Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Социология трудаСтр 1 из 7Следующая ⇒ СОЦИОЛОГИЯ Методические указания для студентов заочной формы обучения
Составители: С.В. Козловский В.С. Сорокина С.Н. Уваров
Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 316(078) ББК 60.5я73-9 С 69
Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2012 г.
Рецензент: А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Под общей редакцией С.Н. Уварова
Составители: С.В. Козловский, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров – Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: темы семинарских занятий, задания для контрольной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету. Адресованы студентам Ижевской ГСХА заочной формы обучения всех направлений.
УДК 316(078) ББК 60.5я73-9 © Козловский С.В., Сорокина В.С., Уваров С.Н., составление, 2012 © ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Социология анализирует взаимоотношения людей. Фактические данные группируются, классифицируются на основе приемов математической статистики. На их основе социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов. В результате получается обобщенно-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей. Изучение социологии должно помочь студентам разобраться в сложных явлениях современной общественной жизни и научить применять полученные знания на практике. Обучение основам социологических знаний призвано сформировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем. Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях социологии. Задачи дисциплины: - изучить теоретические основы социологической науки; - показать основные научные социологические направления, подходы и концепции; - способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований; - освоить навыки применения основных методов социологического исследования; ‑ развить социализацию студентов вуза; - содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии; - развить способность к политическому участию, умение толерантности; - сформировать гражданскую позицию, уважение и преданность своему государству. Исходя из поставленных целей и задач, в настоящее издание включены материалы, необходимые студентам заочной формы обучения для успешного изучения социологии. Это возможно лишь на основе освоения трудов классиков и последних достижений социологической науки, отраженных в научных исследованиях и учебных пособиях, представленных в списках рекомендуемой литературы и сайтов. Во время установочной сессии проводятся только лекции. В межсессионный период студенты должны выполнить контрольную работу и подготовиться к зачету (варианты контрольных работ, рекомендации к их выполнению, оформлению, а также список вопросов к экзамену приводятся отдельно). Если учебным планом предусмотрено проведение семинаров, то необходимо подготовиться и к ним (тематика приводится отдельно). Подготовка к семинарам осуществляется при помощи учебников либо специальной литературы, отдельно указанной для каждой темы. Во время следующей сессии завершается цикл лекций, проводятся семинары (если их проведение предусмотрено учебным планом) и принимается зачет. Изучение социологии формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе различных организационных форм; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; - способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность; - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - способность использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; - способность проводить маркетинговые исследования на сельскохозяйственных рынках; - способность на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы; - способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде; - умение проводить аудит человеческих ресурсов и способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; знание основных этапов эволюции управленческой мысли. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА Роль социологии труда на производстве. Современные методики социологического исследования трудовых отношений. Мотивация трудовых отношений. Рациональный менеджмент: способы повышения эффективности труда. Проблемы социологии труда в современной России. План семинара: 1. Трудовые отношения: понятие и исторические формы. 2. Элтон Мэйо: школа человеческих отношений. 3. Социология труда в России: ускоренная индустриализация и работа социологических бюро в 1920-1930 е гг. 4. Тейлор и Файоль: менеджмент труда. Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов: 1. Назовите основные нарушения, которые обычно присутствуют в осуществлении управления коллективом. 2. Какие нововведения вы хотели бы ввести в управление коллективом? 3. Приведите примеры стереотипов трудового поведения и проанализируйте их. 4. Какая мотивация труда является на ваш взгляд наиболее действенной? Аргументируйте ответ. 5. Сравните европейские и азиатские технологии управления, укажите их особенности. 6. В чем особенности мотивации мужчин и женщин, лиц старшего возраста и молодежи? 7. Проведите социометрическое исследование. Объясните полученные результаты. Основные термины: Бихевиоризм, забастовка, менеджмент, мотивация, НОТ, пирамида потребностей, семья, социограмма, социометрия, стахановское движение, тейлоризм, труд, эргономика.
Литература: 1. Бурганова, Л.А. Теория управления Элтона Мэйо: монография / Л.А. Бурганова, Е.Г. Савкина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. – М.: Гардарики, 2008. – 377 с. 3. Гастев, А.К. Как надо работать / А.К. Гастев. – М.: Экономика, 1972. 4. Гаррингтон, Э. 12 принципов производительности / Э. Гаррингтон. – М.: Экономика, 1992. 5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007. 6. Имаи, М. Путь к снижению затрат и повышению качества – М.: Альпина Паблишер, 2010. 7. Имаи, М. Японское чудо / М. Имаи // Свой бизнес. – 2007. – № 1. 8. Морено, Я.Л. Социометрия: Эксперим. метод и наука об обществе: пер. с англ. / Боковиков А. – М.: Акад. проект, 2001. 9. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Й. Кондо. – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. 10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Консалтинг, 1991. 11. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / А.И. Рофе. – М.: МИК, 2001. 12. Кравченко, А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2001. 13. Файоль, А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. – М.: Дело, 1991.
|