Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Социология личности





 

1. Личность как объект социологического анализа

2. Диспозиционная структура личности

3. Основные концепции социализации

 

1. Личность как объект социологического анализа

 

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее важным темам не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Раскройте содержание категорий «человек» (родовое понятие, отличающее разумное существо от остальных природных явлений), индивид (отдельный представитель человечества) и «личность» (носи­тель социальных качеств и свойств). Попытайтесь определить их взаимосвязь и различие.

В структуре личности можно выделить три уровня: био­логический, психологический и социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками. Второй уровень включает потребности, характер, темпера­мент, память, эмоции, субъективное «я».

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь прояв­ляются социальные свойства индивида, возникающие в процес­се его деятельности — совокупность знаний, навыков, привычек, цен­ностных ориентации.

Личность — это интегральное социальное качество, ко­торое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. В структуре личности раз­личаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внут­ренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирова­ние и развитие ее внутреннего мира.

Проанализируйте, как совокупность социальных связей, их оценка и установка на изменение или сохранение суще­ствующего положения вещей от­ражается в мировоззрении личности. Учтите, что личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращают­ся в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми ка­чествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Каче­ства и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Вспомните теорию иерархических потребностей А. Маслоу.

Будучи осознанными, потребности превращаются в ин­тересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удов­летворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплен­ные жизненным опытом индивида и регулирующие его по­ведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложив­шихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, вы­раженную в направленности потребностей и интересов. Та­ким образом, ценностные ориентации выступают важней­шим фактором, регулирующим мотивацию личности.

2. Диспозиционная структура личности.

Раскрывая этот вопрос, следует подчеркнуть, что решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция (от лат. dispositio — расположение) означа­ет предрасположенность личности к определенному восприя­тию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мо­тивов и стимулов, приводящее к появлению установок личнос­ти. Понятие установки связывается с предрасположенностью к действию, которая характеризуется как некое состояние психи­ки индивида.

Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, в отече­ственной социологии эту теорию разрабатывает В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспо­зиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уров­ню диспозиционной структуры личности относятся элемен­тарные установки, формирующиеся в простейших жизнен­ных ситуациях.

Второй уровень диспозиционной структуры личности — социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассу­дочного и собственно поведенческого. Речь идет о взаимодей­ствии индивида с отдельными объектами в разных конкрет­ных ситуациях. Это и является социальной установкой (аттитюд) в полном смысле слова. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные инте­ресами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

 

3.Теории социализации.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социоло­гии термином "социализация". Социализация — это процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Выясните, в чем состоит различие между первичной и вторичной социализацией. Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получи­ли теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, 3. Фрейда, Ж. Пиаже. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Г. Мид.

По мнению Ч. Кули, автора концепции «зеркального я», каждый человек строит свое «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми вступает в контакт. Стержень личности — это результат социального вза­имодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Человек имеет столько "социальных "я", сколько существует лиц и групп, мнение которых он учитывает. Решающая роль в социализации инди­вида отводится первичным группам — семье, друзьям, соседям, в которых складываются неформальные и доверительные от­ношения.

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида аноним­ных людей, народ, общество как абстрактное лицо — сеть институтов. Формирование в сознании «обобщенного другого» — ре­шающая фаза социализации.

По мнению Дж. Мида, сознательное «я» вырастает в соци­альном процессе. Главная роль в процессе социализации принадлежит детским играм. На первой стадии развития ребенок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй ста­дии, называемой стадией коллективной игры, ребе­нок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами. Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль "обобщенного другого" — с наступлением третьей стадии. Дж. Мид подчеркивал значение отношений со сверстниками для форми­рования самостоятельной и ответственной личности.

Т. Парсонс применил понятие имитации и идентификации, введенные еще 3. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Он определял имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. Идентификация для Парсонса означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе обще­ния со «значимыми другими». Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где закладываются фун­даментальные установки личности.

В отечественной социологии процесс социализа­ции принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Обратите внимание, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. На каждой стадии социализации в действие вступают опреде­ленные социальные институты. Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является ее производной.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.: «Логос», 1999.

3. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 2001.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 796; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию