Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись в конце пятого столетияПОЛИКЛЕТ (материалы)
1.Поликлет из Аргоса, другой великий мастер эпохи Перикла, очевидно, моложе Фидия (работал примерно в 450-420-е гг. до н.э.), тоже считался учеником Агелада, своего соотечественика, и, скорее всего, это реальный факт. Поликлет по преимуществу – мастер мужской бронзовой статуи. Осознавая, что в её формировании он достиг неких абсолютных высот, худож-ники назвали её "Каноном" (Руководство, Правило); аналогичные "Каноны" в это время были созданы в философии Демокритом. "Каноном" Поликлета является его Дорифор (Несущий копьё, копьено-сец) - статуя юноши с копьём на плече, реконструированная по римским копиям в бронзовом слепке, ок. 450-440 гг. до н.э. Поликлет продолжает развивать раннеклассическую тему атлета, вышедшую из моды в Афинах эпохи Перикла, но его интересовали главным образом не сюжеты и фабулы, а достижение идеального совершенства фигуры в самом её пластическом образе. Поэтому "атлеты" мастера имеют мало отношения к собственно атлетике или другой конкретной стороне реальной жизни. До Поликлета спокойно стоящая мужская фигура оставалась в раннеклассическом пароксизме: или глухо статичной, или резко динамичной. Уже с эпохи геометрики в фигурах начали исследоваться начала тектоники, соотношения верхней и нижней частей тела - сначала как больших блоков, потом с участием головы как некоего особого элемента тела, потом с дифференциацией рук и ног - как парных элементов и как элементов обособленных. К моменту вступления аргосца на арену искусств в этом направлении было сделано уже очень много - анатомия человеческого тела, его структура и его пластика были изучены в деталях. Идеальное пространство статуарного образа уже было почти завоёванным, и к приходу Поликлета в искусство статуя в целом уже обладала своей автономией. Тело представлялось очень близким к натуральному, но оставалось ощущение какой-то угловатости, резкости столкновения аспектов, и этот момент мелочного беспокойства, внутренней нестабильности фигуры нужно было погасить. Герои более ранних вателей, в том числе и выдающегося Мирона, продолжали выражать свои чувства экспрессивными жестами - говоря словами дельфийских мудрецов, "махать руками". Задумав статую обнажённого юноши с копьём (полагают, что это Ахилл), Поликлет устранил скованности, проистекающие от привязанности образа к внутренней, "материнской" среде. Копьеносец Поликлета имеет совершенно особую тектонику. Он фронтально стоит перед зрителем, слегка повернув голову в сторону; он великолепно сложен: его пропорции тяжёлые, устойчивые, мужественные. Ноги несут тело с такой убедительностью, какой не удавалось достичь раньше, - правая опорная нога подогнута внутрь, так что абрис её скруглён, а лекая свободная не выдвинута вперёд, как то было раньше, а, напротив, отставлена назад и опирается о землю кончиками пальцев. Этот приём создаёт впечатление, что юноша с атлетическим торсом шагает, что он постоянно движется в своём идеальном пространстве: только что он шагнул, ещё не успев опустить ступню целиком на землю, а другая нога уже сейчас примет соответствующую позицию: она оторвётся от земли и станет свободной, передав нагрузку второй ноге. Исчезает жёсткое разделение между обеими ногами: они обе по сути и опорные, и свободные, и сильный изгиб линии бёдер говорит о мощи нижней части фигуры. Но верхняя часть тела тоже строго дифференцирована в отношении несомых и несущих частей. Торс наклонён влево (с точки зрения юноши), грудь выровнена, а плечи наклонены в другую сторону: правое, соответствующее опорной ноге, опущено, а левое, со стороны свободной ноги, приподнято, и именно это плечо нагружено - герой несёт на нём копьё. Таким образом, в тектоническую игру вступает не только верх и низ, фигуры, но и в каждой из этих частей левое-правое, так что образуются две пары взаимоперекрёстных сил: две несущие (правая нога - левая рука), и две несомые (левая нога - правая рука). Такое зеркально-симметричное распределение сил в живом организме назвали хиазмом (от греческой буквы «хи» – Х). Дорифор, столь естественно движущийся, покоясь в своём внутреннем мире, непоколебим, границы его сферы нерушимы - он неуязвим ни с какой стороны, и он развивает свою идею в пространстве-времени кругло, т.е. как бы легко вращается: если смотреть на статую сбоку, со спины или в три четверти, она будет оставаться одинаково прекрасной, тектоничной и уравновешенной. Римские ценители донесли определение "Канона" как "homo quadratus" - он казался им слишком приземлённым, с укороченными пропорциями (явно сказались вкусы более поздней эпохи), но в "квадратном" идеале аргосца прослеживается ещё раз принцип идеальной парности: все четыре стороны квадрата равны - пары рук и ног идеально взаимосвязанны. Выходящая за пределы "квадрата" голова очень своеобразна; она тоже трёхмерная, "круглая", с короткой причёской в виде языков пламени. Лицо с его идеальными чертами бесстрастно, безмятежно и абсолютно непроницаемо.
Раненая амазонка Поликлета, отражение которой видят в типе амазонк Скъяраи, - одна из редких женских статуй мастера. Фигура характерна и явной доминантой "мужского идеала", и некоей новой, невиданной раньше в дорийской сфере женственностью. Подобно амазонке Фидия, внешне она обращена к зрителю, но внутренне - развивается в трёхмерной среде. Амазонка Поликлета ранена в правую грудь, однако, как давно заметили учёные, она высоко поднимает над головой правую руку, обнажая тем самым рану и делая её болезненной. В этом видели проявление его пресловутого формализма, не замечая, что амазонка Фидия не менее "формальна". Вместе с тем Поликлет впервые вводит в статую опору: раненая амазонка опирается на квадратный пилон. Тем самым она получает возможность длительное время спокойно стоять. Однако фигура не остаётся статической. Она исполнена, подобно Дорифору, внутреннего движения, с тем же приёмом отодвинутой к "фону" свободной ноги. Амазонка не застывает, не коченеет от своей раны - она с этой раной, хотя и страдая, живёт. И нет никаких признаков её отчаяния, стремления выйти из состояния боли, силового её преодоления. Космос Поликлетовой амазонки остаётся неуязвим - в отличии от всех других статуй конкурса, какими представляют их копии. Есть более женственные фигуры, с лучше переданными причёсками, с более изящными ногами (у Поликлетовой амазонки ноги суховатые и жилистые), с более тонкой передачей чувства. Но нет более независимой в её пространственной среде, более стойкой и "философской".
Введение опоры-пилона заслуживает особого разговора. С появлением опоры тектоника фигуры в корне меняется: и ноги как несущая часть организма, и торс как несомый теряют свою автономию. Нагрузку телесной массы в большой мере принимает пилон. Фигура начинает к нему прислоняться, на него опираеться, так или иначе привязываться к нему. С пилоном в скульптуру возвращается геометрический аниконоческий "столп", к которому, как к "мировому древу", привязывали "укрощаемых" животных. Раненую амазонку поддерживает пилон - значит, образ утрачивает внутреннюю самодисциплину и нуждается теперь во внешнем устое. Здесь амазонка ранена и не может держаться на ногах; затем в опоре станут нуждаться уставший Геракл, изнеженный Гермес или Силен с младенцем Дионисом.
В более поздние годы Поликлет создаёт бронзовую статую Диадумена, ок. 420 г. до. н.э., облик которого реконструирован по римским копиям. Обнажённый юноша, венчающий себя диадемой, предположительно бог Аполлон - обладает ещё большим импульсом внутренней пластической жизни. Он тоже фронтально развёрнут к зрителю, но опорная нога ещё сильнее подогнута к центру, свободная ещё дальше отставлена, торс энергичнее поворачивается влево - в сторону, противоположную движению ног, и голова ещё сильнее склоняется к опорной ноге. Но здесь вступают в игру и руки: они подняты кверху и в стороны, держа концы диадемы, и этот жест придаёт целому завершённость. Статуя наполнена внутренней музыкой - юноша словно медленно вращается в своём идеальном пространстве, перемещая ноги, меняя позиции, положение плеч. Всё здесь гармонично и совершенно до последнего штриха. Мотив венчания себя самого диадемой, встречавшийся ранее в ряде памятников типа рельефа с Суниона и повторенный Поликлетом в его Киниске (ок. 440 г. до н.э.), заставляет вспомнить другие параллели "самости" в V в. до н.э.: автоэпитафию Эсхила, автопортреты Смикра на вазе, Фидия на щите Афины, самооценки Сократа ("Я знаю, что ничего не знаю"); в нём нашёл отражение новый проповедуемый Демокритом идеал жизни - созерцательная самодостаточность.
Однако по духу Поликлету гораздо ближе Элейская школа. Исполненные в тёмной бронзе его антинатуралистические фигуры с их суммарными плоскостями и строгими очертаниями, с их интеллектуальной "симметрией" и музыкальным "ритмом", - это образы чистой пластики, содержанием которой является сама пластика. Их смысл заключается в том метафизическом совершенстве, которым обладает неизменный, несотворенный, беспустотный, абсолютно вещественный - и вместе с тем нематериальный - космос Парменида, Зенона, Мелисса и их последователей. Поликлет остаётся в искусстве Греции уникальным мастером - таким же, как и философ Парменид, - певцом сущего, но постигаемого лишь умом Единого-Бытия.
Космос Фидия, тёплый, человеческий и очень реальный, несмотря на всю его вневременность, противостоит космосу Поликлета – холодному, божест-венному, несмотря на его осязаемую конкретность. Два великих мастера века Перикла апеллируют к двум разным субстанциям мира - один к материальной, другой к идеальной. Фидий ощущает и чувствует божественную музыку космоса - Поликлет постигает умом его красоту. Между этими двумя полюсами сосредотачивались другие духовные искания скульптуры высокой классики. Фидий и Поликлет олицетворяют её высший смысл - ваятели менее значительные развивают отдельные стороны их концепций, подрывая этот цельный монументализм и растворяя его в мелких камерных образах, занимательных сюжетах, прикладном декоративизме» (Цит. по: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 226–231). 2. ПОЛИКЛЕТ (греч. Polykleitos) (2-я пол. V в. до н.э.) – греческий скульптор, выходец из Аргоса, пытавшийся разработать универсальную теорию искусства. Его теоретический труд «Канон» не сохранился, но о положенных в его основу принципах можно судить по сохранившимся римским копиям скульптур Поликлета («Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка)».
3. Греческий скульптор, живший во второй половине 5 в. до н. э., младший современник Фидия. Поликлет специализировался на изготовлении бронзовых статуй чемпионов Олимпийских игр. Не сохранилась ни одна оригинальная статуя Поликлета, однако до нас дошло много эллинистических и римских мраморных копий, самые известные из которых – «Диадумен» («Атлет, обвязывающий голову повязкой победителя») и «Дорифор» («Копьеносец»). На эти работы во многом ориентировались скульпторы Ренессанса. Самая знаменитая работа Поликлета, известная по описанию, - огромная скульптура сидящей Геры, выполненная из слоновой кости и золота для храма Геры в Аргосе. Страбон считал, что Поликлет сделал свою "Геру", чтобы затмить славу Фидиевого "Зевса Олимпийца". Изображения "Геры" Поликлета сохранились также на аргосских монетах
4. В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые в истории изобразительного искусства разрешил проблему «contraposto» — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно. К сожалению, о содержании теоретического труда Поликлета мы знаем лишь очень немногое по выдержкам из сочинений древних писателей и предположениям ученых. Для иллюстрации своих теоретических доказательств Поликлет вылепил статую Дорифора — копьеносца, которая служила образцом. Плиний в «Естественной истории» писал, что из этой статуи художники извлекали, как будто из книги, твердые правила и законы, и таким образом Поликлет в этом произведении оставил последующим художникам как бы учебник своего искусства. О методах обучения художников этой эпохи мы узнаем лишь из теоретических трудов более поздней эпохи — из сочинений Плиния, Павсания, Витрувия и других; на основе изучения сохранившихся произведений скульптуры, вазовых росписей, а также по копиям с произведений античных художников (помпейские росписи).
Поликлет. Дорифор. Римское повторение 1 века н.э. по оригиналу Поликлета (450–440 гг. до н.э.) Мрамор. Неаполь. Нац. музей (Неаполитанский музей). 5. ( Из книги«100 ВЕЛИКИХ СКУЛЬПТОРОВ») [13] …совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах — стадионах, где древние греки проводили много времени. Неслучайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях. «Дорифор» — по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица — сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествленный, застывший в своем величии герой, как это было ранее. Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности — лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа. Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать ее не удлиненной и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определенное количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замеч а тельно, ч то, несмотря на подобную строгую математическую точность расчетов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной. С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Еще наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперед либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрестные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и легкое движение одного вызывает реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показы- [14] -вали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрестное положение частей тела называли хиазмом. Хиазм не был впервые введен Поликлетом. Но мастер особенно отчетливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал легкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бедер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряженные мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора — сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощенных в благородную бронзу. Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверх- -несть бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов. Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из темно-зеленого базальта передает цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объем головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» — лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости. После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины — центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов. К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бедра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид. Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространенной тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла — Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.
[15] Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» — статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно. Как отмечает Дюрант: «...Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефантинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисоэлефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим свое произведение, а второе место отвел работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу». Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем. «Поликлетов канон, — пишет Дюрант, — стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона — канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».
_______________________________________________________________
6. «Величайшим художником века Перикла вне Афин был Поликлет, родившийся в Сикионе в 470 году. Это был настоящий дориец, и творчество его для нас важно уже тем, что дорийский дух сказался здесь во всей своей аристократической замкнутости и спокойном превосходстве. Поликлет, по-видимому, рано и навсегда перенес свое местожительство в Аргос; здесь он перенял серьезное искусство Агелаида и в древности считался самым блестящим представителем аргосской пластики. Подобно тому, как Фидий достиг высшего совершенства в обработке мрамора, так он — в бронзовой технике. Следы его творчества можно проследить до 404 г.; он создавал почти исключительно обнаженные юношеские фигуры, а новизна этих статуй заключалась в том, что все они без исключения опирались на одну ногу, между тем как другая свободная нога отставлялась несколько назад и в сторону и служила только для равновесия. Классическим образцом для этой, если и не изобретенной Поликлетом, зато систематически разработанной позы является его «Дорифор». Следует обратить внимание на то, как постановка отодвинутой назад левой ноги видоизменяет положение всей фигуры. Колено правой ноги выше, чем колено левой; точно так же правое бедро выше левого. Для равновесия правое плечо опущено ниже левого, и голова слегка наклонена в сторону приподнятого бедра. Благодаря этому средняя линия, проведенная от горла до конца живота, непременно должна образовать изгиб. Таким образом, художник поступился спокойным равновесием фронтальных фигур, которые стояли прямо, вытянувшись в струнку. Но зато статуям Поликлета была присуща большая жизненная правда, и вследствие того что постановкой свободно отставленной ноги обусловливалось положение прочих частей тела, не исключая и головы, эти фигуры производили впечатление гораздо большей индивидуальности. Главной заслугой Поликлета считалось то, что он первый свел соотношение частей человеческой фигуры к определенным математическим формулам.
Илл. 262. Поликлет. Дорифор. Мраморная статуя из Помпей. Неаполь.
В изучении этих пропорций он может считаться предшественником Леонардо да Винчи и Дюрера. Подобно им он письменно изложил полученные им нормы для построения человеческой фигуры и для соотношения отдельных ее частей. Он смотрел на тело как на живое архитектурное произведение, при изображении которого художник не должен допустить никакого произвола. И действительно, какой-то архитектурной ясностью и определенностью отличались у него формы голов с их короткими, правильно расположенными волосами, с ясно обозначенным, несмотря на волосы, строением черепа, с обширной мозговой коробкой, с глазами, лежащими в глубоких впадинах лобной кости, и с почти меланхолическим выражением крупных, серьезных черт лица.
Диадумен Поликлета. Такой же славой, как «Дорифор» Поликлета, пользовалась другая его статуя атлета, так называемый «Диадумен».
Илл. 263. Поликлет. Диадумен. Мраморная статуя. Мадрид. С фотографии. Руки неверно реставрированы; они должны быть ближе к голове, чтобы надевать повязку. Другие копии с этой фигуры, особенно одна, найденная в Вэзоне (Южн. Франция), — обнаруживают характерную для Поликлета массивность и полноту членов в еще большей степени, чем рассматриваемая статуя.
Повязка на голове, некогда необходимая для каждого атлета с длинными кудрями, сделалась знаком победителя с тех пор, как стали носить коротко остриженные волосы. Таким образом, в данной статуе мы можем [349] признать победителя в состязании, который после // удачной борьбы надевает победную повязку. Родство этой статуи с «Дорифором» очевидно: та же поза фигуры, опирающейся на одну ногу, то же изменение в положении всех частей тела, та же несколько массивная полнота и сила. Киниск. По преданию, Поликлет лепил также много изображений малъчиков- победителей, и весьма возможно, что лондонская статуя подростка (илл. 267), надевающего на свои кудри победный венок, имеет связь со статуей юного победителя Киниска, созданной Поликлетом для Олимпии.
Илл. 267. Поликлет. Киниск (?). Илл. 268. Аргосские Мрамор. Лондон монеты с изображением Правая рука реставрирована (едва ли правильно). Геры Поликлета
Амазонка Поликлета. С другой стороны, изящество этих юных образов настолько велико и ясно, что едва ли можно отрицать в них аттическое влияние. Поликлет служил образцом для всего последующего искусства и в особенности для аттического; здесь созданные им типы оказывали влияние в течение долгого времени. // Поликлет создал также норму и для женских фигур: это – его раненая амазонка. Древний анекдот передает, что 4 скульптора – Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон – сделали каждый одну статую амазонки для эфесского Артемисия; будучи затем назначены судьями, каждый присудил первый приз себе, второй же — Поликлету. Если среди сохранившихся в большом количестве статуй амазонок отыскивать ту, которая имела своим образцом прославленное произведение [350] Поликлета, то нашим // представлениям о художественной манере этого мастера больше всего отвечает изображение раненой амазонки в лондонском музее (илл. 264). В известной позе, изображающей шаг (которая, однако, здесь, как и у Диадумена, менее уместна, чем у Дорифора), раненная в правую грудь мужеподобная женщина левой рукой опирается на столб. Правая рука, вместо того чтобы быть прижатой к раненой груди, поднята вверх (что довольно неправдоподобно) и покоится на страдальчески опущенной голове. Высоко подобранное платье, перехваченное поясом искусной работы, держится только на правом плече, груди обнажены. От всяких внешних атрибутов амазонки художник отказался; только у левой щиколки находится ободок для шпоры. По сложению тела и
Илл. 264. Амазонка, копия с Поликлета. Лондон. С фотографии. Очень напоминает эту статую амазонка в Берлинском музее.
форме головы эта амазонка походит на Дорифора, как сестра – на брата; даже и одностороннее внимание к формальной стороне, а именно – выбор излюбленной позы в ущерб внутренней правде, очевидно, соответствует манере Поликлета. Как уже было упомянуто, фигуры амазонок создавались и другими художниками. Этот сюжет был привлекателен по многим причинам: так, например, он позволял изображать и женщин в таких позах и действиях, для которых уже была выработана известная техника на статуях мужчин. Таким образом, излюбленными мотивами пластики, и притом не только греческой, стали амазонки, вскакивающие на лошадь, ездящие верхом, сражающиеся, раненые и умирающие. Любовь греков к изображению обнаженного тела тоже могла удовлетворяться без труда в этих сюжетах. Среди многочисленных дошедших до нас статуй амазонок в спокойных позах можно указать помимо типа, данного Поликлетом, еще на два наиболее популярных и прославленных. В одном случае амазонка, как и у Поликлета, ранена (илл. 266), причем не только физическое, но и духовное страдание нашло здесь свое трогательное выражение. Другой тип представляет собой амазонку, собирающуюся вскочить на лошадь при помощи своего копья (илл. 265). К сожалению, невозможно определить, какой тип возводится [восходит] к Фидию и какой – к Кресилаю или Фрадмону.
Илл. 265. Амазонка Маттеи, Илл. 266. Другой тип раненой амазонки, вскакивающая на лошадь особенно хорошо сохранившейся Дополнена по гемме. в статуе Капитолийского музея Фигура дополнена по гемме.
Гера Поликлета. Для храма Геры близ Аргоса Поликлет вскоре после 423 года создал изображение этой богини из золота и слоновой кости. Мы можем на основании монет (илл. 268) составить лишь самое общее впечатление об этом шедевре, богатом массой деталей, разработанных крайне тщательно. Древние сопоставляли эту статую с Афиной-Девой Фидия. На голове богиня носила диадему, украшенную горами и харитами, а на верхушке ее скипетра сидела кукушка.
Илл. 268. Аргосские монеты с изображением Геры Поликлета Неспециалисту трудно восторгаться Поликлетом и слабыми воспроизведениями его искусства, дошедшими до нас. Сравнительно со смелыми новшествами Мирона, произведения его бесконечно скромны. Уже древние сознавали, что в них он обнаруживал односторонность и однообразие, изображая только безбородую молодежь и за немногими исключениями — атлетов. Нигде он не захватывает нашего чувства и еще менее возбуждает наши страсти, а потому его произведения не вызывают горячих восторгов. Он был всецело художником-мыслителем, проблема формы всегда была главным двигателем его творчества, и создания его имеют (как это свойственно спекулятивным художникам) слишком академический характер, чтобы увлекать зрителей. Скорее еще его Дорифор способен внушить нам благоговейное чувство перед его целомудренным величием. Этот идеал здорового телом и духом атлета, сделанного из бронзы и разработанного с той тонкостью, которую древние единогласно превозносили в статуях Поликлета, должен был производить сильное впечатление. Чуткая к искусству античность, охотно сопоставлявшая Поликлета с Фидием, конечно, вполне сознательно отводила ему это почетное место. Такой мастер, как Поликлет, должен был создать школу, и действительно – он стоит во главе длинного ряда пелопоннесских художников, которые, однако, по- видимому, не создали ничего оригинального. Для примера укажем на грандиозное приношение Лисандра за победу при Эгоспотамах, которое было отправлено им в Дельфы и являлось коллективной работой десяти мастеров из школы Поликлета. Выдающееся положение среди его последователей занимает Поликлет Младший, деятельность которого относится к первой половине века. Впрочем, он как архитектор стоял выше, чем как скульптор; круглое здание в Эпидавре, так называемый Фолос (илл. 283), равно как и тамошний театр (илл. 177) являются его наиболее славными творениями, отличаясь в одинаковой степени как красотой, так и тонкостью деталей. В собственной семье Поликлета искусство его сделалось наследственным: внук его Дедал, очевидно, весьма удачно умел соединять традиции аргосской школы с достоинствами аттической скульптуры. Недавно найденная в Эфесе фигура атлета (илл. 269), вытирающего большим пальцем левой руки желобок железной скребницы, очевидно, принадлежит Дедалу. Массивная тяжеловесность поликлетовских фигур здесь смягчена аттической грацией; красивая голова в особенности напоминает совершеннейшие произведения IV века. Несколько неаппетитная по нашим понятиям сцена, увековеченная здесь художником в бронзе, а именно — очищение кожи от масла и пыли с палестры для глаз греков не представляла ничего необыкновенного. Уже старый Поликлет изобразил в бронзе такого Апоксиомена, или «соскабливателя», и весьма вероятно, что в работе внука сказывается еще его собственная композиция. Близко к эфесскому «Апоксиомену» Дедала подходит другая бронзовая фигура, найденная в море вместе со многими другими в 1901 году около Антикиферы в Лаконском заливе, куда она попала, очевидно, после кораблекрушения. И в этой статуе мы видим прекрасное сочетание аргосской массивности с аттическим изяществом. Правда, смело протянутая правая рука юноши отличается такой свободой, которая уже далеко уходит от манеры Поликлета.
Живопись в конце пятого столетия До сих пор речь шла больше о зданиях и произведениях пластики, о картинах же почти не упоминалось. Из этого можно сделать вывод, будто живопись в великую эпоху греческого искусства не пользовалась особенным вниманием. В действительности же дело обстоит как раз наоборот. Так как живопись из всех искусств — наиболее подвижное, наименее зависимое от материала и к тому же самое послушное творческому замыслу, то всякий прогресс в области вкуса и понимания впервые находит свое воплощение именно в ней. Не всегда бывает возможно для этого давно минувшего времени фактически доказать это ввиду непрочности самих произведений живописи, но он сам по себе вполне правдоподобен, а по отношению к Полигноту считается даже доказанным выше. Итак, не будет лишним соединить все, хотя бы скудные и почти сплошь анекдотического характера указания, которые мы находим у древних писателей на живописцев данной эпохи. Аполлодор афинский. Еще в эпоху Перикла афинский живописец Аполлодор ввел новый во многих отношениях вид живописи. В то время как Полигнот и его последователи писали свои картины исключительно на неподвижных стенах храмов… <…>
только хрисоэлефантинным колоссам Фидия1. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим свое произведение, а второе место отвел работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу2. Но атлетов Поликлет любил более, нежели женщин или богов. В своем прославленном Диадумене (лучшая из сохранившихся копий находится в Афинском музее) он выбрал для изображения тот самый момент, когда победитель обвязывает голову лентой, на которую судьи возложат лавровый венок. Грудь и живот слишком мускулисты, чтобы зритель мог в это поверить, но тело, словно живое, опирается на одну ногу, а черты лица могут служить дефиницией классической правильности. Правильность — фетиш Поликлета; цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бедер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор, или Копьеносец, римский слепок с которого хранится в Неаполитанском музее; здесь мы снова имеем дело с брахиоцефальной головой, могучими плечами, коротким туловищем, рельефной мускулатурой, нависающей над пахом. Более миловиден Эфеб Уэстмейкота из Британского музея: у этого отрока имеются не только мышцы, но и чувства, и кажется, будто он забылся в кротком раздумье о чем-то ином, нежели собственной силе. Благодаря этим статуям Поликлетов канон стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона — канона статного, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой. // [331] Мирон занимал срединное положение между пелопонесской и аттической школами. Уроженец Элевтер, живший в Афинах и (по словам Плиния28) занимавшийся некоторое время под руководством Агелада, он научился соединять пелопонесскую мужественность с ионийской грацией. Его творчество отличалось от других школ тем, что он привнес в скульптуру движение: в отличие от Поликлета, он созерцал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы и осуществлял свой замысел в бронзе настолько хорошо, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии. Около 470 года он отлил самую знаменитую из всех статуй атлетов…» Литература: 1. Недович Д. Поликлет. М.-Л., 1939; 2. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 122–131; 3. Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961. 4. Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь- справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001.
1 Возможно, отголоском этого величия является державный бюст Юноны в Британском музее, слывущий копией работы Поликлета. 2 Возможно, Амазонка в Ватикане представляет собой копию творения Поликлета.
|