Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Калям о сущности Аллаха и Его КачествахТакже к нововведенным наукам относится то, что ввели му'тазилиты, и пошедшие по их стопам – из каляма о Сущности Аллаха, и Его Качествах, используя доводы разума. И это еще опаснее, чем слова о предопределении, потому что слова о предопределении – слова о поступках Аллаха, а это – слова о Сущности Аллаха и Его Качествах. И говорящие так делятся на два вида. Первый вид – те, кто отрицали многое из того, что пришло в Коране и Сунне насчёт этого, потому что эти сообщения на его взгляд являются уподоблением Аллаха творению. И это подобно слову му'тазилитов: "Если бы Аллах был бы виден – то Он обязательно являлся бы телом, потому что Он не может быть виден, кроме как в какой то стороне, а всё что находится в стороне, является телом", и также слову му'тазилитов: "Если бы Он говорил слышимыми словами, то Он был бы телом". И согласились с ними те, кто отрицают аль-истиуа, по причине этой шубхи. И это – путь му'тазилитов и джахмитов, и единогласны саляфы на считании их заблужденнейшими нововведенцами[3]. И пошли их путём во многих вопросах многие из тех, кто приписывают себя к Сунне и хадису из числа поздних[4]. Второй вид – те, кто хотели утвердить эти вопросы доказательствами разума, на которые не пришло сообщений. И они опровергли слова первой группы этими доказательствами разума. И это – путь Мукатиля Ибн Сулеймана, и тех кто последовал ему – как Нух Ибн Аби Марьям', и кто последовал за ними из мухаддисов в старые времена и в наши. И это также путь каррамитов. Среди них есть те, кто утвердил Аллаху тело, по причине утверждения данных Сыфатов – либо прямо, либо смыслом.
И среди них есть те, кто утвердил Аллаху Сыфаты, на которые не пришли тексты из Корана и Сунны, подобно Движению[5], и другим, которые по их мнению являются обязательно вытекающими из достоверно утвержденных Сыфатов. И саляфы порицали Мукатиля за его слова в опровержении Джахма доводами разума, и были сильны в порочении его. И среди них были те, кто дозволил его убийство, как Макки Ибн Ибрахим, шейх имама аль Бухари, и другие[6] И верным является то, на чём праведные предшественники – прохождение аятов и хадисов Сыфатов так, как они пришли – без истолкования, и без захождения в "Как?", и без уподобления – и недостоверно ни от кого из саляфов противоречие этому, особенно от имама Ахмада, и не пришло от них погружение в слова об их смыслах и приведение на них примеров – даже если некоторые кто жили после смерти имама Ахмада делали[7] что то из этого, следуя по пути Мукотиля – не следуют ему в этом, а следуют лишь за имамами Ислама подобными Абдуллаху Ибн аль-Мубараку, Малику, ас-Саури, Аль-Аузаи, аш Шафии, Ахмаду, Исхаку, Абу Убейду, и им подобным. И в словах всех этих имамов нет ничего похожего на слова мутакаллимов, не говоря уже о словах философов, и ни один из муслимов никогда не порицал никого из них за это. И сказал Абу Зур'а ар Рази: "Каждый, у кого есть знание, и он не защитил свое знание, и нуждался для его распространения в чем-то из каляма – тот не имеет отношения к этому знанию"
|