Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы





ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1.Заполните таблицы 7.1., 8.4.

2. Составить резюме, дать краткую характеристику этапам развития институционализма.

3. Составить глоссарий по теме №7 (теория игр, дилемма заключенного, трансакционные издержки, контрактные отношения, собственность, институт, институциональная ловушка, теорема Коуза).

4. Составить тесты по дидактическим единицам: институты; «праздный класс»; оппортунизм; ограниченная рациональность; трансакция; права собственности; экономический цикл, формальные контракты, характеристика организаций, форма хозяйственных организаций, специфический актив.

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

73. Теорию трансформации капитализма в новое индустриальное общество обосновал представитель американского институционализма

а) Р. Коуз;

б) Д. Норт;

в) Т. Веблен;

г) Дж. К. Гэлбрейт.

74. По мнению институционалистов, следует отнести к предмету исследования экономической науки:

а) профсоюзы;

б) доход;

в) стоимость;

г) искусство.

75. В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает:

а) сферу производства;

б) сферу производства и обращения;
в) экономические и неэкономические факторы.

76. Приоритетными методами исследования в институционально теории являются:

а) каузальный;

б) историко-экономический;

в) функциональный;

г) эмпирический;

д) логической абстракции;

е) социальной психологии.

77. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает:

а) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»;
б) переход к «индустриальной системе»;

в) переход к социалистическому обществу.

78. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:

а) затратами труда;

б) соотношением спроса и предложения;
в) юридическим соглашением «коллективных институтов».

79. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:

а) до мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.;

б) в период «нового курса» Ф.Рузвельта;

в) после второй мировой войны.

80. У.К.Митчелл — родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:

а) социально-психологическое;

б) социально-правовое;
в) конъюнктурно-статистическое.

81. Экономическое учение У.К.Митчелла явилось основой:

а) теории предельной полезности;

б) концепции бескризисного цикла;

в) теории эволюции природы Ч.Дарвина.

82. Первым понятие «трансакционные издержки» ввел в научный оборот:

а) Р. Коуз;

б) А. Смит;

в) Г. Демсец;

г) А. Алчиан.

 

Вопросы с ответами «да/нет»

Ответьте утвердительно или отрицательно.

58. Институционалисты исходят из того, что люди нерацио­нальны, а экономика далека от состояния равновесия.

Да Нет

59. Рост популярности институционализма связан с концеп­цией «постиндустриального», «информационного» обще­ства в 70-80 гг.

Да Нет

60. Если в трудах авторов классической школы не допуска­лись даже намеки на возможность реформирования эко­номической жизни общества, то институционалисты вы­двигали план по реформированию капитализма.

Да Нет

61. По мнению Т. Веблена, экономическими мотивами пове­дения людей являются, прежде всего, родительское чувст­во, инстинктивное стремление к знаниям и высокому ка­честву выполняемой работы, соперничество.

Да Нет

62. Средством смягчения циклических колебаний и достиже­ния благоприятной экономической конъюнктуры долж­но, по мнению У. Митчелла, явиться создание специаль­ного государственного планирующего органа.

Да Нет

63. Экономическая теория Т. Веблена ближе других к теории К. Маркса.

Да Нет

64. Дж. Коммонс видел все пороки капитализма в несовершен­стве юридических норм.

Да Нет

65. В послевоенный период основной проблемой институционализма является социальный конфликт между рабо­чими и капиталистами.

Да Нет

66. Неоинституционализм отличается от предшествующих теорий институционализма использованием методологии неоклассики.

Да Нет

67. Теорема Коуза применима при нулевых трансакционных издержках.

Да Нет

Теперь вы должны:

1. Дать характеристику американской и новой институциональной школе.

2. Назвать причины, предпосылки формирования институциональной школы.

3. Сформулировать проблему исследования в рамках реферата.

4. Предмет и методология институциональной школы.

5. Освоить следующие дидактические единицы (понятия, термины): Институты; институции; «праздный класс»; принцип историзма; технократия; техноструктура; предпринимательская корпорация; полюса роста; оппортунизм; ограниченная рациональность; трансакция; права собственности; экономический цикл; факторные цены.

 

РАЗДЕЛ 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ, ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ» И ПОСТСОВЕТСКИХ РЕФОРМ. ТЕОРИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

 

В условиях новой экономической политики, пришедшей на смену военному коммунизму, по-новому встал вопрос о путях экономической и технологической модернизации страны. В политическом отношении первая половина 20-х голов XX века в СССР характеризовалась ослаблением репрессий и известным допущением свободы мнений в экономической науке, особенно если это не касалось общих вопросов политической экономии. В этот период наибольшую значимость приобрели исследования Л. В.Чаянова (1888-1937) и Н. Д. Кондратьева (1892- 1938), Р.В. Юровского, А. Богданова и др.

Теории трансформации экономических систем. Теоретическое обоснование трансформационных процессов основано на концепциях и теориях переходной или транзитивной экономики, трансформации экономической системы Н.И. Бухарина, Я. Корнаи, В.В. Радаева, Е.Т. Гайдара, Л.И. Абалкина, Е.В. Красниковой, О.С. Белокрыловой, Д.С. Львова, К.А. Хубиева, Е.Г. Ясина и др.

Теория переходной экономики – составная часть общей экономической теории, которая как фундаментальная наука изучает законы, особенности, противоречия экономических процессов и явлений в условиях изменений и трансформации экономической системы. В экономической литературе выделяют два варианта перехода от одной экономической системы к другой. Это эволюционный и революционный вариант трансформации. По мнению Бухарина предпочтительным считается эволюционный путь перехода, так как социально-экономические издержки общества при выборе такого сценария ниже, чем в условиях революционного перехода. Согласно концепции Я. Корнаи при выборе сценария перехода от экономической системы к другой следует определить последовательность и одномоментность действия. Так в концепции «шоковая терапия» последовательность действий выглядит таким образом: либерализация цен, приватизация, реформа налоговой системы, стабилизация уровня доходов, соблюдение принципа своевременной выдачи заработной платы.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №8

1.Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Теория сельскохозяйственной кооперации Чаянова.

2.Исследования Н.Д. Кондратьева по аграрным вопросам. Проблема роли государства и народнохозяйственного планирования.

3.Теория больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева и ее прогностическое значение.

4. Теория стабилизации Юровского

5. Теории циклических колебаний и коопераций Туган-Барановского.

6. Экономические доктрины советской экономики.

7. Механизм трансформации экономической системы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 28,29.

2. Белокрылова, О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие / О.С. Белокрылова. – Р-н/Дону: Феникс, 2002. – 352. с.

3. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 4.

ИСТОЧНИКИ

1.Богданов А.А. Тектология. В 2х кн. М.,1989.

2. Бухарин Н.И. К вопросу о закономерностях переходного периода. критические замечания на кн. Е. преображенского «Новая экономика». М.-Л., 1928.

2.Канторович Л. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.,1968.

3.Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.,1989. С.172-226.

4.Ленин В.И. О кооперации // П.С.С. Т.45. С.369-377.

6. Леонтьев В. А. Экономические эссе: теории, исследования, факты и политика.

М.,1990.

7.Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. М.,1917.

8.Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М.,1938

9.Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М.,1989. С.3-25.

10.Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство // Избранные труды. М.,1989.

11.Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации // Избранные труды. М.,1993.

12.Юровский Л.Н. Очерки по теории цены. Саратов. 1913.

13. Я. Корнаи Путь к рыночной экономике

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.В чем заключается суть метода прогнозного экономического анализа «затраты-выпуска, разработанного В. Леонтьевым?

2.Какова главная заслуга в области экономической теории в творчества Л.Канторовича?

3. Особенности либеральной модели и специфика градуалистской модели.

4. Закономерности и этапы переходной экономики.

5. Цель и задачи переходной экономики.

6.Основные черты и противоречия экономики переходного периода.

Date: 2016-07-25; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию