Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика созерцания природных





Ландшафтов

1. Противоречия в обучении методам изучения природных ландшафтов в школе. Современные методы исследования Земли (космический, картографический, статистический, геоинформационный), предлагаемые к изучению шестиклассникам на первых уроках географии, превышают накопленный детьми к этому времени фактический материал и не могут стать действительно полезными в их текущей жизнедеятельности. Когда человек оказывается в лесу, в поле, на берегу реки, он слышит звуки, ощущает запахи, т.е. воспринимает природу эмпирически. Природа есть чувство прежде, чем она становится идеей, формулой, моделью или полезностью. Человек теснейшим образом связан с природой, он любопытен, он реализует в ней свои интересы, а потом уже моделирует природные и иные процессы, создает ГИСы. Без сомнения, теоретическое мировосприятие может и должно формироваться в сознании детей, но лишь при одном условии: если эмпирически накопленные факты,пусть сначала в беспорядке, будут восприняты и лягут в основу процесса познания природы.

Возрастные психологические и физиологические особенности развития подростков и эволюция методов познания природы человеческой цивилизацией диктуют иную логику выстраивания обучения школьников методам географических исследований.

2. Актуальность метода созерцания. В начальных 5-6-х классах приоритет должен быть отдан процедурам обучениянаблюдения и созерцания, которые незаменимы при формировании целостного образа природы (в случае с физической географией – образа природных ландшафтов) в сознании детей.

Наблюдение важно для многих видов географической деятельности, требующих восприятия и переработки образной информации: от наблюдения за изменениями объекта и среды до осуществляемой без приборов оценки и диагностики. Более того, иногда наблюдение осуществляют за совокупностями образных, цифровых и текстовых признаков изменений объекта, составляющих его синтетический, многомерный образ.

Создание личностного содержания физической географии начинается с синестезии природного ландшафта – чувственного акта его постижения, лежащего в основе эмоционального, эстетического, сакрального восприятия ландшафта. Не изучение, а общение – основной метод познания на этом этапе. Разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование с животным, сомыслие и сродство с миром – примеры способов общения и единения познающего с познаваемым. Целью познания выступает ментальное (мысленное) «проникновение» познающего субъекта в познаваемый объект. Погружение и вживание в природу способны озарить человека чувством всеобщей гармонии.

Вживание в природный ландшафт возможно посредством созерцания, наблюдения, перевоплощения, фантазирования, интерпретации (образное видение объектов посредством поэзии, музыки, изобразительной деятельности и т.д.). При изучении природных объектов необходимо пользоваться всеми органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом.

«Большего счастья, чем полное раскрытие внутреннего зрения, слуха и глубинной памяти, на Земле нет» (Д. Андреев)

Таким образом, нужно помочь детям развить в себе способность воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследовать его через собственное взаимодействие с ним.

Для этого важно понять сущность созерцания как метода обучения и освоить процедуры обучения созерцанию.

3.Общее понятие о созерцании как методе обучения. При рассмотрении методов обучения /1/ созерцание рассматривается как неиспользование информации в явном виде. Этим термином обозначен такой вид использования информации, которому, к сожалению, не уделяется должного внимания при обучении.

При разработке процедур обучения созерцанию необходимо, прежде всего, точно определить особенности действий созерцания.

Мы не будем выходить за пределы понимания созерцания как аспекта неявного, а порой и неосознаваемого использования воспринимаемой индивидом информации, хотя при описании некоторых духовных практик этот термин используется для обозначения одного из элементов медитации.

Обращаясь к рассмотрению созерцания, мы касаемся не только непривычного для европейца с развитым (в основном логическим) складом ума, но и чаще всего неизвестного для таких людей аспекта человеческой активности.

Для ранних этапов развития цивилизации было характерно внелогическое постижение новых объектов. В восточных культурах до сих пор важное место отводится созерцанию в становлении у индивида миропонимания. При реализации западного подхода обычно считают, что информация обладает ценностью для индивида только тогда, когда он знает, как явно использовать ее в своей деятельности.

«Есть метод познания, существующий наряду с логическим, - метод созерцания. Созерцание дает возможность проникнуть непосредственно в суть какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путем логики…Когда мы наблюдаем Природу как целое, у нас возникает ее образ, в чем-то более полный, чем даваемый совокупностью естественных наук» (Академик Б.Б. Раушенбах)

В процессе наблюдения образная информация подвергается определенной логической обработке (например, классификации) с учетом осознания явной цели наблюдения (осознание изменений при наблюдении тоже базируется на логических операциях). Информация в связи с этим делится па релевантную (полезную для дела) и иррелевантную (бесполезную для решения избранной задачи, мешающую делу).

Вообще же восприятие образной информации не поддается полностью логическому анализу и объяснению: часть образной информации не только невозможно адекватно описать словами, она еще может запускать в подсознании неосознаваемые процессы, порождающие эмоции или неожиданные ассоциации. Образная информация может неосознаваемо вызывать положительные эмоции и продуктивные для творчества ассоциации.

Словарь русского языка (1988) поясняет: «Созерцать...

1. Рассматривать кого-либо, что-либо, наблюдать за кем-либо, чем-либо. Я часами сидел на скале, созерцая море (Л.Толстой). Я тоже ничего не делаю. А только созерцаю и природу, и людей (В.Суриков).

Заметим, что примеры не позволяют истолковывать действие «созерцать» как синоним действия «наблюдать», поскольку наблюдают что-либо, а в приведенных примерах цели созерцания отсутствуют: «Я тоже ничего не делаю...».

2. Мысленно представлять, проникая умом, мыслью во что-либо. Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим (Белинский).

Созерцание... 1. Действие по значению глагола «созерцать». 2. Углубление в свой внутренний мир. 3. Философ. процесс непосредственного восприятия действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины (Ленин)».

Для уяснения разной значимости понятия «созерцание» важно ознакомиться с мнением академика Б. В. Раушенбаха: «...Если сегодня слово "созерцание" имеет фактически тот же смысл, что и "глядение"', то во времена Средневековья дело обстояло иначе. По представлениям того времени, созерцание является в известном смысле высшей формой познания. По средневековым представлениям, существуют два пути познания: путь логического мышления и путь созерцания. Логическому мышлению, преимущества которого достаточно очевидны, присущ, однако, существенный недостаток: оно идет от одной частности к другой путем строгих умозаключений, но при этом всегда остается в плену рассматриваемых частностей. Созерцание лишено этого недостатка. Более того, в некотором отношении созерцание имеет безусловное преимущество перед логическим мышлением. Оно дает картину, хотя и лишенную подробностей, но зато обладающую свойством полноты. Кроме того,...созерцаемые вещи надо видеть не только такими, какими они являются в повседневной жизни, но и в качестве метафор высшего бытия... Следовательно, со средневековой точки зрения помимо своего обычного смысла предметы могут иметь и иной, высший смысл» /2/.

Здесь мы будем абстрагироваться от философского аспекта этого термина и понимать под созерцанием только погружение индивида в поток образной информации любых модальностей без установки на ее запоминание, вербальное описание или на ее логическую обработку, поэтому с точки зрении освоения действий созерцания в процессах школьного географического образования дадим здесь такое определение.

Созерцание — внелогическое восприятие образной информации любой модальности (не только визуальной, но и звуковой, вкусовой, обонятельной и пр.) без явно поставленных целей/3, с. 173/.

В таком восприятии образной информации психика индивида сама будет резонировать с потоком осознанно или неосознанно воспринимаемой информации, вызывая эффекты, зависящие от индивидуальности реципиента. Продуктами созерцания могут быть ассоциированные с воспринятыми образы (необязательно той же модальности, например, шум моря может вызывать зрительные образы), эмоции, воспоминания, измененные состояния сознания, в которых воплощается образное (правополушарное, нелогическое) мышление.

Рассмотренные эффекты могут блокироваться или искажаться негативными установками, предубеждениями, отсутствием практики такого восприятия образной информации, Недостаточным эстетическим (а значит, и культурным) развитием индивида. При таком восприятии информации человек неосознаваемым путем ощущает красоту образов, получает эмоциональный заряд, содержащийся в них, у него могут возникать неожиданные воспоминания и ассоциации или состояния организма. Например, созерцание неподвижной листвы на фоне ясного неба может вызвать ощущение тишины и покоя, а легкое движение листьев — прохлады от дуновения ветерка /3, с. 175/.

Изучение очерка о природе путем логического анализа приводит к тому, что суть произведения, его эмоциональный заряд пропадают, остается одна логическая канва, отделенные от эмоций «образы», сухие характеристики природных объектов, процессов и явлений.

Всесторонне изучая природный пейзаж, В.П. Семенов – Тян-Шанский был убежден в том, что одного научного поиска здесь недостаточно: «… У географии изо всех наук наиболее тесное соприкосновение с искусством». СогласноСеменову - Тян-Шанскому: «Художественный пейзаж имеет колоссальное преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях и насквозь пропитана ими». Он утверждал, что стиль географического пейзажа создается в природе и не только с помощью пейзажных красок и тонов. Необходимо восприятие всей гаммы запахов и звуков, тепла и прохлады, свежести и духоты.

Фактически любое произведение искусства, в том числе и пейзажи, записки исследователей-натуралистов, не предназначены для вульгарного логического анализа при восприятии содержащейся в них информации. Они ориентированы на сопереживание, сочувствование, на то, чтобы возбудить некоторые «резонаторы» в душе человека.

Хотя созерцание как вид активности человека в психологии не рассматривалось, в жизни человека оно всегда присутствовало, давая порой неожиданные эффекты. Эффекты созерцания (бесцельного вроде бы восприятия образной информации) описаны во многих произведениях русских поэтов:

Осеннею дорогой

Вл. Соловьев

Меркнет день. Над усталой, поблекшей землей Неподвижные тучи висят. Под прощальным убором листвы золотой И березы, и липы сквозят. Души обняли нежно-тоскливые сны, Замерла бесконечная даль, И роскошно-блестящей и шумной весны Примиренному сердцу не жаль. И как будто земля, отходя на покой, Погрузилась в молитвы без слов, И спускается с неба невидимый рой Бледнокрылых, безмолвных духов.

4. Процедуры обучения созерцанию. В таблице 1 сделана попытка составить перечень требуемых действий для освоения созерцания, где Ис — индекс созерцания. При этом нужно учитывать, что освоение созерцания — это прежде всего приобщение к эмоциональной культуре: к эстетике ландшафтов, изобразительной (пейзажная живопись, фотография) и даже к изящности вывода законов природы (красоты, гармонии, единства).

Таблица 1. Минимальный набор процедур обучения созерцанию

(по Фокину Ю.Г.)*

Индекс действия Название действия   Частная цель     Используемые операции   Процедуры освоения  
Ис1     Введение в практику эмоциональных восприятий образной информации определенной модальности   Ознакомление при необходимости с красотой образов незнакомой ученикам модальности   Последовательное восприятие усложняющихся образов этой модальности, сочетаемое с пояснениями учителя   Подбор природных ландшафтов, художественных, изобразительных, музыкальных произведений соответствующей модальности; совместное восприятие и обмен впечатлениями от восприятия определенных фрагментов  
Ис2     Блокирование логических операций   Навыки активизации образного мышления; тренировка произвольного возникновения представления (мысленных образов ранее воспринятых объектов) Расслабиться, три раза глубоко вздохнуть и медленно выдохнуть**; представить яркий образ знакомого природного ландшафта (объекта) или вспомнить испытанное ранее приятное состояние Приемы аутогенной тренировки, релаксации, расслабления; рассмотрение простого предмета или рисунка (свечу, кристалл и т. п.), с последующим мысленным представлением образа предмета с закрытыми глазами  
ИсЗ   Переход в состояние созерцания     Освобождение от установки на логический анализ, деление воспринимаемого на части, классификацию Интеграция впечатлений в целостный образ     Целостное восприятие окружающего: и то, что видите, и звуки, и запахи, и комфортное положение тела, не пытаясь что-то выделить или обозначить словами
Ис 4 Тренировка в созерцании природных ландшафтов (художественных описаний, изображений природы, музыкальных произведений) Навыки переживания, получения впечатлений от воспринятого Конкретизация и объективизация впечатлений Фиксировать отдельные впечатления в дневнике, воссоздать образ
Ис 5 Рефлексия процесса созерцания Умение неосознанно полученные впечатления перевести в сознание Осознание значения впечатлений для себя (для души) Пребывание в тишине; обмен впечатлениями с акцентом не столько на совпадение результатов созерцания, сколько на возникающие ассоциации

 

 

* Автором внесена конкретика, исходя из особенностей предмета географии, и добавлен индекс действия 5 - рефлексии

** Это необходимо для того, чтобы уменьшить активность левого полушария коры головного мозга, поскольку подмечено, что мышечные напряжения рефлекторно активизируют именно это полушарие. Иногда считают, что при трени­ровке и возникновении образных представлений помогает тихая, спокойная, мелодичная музыка в ритме классического вальса.

5. Методика обучения активизации образных представлений по М.Гриндеру. Фокин Ю.Г. /3, с. 178/ приводит в качестве примера тренировки по активизации образных представлений методику М.Гриндера. НЛП — нейро-лингвистическое программирование традиционно считается совокупностью индивидуальных психотерапевтических техник, в которых используются образные представления пациентов. Перенося эти техники в групповое обучение детей, М.Гриндер дает ответ на вопрос: как развить способность к визуализации (к возбуждению образных представлений ) «умственно невидящих» детей (детей, у которых ведущими являются слуховое или кинестетическое восприятие информации и ее запоминание? Именно этот смысл вкладывается им в понятие «визуализация» /4/.

В НЛП слово «паттерн» означает успешные шаблоны требуемых действий, а термином «раппорт» автор определяет состояние доверия и расположенности ученика к совместным действиям с учителем, обеспечивающим присоединение учителя к субъективному миру ученика. Учитель может использовать установленный раппорт, чтобы повести ученика в сферу освоения желаемых паттернов. В упомянутой работе М.Гриндера указаны и упражнения для перехода к духовной практике, к собственно медитации, хотя они выходят за рамки усвоения учениками способов мысленного представления образов:

«Предварительное введение класса в визуализацию (тренировка в переходе от словесного описания к образу ).

1. Учитель представляет ученикам простую ситуацию без деталей в виде предложения, например; "Мальчик и собака вышли".

2. Учитель просит учеников закрыть глаза и дополнить описанный образ деталями, например: большая, коричневая, быстро, из леса, из ворот и т.п.

3. Учитель предлагает ученикам обменяться полученными визуальными характеристиками.

Проводите такие занятия каждый день в течение 2 — 4 недель. Обратите внимание, какие изменения произошли за первую неделю, как изменились ответы через две недели.

Date: 2016-07-25; view: 667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию