Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние различных установок при опросе на отношение ВН/ВЗ





В то время как испытуемые первой группы, для которых перечисление заданий является только рассказом о происходившем, не прилагают особых усилий, чтобы перечислить побольше заданий, а перечисляют те задания, который "спонтанно" выплывают в памяти, испытуемые второй группы стараются перечислить как можно больше заданий. Испытуемый хочет продемонстрировать возможности своей памяти. Так как перечисление воспринимается как одно из заданий и даже как особо важное задание, то те же самые силы, которые оказывали свое ведущее влияние во время выполнения других заданий, теперь вступают в действие с еще более значительной силой. Прежде всего испытуемый хочет показать, как велики его способности. Вместо высказываний типа: "Не думал, что я так неловок", которые имеют место во время выполнения практических заданий, следуют высказывания: "Неужели у меня такая плохая память!". Честолюбие может выражаться в сходной, но несколько замаскированной форме — в форме предостережения: "Я сразу предупреждаю Вас, что у меня очень плохая память". Здесь вместе слиты попытки оправдать и извинить себя.

Так как для этих испытуемых перечисление выступает в форме особого задания, которое они тоже хотят довести до конца как можно лучше, то задание остается незавершенным, пока не перечислено все. Испытуемые также мало расположены прекращать перечисление, как перед этим откладывать выполнение других заданий. При этом они прибегают к различным вспомогательным средствам, например, распределяются задания по группам.

 

Билет 20. Патология памяти. Амнезии. Корсаковский синдром.

Патология памяти.

Расстройства памяти принято делить на:

- гипермнезия;

- гипомнезия;

- парамнезия.

Под гипермнезией разумеют патологическое обострение отдельных воспоминаний. Теоретически природа её не ясна. Практическое значение не велико. Случаи гипермнезии показывают, что уметь забывать иногда почти столь же существенно, как и запоминать.

Под гипомнезией вообще понимают ослабление памяти. Когда оно имеет резко выраженный характер и относится к более или менее чётко определённым содержаниям - к определённым отрезкам времени или категориям объектов, говорят об амнезии.

Под парамнезией разумеют собственно обманы памяти. Сюда относится, в частности, иллюзия уже виденного (deja vu - "идентифицирующий обман" Крепелина или "редупликативный обман" Пика). Никогда не виденные предметы представляются несколько странными, туманными, но уже виденными. Бергсон попытался объяснить это явление как воспоминание настоящего: в состоянии утомления, когда ослаблена действенная установка, воспроизведённый образ предмета появляется почти одновременно с его восприятием; предмет поэтому представляется уже знакомым. Этим ослаблением действенной установки объясняется и наблюдающийся при этой иллюзии призрачно-туманный характер самого восприятия. Бергсон заключает, что не будь мы существами, собранными в действии, нам всё представлялось бы, как при иллюзии уже виденного, и призрачно-туманным, и давно знакомым.

Сложность узнавания отражается в сложных формах его расстройств. Агнозии - расстройства узнавания, которые в силу теснейшей связи восприятия и памяти являются одновременно расстройством и восприятия и памяти. Важнейшими расстройствами узнавания являются оптически-агностические расстройства. Они разделяются (по Петцлю) на: 1) оптическую агнозию для конкретных предметов или событий и их изображений; 2) словесную слепоту, агнозию, или оптическую афазию, и 3) геометрически-оптические агнозии, связанные с расстройством ориентировки в пространстве.

К первой группе относится установленная Лиссауером духовная слепота - расстройство узнавания отдельных предметов: больной не узнаёт их, хотя собственно зрительные ощущения совершенно нормальны. К той же группе относится установленное Вольпертом расстройство узнавания целостных процессов и ситуаций и апперцептивная слепота (Пик) у стариков.

Ко второй группе относится словесная слепота, так называемая алексия - расстройство узнавания букв, слов и предложений. В отличие от предметной агнозии, здесь речь идёт об агнозии для символов, для знаков. Но поскольку в случае Лиссауера больной правильно дифференцировал величину, форму, цвет предметов и тем не менее не узнавал предмета, постольку и в этом случае, очевидно, речь шла о нарушении распознавания значения предмета. Это сближает обе формы.

К третьей группе относятся нарушения узнавания контуров видимых предметов или пространственной ситуации. Больной, описанный Лиссауером, принимал зонтик то за растение, покрытое листьями, то за карандаш. В тех случаях, когда он как будто узнавал предмет, узнавание в действительности основывалось лишь на догадках. Больной не был в состоянии распознать отдельные части узнанного предмета: он узнавал изображение животного, но не был в состоянии указать его голову или хвост. Или, узнав портрет Бисмарка, он не мог указать, где на портрете глаза, уши и т. д.

Амнезия.

Амнезия, т.е. нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях головного мозга. Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях.

Различают две основные формы амнезий – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания). Выделяются также формы, соответствующие функциональным нарушениям памяти, связанные не с органическими поражениями мозгового вещества, а с обратимыми изменениями вследствие сбоев мнемической деятельности в результате экстремальных воздействий внешней среды и пр.

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периода амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание. По-прежнему не представляется возможным объединить эти эпизоды во временную последовательность, они хаотичны и среди них попадаются ложные и бредовые воспоминания. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.

Корсаков предположил, что память обусловливается двояко: 1) способностью сохранять следы впечатлений и 2) способностью эти следы воспроизводить. Очевидно, что у больных множественным невритом значительно страдала именно вторая способность, поскольку воспоминания все же появлялись по мере излечения.

Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий:

1) временные амнезии;

2) периодические амнезии;

3) прогрессирующие амнезии, наименее занимательные, но наиболее поучительные;

4) врожденная амнезия.

1. Временные амнезии. Как правило, начинаются и заканчиваются неожиданно; их продолжительность – от нескольких минут до нескольких лет. Часто встречаются при эпилепсии, сопровождаются умственным расстройст­вом и рядом действий, называемых умственным автоматизмом. В состоянии автоматизма человек совершает действия, о которых практически не сохраняется воспоминаний; может продолжать делать то, что делал до начала приступа, работать или разговаривать, совершать бессмысленные движения или даже преступления, о которых узнает впоследствии от третьих лиц. Факты подтверждают, что в периоды автоматизма сознание сохраняется, но в такой слабой форме, что за этим следует амнезия. Больной может отвечать на вопросы, ориентироваться на местности, однако его поведение напоминает поведение человека, находящегося в состоянии сонной грезы. Следовательно, амнезия эпилептиков может объясняться пониженным уровнем сознания в периоды умственного автоматизма.

Более тяжелые формы временной амнезии могут привести к частичной потере памяти. В приведенных примерах память остается сохранной после окончания приступа, иногда память возвращается сама собой, но бывают случаи, когда эта потеря необратима. Рибо приводит пример молодой женщины, которая в результате продолжительного обморока в процессе тяжелых родов потеряла всякое воспоминание о своей супружеской жизни. Она отказывалась признавать мужа и ребенка, и только доводы родителей убедили ее вернуться в семью, хотя утраченное воспоминание так и не вернулось.

2. Периодические амнезии. К ним относятся факты появления так называемого“двойного сознания”. В известном случае Фелиды Х. описывается “двойная жизнь”” женщины, имевшей как бы два сознания. В “первом” состоянии это была серьезная и трудолюбивая личность, затем этот период сменялся глубоким сном, после которого больная просыпалась совершенно другой – веселой, шумной и кокетливой. Во “втором” состоянии она не помнила ничего о периоде, предшествующем сну. Чем старше становилась больная, тем быстрее начали сменяться периоды, в один из которых больная обладала полной памятью, а в другом – частичной, т.е. помнила только то, что относилось к ее ““второму” состоянию. Таким образом, Рибо констатировал у больных с периодическими амнезиями наличие двух памятей; иногда частичная чередуется с полной, а иногда обе памяти исключают друг друга, и в каждом состоянии имеется своя особая память на слова, письменные знаки и движения (вплоть до разных почерков).

3. Прогрессирующие амнезии. Типичным примером является корсаковс­кий синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформу­лировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы:

1) раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий;

2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы;

3) аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой;

4) дольше всего сохраняются навыки и привычки.

Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и заканчивая стойким. При восстановлении изменения идут в обратном порядке, т.е. начиная с навыков и заканчивая недавними впечатлениями. Этот закон получил название закона регрессиивысшие, сложные и специальные функции памяти утрачиваются первыми, а низшие, общие и автоматические – последними. Физиологическое объяснение этому закону таково: сначала болезнь поражает некоторые области коры головного мозга, затем переходит на подкорковые структуры, и затем – на продолговатый и спинной мозг. В результате первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций (подкорковые структуры) и затем сфера навыков и привычек (продолговатый и спинной мозг).

В дополнение к типологии амнезий Т. Рибо упомянем еще один вид расстройств памяти – динамические, характеризующиеся прерывистым характером мнемической деятельности. Больные в течение некоторого отрезка времени хорошо запоминают материал, но иногда оказываются не в состоянии заучить простейший ряд элементов. Они способны передавать сюжет с мельчайшими подробностями, но уже через короткое время не могут вспомнить даже темы рассказа. Причиной такого рода явлений могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного.

Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти, как уже упоминалась, состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.

 

 

Билет 21. Понятие речи. Специфика изучения речи в психологии

В психологической науке речь понимается каксистема используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой”.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин “вербальный” (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы.

Функции речи:

А) Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Б)Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

В)Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Г)Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутрен­нюю.

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников исостоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

 

Специфика исследования речи в психологии.

В психологии речи наблюдается большое разнообразие методов и приемов исследований. Известно, что методы исследований в нау­ке или научной области тесно связаны с ее предметом. Интересую­щая нас область не составляет исключения. В этой связи различны и исследовательские подходы.

Один из них бази­руется на идее, согласно которой предметом психологического исследования следует считать речь, но не язык, относящийся к со­циальным явлениям. На основе такого размежевания языка и речи активно развились исследования речи как акустического явления. Для них характерен интерес к элементарному уровню речи: фонемам, слогам, морфемам. В результате многих работ выработаны представления о механизмах восприятия и производ­ства речевых звуков, найдены пути плодотворных контактов со специалистами по автоматическому распознаванию речевых обра­зов и синтезированию человеческого голоса. Вместе с тем обнаруживается неполнота данного подхода: вне его оказываются существенные стороны речи, связанные с использованием языка и выражением смысла через речь.

Позднее возникла точка зрения, согласно которой психологический подход охватывает не только речь, но и язык. На первый план вышла проблема порождения речи - формирования и вос­приятия речевых последовательностей, прежде всего синтакси­чески оформленных предложений. Это направление получило наз­вание психолингвистики. В психолингвистике в большой мере преодолен разрыв между речью и языком: синтаксические правила рассматриваются как неотъемлемая часть психологического процесса. Анализ “глубин­ных” операций обратил внимание исследователей на реальность, предшествующую речепроизнесению, т.е. на внутреннюю речь.

Позднее было осознано участие в речевом процессе еще одной принципиальной стороны, недостаточно учитываемой раньше: про­дуцируя речь, человек выражает смысл; смысл же извлекается и из воспринимаемой речи. Психологические проблемы семантики речи приобретают первостепенное значение. Так же как в психолингви­стике, психологический аспект семантики разрабатывается в тес­ном контакте с лингвистическими идеями. В лингвистике проблема семантики также является ведущей, поскольку связана с наиболее универсальными закономерностями языка.

Обращение к общему контуру речевого механизма позволяет оценить место в нем каждого из отмечен­ных подходов к исследованию речи.

При изучении речи как акусти­ческого процесса вычленяются довольно специфические элементы контура. Специфичность элементов в том, что по форме они представляют физический (акустический) процесс.

Психолингвистический подход ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил.

Проблема семантики речи также в существенной мере обращена к функционированию внутреннеречевого звена, однако она, безусловно, выходит за рам­ки действия лишь речевого механизма и требует обращения к более широким психологическим категориям - таким, как мыслитель­ные процессы, особенности и структура общения людей, отраже­ние мира в сознании человека, культурные установки и др.

Date: 2016-07-25; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию