Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпохи феодализма в Западной Европе и на Ближнем Востоке





 

В недрах Римской империи увеличивалось количество собственников земли и после её развала и ликвидации централизованной власти стали активно развиваться товарно-денежные отношения на всей бывшей территории империи. На территории Ближнего Востока товарно-денежные отношения получают наибольшее развитие в силу исторических особенностей, где социально- экономические отношения имели более высокий уровень развития. Однако и здесь они вступали в противоречие с нарастающим влиянием христианского мировозрения. Этот процесс усилился после распада Римской империи, когда в Западной части её духовная власть-власть Папы римского подчинила светскую власть.

Экономические идеи раннесредневекового общества наиболее полное отражение нашли в «Салической правде» (нач.6 века). Это свод документов Франкского королевства. В соответствии с позицией христианской религии все граждане имели право на землю при верховенстве права общины решать конкретно эту проблему. Позже «Салическая правда» стала отражать право на обособление собственности на землю, что свидетельствовало о начале развала общинных отношений. На укрепление позиций раннесредневековых вотчин, которые носили натуральный характер, оказал влияние «Капитулярий о виллах» (Закон о поместьях. Начало 9 века).В законе нет упоминания об общинах. В законе отражается идея подчинения хозяину вотчины всех крестьян, проживающих на территории вотчины и которые обязаны нести повинности. Так в государстве Франков окончательно утверждаются феодальные отношения.

Период средневековья по прежнему характеризуется возрастающим влиянием экономических идей христианских школ. В середине 12 века болонский монах Грациан составил «Свод канонического права», в котором снова провозглашалась в качестве идеала общественная собственность. В тоже время по его мнению частная собственность установлена богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Осуждалось ростовщичество и торговля в целях получения барыша.

Пропагандой новых христианских канонов занимался итальянский монах Фома Аквинский. В своих трудах он оправдывал существование рабства и крепостничества, отвергая идеи Иисуса Христа. Он защищал частную собственность, поскольку церковь была уже крупным собственником земли. Аквинский оправдывал социальное расслоение общества, считая, чем больше будет богатых, тем лучше будут защищены бедные. По его мнению цена определяется трудовыми затратами, а справедливая цена устанавливается богом. Размер ссудного процента есть плата за риск. Золото и серебро есть способ накопления богатства. Крупный доход есть вознаграждение за риск и не является греховным. Рента за землю выступает формой платы землевладельцу за его труд по управлению подчинёнными. Таким образом, церковь оправдывала социальное расслоение, которое активно проходило в период средневековья. Крестьянство становилось бесправным сословием, верующим в Библию. Однако церковь стала на защиту интересов феодальной знати, что стало причиной массовых крестьянских войн в Европе с 14 по 16 века, в которых погибло огромное количество народа. Экономическая литература Средневековья оставалась нормативной, предписывающей как понимать окружающий мир и поведение человека в нём. Вместе с тем было положено начало накоплению нового вида экономических знаний- позитивных, обобщающих факты экономической жизни. Так наблюдением было установлено, что «хорошие» деньги вытесняются из обращения «плохими» деньгами. Заслуга такого открытия принадлежит французу Николаю Орезму (14 век), а в 17веке назван законом Грэшема- «переоткрывателя». Орезм первым выступил против порчи монет, которой занималась казна. Астроном Николай Коперник сделал важный вывод в истории экономических учений- деньги обесцениваются тогда, когда их становится много.

В 7 веке формировалось новое государство -Арабский халифат. Он требовал создания единой идеологии, которой послужил труд купца Мухаммеда «Коран». Он считался «чтением» для всех, как откровение всевышнего. Новая религия Ислам преследовала христианские общины; считало всех верующих в каноны ислама братьями; провозглашало нетерпимость к иноверцам; считало социальное расслоение народа естественным свойством (т.е. оправдывалась частная собственность); важным фактором развития экономики признавалась торговля, но осуждалось ростовщичество и «греховный процент»; рекомендовалось всем верующим трудится при жизни, а вознаграждение получать в «садах вечности». В Коране утверждалась необходимость постоянной проповеди таких моральных норм как: честность; правдивость; справедливость; осуждение воровства; не причинение вреда; во всех делах рекомендовалась инициатива, практичность, быстрота. Всякий договор считался святым документом, поскольку он освещён Аллахом. В Коране описывались права наследования.

Экономические идеи Исламского мира получали развитие в трудах философа Востока Ибн-Хальдуна (1332-1406г.г.). Он считал, что богатство может существовать в форме товара и новая цивилизация возникает тогда, когда создаётся избыточное производство материальных благ. Избыточное производство создаёт условия для производства роскоши.

В обществе никогда не исчезнут сословия. Всякое управление требует принуждения, по результатам которого присваивается избыточный труд. Цена и стоимость не совпадают. Если мало товара, то цена будет выше стоимости. В основе стоимости товара лежит труд. Прибыль есть результат недоплаты по труду. Торговая прибыль есть разница между ценой покупки и ценой продажи. С ростом городов растёт достаток, снижаются цены на необходимые продукты, отсутствует дефицит. Такие взгляды Ибн-Хальдуна свидетельствуют о зрелости экономических идей мыслителей Востока, о их лидирующей роли в мировой общественной мысли эпохи Средневековья.

Контрольные вопросы:

1.Причины развития феодальных отношений.

2.Экономические идеи «Салической правды».

3.Значение «Капитулярия о виллах» в развитии феодальных отношений.

4.Развитие экономических идей в Христианской религии Средневековья.

5.Экономические взгляды Фомы Аквинского.

6.Экономические идеи Исламской религии.

7.Развитие экономических идей в трудах Ибн-Хальдуна.

 

Date: 2016-07-25; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию