное воображение у взрослых и как тяжело поэтому шестилетнему ребенку им что-нибудь втолковать.

А показать им другой ландшафт, изображенный на том же ковре, я уже никогда не пыталась. Бывали дни, когда дороги превращались в тропинки, вьющиеся по лесу, мимо болот и лугов, поднимающиеся в горы и снова спускающиеся вниз. Лилипутские игрушки были уже не машинками, а людьми, животными, домовыми и феями, леса стояли как заколдованные, а в расселинах гор жили злые духи.

Не чувствуете ли вы, что перенеслись куда-то, читая эту историю? Не всплыли ли в вашей памяти воспоминания о ваших собственных играх? Или может быть вам напомнило о чем-то своем мое упоминание о бедном воображении взрослых и о трудностях взаимопонимания с ними? А может вы и не возвращались мысленно в свое детство, а просто увлеклись содержанием моего рассказа и подумали: «Сколько же ей сейчас может быть лет?»

 

 

Принятие Себя-Ребенка

 

Одна из целей написания автобиографии состоит в том, чтобы научиться понимать, любить и принимать ребенка, которым вы были.

Психотерапевтическая работа со многими людьми привела меня к следующему заключению. До тех пор, пока вы не научитесь любить, заботиться, понимать и принимать ребенка, которым когда-то были, ваше взрослое "Я" будет ощущать пустоту, мучения, одиночество и неудовлетворенность.

 

 

Упражнение «Приласкайте ребенка, которым вы были»

 

Выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства.

Представьте себя, каким вы были тогда. Каким вы видите Себя-Ребенка? Он сидит, лежит или идет?

Обратитесь к нему. Скажите ему несколько теплых слов одобрения и поддержки.

Посоветуйте ему что-нибудь.

Будьте ему таким родителем (крестным отцом или крестной матерью), какого вы сами хотели иметь.

Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были, поласкайте, побаюкайте ее.

 

* * *

 

Когда вы закончите это упражнение, обязательно запишите чувства и мысли, пришедшие вам в голову. Для многих людей это очень сильное переживание, а часто и своего рода «прорыв».

Основная цель автобиографических рассказов — обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в настоящем. Если какой-то эпизод из прошлого раз за разом всплывает в вашем сознании, принося чувства злости, печали, боли и сожаления… («Ах, если бы я тогда сделал это… сказал это… знал бы больше…»), то вам поможет метод эмоционально-коррективного переживания.

 

 

Упражнение «Эмоционально-коррективное переживание»

 

Запишите тревожащий вас эпизод в виде небольшого рассказа, написанного в настоящем времени от первого лица. Попытайтесь как можно более точно вспомнить все события. Восстановите диалоги. Запишите ваши чувства.

Затем перепишите историю так, как вы бы хотели, чтобы она произошла. Пойдите навстречу преследователю. Отомстите мучителю.

Или полюбите человека, которого вы ненавидите. Делайте все, что хотите. Создайте новые диалоги. Запишите ваши чувства. Придумайте свой собственный финал и развязку.

 

* * *

 

Это упражнение может быть проделано не только индивидуально, но и в группе. Однажды мы вместе с одной бывшей монахиней и ее подругами разыграли сцену учиненного над ней много лет назад судилища, после которого она была изгнана из монастыря.

Одни ее подруги сами жили в то время в монастыре, другие тоже были в какой-то степени знакомы с религиозной жизнью. Это, конечно, помогло нам, но мы могли бы сделать то же самое и с людьми, не имеющими никакого представления о монашестве. Единственно, что необходимо — это добрая воля и желание помочь.

Сначала мы воспроизвели эту сцену так, как она в действительности происходила. В этом частном случае оказалось весьма кстати присутствие людей, находившихся во время тех давних событий вместе с нашей монахиней. Они помогли ей оживить воспоминания, которые она сама не могла бы восстановить.

Затем мы разыграли сцену так, как главной героине хотелось бы, чтобы все произошло. Она обратилась к своим обвинителям с речью и была поражена тому, как искусно ей удалось защитить те моральные принципы, которыми она руководствовалась в своих поступках. В результате это тягостное событие было для нее заново пережито, субъективно завершено и перестало постоянно «прокручиваться» в ее голове.

Автобиографические рассказы можно также использовать для раскрытия бессознательного значения феноменов, возникающих в годовщину тех или иных событий. Лиллиан каждый апрель, с точностью часового механизма, впадала в депрессивное состояние. Во время психотерапевтического сеанса я попросила ее расслабиться, сконцентрироваться на своем дыхании в течение нескольких вдохов и выдохов и затем выполнить такое упражнение.

 

 

Упражнение «Годовщина»

 

«Сейчас апрель 1979-го, я живу… и чувствую…» и т.д. Затем, когда вам удастся ощутить чувство, которое вы переживали в текущем году, можно переходить к предыдущему: «Сейчас апрель 1978-го, я живу… и работаю…» и т.д. Так продолжается до года, который вы можете вспомнить.

 

* * *

 

Лиллиан восстановила в памяти несколько травмирующих эпизодов, случившихся с ней именно в апреле (в апреле умер ее отец, в апреле у нее насильно отняли щенка). Кроме того, она поняла, что некоторые из ее апрельских неудач в последующие годы были вызваны постоянным их ожиданием: "Ну вот апрель, что стрясется на этот раз?" Это еще один пример того, как само пророчество вызывает к жизни предсказанное им событие.

Если вы заметили, что есть особенные дни, когда у вас обычно возникает тревога или подавленность (это может быть день рождения, Новый Год, Пасха и другие праздничные дни или, например, пятница, выпадающая на тринадцатое число), попытайтесь по годам восстановить, что вы делали и что чувствовали в этот день, что происходило в вашей жизни. Запишите все это и проанализируйте, нет ли в этих событиях одной и той же раз за разом воспроизводящейся схемы.

Карл Г.Юнг был, несомненно, одним из самых эрудированных мыслителей последнего столетия. Список его трудов занимает несколько десятков страниц. Но, возможно, из всех его книг наибольшее влияние на огромное число людей оказала автобиография этого выдающегося психолога, написанная им простым языком и повествующая о его «персональном мифе». Юнг написал ее в восьмидесятитрехлетнем возрасте.

«История моей жизни — это история самореализации бессознательного… Воспоминания о внешних событиях моей жизни поблекли, а многие и исчезли совсем. Но мои встречи с иной реальностью, мои пересечения с бессознательным неизгладимо запечатлелись в памяти. В этой реальности кроются неисчислимые богатства, по сравнению с которыми все остальное бледнеет… Я могу понять себя только в свете внутренних событий. Именно они создают неповторимое своеобразие моей жизни, и именно им посвящена автобиография».

И ваша автобиография, читатель, может в большей степени отражать историю и развитие внутренней жизни, чем внешней. Но может быть вы экстраверт, и тогда вы испытываете большую потребность осмыслить в автобиографии значение внешних событий, происходивших с вами, и ваше отношение к ним. Подобно Юнгу, вам может захотеться написать автобиографию на склоне лет. Главная психологическая потребность пожилых людей (особенно если они не решили этот вопрос раньше) — поиск смысла прожитой жизни. Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе. Обычно пожилые люди склонны делиться воспоминаниями, и, я думаю, это выражает их потребность поиска смысла и желание получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни». Группа «Седые пантеры» выступила спонсором проекта, по которому молодые люди брали интервью у пожилых. «Когда молодой интервьюер просит старых людей вспомнить о прошлом и об их достижениях, то они начинают ощущать новое, положительно отношение к себе. Пожилой человек испытывает очень сильное чувство самоутверждения, когда молодые спрашивают у него, какие уроки он извлек из опыта жизни», — пишет Мэгги Кун, основательница этой группы.

Улисс С.Грант, генерал, принесший Аврааму Линкольну победу в Гражданской войне, был избран президентом только для того, чтобы председательствовать в администрации, которая была, отнюдь не по его вине, со скандалом изгнана. В шестидесятидвухлетнем возрасте он, обманутый друзьями, в безденежье умирал от рака горла. Некоторые из оставшихся друзей, и среди них Марк Твен, убеждали его написать воспоминания, чтобы восстановить свое доброе имя. Он колебался, так как был очень болен и не чувствовал себя писателем. И все-таки наконец решился. На последнем году своей жизни он написал «Личные воспоминания», которые принесли ему народное признание и славу. Генерал открыл в себе писательские способности и благодаря этому незадолго до смерти сумел понять смысл собственной жизни. Он закончил свой труд за четыре дня до кончины.

Нам не хватает душевных сил, чтобы полностью пережить каждую из наших утрат сразу же, как только она произошла. И наверное поэтому, стоит на склоне лет вновь вернуться к ним, чтобы в ретроспективе осознать, в чем состоит смысл всех этих болезненных событий.

Не менее обогатит вас, если вы напомните самому себе минуты вашей славы и успеха.

 

 

Упражнение «Похвальное слово самому себе»

 

Его лучше проводить в небольшой группе, где все участники могли бы поделиться своими переживаниями в конце упражнения.

В течение десяти минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь.

Начните с самых ранних детских воспоминаний.

Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться.

Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний (например, «В институте я был первым в своей группе. Правда, в ней было всего десять человек». Отбросьте второе предложение и оставьте только первое!).

Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили вашего товарища по работе или когда вы опоздали на назначенную встречу, потому что помогали потерявшемуся ребенку добраться до дома).

И не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудны (например, случай, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени; или случай, когда вы, человек не очень-то способный к языкам, решили все-таки улучшить ваш французский со степени F до степени А и преуспели в этом).

Затем пусть каждый из членов группы в течение пяти минут расскажет о своих воспоминаниях остальным. Слушатели должны удерживаться от любых критических замечаний.

 

* * *

 

Это упражнение можно выполнить и без группы. Запишите вкратце каждый из эпизодов вашей жизни, которым вы можете гордиться. Затем через какое-то время перечитайте эти записи глазами Объективного Наблюдателя, проверяя, в самом ли деле писавший испытывал гордость за свои достижения и не вкрались ли в его воспоминания «скромные» или обесценивающие пояснения.

 

ГЛАВА 6

О СНАХ

 

Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме.

Древнеегипетский текст

 

 

Зигмунд Фрейд говорил, что сны — царский путь к бессознательному. Фриц Перлз считал их царским путем к интеграции, имея в виду метод возвращения человеку отчужденных частей его личности. Килтон Стьюарт называл не получивший объяснения сон «нераспечатанным письмом от Бога». С древнейших времен люди интересовались снами и считали их значимыми. Достаточно вспомнить историю библейского Иосифа, который был освобожден из тюрьмы и стал управляющим землями фараона благодаря тому, что успешно раскрыл смысл снов — сначала виночерпия и хлебодара, а потом и самого фараона.

Меня всегда удивляло, что, хотя сны на протяжении всей истории вызывали у людей значительный интерес, научные данные о них были получены лишь во второй половине нашего века. В 1953 году Азерински и Клейтман (факультет физиологии Чикагского университета) обнаружили у спящих испытуемых периоды быстрых глазных движений (названные «периодами быстрого сна» — ПБС); эти периоды связаны со сновидениями. Дальнейшими исследованиями Уильяма Димента было установлено, что все видят сны (хотя не все их помнят), что у взрослого человека обычно бывает четыре-пять периодов сновидений в течение ночи (это 20% времени сна), что люди, принимающие барбитураты в качестве снотворного, слабоумные и старики видят сны значительно реже, а у недоношенных младенцев периоды быстрого сна составляют 75% общего времени сна.

Сновидения необходимы организму. В лабораторных экспериментах испытуемых будили в начале каждого периода быстрого сна, давая им потом снова заснуть, так что в течение ночи они спали достаточное время, однако были лишены сновидений. К пятой ночи их приходилось будить двадцать или тридцать раз за ночь. Они становились раздражительными, тревожными, напряженными, не могли сосредоточиться. У испытуемых контрольной группы, которых будили так же часто, но не во время ПБС, подобные симптомы не развивались. Как только испытуемым давали нормально спать, эти симптомы пропадали, причем в первые несколько ночей после эксперимента у них было в четыре раза больше ПБС за ночь.

Таким образом, экспериментальные данные показывают, что сновидения являются необходимой для организма функцией, и, значит, сны снятся всем.

Встречаются, однако, люди, которые убеждены, что не видят снов. Есть и такие, которые редко вспоминают свои сны, полагая, что сны им снятся намного реже, чем другим людям.

Интересны данные, сравнивающие тех, кто помнит сны (не меньше одного за месяц), с теми, кто не помнит. Гудинаф и его сотрудники обнаружили, что у тех, кто не помнит снов, ПБС короче, а движения глаз такие, как будто они отводят взгляд, не желая смотреть на то, что происходит в их сне. В жизни эти люди более замкнуты, более конформны, более сдержанны и более склонны избегать конфронтаций и неприятностей или отрицать их, чем люди, которые помнят свои сны.

Если вы принадлежите к тем, кто не помнит своих снов, и хотите перейти в ряды «сновидцев», это совсем нетрудно… Но при условии, что вы действительно хотите помнить свои сны.

 

 

Установка на запоминание снов

 

Договоритесь сами с собой записывать свои сны в специальный дневник или в общий дневник (если вы таковой ведете).

Скажите себе прямо перед сном: «Первое, что я сделаю, когда проснусь, — запишу то, что видел(а) во сне».

 

* * *

 

И выполните это. Приготовьте ручку или карандаш, положите дневник рядом с постелью и откройте его на нужной странице. Если вам нужны очки — приготовьте и очки. Как только проснетесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это всего лишь ускользающее ощущение или чувство. Даже если это всего лишь короткая фраза, например, «Я на лужайке». Не слушайте голос, который будет говорить: «Ты помнишь слишком мало, чтобы это стоило записывать». Это говорит ваш внутренний Саботажник. Возможно в тот момент, когда ваша рука будет выводить фразу «Я на лужайке», сами собой всплывут какие-то воспоминания об этом луге и о том, что там происходило. И пусть не вспомнится больше ни слова, не браните свое бессознательное; наоборот, поблагодарите его и попросите, чтобы в следующий раз вам удалось запомнить больше.

Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: «Я проснулся(лась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…» И далее в том же духе. Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнет вспоминаться.

Пока вы не приобрели опыт вспоминания снов, я советую вам давать себе перед сном только эту установку. Если же вы одновременно с этим настроитесь сразу по пробуждении позвонить кому-то или проверить, дома ли сын-подросток, или вынести мусорное ведро, — скорее всего, проснувшись, вы выполните именно эти необходимые и полезные действия, а ваши сны быстро растворятся.

Можно также вступить в разговор с «отсутствующими» снами.

 

 

Упражнение «Диалог с отсутствующим сном»

 

Сначала обратитесь к исчезнувшему сну. Скажите ему, что вы думаете по поводу того, что не можете его вспомнить. Скажите ему, чего вы от него хотите.

Побудьте в роли сна. Возможно вам захочется оправдываться, обвинять спящего, сказать ему, что он сам не хочет вас (сон) помнить, и пр. Я не собираюсь писать для вас сценарий, пусть разговор происходит сам собой, а вы смените несколько раз роли.

 

* * *

 

Или вот еще упражнение, которое я использую в группах и которое вы можете опробовать в кругу друзей.

 

 

Упражнение «Придумывание сна»

 

Придумайте сон, который мог бы быть у каждого из присутствующих. Затем поработайте над каждым из этих «снов», как будто этот «сон» на самом деле приснился.

 

* * *

 

Большинство людей, впрочем, помнит некоторые из своих снов — может быть один сон за ночь, или один сон в неделю, или, возможно, один сон в месяц. Как же можно их использовать?

Вслед за Фрицем Перлзом я полагаю, что сон — это экзистенциальное послание человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация.

Я рекомендую начинать толкование сна, исходя из обычного здравого смысла. Часто сон хочет напомнить нам о событиях дня, на которые мы почти не обратили внимания на фоне более сильных впечатлений. Так однажды я увидела во сне своего возлюбленного в ботинках на высокой платформе (они тогда еще не вошли в моду) и поняла, что мне не хотелось замечать, сколько в его поведении самомнения и важности. Если сон касается какой-либо пищи или части тела, то это может быть сообщением о том, что организм нуждается в определенной пище (или, наоборот, должен ее избегать), или, что вам нужно обратить особое внимание на определенную часть тела. Человек может бессознательно знать о начинающейся болезни до проявления ее симптомов, так что правильное понимание такого рода снов может превратиться для вас в систему раннего выявления возможных заболеваний.

Возможны и предупреждения иного рода. Однажды у меня был сон, где фигурировала девушка, которая проходила у меня терапию. Она боялась, что ее убьет отец. Сон был таким:

 

Она прячется от него в моем доме. Он находит ее, стреляет в нее и убегает. Я подхватываю ее, переношу в машину и мчусь в отделение «Скорой помощи». Я пытаюсь нажать на гудок, но он не работает, так что я мчусь зигзагами, чтобы обратить на себя внимание других водителей и заставить их уступить мне дорогу. Полисмен останавливает меня. «Слава Богу, наконец-то!» — и я объясняю ему ситуацию. Он включает сирену на своем автомобиле и прокладывает нам путь.

 

Разумеется, в этом сне многое требует проработки и истолкования: мои отношения с девушкой, терапевтические и выходящие за пределы терапии; предполагаемый убийца; полисмен; мое желание оказаться героиней. Больше всего, однако, поразило меня, когда я проснулась, ощущение, как опасно было предпринимать эту сумасшедшую поездку с неработающим сигналом, и как глупо было с моей стороны уже месяц ездить, не исправив поломку. В тот же день я отремонтировала клаксон. Сон обратил мое внимание на то, что я сама пыталась не замечать свой собственный страх ездить на машине с неработающим сигналом, и все потому, что считала себя «слишком занятой», чтобы найти время на ремонт.

Очень драматичный пример сна-предупреждения приведен Кэтлин Дженкс в ее рассказе об опыте продвижения по пути личностного роста с помощью юнговского самоанализа снов. Этот сон приснился ей через месяц после ее первой близости с Робом:

 

Меня пригласили в дом, где находилось много девушек, простеньких, но милых. Все они когда-то были любовницами Роба, причем некоторые еще в его студенческие годы. Трое были беременны… Ужасно, что у него оказалось столько любовниц, и он оставил их в таком положении… А потом произошло что-то совсем непонятное. Им нужно было убедиться, что у них всех есть особая «отметка». Все они вытянули руки, и это привело меня в замешательство. Я смотрела и видела на одном или двух пальцах каждой из девушек диагональные царапины… Я сказала, что у меня таких нет, и тогда одна из девушек взяла мою руку и стала пристально смотреть. Царапины — очень маленькие и еле заметные — были и у меня. Потом я вспомнила, что Роб однажды ночью меня оцарапал…

 

К сожалению, она пренебрегла столь явным предупреждением, заключенным в этом сне, и не смогла отказаться от своей роковой страсти к Робу.

 

 

Метафорическое значение сна

 

Однако, если после попытки обнаружить буквальное значение сна вы ни к чему не придете, тогда следует поискать его метафорическое значение.

На мой взгляд, символика сна — это не попытка провести какие-то скрытые мысли через цензуру сознания, как полагал З.Фрейд, а стенограмма в рисунках, которой пользуется наша психика. Такая стенограмма всегда индивидуальна и уникальна: не может быть, например, единого перевода стихов Уолта Уитмена. И потому остерегайтесь психотерапевтов, друзей, супругов и профессиональных толкователей снов, которые пытаются вам объяснить, что для вас значат ваши сны. Безусловно, выслушайте всех, кто-то, возможно, и натолкнет вас на верный путь. Но отвергайте любую интерпретацию, которая не будет созвучна вашей душе. Только вы сами можете расшифровать собственные сны.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут подобрать ключ к вашему сну.

I. Согласно Фрицу Перлзу, каждая часть сна является представителем какой-то, возможно отвергаемой вами, части личности. Поэтому примерьте на себя роль каждого человека, каждого предмета, каждого элемента вашего сна.

 

 

Упражнение «Работа над сном»

 

Превратитесь в этот персонаж (предмет, элемент) вашего сна. Теперь пусть он расскажет о себе. Как обычно говорил Фриц Перлз: «Расскажи-ка нам свою историю».

Что ты делаешь в этом сне?

Что чувствуешь?

Каковы твои взаимоотношения с другими персонажами сна или другими предметами?

Что ты хочешь?

Побеседуй с другими персонажами или элементами сна.

 

* * *

 

Это упражнение полезно проделать вслух. Хорошо, чтобы при этом присутствовали слушатели: ваш психотерапевт или друг, чьей объективности вы доверяете. Они расскажут вам об особенностях вашего поведения, которых вы сами могли не заметить: о том, как менялись сила и тембр вашего голоса, какой была ваша поза, как вы мяли носовой платок и сжимали кулаки, как однажды перехватило ваше дыхание, каков был общий тон вашего рассказа. Впрочем, вы можете выполнять упражнение молча. Тогда диалог лучше записать.

Проигрывая каждую роль, обращайте внимание на все ассоциации из вашей повседневной жизни, из прочитанной книги, из телепрограммы или вчерашнего разговора, который вы не успели «переварить». Какие из этих ассоциаций дают вам ключ к правильному пониманию сна, обычно можно узнать по специфическому внутреннему ощущению: «Ага! Это оно…»

Как узнать, с чего надо начинать работать над сном или с какими его элементами следует себя отождествить? Правил здесь нет. Вы можете отождествить себя с любым элементом вашего сна. Например, если бы я захотела поработать таким образом со своим сном, где я себя вела геройски, то я бы могла побыть убийцей, юной жертвой, полицейским, героиней, автомобилем, палатой неотложной помощи в больнице, неработающим клаксоном. Обязательно включите в ряд элементов сна, с которыми попробуете отождествиться, самые яркие и волнующие эпизоды. Вот список тех элементов сна, с которыми вы можете себя отождествить:

А. Станьте пейзажем или всем, что вокруг, — домом, воздухом, дождем, пустыней. Фриц Перлз однажды попросил мужчину, которому приснилось, как он катался верхом на лошади в Центральном парке, представить себя дорожкой в парке, на что мужчина тут же среагировал: «Чтобы все эти лошади на меня наложили?»

Б. Побудьте всеми людьми, которых вы видели во сне. Если это были незнакомые люди, подумайте, не напоминают ли они какого-нибудь важного для вас человека.

В. Станьте любым предметом, который что-то соединяет, — мостом, телефоном, дорогой, грузовиком.

Г. Побудьте любым необычным предметом, появившимся в вашем сне, — ремнем безопасности, который приделан почему-то с наружной стороны вашей машины; летающей кошкой; предметом, волшебно исчезающим и вновь появляющимся.

Д. Превратитесь в любой интригующий или таинственный предмет — запакованный сверток, нераспечатанное письмо или непрочитанную книгу.

Е. Побудьте любым предметом или явлением природы, обладающими мощной энергией, например, приливной волной, автомобилем, электрическим генератором.

Ж. Побудьте любым появившимся во сне предметом культа — от распятия до статуи Будды.

З. Побудьте предметом (или человеком), у которого правая часть отличается от левой. Сначала станьте правой половиной, затем левой. Попробуйте провести диалог между этими половинами.

И. Станьте двумя резко отличающимися предметами (или людьми), например, новым ковром и потертым, молодой женщиной и старухой.

К. Побудьте любым утраченным предметом или недостающей деталью. Это может быть что-то, что вы потеряли во сне и что упорно ищете. Это может быть недостающая часть дорожного указателя. Или наполовину написанное слово в блокноте (так, в сновидении одного мужчины фигурировало слово «разбо», которое оказалось частью слова «неразборчивый»).

Иногда вы можете просто не замечать отсутствия какого-то важного элемента в вашем сне. Именно в таких случаях оказывается полезным присутствие во время работы со сном вашего психотерапевта или друга.

Мы анализировали вместе с Люси ее сон, который состоял из двух фрагментов: женщину на каталке ввозят в операционную, и затем та же женщина просыпается в палате. Я попросила ее представить себя хирургом и сыграть отсутствующий эпизод между этими двумя фрагментами. Во время проигрывания роли Люси поняла, что это был сон о ее недавней операции по поводу удаления матки. Это помогло ей проделать столь необходимую для нее душевную работу — пережить утрату такого важного органа.

Если у кого-то во сне фигурируют Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, то, возможно, ему нужна будет подсказка, чтобы понять, какой планеты недостает в его Солнечной системе. Тому, кто «витает в облаках», порой бывает трудно увидеть очевидное — что это Земля. Для него будет в высшей степени полезно отождествить себя с Землей.

II. Обращайте внимание на все устойчивые словосочетания и каламбуры. Если вы видели во сне хлеб, то, может быть, это мечта о новой, хорошо оплачиваемой работе, которая дала бы вам надежный «кусок хлеба». А может быть вы просто соскучились по друзьям, с которыми в былые годы делили «хлеба горбушку и ту пополам». Это ваши сны, и поэтому только ваши ассоциации имеют значение. В книге Анны Фарадей «Игра снов» есть прекрасная глава, где собрано множество каламбуров из сновидений разных людей. Вот пример из ее собственного сна: мужчина в длинных белых подштанниках стреляет в нее из пулемета. Значение этого сна она поняла в тот же день, в радиостудии, во время ожидания начала своей беседы с Лонг Джоном Нибелем, когда вдруг вспомнила сплетню, что он крайне нелюбезно встречает гостей. Она поняла, что подавляла в себе эту информацию, и ее подсознание послало ей предупреждение о том, что человек «в подштанниках» попробует ее «пристрелить».

III. Замечайте любые цифры, которые появляются во сне. Это может быть номер дома, цифра на круге рулетки, чей-то возраст, цена вещи и т.д. Проанализируйте ассоциации, которые возникают у вас в связи с этими цифрами.

IV. Отмечайте чувство, с которым вы просыпаетесь. Это эмоциональное состояние — будь то страх или радость, грусть или гнев, безысходность или озадаченность — может оказаться лучшей подсказкой к разгадыванию смысла сновидения.

V. Обращайте внимание на цвета в ваших снах. Вспоминается ли что-то особенное, что связано для вас с тем или иным цветом? Может быть вам захочется зарисовать некоторые фрагменты вашего сна. Если во сне был какой-то необычный цвет, попробуйте поточнее подобрать для него краски.

VI. Если после такой работы над сном не прояснился смысл сновидения, я советую вам вступить с ним в прямой разговор. Спросите у сновидения (или у Источника Снов, находящегося внутри вас), в чем смысл заключенного в нем послания для развития вашей личности. Затем поменяйтесь местами с вашим собеседником, станьте Источником Снов и ответьте самому себе.

Если ответ оказался длинным и маловразумительным, я склонна думать, что вы избегаете услышать какую-то более сжатую и энергичную формулу, способную побудить вас к действию. Я иногда прошу сократить полученное послание до нескольких слов, затем написать их на листке бумаги и повесить этот плакат у себя на стене. Вот некоторые образцы:

===============================

Дай себе шанс.

Дай себе время.

===============================

Сук сломается, а дерево выстоит.

===============================

Перейди реку в том месте, где ты стоишь.

===============================

Свет клином не сошелся.

===============================

VII. Когда вы закончили работу над сном, попытайтесь перевести ее результаты в конкретное действие, которое можно предпринять сейчас. Как и в работе с фантазиями, необходимо «заземлить» все возникшие при толковании сна идеи.

Если сон говорит вам: «Дай себе время подумать», выделите в распорядке вашего дня час, когда вы позволите себе спокойно поразмышлять. Если он побуждает вас не откладывая перейти реку (вместо того, чтобы спускаться вниз по реке в поисках более удобной переправы), спланируйте, когда и как вы предпримете действия, на которые метафорически указывает сон. Если ваш сон говорит вам, что «свет клином не сошелся», а вы — управляющий банком и понимаете, что в самом деле нельзя полагаться на одного, пусть и богатого, вкладчика, — то подумайте, что реально вы можете сделать, чтобы расширить круг своих клиентов. И сделайте это.

VIII. Начните составление своего персонального сонника, куда можно записывать символы ваших снов и их особое, именно для вас важное, значение.

 

 

Кошмары

 

Особенно важно поработать над кошмарными сновидениями. Иногда они вызываются враждой между вашими субличностями. Если вы обнаружите такой конфликт и сумеете отыскать пути примирения и удовлетворения потребностей противоборствующих сторон, произойдет высвобождение огромной энергии, которая поступит в ваше распоряжение.

Часто человек пробуждается от кошмара в самую последнюю секунду, когда он находится на краю обрыва и камни летят у него из-под ног; или когда он связанный лежит на рельсах, и на него с грохотом надвигается скорый поезд; или когда он несется в машине с отказавшими тормозами с крутого холма; или… Если подобное бывает и с вами, советую вам попробовать такой гештальттерапевтический прием: досмотрите сон до конца, продолжив в воображении происходившие в нем события.

 

 

Упражнение «Завершение прерванного сна»

 

Вернитесь в свой сон.

Ощутите то же чувство страха.

Пусть происходящие события продолжатся.

Доведите сон до его логического конца.

 

* * *

 

Одним из неприятных последствий приема барбитуратов в качестве снотворного (и привыкания к ним) является то, что, когда человек резко бросает их принимать, возникает эффект «маятника быстрого сна», или, другими словами, резко увеличивается количество сновидений за ночь. Некоторые из этих снов могут быть очень тяжелыми кошмарами. <Чтобы подобного не произошло, нужно сокращать прием снотворного очень постепенно, а именно — на одну терапевтическую дозу за семь-десять дней — стремясь полностью избавиться от таблеток и вызываемых ими вторичных нарушений сна. Резкое прерывание приема снотворных препаратов может вызвать кроме мучительных кошмаров еще и судороги. Прим.авт. >

 

 

Метод работы со сновидениями у племени сенои

 

Если вам снится кошмар, и вы каким-то образом осознаете, что это лишь сон, обязательно продлите его действие. Не говорите себе: «Слава Богу, это всего лишь сон». Не просыпайтесь. Посмотрите прямо в лицо опасности: грабителю ли, приливной волне, тигру, кому бы то ни было. Не убегайте. Если ваш противник увидит вас исполненным силы и стойкости, он может отступить и превратиться в «бумажного тигра». А может вам придется вступить с ним в смертельную схватку. И если такое случится, знайте, что вы можете призвать себе на помощь друзей или сказочную крестную мать. (В конце концов, во сне все возможно.) Еще лучше, если вы сумеете обратить вашего врага в вашего союзника. Очень важно, чтобы вы остались целым и невредимым. Из опыта такой борьбы, на которую вы пошли, зная, что реально вам ничего не угрожает, можно извлечь очень ценные уроки.

Данная техника работы над снами получила название «сенойской» по названию племени в Малайзии, изучавшегося Килтоном Стьюартом и Х.Д.Нуном. Для племени была характерна жизненная философия сотрудничества, отсутствие душевнобольных и огромное внимание, которое они уделяли снам. Каждый день за завтраком взрослые поощряли детей рассказывать о своих снах. Затем им давались советы, как противостоять нападающим демонам на следующую ночь. При этом подчеркивалось, что нужно всегда идти вперед и не сдаваться, призывая в случае необходимости на помощь своих друзей. Считалось, что если спящему не удавалось победить злого духа и превратить его в союзника, то тот объединялся с еще более злобными духами, и тогда несчастный оказывался перед лицом несметных полчищ враждебных сил.

Если ребенку снилось, что он падает, и он в испуге просыпался еще до окончания падения, ему советовали в следующий раз при подобных обстоятельствах расслабиться и постараться получить от полета максимум удовольствия. «Духи падения любят тебя. Они зовут тебя с собой в страну духов». Ребенка учили, что он должен постараться открыть в этой стране что-то прекрасное или полезное и принести это своему племени. Это мог быть новый танец, музыка, инструмент. Таким образом, сон, который начинался с тревоги падения, превращался в чудесный полет, во время которого ребенок делал открытие. Сенойская техника работы над снами оставалась практически неизвестной, пока в 1969 году Тарт повторно не опубликовал статью Стьюарта. Психотерапевты начали экспериментировать с этим методом и обнаружили его эффективность. Однако, когда в 1976 году Питер Блок из Би-би-си посетил это племя, он не обнаружил и следа использования сеноями «сенойской методики работы со снами» ни раньше, ни теперь. Впрочем, это малоизвестное сообщение никоим образом не снижает ценности данной методики, в особенности для работы с повторяющимися снами.

 

 

Повторяющиеся сны

 

Любой время от времени повторяющийся (иногда с некоторыми вариациями) сон свидетельствует о каком-то важном неоконченном деле. Стоит вам однажды расшифровать смысл данного сна, и всякое его новое появление даст вам знать, что в вашей реальной жизни сложилась та самая ситуация, которая «запускает» этот сон.

Разрешите мне рассказать вам о моем повторяющемся в течение тридцати пяти лет сне. Все началось, когда мне исполнилось четырнадцать лет, и я поступила в среднюю школу. В отличие от начальной школы в средней была кабинетная система, то есть каждый урок проводился в своей комнате. В отличие от любой нормальной школы в нашей расписание почему-то менялось каждый день, так что если в понедельник первым уроком был французский, вторым — английский, третьим — геометрия и последним — история, то во вторник все могло быть по-другому: английский, геометрия, затем два других; в среду опять новое расписание: геометрия, история, французский, английский. Все путалось! Поэтому наше расписание на неделю было записано на тетрадках и наклеено на внутренней стороне дверцы шкафчика с вещами. В моем первоначальном сне…

Я не могу отпереть свой шкафчик, а все мои тетрадки там. Я не могу вспомнить, какой следующий урок, а значит не знаю, куда мне идти. Просыпаюсь в панике.

Возникнув сначала как простое отражение тревоги, вызванной переходом в среднюю школу и неразберихой с расписанием, мой сон с годами усложнялся и вбирал в себя новые и новые сюжеты. Мне могло сниться, что я уже в колледже, и в самом конце семестра вдруг вспоминаю, что записывалась на какой-то необычный курс по Горацию или Мольеру (которых в реальной жизни я никогда и не думала изучать). Мне нужно срочно найти кого-нибудь из моей группы и узнать, какой материал они проходили, чтобы наспех перед экзаменом успеть просмотреть его. Этот сон стал для меня явным признаком того, что в реальной жизни я ввязываюсь в новое и запутанное дело, беря на себя, может быть, слишком много, и, конечно же, опасаюсь провала.

Во время консультации Пегги рассказала мне свой повторяющийся сон:

Я навожу порядок в гостиной, вытираю пыль, убираю вещи. В соседней комнате на кровати я вижу молодую пару. Все говорит о том, что они собираются заняться любовью. По их глазам я вижу, что они просят меня выключить свет и уйти. Я делаю вид, что не понимаю, и намеренно продолжаю заниматься своим делом. Я просыпаюсь с чувством грусти и одиночества.

Когда я попросила Пегги начать диалог с этой молодой парой, быстро выяснилось, что это ее родители. Оказывается, до десяти лет она спала в спальне своих родителей. Как показал анализ, в Пегги жили сильные чувства, связанные с тем, что ей пришлось быть свидетелем любовных сцен родителей и с той властью над ними, которую она получала, долго ворочаясь в постели и мешая им. Однако, до разбора своего постоянно повторяющегося сна она никогда не задумывалась над этими своими сновидениями и связанными с ними переживаниями.

 

 

Просветленные сны

 

Просветленным[8]называется сон, когда человек точно знает, что ему снится сон. Он имеет доступ к памяти своей реальной жизни, может трезво оценивать ситуации и принимать сознательные решения. Многие намеренно развивают в себе такую способность сознательного сна и обнаруживают, как и люди племени сенои, что если ты во сне овладеваешь ситуацией, то ты добиваешься того же в реальной жизни.

Мне, например, уже несколько лет не снится тот сон о запертом шкафчике в школе, после того, что произошло в последнем таком сновидении:

Осталось два дня до выпускных экзаменов. Мне нужно отыскать свой класс и своих одноклассников, иначе я получу двойку в аттестат. Я иду в учительскую, чтобы узнать расписание и номер комнаты, но учительская закрыта… заперта! В этот момент до меня доходит, что это всего лишь сон, и мне становится весело. Я думаю: «Ну и пусть ставят двойку, я ведь уже доктор наук, и мне не надо больше беспокоиться об отметках. Я лучше пойду на пляж, чем буду готовиться к глупому экзамену по французской литературе». Я иду на пляж, катаюсь на серфинге, потом встречаю своих друзей, мы ужинаем у костра и прекрасно проводим время.

После этого сна понятия «успех» и «неудача» перестали для меня быть столь значимыми. Моя субличность, которая была так озабочена тем, «что подумают люди», больше меня не беспокоит.

Умение оставаться в сознании во время сна представляется мне частью программы, направленной на полное овладение собственным сознанием и приобретение способности постоянного самонаблюдения. Я думаю, что истинно свободный человек — это тот, кто достиг полного овладения собственным сознанием и способен мыслить во сне так же свободно, как и во время бодрствования.

 

 

Источник Снов

 

Вы можете научиться не только запоминать сны, но и вызывать сновидения по заказу. Если, положим, вам не удалось разгадать смысл какого-то сна, то вы можете попросить у Источника Снов, чтобы он послал вам другой сон, объясняющий первый. В этом случае так же, как и при запоминании сновидения, нужно перед сном дать себе следующую установку:

 

Заказ сновидения

 

Мой сегодняшний сон объяснит мне значение вчерашнего. Как только проснусь, сразу запишу его.

 

* * *

 

Вы также можете попросить у Источника Снов, чтобы он повторно послал вам какой-то важный или приятный сон.

К Источнику Снов можно обращаться и с просьбой дать ответ на определенный вопрос или помочь принять какое-то решение.

Года два назад, находясь в Германии, я очень сильно простыла. Однако утром мне предстояло отправиться в Польшу для проведения там практических занятий. Я никак не могла принять решение — отменить ли поездку или все-таки ехать. Укладываясь вечером спать, я запрограммировала себя на сон, который подсказал бы, как поступить. Ночью, проснувшись от сильного кашля, я пошла в ванную и там вдруг вспомнила о своем намерении увидеть заказанный сон, но решила, что ничего не вышло. Потом один отрывок сновидения все-таки всплыл в памяти: я нахожусь среди каких-то людей и говорю по-немецки. Мой Внутренний Критик по этому поводу немедленно рассердился. Это не только не походило на сон, о котором я просила, это было то, что я называю «показными» снами, снами-хвастунишками. Поэтому я сердито сказала себе: «Джан, ты же знаешь, что не говоришь по-немецки. Ну вот попробуй воспроизвести хоть одну фразу из этого разговора». Единственное, что мне пришло в голову, было слово «bleiben». Я знала, что слышала его, но не могла припомнить, что оно означает. Я уже возвращалась в комнату с намерением посмотреть слово в словаре, когда вспомнила ситуацию, в которой его слышала, и поняла, что по-немецки это значит «остаться». Более четкого и ясного послания быть просто не могло, и поэтому я отменила занятия и осталась в Германии. И слава Богу, так как следующие несколько дней я была настолько больна, что не могла не только вести занятия, но даже двигаться.

Ваш Источник Снов — очень творческая натура, он может помочь вам в самых разных делах. Надо сказать, что идея многих изобретений и художественных произведений возникла именно во сне. Элиас Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в тех моделях, которые работали плохо.

Август Кекуле не находил себе покоя, разгадывая формулу молекулы бензола. В ней явно не хватало атомов водорода, чтобы компенсировать валентность шести атомов углерода, распложенных по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений). Он заснул. "Атомы мелькали у меня перед глазами… извивались, как змеи… Одна из змей схватила собственный хвост, и этот образ начал неотступно вертеться в моей голове… Как будто от вспышки света я проснулся: весь остаток ночи я работал над следствиями, вытекающими из этой гипотезы. Давайте учиться видеть сны… "Вот так Кекуле пришла идея представить формулу бензола в виде кольца, что положило начало химии красителей и фармацевтических соединений.

Раймонд де Бекер приводит множество примеров творческих снов. Нильс Бор «увидел» свою знаменитую модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. «Божественная комедия» Данте, вторая часть «Фауста» Гете, «Кубла хан» Колриджа были навеяны снами. Под влиянием снов творили Моцарт, Шуман, Вагнер, Толстой, По, Сен-Санс, Ван Гог, Гейне, Вольтер, Лафонтен.

Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое было результатом двойного сна. Он бился над загадкой механизма, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Ему приснилось, что он открыл принцип воздействия химических веществ на нервную систему. Ученый очнулся, сделал некоторые записи и опять заснул. Но, увы! Утром он не смог разобрать то, что записал. На следующую ночь он спал тревожно, но в середине ночи ему начал сниться тот же самый сон. На этот раз ученый не стал полагаться на записи, а встал и прямиком отправился в лабораторию, чтобы начать эксперимент.

Я открыла для себя эту возможность просить у Источника Снов прислать сон с ответом на какой-то вопрос, когда мне было тринадцать лет. Может быть это произошло потому, что на мою долю в то время пришлось очень много взрослых обязанностей и не с кем было посоветоваться. Поэтому я очень удивилась, когда через несколько лет узнала, что метод произвольного вызывания сновидений с древнейших времен почитался в Греции, Риме, Египте, Китае, Иране и Индии.

Начиная с VI века до нашей эры и по VI век нашей эры в Греции и Риме практиковали метод инкубации сна, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. Человек мог попросить о божественном совете по поводу кладки камня, средства от бесплодия, диагноза и лечения любой болезни. Он направлялся в один из многочисленных храмов Эскулапа, там вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от вина, женщин и той пищи, которая, как считалось, препятствует появлению сновидений, совершал ритуальные очистительные омовения. Затем, получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (хотя и неядовитых) священных змей храма. Совершенно неудивительно, что человеку снился полный значения сон. Происходило множество исцелений. На каменных колоннах, найденных в Эпидавре, сохранились надписи о семидесяти больных и сновидениях, с помощью которых они излечились. Если страждущему снился непонятный сон, он мог пойти к одному из местных толкователей сновидений. В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: «ТОЛКУЮ СНЫ. МАНДАТ ВЫДАН САМИМ ГОСПОДОМ БОГОМ».

Один современный психолог возродил обряд инкубации сна. Это — Генри Рид. Он не обращается с призывом ко всем желающим, а ждет лишь тех, кто сам ищет его помощи. Так же, как в свое время храмы принимали только тех, кто во сне получил на то специальное указание от Бога.

У мусульман сохранилась традиция использования вызванных сновидений. Этот обряд называется «истиквара», и совершается он не в храме. Человек, стоящий перед трудной проблемой, вначале читает особую молитву по завету Мухаммеда, затем ложится спать в ожидании сна, который ответит на его вопрос или подскажет решение проблемы. Так поступает путешественник, отправляясь в дорогу, писатель, прежде чем начать писать книгу, государственный деятель перед принятием важного политического решения. Утверждают, что премьер-министр Ирана Мохаммед Мосаддык в 1950 году решил национализировать англо-иранскую нефтяную компанию именно после такого сна. Явившийся ему во сне сияющий дух сказал: «Не время спать, восстань и разорви цепи, сковавшие народ Ирана».

Сновидения и индивидуация

Индивидуация — термин, введенный К.Юнгом для описания процесса, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Чтобы этого достичь, нужно действовать в двух направлениях.

Во-первых, вы должны избавиться от фальшивых одежд персоны (термин, также введенный Юнгом для обозначения внешнего социального фасада, ролей, которые играет человек). Многие упражнения и идеи, уже рассмотренные нами в этой книге (ведение дневника, вечерний обзор, субличности, упражнение по разотождествлению, самонаблюдение и, в особенности, гештальтметод работы со снами), помогут вам отличить свою самость (того, кем вы на самом деле являетесь) от социальных ролей, исполняемых вами в жизни.

Во-вторых, необходимо прийти к соглашению с исконными образами (или архетипами) коллективного бессознательного, чтобы они больше не могли влиять на ваше поведение. Это те мифы и символы, которые, согласно Юнгу, универсальны для всех людей независимо от культуры и исторической эпохи. В отличие от личного бессознательного, содержание которого первоначально осознавалось, но потом было забыто или вытеснено, содержания коллективного бессознательного никогда не были сознательными и приобретены человеком не в ходе личного опыта, а получены как родовые качества. Вот примеры архетипических образов: вечное дитя, ведьма, мать, герой и т.д. Причем человек может видеть во сне мифологическую фигуру, о которой не имеет никакого представления. Например, на моих занятиях, посвященных снам, одна женщина рассказала сон, персонажем которого была учительница по имени Минерва. Рассказчица, как выяснилось, ничего не знала о мифологии, но дальнейший анализ этого сна обнаружил, что она ожидала от меня большой мудрости как от педагога.

Психоаналитики юнгианского направления, чаще всего у зрелых и пожилых людей, выделяют особые сны, в которых проявляются различные этапы процесса индивидуации. Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и т.п. явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.

Затем появляются сны о тени. Тенью Юнг называл темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе. В снах эти отвергаемые особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек». Юнг был убежден, что всем нам очень важно вновь признать своей эту универсальную тень. По свидетельству его биографа Лоренса Ван Дер Поста, Юнг утверждал:

Человек, который перестает приписывать свою тень ближнему, а открывает ее в себе и примиряется с ней, как мирятся с отвергнутым когда-то братом, — такой человек совершает работу великой, всемирной важности.

Преследование нацистами евреев, дискриминация чернокожих — два отвратительных примера непризнанной тени, нашедшей свой выход на национальном уровне.

Понятие тени вовсе не является открытием XX или XIX века. Еще Платон в сочинении «Республика» писал: «Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах».

Чтобы проработать свою тень, нужно в духе описанного выше метода гештальттерапии отождествиться с каждой зловещей фигурой ваших снов. (Мы сами создали их в своих снах. И любое зло, которое они творят, — это наше порождение.) Если человек не признает этого зла, как части себя, своей психики и продолжает лицемерно осуждать его в других, с ним происходит странная и печальная трансформация. Он сам превращается в того, кого осуждает и отвергает. Я полагаю, что именно в этом заключается смысл евангельской притчи о «непротивлении злу». Одна из трагедий нашей истории заключается в том, что очень часто люди, желающие добиться социальной справедливости, смотрят на стоящих у власти, как на врага и олицетворение зла. Но как только они побеждают своего врага и сами приходят к власти, они приобретают все те его черты, которые раньше осуждали.

Тенью для вас может быть ваш друг, ко

Date: 2016-07-25; view: 187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию