Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализируя группы, следует выяснить причины, почему люди вступают в группы (психологические, биологические факторы и социальные).





Рассмотрите основные функции группы: функцию социализации, инструментальную, экспрессивную, поддерживающую. Объясните, как они осуществляются в первичных и вторичных группах.

Далее следует рассмотреть структуру групп: диаду, триаду и более крупные группы. Дайте характеристику каждой из этих групп и определите особенности этих групп в плане их устойчивости, эффективности и т.д.

 

2. Основные способы коммуникации в группе

 

Вследствие увеличения размера группы, среди ее членов проявляется тенденция все меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру группы, роль которого возрастает. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и передачу информации.

В больших и малых группах способы распределения власти тесно связаны с характером коммуникации. Рассмотрите, каким образом в группе осуществляется обмен идеями и информацией и какое воздействие этот обмен оказывает на способы принятия решений в группе.

Проведённые эксперименты показывают, что некоторые способы коммуникации более эффективны, чем другие. В группе из 5 человек, например, возможны следующие способы коммуникации: колесо, цепочка, «Y», круг.

Эксперименты показывают, что способ «колесо», когда лидер занимает центральное положение, позволяет наиболее эффективно решать проблемы, менее эффективными являются способ «Y», далее – «цепочка» и, наконец, наименее эффективным является «круг», в котором никто из членов группы не занимает центрального положения. Причём в способах «Y» и «цепочка» лидер ещё играет основную роль в процессе передачи информации, но имеются и другие направления коммуникации. Было также выявлено, что члены группы, находящиеся в центре системы коммуникации более удовлетворены группой, чем те, кто оказались на периферии.

Далее следует рассмотреть динамические процессы в группе. Это:

1) давление на членов группы, способствующее конформизму (эксперименты показали, что примерно 2/3 расстаются со своей точкой зрения, если она противоречит мнению группы);

2) исключение из группы (в этом случае у личности резко понижается самооценка);

3) формирование ролей (в группе образуются 2 типа лидеров: инстументальный (идейный вдохновитель) и экспрессивный - самый уважаемый за личностные качества).

Объясните, с чем связано наличие модели двойного лидерства в группе.

 

3. Теории референтной группы.

 

Впервые термин «референтные группы» был введен американским социальным психологом Хайманом в 1942 году при исследовании представлений личности о собственном статусе по сравнению со статусом других людей.

Референтная группа - это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет своё социальное положение и поведение и установки.

В основе теорий «референтной группы» по существу лежат идеи У. Джеймса об «эмпирическом социальном Я». Рассмотрите подробно теорию У. Джеймса.

Далее следует выяснить в чём состоит различие между:

- реальной группой членства и внешней,

- позитивной и негативной референтными группами.

Окончательное оформление теории «референтной группы» связано с работами американских социологов Р. Мертона и Г. Келли.

Р. Мертон, разрабатывая теорию референтной группы, попытался выделить те условия, при которых личность скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу.

1. Если группа не обеспечивает престиж своим членам, личность будет выбирать группу, которая обладает большей престижностью.

2. Чем ниже статус личности в группе и больше его изоляция, тем вероятнее, что в качестве референтной группы он выбирает внешнюю группу, где попытается занять более высокий статус.

Г. Келли выделял основные функции «референтной группы»: нормативную и сравнительно-оценочную. Нормативная функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения, групповые нормы и заставлять личность следовать им. Сравнительно-оценочная функция заключается в том, что «референтная группа» является тем эталоном для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других. Обе функции носят часто интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой.

 

Литература

1. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. Пособие. М., 1997. Гл.10,11.

2. Андреева Г.А. Социальная психология. - М.,1996

3. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1998. Гл.12.

4. Доблаев В.Д. Власть и коммуникация в организациях. – Социс. 1995. №6.

5. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? - Социс.1996.№12.

 

 

ТЕМА 5. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА.

 

Общество как система социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.

Основные признаки и важнейшие подсистемы общества.

Общество как социокультурный организм.

 

1. Общество как система социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.

 

Сложность определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это – очень широкое по объему и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество – чрезвычайно сложное многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество – понятие историческое, общее определение должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, «общество» - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук каждая из которых по-своему и в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество.

С учетом сказанного можно дать следующее социологическое определение общества: общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующая устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Из приведенной общей характеристики общества достаточно ясно следует, что оно представляет собой теснейшее сплетение разнообразных социальных связей и взаимодействий, исходной первоосновой которого выступает социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действие одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Социальное взаимодействие имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряжено, глубоко и устойчиво влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений. Общество чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются:

а) социальные группы и общности, в основе которых социальные отношения;

б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи;

в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля.

 

2. Основные признаки и важнейшие подсистемы общества.

 

Понятие «общество» применимо к любой по численности группе или объединению людей. Общество – самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, выделенные Э. Шилзом.

1) оно не является частью какой-либо крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно наполняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5) у него собственное название и собственная история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни тысяч граждан и древние племена.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающая система, т.е. такая система, которая способна серьезно изменять, сохранять и в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Подсистемами именуют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем набор элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальные связи устанавливаются объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность.

 

3.Общество как социокультурный организм.

 

Социум и культура – это две теснейшим образом взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

Культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, обеспечивает целостность, стабильность и предсказуемость социальной жизни. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» обосновывал решающую роль утверждения культурных стандартов протестантизма в процессе становления капитализма.

В истории социологической и социально-философской мысли выявились два основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический.

Роль культуры проявляется в трех аспектах. Во-первых, культура служит основой и решающим фактором социализации индивида, так как культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта. Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм, значений, идеалов и верований всех членов данного общества, культура определяет стабильность, устойчивость всей общественной системы. В-третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни.

Особенно наглядно великая роль социальной культуры проявляется в переходные периоды развития общества. Когда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживаются чрезвычайно важное значение и ничем не заменимая, уникальная роль культуры, для всей общественной жизни, ее организации, функционирования и развития. Проанализируйте, как это проявляется в современном российском обществе.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1990.

2. Бендикс Р. Современное общество М., 1992.

3. Дмитриев А.В. Общая социология. Учебное пособие – М., 2001.

4. Руткевич М.Н. Общество как система: Социологические очерки. СПб., 2001.

5. Парсонс Т. Система современных обществ М., 1997

 

 

ТЕМА 6. ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВА.

 

1. Основные характеристики традиционного и совре­менного обществ.

2. Современность и постсовременность.

3. Проблемы модернизации в российском обществе.

 

1. Основные характеристики традиционного и совре­менного обществ.

При ответе на этот вопросследует уяснить различие между понятиями современного и традиционного об­щества, в основе которого лежит установка на социальные изменения, либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним.

Одним из первых социологов, обратившихся к данному различию, был Ф. Теннис, который выделил две специфи­ческие формы социальной организации: общину (Gemeinschaft) - традиционное сообщество и общество (Gesellschaft) - современное сложно структурированное со­общество.

Проанализируйте, согласно Теннесу, основные признаки традиционного общества (Gemeinschaft):

1) естественное разделение труда (преимущественно, но половозрастному признаку);

2) связанность членов общества от­ношениями родства;

3) высокая структурная устойчивость;

4) изоляция;

5) отношение к собственности, опосредо­ванное через род, общину или феодальную иерархию;

6) на­следственная власть, правление старейшин;

7) традиция как основной способ социальной регуляции,

8) регламентация социального поведения кон­кретными предписаниями и запретами, отсутствие свободы личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторите­ту;

9) господство догматизма, этноцентризма в мировоз­зрении, магического мышления.

Далее следует раскрыть содержание основных характеристик современного общества (Gesellschaft):

1) развивающееся глубокое разделение труда;

2) социальная мобильность;

3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах;

4) множе­ство социальных институтов, и свя­занная с этим формальная система регулирования отноше­ний на основе права;

5) ролевой характер взаимодействия, в соответствии, с которым ожидания и поведение людей определя­ются общественным статусом и социальными функциями индивидов;

6) сложная система социального управле­ния;

7) отделение ре­лигии от государства, превращение ее в самостоятельный социальный институт;

8) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуа­лизм;

9) отсутствие конкретных предписаний и запретов.

Следует иметь в виду, что в современном мире разные типы социальной органи­зации нередко сосуществуют и приходят в тесное сопри­косновение. Социальная структура любого современного обще­ства органично включает в свой состав разнообразные "об­щины": поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.

 

2. Современность и постсовременность.

 

В социологии понятие "современность" не тож­дественно определению "наше время". В качестве организующих принципов современности чаще всего выделяются: 1) индивидуализм, 2) дифференциация в обществе, сфере потребления и выборе стиля жизни; 3) рациональ­ность; 4) экономизм; 5) экспансия. Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают: 1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям; 2) готовность к плюрализму мнений; 3) ори­ентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое; 4) при­знание высокой ценности образования; 5) уважение дос­тоинства других людей и др.

Современность несет в себе не только положитель­ный, но и отрицательный заряд: возникает угроза утраты человеком своей индивидуальности; возможность аномии, т.е. отсутствие разделяемых всеми членами данного сооб­щества ценностей и норм; манипуляция массовым сознанием; раз­деление мира на основной и периферийный с уготованной многочисленному населению периферии бедностью.

Далее следует проанализировать концепции постиндустриального (информационного) общества.

В постиндустриальном (информационном) об­ществе основным экономическим факто­ром выступает знание (информация), а основной сферой производства - сфера производства зна­ния (информации). Соответственно в социальной структу­ре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, превращаются в заметный социальный слой. Рассмотрите социальные последствия информатизации и компьютеризации общества (условия, характер и организация труда, возможности свободы личности в информационном обществе и т.д.)

 

3. Проблемы модернизации в российском обществе.

Концепции модернизации и неомодернизации связаны с поиском ответов на вопрос о приспособлении отсталых об­ществ к изменяющимся условиям, о достижении ими совре­менного уровня общественного развития.

Следует отметить, что теория модернизации была принята в западной социо­логии после второй мировой войны, когда в результате ос­вобождения колоний встала проблема взаимодействия Запа­да с освободившимися странами (так называемыми страна­ми третьего мира). При этом предполагалось, что ориенти­ром развития последних станет экономическая модель за­падных стран. Для обозначения процесса модернизации в странах «второго эшелона», т. е. идущих вслед за более раз­витыми, был введен термин «запаздывающая модернизация».

В концепции неомодернизации вместо единой универсаль­ной модели современности утверждалось, что модернизация - это разнообразный многоликий процесс, ее темпы, последствия в различных областях социаль­ной жизни различны; признавалась важная роль ценностей, отношений, культуры, того, что местные традиции могут таить в себе важные модернизационные потенции; в качестве главных агентов модернизации рассматривалась не политическая элита, действующая "сверху", а деятельность "снизу", массовое стремление граждан изменить условия своего существования.

Для анализа особенностей модернизации и России было введено понятие рецидивирующей модернизации, т.е. периодически возвращающейся модернизация «вдогонку» с ее тяжелыми социальными последствиями и высокой чело­веческой ценой.

 

Литература

1. Беляева Л.А. Социальная модернизация России в конце XX в. М.,1997.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 1998. Гл.3.

3. Иноземцев В.Л., Концепция постэкономического общества// Социологический журнал. 1997. № 4.

4. Крозье М. Основные тенденции современных сложных об­ществ // Социально-политический журнал. 1992, № 6/7.

5. Цапф В. Теория модернизации и различие путей обществен­ного развития // Социс. 1998. № 8.

 

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТОРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Структура социального контроля

2. Девиантное поведение, его виды

3. Социологические теории отклоняющегося поведения

 

1. Структура социального контроля

 

Социальный контроль — это процесс упорядочения со­циального поведения и противодействия процессам девиации с помощью социальных норм и ценностей.

Понятие социального контроля было введено французским социологом Г. Tapдом. Первоначальный смысл этого понятия сводился к ис­пользованию средств принуждения, воздействующих на пре­ступника. Т. Парсонс рассматривал социальный контроль уже не только как средство про­тиводействия,но и как способ поддержания социальной стабильности. Американский социолог Р. Парк социальный контроль определяет как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, преследующее цель поддержания социального порядка и стабильности. В совре­менной российской социологии социальный контроль трак­туется как способ саморегуляции соци­альной системы, с помощью которого обеспечивается упоря­доченное взаимодействие ее элементов посредством норма­тивного регулирования.

Под социальной нормой понимаются пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие рамки социального действия. Назовите основные функции норм в обществе, раскройте их содержание.

Далее следует выяснить различия между нормами-ожиданиями и нормами-правилами.

По сферам деятельности нормы могут подразделяться на групповые, действующие в масштабах одной или несколь­ких групп, и всеобщие, функционирующие в масштабе всего общества. Приведите примеры каждой из таких норм.

Нормы формируют привычки, обычаи и традиции. Привычка — это устойчивый способ поведения, не встречающий негативной реакции группы.

Для контроля за соблюдением норм и ценностей применя­ются социальные санкции. Санкция — это реакция группы на поведение субъекта. Санкции можно подразделить на негативные и позитивные. Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции, которые различаются в за­висимости от институтов, их применяющих, и характера их действия. Приведите пример формальных и неформальных санкций.

Существуют и другие типологии санкций. Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций: физические, с помощью которых осуществляет­ся наказание за нарушение социальных норм; экономические, блокирующие удовлетворение актуальных потребностей (штрафы, пени, ограничения в использовании ресурсов, увольне­ния); административные, включающие понижение социального статуса, предупреждения, взыскания, отстранение от занимаемой должности.

Процесс применения санкций в целях обеспечения со­блюдения социальных норм составляет основу социально­го контроля. Система социального контроля имеет достаточно сложную структуру, в нее входят: внешний контроль, внутренний контроль или самоконтроль и косвенный конт­роль. Раскройте содержание и особенности каждого из этих элементов социального контроля.

 

2. Девиантное поведение

 

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) означает несоответствие тех или иных поступков, той или иной социальной деятельности принятым нормам. В разных общностях толкование норм может быть неоднозначным. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприни­маться как норма. Таким образом, при характеристике девиантного поведения необходимо исходить из норм конкретного общества.

В зави­симости от типа нарушаемых норм выделяют два типа откло­няющегося поведения: делинкветное, связанное с несоблюде­нием норм-правил, и девиантное, сводящееся к отступлению от норм-ожиданий. Приведите примеры подобных тиров поведения.

В зависимости от субъекта девиантного поведения выде­ляют индивидуальный и групповой типы отклоняющегося по­ведения.

Исходя из целей и направленности девиантного поведе­ния, можно выделить деструктивный (отклонения, причиняющие вред самой личности), асоциальный (поведение, которое наносит вред первичным группам и общностям) и противоправный типы (поведение, связанное с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм)

 

3.Социологические теории девиантного поведения.

 

Среди социологических теорий особое место занимает кон­цепция аномии. Понятие «аномия» ввел в социологию Э. Дюркгейм. В труде "Самоубийство" он сформулировал определение, согласно которому аномия — это социальное состояние, харак­теризуемое ослаблением или распадом норм. Ее содержанием является социальная дезорганизация в обществе, отсутствие норм, отрыв целей от средств.

Американский социолог Р.Мертон предложил свою версию аномии. Он исходил из того, что любая социальная и культурная структура состоит из двух основополагающих элементов. Первый — это цели, намерения и интересы, которые определя­ются данной культурой. Второй - социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социально­го поведения, или индивидуального приспособления опреде­ляются, согласно американскому социологу, спецификой со­отношения между целями и средствами. Согласно Р.Мертону, возможны, пять типов подобного приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж

Единственный из них, конформистский тип поведения, отличает­ся согласованностью целей и средств. Осталь­ные типы связаны с рассогласованием между целями и средствами. Такое со­стояние и обозначается Мертоном как «аномия»

Широко распространенной теорией девиантного поведения является концепция стигматизации (от греч. stigma — клеймо, пятно). Основоположниками этой теории являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. Согласно этой теории, большин­ство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое други­ми членами общества. На человека как бы ставится клеймо девианта (стигма). Стигматизирован­ные лица исключаются из процесса социального взаимодей­ствия. Социальная изоляция усиливает ощу­щение принадлежности к девиантной субкультуре. Лица, совершающие девиантные действия, стремятся оказать сопротивление социальному контролю, еще более усу­губляя отклонение. В результате девиация может усилиться. Ответной реакцией на ее усиление является ужесточение соци­ального контроля. Так возникает "спираль девиантности".

Г.Беккер ввел понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к дру­гой и формирование постоянной девиации на основе специфи­ческого вида "социализации и выделил этапы такой карьеры: 1) случайное нарушение норм; 2) последую­щие нарушения, мотивированные выгодой или удовольстви­ем; 3) арест и закрепление роли девианта навсегда; 4) по­стоянная реализация закрепленной и усвоенной роли деви­анта.

Среди теорий девиации видное место занимает культурологическая концепция отклоняющегося поведения. Ее сторон­ники (Э. Сатерленд и другие) утверждают, что девиация является результатом интернализации норм субкультуры, радикально отличающихся от об­щепринятых. Индивид, воспринявший подобные нормы, негативно относится к социально одобряемым, считая их выгодны­ми лишь для чуждых ему групп. Кроме того, нарушение соци­альных норм он может рассматривать как норму усвоенной им субкультуры.

 

Литература

1. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998.

2. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – СПб. 1994

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. № 2-5.

 

 

Тема 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

1. Определение социального института.

2. Типология институтов.

3. Явные и латентные функции социальных институтов.

 

1. Определение социального института.

 

Социальный институт интегрирует и координирует множество индивидуальных действий людей, упорядочивает социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Согласно С.С. Фролову, «социальный институт» – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно-важных сферах.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, управление, экономика, образование, религия.

Если суммировать все множество подходов, то можно сказать, что социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Изучая данный вопрос, необходимо также уяснить, что представляет собой процесс институционализации, из каких этапов он состоит.

Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

2. Типология институтов.

 

Традиционно выделяют 5 главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества. Каждый институт выполняет свою социальную функцию. Выделяют пять главных социальных институтов:

- институт семьи (потребность в воспроизводстве);

- институт государства (потребность в безопасности и социальном порядке);

- институт экономики (потребность в распределении ресурсов);

- институт образования (потребность в передаче знаний, социализации);

- институт религии (потребность в решении духовных проблем).

Институты возникли в глубокой древности. Каждый социальный институт имеет как общие признаки с другими социальными институтами, так и специфические особенности. Приведите общие для пяти институтов признаки.

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт не совершенен, полностью не развился или находится в упадке.

Внутри главных институтов скрываются не главные, или не основные институты. Не основные институты называют еще социальными практиками или обычаями. У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. В отличие от основного института не основной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.

3. Явные и латентные функции социальных институтов.

 

При изучении этого вопроса следует уяснить, что все институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института и латентные функции, которые осуществляются преднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Проанализируйте основные явные функции социальных институтов: функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивная функция,интегративная функция, транслирующая функция, коммуникативная функция.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который ввел понятие «престижное потребление». Ряд дорогих вещей, приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. В связи с этим Т. Веблен делает вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию – оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа.

 

Литература

1. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984.

2. Волков В.В. О концепции практик в социальных науках // Социологические исследования, 1997 №6.

3. Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.

4. Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 2002.

 

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

 

1. Понятие, виды, типы социальной мобильности.

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности.

1. Понятие, виды, типы социальной мобильности.

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса темы, следует уточнить само понятие социальной мобильности. В современной литературе мобильность определяется как социальные перемещения, связанные с изменением социального статуса. П.А. Сорокин выделяет два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная социальная мобильность или перемещение характеризует переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью понимается перемещение индивида из одного социального слоя в другой. П.А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск.

Студентам следует уяснить ряд терминов, которые использует П. Сорокин при определении социальной мобильности: профессиональный статус, социальное положение индивида, социальный пласт, стратификация, экономическая, политическая и профессиональная мобильность, социальный объект, социальная группа, циркуляция индивидов, мобильность по причине структурных изменений.

 

2. Современные подходы в определении характера социальной мобильности.

Следует рассмотреть сам механизм социальной мобильности. Рассмотрение предполагает с необходимость анализа признаков, в соответствии с которыми можно определить статус группы, слоя или индивида.

В современной теории социальной мобильности применяются различные приёмы стратификации. Социально-профессиональную стратификацию можно изобразить в виде пирамиды, состоящей из семи последовательных «ступеней».

▪ неквалифицированные рабочие;

▪ квалифицированные рабочие - «синие воротнички»;

▪ техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции – «белые воротнички»;

▪ мелкая буржуазия;

▪ коммерческий класс;

▪ технические специалисты среднего уровня.

▪ профессионалы, администраторы («золотые», «платиновые воротнички»).

Значительный интерес представляет типология группировок населения, используемая в американской социологии. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы ХХ века Ллойд Уорнер: «верхний-верхний класс» (старые семьи) – это наиболее преуспевающие бизнесмены. Вторая страта или класс – это «нижний-верхний класс» (по уровню богатства его представители идентичны первому слою, но они не принадлежат по родству к «старым семьям»). Третий класс – «верхний-средний класс» (это собственники и профессионалы); четвёртый – «нижний средний класс» (служащие и квалифицированные рабочие); пятый – «верхний-нижний класс» (малоквалифицированные рабочие и служащие) и шестой – «нижний-нижний класс» (неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия). Последний класс некоторые авторы определяют как «деклассированные элементы общества».

В заключение следует обратить внимание на такой вид социальной мобильности как «межпоколенная мобильность» и «внутрипоколенная мобильность». Эти два вида мобильности занимали заметное место в качестве объекта социологических исследований в отечественной социологии 70-х гг. Актуальна эта тема в настоящее время в силу необычайно интенсивной миграции населения России и изменения статусных позиций как на межпоколенном, так и внутрипоколенном уровне.

 

Литература

1. Кравченко А.И. Социология. М. – Екатеринбург, 1999.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Здравомыслов А.Г. «Динамика социальной дифференциации». М., 1990.

4. Кудрявцев В.В. «Социальная стратификация». М., 1995.

5. Сорокин П.А. Социология. М., 1997.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1996.

 

Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.

1. Брак и семья как социальные институты.

2. Важнейшие функции семьи и жизненный цикл семьи.

3. Кризис института семьи и брака.

 

1. Брак и семья как социальные институты

 

Семья является одним из наиболее древних и значимых социальных институтов. Семья – малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями, детьми, а также ближайшими родственниками.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжением рода. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально: обычаями и традициями.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети родители кого-либо из супругов, другие родственники).

По характеру распределения обязанностей, по тому, как решается вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи: авторитарный, демократический, смешанный.

В современном обществе существуют две основные формы брака: моногамия и полигамия. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – форма брака, при которой существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии.

 

2. Важнейшие функции семьи и жизненный цикл семьи.

Под социальными функциями семьи подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. Проанализируйте содержание основных функций семьи: репродуктивная, сексуального регулирования, социализации, эмоционального удовлетворения, защитная, статусная, хозяйственно-бытовая. Покажите, в чем отличие и что общего в выполнении данных функций в разных типах семьи.

Жизненный цикл индивида - понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основу такой классификации. Проанализируйте типологию жизненного цикла семьи Дж. Бенарда и Л. Томпсона, выясните основные стадии ее развития. Какие стадии считаются самыми интенсивными и напряжёнными? Сравните с концепцией жизненного цикла семьи, предложенной Н. Римашевской.

 

3. Кризис института семьи и брака

Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института и подразумевает неспособность семьи как социального института.

О кризисе семьи, по мнению Т.А. Гурко свидетельствуют следующие факты: увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот; снижение брачности и рождаемости; кризис отцовской воспитательной роли; постоянного увеличения удельного веса матерей воспитывающих ребенка без мужа.

Выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты: социально – ролевой, психологический, психофизиологический, социокультурный.

Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными и по времени возникновения их можно разделить на две группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время ведения хозяйства, и причины которые объективно существовали до создания семьи.

Подведя итоги, можно выделить три основные проблемы в современных семейно-брачных отношениях: проблема стабильности семьи; проблема рождаемости; проблема напряжённости в сфере быта.

Однако, стоит заметить, что даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще.

 

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и взаимоотношения между супругами. М., 1997.

3. Голод С.И., Клецин А.А. Условия и перспективы развития семьи. СПб. 1994.

4. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях// Социологические исследования. 1997.№1.

5. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики// Социологические исследования. 1998. №2.

 

ТЕМА 11. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. Классическая западная социология XIX – начала XX века

2. Современные социологические теории

3. Социология в России (конец XIX – начала XX)

 

1. Классическая западная социология XIX – начала XX века

Date: 2016-07-25; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию