Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа народного образования





Дата Решение
1802 г. Образование Дерптского университета
1803 г. Образование университета в Вильно
1803 г. Указ «Об устройстве училищ»
1804 г. Образование Петербургского педагогического института (университет с 1819 г.), приравненного к университетам
1804 г. Университетский устав

Принципы реформ:

· бессословность и бесплатность начального образования;

· преемственность разных ступеней образования;

· ключевая роль университетов в учебных округах;

· образование −− ключевой критерий при получении должности;

Содержание реформы 1803 г.:

· установление единой системы образования: приходская школа (1 класс) −− уездное училище (3 класса) −− губернская гимназия (шесть классов) −− университет;

· образование шести учебных округов при руководящей роли университетов в них.

Содержание университетской реформы:

· автономия университетов (университетский суд, выборность ректора и профессуры, невмешательство администрации в дела университета);

· унификация университетского образования (четыре отделения: нравственных и политических наук, физики и математики, медицины (восточный факультет в Петербургском педагогическом), словесности);

· образование лицеев (привилегированных средних учебных заведений), приравненных к университетам: 1805 г. −− Демидовский лицей в Ярославле, 1809 г. −− Ришельевский в Одессе, 1811 г. −− Царскосельский.

Устав о цензуре 1804 г:

· цензурные комитеты образуются из преподавателей университетов и гимназий при общем руководстве Министерства народного просвещения;

· цензорам рекомендуется проявлять снисхождение: при двояком толковании текста отдавать предпочтение тому, который выгоден автору;

· поощрение издательской деятельности.

Приоритетными направлениями внешней политики Россия в начале XIX в. стали восточное, западное, северное. На восточном направлении Россия развернула борьбу с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье, на западном (европейском) направлении приняла участие в войнах против наполеоновской Франции; на северном −− вела войну со Швецией за побережье Балтийского моря.

Одним из первых внешнеполитических актов императора Александра I было возвращение отправленного Павлом I для завоевания Индии отряда казаков и восстановление отношений с Англией. Александр не хотел вступать в конфликт и с Францией. Внешнеполитическая ситуация вынуждала монарха лавировать между Францией и Великобританией. При нем владения Российской империи значительно расширились за счет присоединенных территорий.

ВОЙНА ТРЕТЬЕЙ КОАЛИЦИИ

Новая антифранцузская коалиция (Австрия, Россия, Англия, Швеция, Неаполитанское королевство, Португалия) была оформлена в 1805 г. Летом 1805 г. 180-тысячная армия Наполеона («Великая армия») стояла в Булони, готовясь к высадке в Англии. Наполеон стремился достичь военно-морского превосходства, чтобы вторжение было успешным. Для реализации этого плана франко-испанский флот под командованием адмирала П.-Ш. де Вильнёва должен был обеспечить отвлекающий маневр, угрожая преимуществу англичан на западе Индии. Но объединенный флот был разбит и 22 июля повернул обратно у мыса Финистири. Вильнёв был блокирован близ г. Кадиса, затем с большими потерями прорвался в г. Неаполь 19 октября. В сражении у мыса Трафальгар 21 октября 1805 г. был побежден британским адмиралом Г. Нельсоном и попал в плен.

К этому времени Наполеон имел уже достаточные силы для вторжения в Англию. Но Трафальгарская битва −− главное морское сражение XIX в. −− положила конец реальному существованию боевого французского флота и обозначила превосходство Англии на море. Наполеон оставил свой план нападения на Англию и сосредоточил силы против Австрии и России. Он получил сведения, что русские войска двинулись на соединение с австрийцами, что противник уже движется на запад. Тогда Наполеон сказал: «Если я через 15 дней не буду в Лондоне, то я должен быть в середине ноября в Вене».

В планы коалиции входило нападение на Италию и Баварию. Союзнические армии, организованные в Германии и Италии во главе с бароном К. М. фон Лайберихом, должны были отразить нашествие врага в Баварии. Баварцы довольно быстро сдались и приняли сторону Наполеона. 72-тысячная армия генерала Макка вторглась в пределы Баварии, в то время как русская армия оставалась еще в Польше. В результате этой поспешности австрийцы остались один на один с французами и вынуждены были вступить в бой до прихода русских. В сражении при Ульме 20 октября 1805 г. Наполеон разгромил австрийцев, пленил Макка и направился к русским войскам. М. И. Кутузов был вынужден отступить в северную часть Австрии, а затем на баварско-австрийскую границу. Вена была оставлена.

Император Александр I направился в действующую армию и фактически принял на себя ответственность за командование войсками. «Александр I, ничего не понимая в военных операциях, но снедаемый жаждой славы, уверенный в несомненном успехе, не сомневаясь, что близкое выступление Пруссии (после знаменитой клятвы у гроба Фридриха) безусловно обеспечено, рвался в бой» (Е. В. Тарле). Под его началом (хотя командующим формально был М. И. Кутузов) союзная армия России и Австрии потерпела тяжелое поражение при Аустерлице 20 ноября 1805 г. В результате Россия была вынуждена подписать перемирие и покинуть территорию Австрии.

По миру, заключенному в Пресбурге 26 декабря 1805 г., Австрия вышла из числа врагов французов и становилась союзницей Франции, потеряв ряд территорий. Континентальная часть Неаполитанского королевства была завоевана Наполеоном, островная −−сохранила свою независимость.

Ф. П. С. Жерар. Битва при Аустерлице

ВОЙНА ЧЕТВЕРТОЙ КОАЛИЦИИ

В 1806 г. Россия продолжила войну с Францией в составе четвертой антифранцузской коалиции (Пруссия, Англия, Россия). Пруссия напала на Францию, но в двойном сражении под Йеной Ауэрштедтом 14 октября 1806 г. Наполеон разгромил прусскую армию и вступил в Берлин 12 октября 1806 г.

В декабре 1806 г. в войну вступила Россия. В ход новой военной кампании Александр I вмешивался не так активно, генерал Л. Л. Беннингсен действовал самостоятельно. Декабрьские 1806 г. (при Голымине, Чарново, Пултуске) и январские 1807 г. (при Эйлау) сражения не выявили победителей. В ожесточенном сражении под Фридландом 14 июня 1807 г. российские войска были разгромлены. Россия начала войну с Турцией и стремилась к заключению мира.

Тильзитский мирный договор России и Франции был подписан 25 июня 1807 г. По его условиям, Россия должна была заключить мир с Турцией, отозвать войска из Валахии и Молдавии, разорвать экономические отношения с Англией, признать территориальные изменения, произошедшие в Европе в результате недавних войн. В том же году Россия прекратила торговлю с Англией.

Из документа (Из Тильзитского союзного договора между Россией и Францией, 1807 г.):

1. Его Величество император всероссийский и Его Величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы, будет ли война на суше или на море, или же и на суше, и на море…

9. Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован, не сообщен другим кабинетам ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он будет ратифицирован, и обмен ратификацией произойдет в Тильзите в течение 4 дней.

 

Из документа (Мнение американского историка Д. Маккензи о Тильзитском мире):

Александр сам принимал решения и не был одурачен Наполеоном, как полагали некоторые современники… В Тильзите, торгуясь с Наполеоном, Александр оказался гораздо более упрямым и расчетливым партнером по переговорам, чем Наполеон предполагал. Тильзитские соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интересов, и Россия сделалась младшим партнером Наполеона в его попытках покорить Великобританию.

 

ЭРФУРТСКИЙ КОНГРЕСС

Летом 1808 г. французы потерпели поражение в Испании. Австрия готовилась к войне. Наполеон стал искать сотрудничества с Александром I. Но для России это сотрудничество было невыгодным: Франция не оказала помощь в борьбе против Турции, континентальная блокада Англии отрицательно отразилась на русской экономике. В этих условиях в сентябре-октябре 1808 г. в Эрфурте Наполеон созвал конгресс первых лиц континентальной Европы для координации действий с Рейнским союзом и согласования долговременных планов с Российской империей. В сентябре 1808 г. стороны подписали секретную конвенцию, по которой Россия получала Валахию и Молдавию в обмен на поддержку Франции в борьбе с Великобританией. Однако Александр I отказался участвовать в войнах против Англии и Австрии. Союз был разорван в 1809 г.

Н. Госсе. Эрфуртский конгресс

РУССКО-ИРАНСКАЯ ВОЙНА 1804–1813 ГГ.

Причина войны заключалась в присоединении к России Восточной Грузии в 1801 г. Франция и Англия стремились не допустить усиления России на Востоке, поэтому оказывали поддержку Ирану в борьбе против присоединения к России Закавказья. В 1801 г. был сформирован ирано-английский союз, направленный против России и Франции. При поддержке англичан шах Фетх-Али развязал 10 июня 1804 г. войну против России.

Летом 1806 г. И. В. Гудович, назначенный главнокомандующим войсками в Грузии и Дагестане, разгромил иранскую армию при Каракапете и покорил Дербентское, Бакинское и Кубинское ханства. Начавшаяся русско-турецкая война 1806–1812 гг. заставила русское командование заключить зимой 1806–1807 гг. Узун-Килисское перемирие с персами.

Вскоре иранский правитель вступил в переговоры с Францией, одержавшей важные победы в Европе. Наполеон также предложил Ирану военную помощь в войне против России. В мае 1807 г. был заключен франко-иранский договор: Наполеон признал Грузию «законно принадлежащей» шаху и взял обязательство удалить русских из Закавказья. В Иран отправилась французская делегация во главе с генералом Гарданом, которому удалось навязать Ирану кабальный договор. Французские офицеры начали обучение иранских войск. В 1808 г. военные действие возобновились. Заменивший Гудовича А. П. Тормасов в 1809 г. отразил наступление персов в районе Гумры-Артик.

В 1809 г. англичане заключили новый союзный договор с Ираном и изгнали французскую миссию. Англия ежегодно направляла шаху субсидию в 200 тыс. туманов для ведения войны против России. В 1810 г. возобновились поставки английского оружия в Иран. Английские офицеры, прибывшие в Иран, не только обучали иранскую армию, но и приняли участие в военных действиях против России. Под давлением Англии Иран заключил союз с Турцией, направленный против России. В мае 1810 г. персы вторглись в Карабах. В сентябре они были разбиты под Ахалкалаки. Русские помешали персам соединиться с турками.

П. С. Котляревский

В октябре 1812 г. в битве у Асландуза русские войска под командованием Петра Степановича Котляревского разгромили во много раз превосходящие иранские вооруженные силы под командованием престолонаследника Аббаса-мирзы и штурмом взяли крепость Ленкорань. Шах вынужден был пойти на мирные переговоры. 12 октября 1813 г. был заключен Гюлистанский мир. Согласно этому договору, Иран признал присоединение основной части Закавказья (Восточной Грузии, Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии, Абхазии) к России. Под властью шаха остались Ереванское и Нахчеванское ханства. Россия получила исключительное право держать на Каспийском море военный флот. Купцы обеих стран получили право беспрепятственной торговли с уплатой ввозной пошлины (не более 5 % от стоимости товара).

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1806–1812 ГГ.

Причиной русско-турецкой войны 1806–1812 гг. стало стремление Турции, заключившей договор с Наполеоном, вернуть свои позиции на Черном море. Турция воспользовалась тем, что Россия вела войны с Ираном и Францией. Поводом к войне стали условия прохода русских судов через черноморские проливы и смена турецким султаном в 1803 г. прорусских правителей Валахии и Молдавии (смещать и назначать правителей в этих княжествах могли только с согласия Российской империи).

В ноябре-декабре 1806 г. российские войска под командованием генерала И. И. Михельсона, победителя Е. И. Пугачева, были введены на территорию княжеств. Они заняли крепости Хотин, Бендеры, Аккерман, Килия. В феврале эскадра адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина высадила десант на о. Тенедос и блокировала Дарданелльский пролив. В мае 1807 г. произошло Дарданелльское морское сражение, в ходе которого три турецких корабля были выведены из строя. В июне 1807 г. в Эгейском море состоялось Афонское сражение, турецкий флот был разбит. С августа 1807 г. по март 1809 г. действовало перемирие. С августа 1809 г. генерал П. И. Багратион начал военные действия, захватив крепости Исакча, Тулча, Измаил, Браилов и др. В мае 1810 г. его сменил Н. М. Каменский, который овладел крепостями Пазарджик, Силистрия, Разгляд. Положение России усугублялось обострением отношений с Францией. В начале 1811 г. главнокомандующим Дунайской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В июне 1811 г. он разгромил турецкую армию при Рущуке. В ноябре Кутузов окружил, а затем пленил всю турецкую армию.

Д. Н. Сенявин М. И. Кутузов

В мае 1812 г. был заключен Бухарестский мирный договор. Согласно его условиям, Россия приобрела восток Молдавского княжества (Бессарабия), российские суда получили возможность свободно передвигаться по Дунаю, расширились русские владения в Закавказье (Западная Грузия). Дунайские княжества формально вернули Турции, однако была официально закреплена их автономия.

РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА

В 1808 г. Российская империя начала войну со Швецией. Причиной послужило нежелание шведского короля Густава IV вступить в антианглийскую коалицию. Швеция не была готова к войне, но король рассчитывал на помощь Англии. 9 февраля 1808 г. русские войска под командованием Ф. Ф. Буксгевдена пересекли границу и к апрелю заняли большую часть финской территории, блокировав в Свеаборге треть шведской армии. В ходе сражений шведы были оттеснены на север Финляндии, однако на помощь им пришел английский флот. В мае русские потеряли Аландские острова и о. Готланд. Однако английский корпус вскоре был переброшен на борьбу с французскими войсками в Испанию. Новый главнокомандующий российской армией Б. Ф. Кнорринг скептически относился к Аландской экспедиции, только А. А. Аракчеев смог ускорить поход корпуса Петра Ивановича Багратиона по льду Ботнического залива к Аландским островам 1–7 марта 1809 г. (Ледовый поход).

Сменивший Кнорринга Михаил Богданович Барклай де Толли продолжил наступление. В 1809 г. шведы капитулировали у Каликса, Шеллефтео, потерпели поражение под Ратане. Война закончилась в 1809 г. заключением невыгодного для Швеции Фридрихсгамского мирного договора. Согласно ему Россия получала Аландские острова и Финляндию. Александр I стал великим князем Финляндским. Швеция обязана была заключить союз с Францией и Данией, таким образом присоединившись к континентальной блокаде Англии.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА (1801–1812 ГГ.)

Внешнеполитическая задача Решение Последствия
Противодействие росту влияния наполеоновской Франции в Европе 1805 г. −−вступление России в антифранцузскую (третью) коалицию во главе с Великобританией (впоследствии присоединились Австрия, Швеция и Неаполь). 1805–1807 гг. −− война с Францией. 1806 г. −− четвертая антифранцузская коалиция (Россия, Пруссия, Англия и Швеция). 1807 г. −− Тильзитский мир с Францией: присоединение России к континентальной блокаде Великобритании. Экономические убытки. Сокращение территории Пруссии, создание Герцогства Варшавского как важнейшего плацдарма для нападения на Россию. 1808 г. −− встреча в Эрфурте. Признание прав России на Бессарабию и Румынию, Валахию и Финляндию, отказ России участвовать в войнах против Англии и Австрии. 1810 г. −− положение о «нейтральной торговле», фактически отмена «континентальной блокады». Оккупация Францией герцогства Ольденбургского, наследственного удела российских императоров.
Усиление позиций в кавказском регионе (под эгидой защиты местных христиан) 1804–1813 гг. −− война с Ираном. 1813 г. −− Гюлистанский мир: присоединение к России Грузии, Дагестана, Северного Азербайджана.
Сохранение позиций на Черном море 1806–1812 гг. −−война с Турцией (Османской империей). 1812 г. −− Бухарестский мир: присоединение к России Бессарабии (Молдавии) и сухумского участка. Признание автономии Молдавии и Валахии.
Сохранение позиций на Балтийском море, стремление обезопасить северные границы 1808–1809 гг. −−война со Швецией. 1809 г. −− Фридрихсгамский мир: присоединение к России Финляндии и Аландских островов. Образование автономного Великого княжества Финляндского.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРВЫЕ ГОДЫ СЛУЖБЫ М. М. СПЕРАНСКОГО

Одним из сподвижников Александра I стал Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.). Он родился в семье бедного сельского священника. Мальчик рос в среде низшего духовенства. В возрасте семи лет он поступил во Владимирскую духовную семинарию. В ученические годы он показал блестящие способности. Как один из лучших учеников осенью 1788 г. он был направлен в Петербург в Александро-Невскую семинарию. Здесь юноша увлекся философией. В своих размышлениях он обличал произвол, призывал уважать человеческое достоинство и гражданские права человека. В 1791 г. Сперанский окончил семинарию и был приглашен остаться преподавателем математики в семинарии. Позже он стал учить семинаристов физике, красноречию и философии. За четыре года преподавательской деятельности образованность Сперанского становится энциклопедической. Он совершенствует свои знания в философии, изучает экономическую и политическую жизнь империи. Митрополит Гавриил предлагает Михаилу Михайловичу принять монашество. Но у него другие планы.

М. М. Сперанский

В 1797 г. он поступает на государственную службу. При Павле I Сперанский работал в канцелярии генерал-прокурора. В марте 1801 г. его назначили управляющим экспедиции гражданских и духовных дел в канцелярии Непременного совета. В 1803 г. Сперанский стал директором одного из департаментов Министерства внутренних дел, подчинялся непосредственно В. П. Кочубею. Он подготовил несколько политических записок, в которых обосновал необходимость реформ: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершенствования общественного», «О силе общего мнения», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

Когда министр внутренних дел В. П. Кочубей стал посылать Сперанского с докладами к Александру, талантливый администратор заинтересовал императора. В 1807 г. Александр приближает Михаила Михайловича к себе, делает его статс-секретарем, а затем одним из доверенных лиц. Сперанский часто сопровождал Александра в заграничных поездках, на дипломатических встречах. В 1808 г. он привлек внимание Наполеона Бонапарта в Эрфурте, где проходила встреча императоров. «Не угодно ли Вам будет, государь, −−спросил Наполеон Александра, −− променять этого человека на какое-нибудь королевство?».

Александр I и Наполеон в Эрфурте, октябрь 1808 г. Слева от царя - М. М. Сперанский.

ВВЕДЕНИЕ К УЛОЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ

В 1808 г. Сперанский стал членом Комиссии составления законов, товарищем министра юстиции. В 1809 г. по поручению Александра он подготовил проект будущих преобразований, называвшийся «Введение к уложению государственных законов». Во введении Михаил Михайлович назвал причины проведения преобразований в России: Великая французская революция дает пример того, что произойдет в России, если не будут проведены серьезные реформы «сверху» в ближайшее время.

В основе проекта −− принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение, по Сперанскому, должно было прослеживаться на всех административных уровнях, начиная с самого низкого −− волости. Для предотвращения революционных потрясений Михаил Михайлович предлагал придать самодержавию внешние формы конституционной монархии: разделение властей, выборность части чиновников и др. Большое значение Сперанский придавал такому выборному органу власти на местах, как Дума. Волостную думу должны были собирать раз в 3 года. Избирать в нее представителей предлагалось из числа владельцев недвижимой собственности (представителей всех сословий) по числу (1 представитель от 500 душ мужского пола). Волостная дума должна была избрать своего председателя, секретаря и депутатов в Окружную думу (на территории губернии предполагалось создать от 5 до 2 округов в зависимости от площади губернии). Заседания Думы должны были проходить раз в 3 года. Ее члены должны избрать помимо руководства еще и Окружной совет, Окружной суд и депутатов в Губернскую думу, которые, в свою очередь, кроме аналогичных процедур избрали бы депутатов в Государственную думу, председателя которой (канцлера) назначал бы император. Монарх также получал право прервать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы. Также он сам вносил бы на рассмотрение Думы законопроекты, ограничивая, таким образом, ее полномочия.

Высшей исполнительной властью, по проекту Сперанского, становились министерства. Волостные, окружные и губернские суды избирались волостными, окружными и губернскими собраниями, состояли из уголовного и гражданского отделений; вводился суд присяжных. Главной судебной инстанцией страны становился Сенат судебный, хотя сохранялся и Сенат правительствующий. Координатором исполнительной, законодательной и судебной властей становился Государственный совет.

По проекту Сперанского все население страны должно было получить гражданские права. Политические права получали только дворяне и «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне, которые выбирали законодательную Государственную думу и распорядительные окружные и губернские думы, судебные органы). Проблему отмены крепостного состояния крестьян Сперанский собирался решить постепенно, в несколько этапов −− сначала четко определить законодательством повинности крестьян, затем предоставить право перехода от одного к другому помещику, после этого −− ликвидировать крепостное состояние.

Из документа (Введение к уложению государственных законов, 1809 г.):

… I. Права состояний

1) Права дворянства

Дворянство пользуется всеми гражданскими правами, подданным российским вообще принадлежащими. Сверх сих общих прав, дворянство имеет то особенное право, что оно свободно от личной службы очередной, но обязано непременно отправлять оную в гражданском или воинском звании не менее 10-ти лет по своему выбору, но без перехода, исключая случаев, особенным законом определенных. Дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные, управляя ими по закону. Дворянство имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности. Все свободные промыслы, дозволенные законом, открыты дворянству. Оно может вступать в купечество и другие звания, не теряя своего состояния.

…2) Права среднего состояния

1) Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных. 2) Личная служба людей среднего состояния определяется по их званиям и промыслам особенным законом. 3) Лица среднего состояния имеют политические права по их собственности. 4) Все свободные промыслы им открыты, и из одного в другой переходят они свободно, исполнив возложенные на них повинности. 5) Они достигают личного дворянства службою, когда вступят в оную по своему выбору, но не прежде, как исполнив службу, законом на них возложенную.

…3) Права народа рабочего

1) Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. 2) Переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию. Состав сего класса.3) К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые их работники и домашние слуги. В сем состоит разум тех прав, кои принадлежат российским подданным в разных состояниях. В разделе сих состояний паче всего уважена постепенность усовершения и перехода из состояния низшего в высшее. Для сего в каждом состоянии назначена, так сказать, черта, соединяющая его с последующим. Так, дворянство личное связует состояние первое со вторым. Приобретение недвижимой собственности связует второе с третьим, и, таким образом, те самые лица, кои по положению их не имеют прав политических, могут их желать и надеяться от труда и промышленности…

Настоящий проект не был реализован. Деятельность Сперанского вызвала недовольство консервативных кругов, поэтому Александр не принял его предложения.

Из документа (С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории):

Если бы роль Сперанского ограничилась составлением проекта преобразований, о Сперанском можно было бы говорить немного, так как его проект остался без всякого влияния на строй общества и государства. Значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений: он служил показателем известного направления в русском обществе и возбудил против себя протест представителей иных направлений. Известна записка Н. М. Карамзина «О древней и новой России», поданная императору Александру против проекта Сперанского. Охранительный тон этой записки и ее резкость вызвали неудовольствие Александра: но Карамзин метко указывал на то, что Сперанский спешил (или, вернее, сам Александр спешил) с общей реформой в духе произвольного заимствования со стороны, от той самой Франции, которую все русское общество считало тогда очагом политических и социальных опасностей. Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр боялся ее скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его сановников и чиновников, не любивших Сперанского.

СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ОТСТАВКА СПЕРАНСКОГО

1 января 1810 г. император принял Манифест об организации Государственного совета. Госсовет −− высшее законосовещательное учреждение −− состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривающего законопроекты общегосударственного значения, гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, государственной экономии, занимавшегося вопросами финансов, торговли, науки и военного. Вспомогательными органами при Госсовете стали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Составленные законопроекты поступали первым делом в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь. Первым госсекретарем стал Сперанский. В первое время своего существования Госсовет состоял из 25 членов, к 1825 г. −− из 36. В конце XIX в. число членов этого учреждении достигло 70 человек. Государственный совет просуществовал до 1917 г., сохранив до создания Государственной думы свою законосовещательную функцию.

Консервативное дворянство добилось отставки Сперанского. В 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород, потом −− в Пермь. В 1816 г. Сперанский занял губернаторский пост в Пензе, в 1819 г. стал генерал-губернатором Сибири. Он инициировал реформу управления этим регионом. Только в 1821 г. Михаил Михайлович вернулся в Санкт-Петербург, стал членом Государственного совета и Сибирского комитета. К этому времени взгляды Сперанского на монархию изменились: он стал сторонником неограниченной власти царя. Сперанский был составителем манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол Николая I. Как член Верховного уголовного суда вершил суд над декабристами. С 1826 г. он возглавлял 2-е отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под руководством Михаила Михайловича было составлено Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1835–1837 гг. Сперанский преподавал будущему императору Александру II юридические науки. В 1838 г. он стал председателем департамента законов Государственного совета. Умер М. М. Сперанский 11 февраля 1839 г. в Петербурге.

Проект М. М. Сперанского. Ключевые моменты:

· подтверждение самодержавной власти императора;

· принцип разделения властей, проведенный лишь на всех уровнях власти;

· принцип выборности нижних уровней власти;

· ключевая роль Государственного совета как органа, в котором обсуждаются все важные государственные вопросы;

· разделение понятий гражданских и политических прав. Гражданские права предоставлены всему населению (личная свобода, право передвижения и заключения сделок), политические −− только собственникам недвижимости;

· проект постепенной отмены крепостного права (в три этапа: определение повинностей крестьян −− предоставление права перехода от одного помещика к другому −− полная отмена).

Date: 2016-07-25; view: 16396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию