Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре ООП





СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

Методические рекомендации по изучению дисциплины «История экономических учений»…………………………………………………8

ТЕМА 1. Введение в историю экономических учений.

Особенности формирования экономических воззрений в

докапиталистической эпохе……….……………………..…….………10

ТЕМА 2. Меркантилизм – первая концепция экономической теории периода зарождения рыночных экономических отношений……………………………………………………………….16

ТЕМА 3. Зарождение и развитие классической политической

экономии…………………………………………………………………23

ТЕМА 4. Экономическая теория марксизма…………………………..30

ТЕМА 5. Маржинальная революция. Формирование

школ – австрийской и лозаннской школы и неоклассического

направления экономической мысли……………………………………36

ТЕМА 6. Кейнсианская революция. Концепции

кейнсианства, неолиберализма, посткейнсианства,

неокейнсианства, монетаризма и

«новой классики»……….………………………………………………42

ТЕМА 7. Институционализм. Инновационная и эволюционная

экономика……………………………………………………………….49

ТЕМА 8. Экономической мысли России советская эпоха, периода «перестройки» и постсоветских реформ.

Теории трансформации экономических систем……………………....54

Технологическая карта………………………………………………….63

Вопросы к зачету «История экономических учений»…………………………………………………………………..64

Библиография …………………………………………………………..69

Приложение 1 Макет «Рабочей тетради»………………………………….……….73

Приложение 2. Груневеген П. «Политическая экономия

и экономическая наука»……………………………………………………………..90

Приложение 3. Нуреев Р.М. Роль схоластики: действительная и мнимая………105

ВВЕДЕНИЕ

Цели освоения дисциплины «История экономических учений»:

- формирование экономического мышления и представления об эволюции развития экономической мысли;

- развитие умений анализировать предпосылки формирования экономических школ, направлений и обосновать методологический выбор принципов, методов, подходов исследования экономических явлений и процессов;

- овладение методами экономического анализа, представленных в экономических теориях, в альтернативных экономических концепциях;

- овладение навыками самостоятельного изучения теоретического материала, концептуального анализа и их использования в процессе познания экономической реальности.

Место дисциплины в структуре ООП

«История экономических учений» входит в базовую часть (Б.1).

Она опирается на знания, полученные в результате освоения дисциплин: «История», «История экономики» и «Микроэкономика».

Знания, полученные студентами при изучении курса «История экономических учений» являются основой для изучения последующих дисциплин: «История рыночной экономики» («История аграрных отношений»), «Системный анализ» («Анализ экономических систем»), «Макроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономика труда».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Общекультурных:

- владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 9);

- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 11);

- способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК 12);

- владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК 13);

- владения одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК 14);

2. Профессиональных:

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4);

- способен, используя отечественные и зарубежные ИСТОЧНИКИ информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет (ПК 9).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления (ОК 1, ОК 9, ОК 11, ОК 14);

- основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13);

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ПК 4);

- основы построения расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне (ПК 9).

Уметь:

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК 1, ОК 9);

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК 11)

- применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13);

- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности (ОК 14);

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК 4);

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ПК 9).

Владеть:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества (ОК 1, ОК 10);

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК 9);

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК 11);

- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач (ОК 12);

- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (ОК 13);

- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса (ОК14);

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей (ПК 4);

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ПК 9).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ».

 

В структуре курса «История экономических учений» выделены четыре раздела, которые отражают особенности эволюции мировой и отечественной экономической мысли в дорыночной, нерегулируемой и регулируемой рыночной экономике. В четвертом разделе рассматриваются особенности развития экономической науки в России, формирование и развитие экономической мысли в советскую эпоху, периодов «перестройки» и постсоветских реформ.

При изучении этих разделов следует, прежде всего, дать характеристику каждой эпохе, определить социально-экономические и теоретические предпосылки формирования экономических школ и направлений, определить и обосновать предмет и методологические подходы, принципы исследования экономических явлений и процессов в рамках школы.

В дорыночной эпохе исследования проводились в основном на нано - и микро - уровнях, с применением методов формальной логики, элементов метода каузального анализа и принципов иррационализма.

В эпоху нерегулируемой рыночной экономики формировались доминирующие методы исследования, характеризующие ту или иную экономическую школу:

- методы логической (научной) абстракции, исторический метод (английская классическая школа политической экономии, марксистская и историческая школы);

- каузальный, математический, индивидуально-психологический или субъективистский, позитивный (маржинализм, австрийская школа, лозаннская школа);

- функциональный, анализа и синтеза; принципы взаимодействия и релятивизма (неоклассическое направление А. Маршалла).

В эпоху регулируемой рыночной экономики доминирующими стали следующие методы и принципы исследования: каузальный, психологический, математический и нормативный; принципы: эволюционизм, органицизм, полифункционализм; уровень- макро (Кейнсианская школа, институциональная школа, школа монетаризма). В советскую эпоху в экономических исследованиях в основном применялись методы диалектического и исторического материализма, математические, статистические, сравнительный, исторический и каузальный методы анализа.

При составлении характеристики школы или экономического направления следует:

- дать характеристику эпохе (социальная, экономическая, политическая);

- определить теоретические предпосылки формирования школы;

- указать представителей школы, их основные работы, концепции, теории;

- предмет, метод и уровень исследования;

- определить вклад экономической школы в процесс развития экономической мысли;

- возможности применения концепции, подходов, принципов, разработанных в рамках конкретной школы в современной эпохе.

Требования к оформлению Рабочей тетради (см. приложение макет рабочей тетради).

 

Date: 2016-07-25; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию