Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начальник военной кафедры





Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

Экз. №______

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По основам управления автомобилем и безопасности движения

 

 

ТЕМА № 1 Введение

Занятие № 1 Задачи курса. Поведение водителя в дорожно-транспортной ситуации.

Метод проведения групповое занятие

 

 

Самара 200__


 

Самарский государственный технический университет

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

 

"Утверждаю"

Начальник военной кафедры

полковник С. Вобликов

"____" _____________ 200__г.

 

Экз. №______

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения занятий по

Основам управления автомобилем и безопасности движения

ТЕМА № 1 Введение

Занятие № 1 Задачи курса. Поведение водителя в дорожно-транспортной ситуации.

Место класс ПДД и ОУАиБД

 

Обсуждено на заседании цикла

"____" _____________ 200__г.

Протокол № _____

 

 

Самара 200__


 

I. Учебные цели: Знать: задачи предмета "Основы управления автомобилем и безопасность движения". Поведение водителя в дорожно-транспортной ситуации.

II. Воспитательные цели:

Осознать: чувство ответственности за правильную эксплуатацию автомобиля.

Уметь: прогнозировать дорожную обстановку и выбирать правильное ре­шение.

Понимать: актуальность обеспечения безопасности дорожного движения.

 

III. Время 45 мин.

Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Задача данного курса – обеспечение безопасности дорожного движения. 2. Поведение водителя в дорожно – транспортной ситуации. Прогнозирование дорожной обстановки. Выбор наиболее правильного решения и реализация рациональных действий. Вероятность ошибочных действий. Типичные дорожно-транспортные ситуации и ошибки водителей. 3. Формирование стереотипа поведения в различных ситуациях – повышение безопасности дорожного движения. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    

 

IV. Учебно-материальное обеспечение:

Диапроектор.

2. Слайды.

3. Кодоскоп.

4. Учебные фильмы.

 

V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: Накануне занятия подготовить материальное обеспечение. Контроль­ные вопросы для студентов использовать из методической разработки или по своему усмотрению. В ходе занятия целесообразно использовать элементы проблем­ного обучения. Приведенные в методической разработке вопросы по ходу изложения носят проблемный характер

 

VI. Литература, рекомендуемая руководителю:

1. Афанасьев М.Б. и др., «Водителю о правилах и безопасности дорожного движения», М. Транспорт 1991г.

2. Афанасьев М.Б. "Водителю о дорожном движении", За рулем, 1997 г.

3. "Безопасность дорожного движения" Закон РФ.

 

VII. Приложения:

 

VIII. Ход занятия:

Учебные вопросы, их краткое содержание и время на их изложение Методические указания
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 3 мин. – принять рапорт у дежурного по взводу. - произвести проверку присутствующих студентов по журналу взвода. - проверить готовность взвода к занятию. - объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 40 мин. 1. Задача данного курса – обеспечение безопасности дорожного движения. – 10 минут Задача данного предмета - обеспечение безопасности дорожного движения, изучение приемов пользования органами управления автомобилем при движении в ограниченных проездах и по препятствиям, изучение правил и приемов управления автомобилем в темное время суток и в особых условиях. Особое внимание будет обращено на действие водителя в опасных дорожно-транспортных и критических ситуациях. Всего на курс отводится 48 часов, из которых некоторые темы будут изучаться Вами по дисциплине «Эксплуатация военной автомобильной техники». Сейчас мы приступаем к изучению раздела 1 "Теория управления автомобилем". Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье людей. Поэтому особое значение приобретает деятельность, направлен­ная на предупреждение случаев ранения, а тем более - гибели в результате дорожно-транспортных происшествий. Проблема обеспечения безопасности дорож­ного движения заслуживает серьезного внимания и с экономических позиций. Сущность ее реше­ния заключается не только в снижении прямых потерь от аварийности, но и в создании пред­посылок для движения с достаточно высокими скоростями за счет улучшения условий безо­пасности. Цель автомобильного транспорта - обеспечить безопас­ную перевозку грузов и пассажиров в кратчайшее время, Однако чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Одновременно с ростом автомобиль­ного парка и скорости автомобилей возникает серьезная задача - обеспечить безопасность дорожного движения. Одна из особенностей работы автомобиля заключается в невозможности полной изоляции его от других транспорт­ных средств, пешеходов, гужевых повозок. Это вызывает необходимость разработки мероприятий по организации дорожного движения. Основой такой организации являются Правила дорожного движения - специальный документ, которым определяет требования, предъявляемые к участ­никам движения, транспортным средствам, а также к управлению движением. Особое значение придается обучению и воспи­танию водителей. Анализ причин ДТП, уровень которых пока не снижается, показал, что основная их масса проис­ходит не из-за незнания Правил дорожного движения, а в результате пренебрежения их требованиями. Существен­ную роль играют также недостаточная квалификация водителя, отсутствие у него навыков правильно оценивать сложную дорожную обстановку, прогнозировать предстоя­щие ее изменения и принимать нужные решения. Значитель­ная часть ДТП является следствием неправильно принято­го решения или слишком позднего его выполнения. Води­тели, даже хорошо знающие устройство автомобиля и выучившие Правила, не всегда ориентируются в возникаю­щей опасной обстановке, не имеют навыков быстрого выполнения приемов безопасного управления транспорт­ным средством. Эти проблемы можно решить, научив водителя основам управления автомобилем в сложных дорожно-транспортыных ситуациях (ДТС): в ограниченном пространстве, в транспортном потоке, на перекрестках и пешеходных переходах и др. Зная эксплуатационные свойства автомоби­ля и оценивая дорожные условия, он сможет прогнозиро­вать развитие ДТС и вовремя принимать меры к предупреж­дению ДТП В обстановке, характеризующейся высо­кой интенсивностью дорожного движения, в ко­торое вовлечены огромные массы людей и коло­ссальное количество транспортных средств, особую актуальность приобретает вопрос про­ведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, ответственнос­ти должностных лиц и каждого человека за обес­печение дорожного движения. Рассматривая вопросы научного управления в социальной сфере, в данном случае в сфере обеспечения безопасности движения, необходи­мо иметь в виду, что дореально - логические ме­тоды науки управления в своем законченном виде предусматривают оперирование количествен­ными показателями и применяются для изучения таких закономерностей, которые могут быть формализованы. Оценивая возможность применения методов научного управления в системе борьбы с аварий­ностью, следует указать на то, что дорожное движение является такой социальной системой, которая позволяет сравнительно широко исполь­зовать количественные показатели для выражения закономерности, характеризующих эту систему. Что же практически представляет собой управление в сфере обеспечения безопасности движения? Из всех выдвинутых различными авторами определений обязательно следует, что научное управление предполагает, прежде всего, выявление (или создание) системы управления, в которой должны быть четко определены следующие моменты объект воздействия; т.е. тот социальный вопрос или явление, на который необходимо воздейство­вать для достижения определенной цели воз­действия, являющаяся качеством объекта; субъект, источник воздействия; характер воздей­ствующих усилий. В интересующей нас системе управления в качестве объекта воздействия рассматривает­ся дорожное движение, а целью является обеспе­чение такого качества объекта, как безопасность. Что же касается субъекта или, точнее, субъектов воздействия, то здесь наблюдается следующее. Каждый компонент дорожного движения - во­дители, пешеходы, транспортные средства, дороги с их оборудованием - является объектом воздей­ствия многих управляющих подсистем (субъектов управления). В качестве массовых можно рассмат­ривать ведомства, занятие подготовкой, воспитанием водителей, конструированием; изготов­лением и эксплуатацией транспортных средств, проектированием, строительством, оборудованием и содержанием дорог и решением ряда других воп­росов, оказывающих влияние на дорожное движение. Функционирование каждой из этих подсистем является предметом исследований соответствующих отраслей науки. Мы же в данном случае сосредо­точим внимание на том, чтобы в сложной взаимо­связи подсистем управлений, взаимодействующих на состояние аварийности, выявить очертания и сущность такой системы, для которой обеспечение безопасности дорожного движения являлась бы специальной целью, а в качестве объекта воздей­ствия рассматривались не только отдельные ком­поненты, образующие дорожное движение, но и весь процесс в целом. Рассматривая вопрос о характере воздейству­ющих усилий, способных обеспечить целенаправлен­ность всей сложной, многообразной деятельности по борьбе с аварийностью и ее последствиями, мы должны указать на то обстоятельство, что самым высокоэффективным средством социального регули­рования является норма. Дорожное движение не является исключением. Соблюдение специальных правил, стандартов и других норм является ос­новой обеспечения его безопасности. Таковы те основные положения научного уп­равления, которые могут быть использованы для разрешения одной из сложных социальных проблем современности - защиты жизни и здоровье людей от той опасности, которая порождается негатив­ными последствиями автомобилизации.   2. Поведение водителя в дорожно – транспортной ситуации. Прогнозирование дорожной обстановки. Выбор наиболее правильного решения и реализация рациональных действий. Вероятность ошибочных действий, типичные дорожно-транспортные ситуации и ошибки водителей. – 20 мин Каждое дорожно-транспортное происшествие является следствием одной или нескольких причин, среди которых, как было установлено, наибольший удельный вес приходится на ошибки водителя. Интенсивность движения и безопасность тесно свя­заны между собой. При высокой интенсивности движения водитель должен большую часть внимания уделять наблюдению за другими автомобилями и правильно прогнозировать действия их водителей. В силу этого водитель не успевает зафиксировать в своем сознании и оценить порой важные для безопасности движения элементы дорожной обстановки. Например, водитель может пропустить дорожный знак, вовремя не заметить пешехода и т.п. Поэтому в условиях плотного транспортного потока часто возникают аварийные ситуации, приводящие к дорожным происшествиям. Кроме того, при высокой интенсивности движения резко усложняются условия обгона. Установлено, что при интенсивности 500-600 авт/ч. потенциальная опасность дорожно-транспортных происшествий примерно в 2 раза больше, чем при интенсивности ТОО-200 авт/ч. Между тем интенсивность движения на подходах ко многим городам уже давно превысила эти значения и составляет, например, на подмосковных дорогах ТООО - 1500 авт/ч. (примерно 10-15 тыс. автомобилей в сутки). Рост опасности движения продолжается только до определенной интенсивности, после чего аварийность снижается. Объяснить эти явления можно тем, что в усло­виях плотного транспорта потока резко снижается скорость движения, а это, в свою очередь, умень­шает вероятность возникновения происшествий, осо­бенно с тяжкими последствиями. Изменение количества ДТП с ростом интенсив­ности движения (результаты анализа аварийности на дороге Москва-Симферополь в пределах Московской области). Интенсивность движения накладывает отпечаток и на характер дорожно-транспортных происшествий. В условиях мало интенсивного движения преобладаю­щим видом происшествий являются опрокидывание транспортных средств (примерно 80%), что обуслов­лено высокими скоростями. В диапазоне средней интенсивности 50% из числа происшествий составля­ют столкновение со встречными автомобилями, а опрокидывание - только 20%. На сильно перегружен­ных дорогах при интенсивности 1500-2000 авт/ч. (практически почти сплошной поток автомобилей) около 95% всех происшествий - попутные столкно­вения. Из этого водители могут сделать для себя полезные выводы. Прежде всего, на перегруженных движением участках дороги следует опасаться наездов сзади (чаще смотреть в зеркало заднего вида, резко не тормозить) и больше внимания уделять выбору дистанции до движущегося впереди автомобиля. Естественно, что в таких условиях от обгонов лучше воздержаться. На дорогах с низкой интенсивностью движения следует быть осторожным и заблаговременно снижать скорость при проезде закруглений дорог, перекрестков, крутых спусков, мостов, где чаще всего и проис­ходят опрокидывания. В среднем диапазоне интен­сивности, когда уже начинает ощущаться некоторые стеснения при совершении обгонов, необходимо особое внимание обращать на правильность манев­рирования, избегать обгонов в зоне перекрестков и на участках с ограниченной видимостью, на кру­тых поворотах не следует выезжать на середину дороги, даже при отсутствии встречных автомоби­лей. Пренебрежительное отношение к нор­мам БД возникает, если раз за разом нарушения Правил заканчиваются бла­гополучно, остаются безнаказанными. Превысил скорость, обогнал в опасном месте, нарушил очередность на пере­крестке или повернул, не перестроив­шись, проскочил под запрещающий знак — а все обошлось. Даже ава­рийные ситуации, когда «проносит ми­мо», сходят с рук, ненадолго насто­раживают. ГАИ, мол, не заметила, а то, что создал помеху, вытолкнул кого-то на обочину или заставил нажать на тормоз, шарахнуться в сторону, — это не в счет. «Он тоже виноват!» — услу­жливая совесть всегда найдет для себя оправдание. И это психология не толь­ко лихача, но и в какой-то степени вполне нормального водителя, который сознательно не допускает аварийных си­туаций, но нередко идет на нарушение. Качество покрытия дорог оказывает существен­ное влияние не только на безопасность движения, но и на себестоимость автомобильных перевозок из-за снижения скоростей на дорогах с плохим пок­рытием. Скорость безопасного движения определяется коэффициентом сцепления j, который характери­зует сопротивление скольжению колеса по дороге и численно равен отношению силы сопротивления скольжения P к весу G, приходящемуся на колесо:j=P/G Как свидетельствуют данные ДТП, при снижении коэффициента сцепления с 0,7 (сухое покрытие до 0,2-0,3 загрязненное покрытие во время дождя) вероятность аварии возрастает в два раза. Особен­но опасен период дождя, когда с покрытия еще не смыта пыль и грязь, образующее как бы слой смазки. Серьезной проблемой является безопасность дорожного движения зимой в условиях гололеда. Из-за несвоевременной очистки дорог от снега в зимнее время на некоторых дорогах происходит до 50% дорожно-транспортных происшествий. Существенно снижает безопасность движения несоответствие ряда дорог требованиям автомобиль­ного транспорта: узкая проезжая часть, наличие пересечений на одном уровне, крутые повороты, большие уклоны дорог и т.п. В особую группу следует выделить причины и факторы, связанные с недостатками в оборудовании улиц и дорог техническими средствами регулирова­ния дорожного движения (светофоры, дорожные зна­ки, разметка, ограждение и т.п.). На эту группу причин приходится примерно 13% происшествий из числа тех, которые связаны с неудовлетворитель­ными дорожными условиями. Нередко аварии возникают в темное время суток на участках улиц и дорог, где ведутся дорожные ра­боты. На проезжей части оставляют не огражденные и неосвещенные дорожные машины, строительные ма­териалы без предупреждающих знаков. Иногда знаки ставятся очень близко к препятствию, и водителю не хватает времени, чтобы осуществить маневр для избежания дорожного происшествия. Ограждения, устанавливаемые в опасных местах дорог, относятся к элементам пассивной безопас­ности. Они не предотвращают само происшествие, но существенно смягчают его последствия. Уровень аварийности за последние годы уве­личился главным образом за счет недостаточной подготовленности и недисциплинированности води­телей. Постепенные технические неисправности тран­спортных средств, вызванные бесконтрольностью администрации, порождают пренебрежительное отно­шение водителя к техническому состоянию транспорт­ного средства вообще. Увеличение введением различных ограничений на дорогах, не вызываемых действительной необхо­димостью, установка многочисленных запрещающих знаков, требования который трудно- выполнимы, неу­дачно выбранный режим работы светофоров и другие недостатки регулирования движения способствуют появлению у водителей скептического отношения к соблюдению установленного порядка движения. Типичные ошибки водителя: 1. Превышение скорости. 2. Нарушение правил обгона. 3. Несоблюдение очередности проезда перекрестков. 4. Неподача или неправильная подача сигнала. 5. Нарушение требований сигнала светофора. 6. Нарушений требований знаков или указателей. 7. Нарушение требований линий разметки. 8. Выезд на левую сторону. 9. Несоблюдение дистанции. ТО. Ослепление светом фар. 11. Нарушение правил перевозки людей в кузове грузовых автомобилей. 12. Эксплуатация технически неисправных транспорт­ных средств. 13. Нарушение правил буксировки. 14. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов. 15. Нарушение правил погрузки, перевозки и крепления грузов. В результате краткого рассмотрения основных причин и факторов аварийности следует еще раз под­черкнуть, что главным звеном комплекса "человек - автомобиль - дорога" является водитель. Безопасности движения зависит, прежде всего, от его знаний, умения и дисциплины. Как показывают наблюдения, в жиз­ни водителя положения, близкие к дорожному проис­шествию, встречаются примерно одно на каждые 835 км пути, и только опыт и мастерство являются залогом того, что многие водители выходят невредимыми из таких ситуаций.   3. Формирование стереотипа поведения в различных ситуациях – повышение безопасности дорожного движения. Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во–первых, водитель должен работать эффективно, во–вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, то есть обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно. Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 2 минуты Ответить на вопросы студентов. Отметить не­достатки и положительные моменты в ходе занятия. Дать задание на самоподготовку: 1. Афанасьев М.Б. и др., «Водителю о правилах и безопасности дорожного движения», М. Транспорт 1991г. 2. Афанасьев М.Б. "Водителю о дорожном движении", За рулем, 1997 г. 3. "Безопасность дорожного движения" Закон РФ.  

 

Разработчик __________________________________________

"____" _____________ 200__г.

 

"Утверждаю"

Начальник военной кафедры

С. Вобликов

"____" _____________ 2011 г.

 

ПЛАН

Date: 2016-07-25; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию