Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и знания ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами − крестьянами.
В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого − основа церковнославянской грамматической науки. В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по инициативе боярина Федора Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя, в 1687 г. Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии −− П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов. Славяно-греко-латинская академия. Главное здание Памятник И. и С. Лихудам. Скульптор В. Клыков
Развивались научные знания. В XVII в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки. В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».
Литература
Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др. Грав. Н. И. Соколова. С. Полоцкий
«Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен. В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы. В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злосчастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни. В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях, лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек». В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком. В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». «Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», − воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения. Известным педагогом и просветителем XVII в. был Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов.
Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова ( 1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины. С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире.
Театр
Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов.
Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.
Быт разных сословий
Живопись В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни. Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках.
Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной живописи. Спас Нерукотворный, 1658 г. Икона С. Ушакова Надгробный портрет князя Скопина-Шуйского, 1670-е гг. Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора. Архитектура
Архитектурные объекты XVII в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" - изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем".
ОБРАЗОВАНИЕ Старые церковные и сословные школы не могли удовлетворить потребность в образованных кадрах. В середине −− второй половине XVIII в. расширяется сеть учебных заведений. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. Образование в нем было бесплатным для всех сословий. В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Открываются новые кадетские корпуса, например Морской шляхетный кадетский корпус (1752 г.). Видный деятель в сфере образования И. И. Бецкой открыл Воспитательный дом для сирот и беспризорников. В 1765 г. он был шефом Сухопутного шляхетского корпуса. В 1773 г. по его плану было открыто Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. В 1780-х гг. были заложены основы системы начального образования. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» были учреждены главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, малые народные училища с двумя классами −− в уездных городах. НАУКА Главным центром научной деятельности была Академия наук. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов, ученый, поэт, историк и естествоиспытатель. Его деятельности присуща многогранность научного знания, которая в целом отличает науку XVIII в. Неизвестный художник. М. В. Ломоносов Особое развитие получили естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки. В 1760–1780 гг. было выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С. И. Челюскиным, С. Г. Малыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А. И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине XVIII в. в области точных наук и техники русские ученые достигли больших успехов. И. И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И. П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. Делала успехи историческая наука. В семитомной «Истории российской» М. М. Щербатов создал цельную концепцию русской истории, которая основывалась на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И. И. Болтин, автор «Критических примечаний на Историю Щербатова». ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В развитии общественной мысли можно заметить две тенденции. Часть русских мыслителей проявляла интерес к идеям Просвещения, другая часть испытала влияние масонства. Появились полуконспиративные организации с торжественным и мистическим ритуалом. В 1780 г. в России было до 100 масонских лож. Одним из крупнейших масонов являлся Н. И. Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Н. И. Новиков разворачивает книгоиздательскую деятельность в просветительских целях. Крайне левое радикальное крыло общественной мысли связано с именем А. Н. Радищева, близкого по своим взглядам французским материалистам XVIII в. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» посвящено критике крепостнической жизни в России. В книге содержались призывы к насильственному уничтожению феодальных порядков. Екатерина II заявила, что Радищев −− «бунтовщик хуже Пугачева», и направила его в ссылку с Сибирь.
Д. Г. Левицкий. Портрет Новикова Неизвестный художник. Портрет А. Н. Радищева Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм. Русский классицизм утверждал идеи гражданственности, основанные на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». В 1730–1750 гг. были заложены основы нового направления, рождены неизвестные до того времени в России жанры, реформирован литературный язык, стихосложение. На долю русских писателей второй трети XVIII в. (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова) выпала задача создания нового литературного направления, реформирования литературного языка. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, реформировал русское стихосложение, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. Второй этап русского классицизма приходится на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, Я. В. Княжнин. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. Более глубоким становится общественный пафос литературных произведений. Особенно заметными были успехи в жанре комедии. Появились лучшие образцы русской классицистической комедии: «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина, «Хвастун» Княжнина. Второе литературное направление −− сентиментализм −− мирно соседствовало с классицизмом. Оба литературных направления являлись выражением просветительской идеологии. Они мирно дополняли друг друга. Так, автору прославленных сентиментальных повестей Н. М. Карамзину принадлежит «Историческое похвальное слово Екатерине II». Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают распространение мемуары. «Записки» А. Т. Болотова изображают внутренний быт русского общества в XVIII в., дают подробные сведения о воспитании русских дворян, их жизни и службе. Они содержат сведения о состоянии сельского хозяйства, русской литературы, науки и книжной торговли, войнах России в XVIII в.
АРХИТЕКТУРА В архитектуре в середине XVIII в. сложился стиль русского барокко, расцвет которого связан с именем Б. Ф. Растрелли (сына). Им было построено несколько зданий, ставших шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Барочные дворцы и храмы отличались особой пышностью и прихотливостью форм, богатством причудливого растительного орнамента, сложностью построения архитектурных объемов, обилием мягких изгибов в элементах декора. В этом стиле работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге) Во второй половине XVIII ст. в русской архитектуре получил развитие классицизм. Он проявился в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Характерными чертами этого стиля являлись строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот). Подлинным шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый дом Пашкова, построенный в 1784–1786 г. в Москве В. И. Баженовым. Мастером зрелого (строгого) классицизма М. Ф. Казаковым возведено много общественных зданий и усадеб. Среди работ архитектора выделяются здания Сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынская больница. В Петербурге классицизм был представлен работами И. Е. Старова (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец) и Д. Кваренги, построившего целый ряд строгих и лаконичных зданий, определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в.: здание Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.
СКУЛЬПТУРА Вторая половина XVIII в. −− время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Ф. И. Шубина, земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург, где поступил в Академию художеств. Окончив курс профессора Н. Жилле с золотой медалью, он посетил Францию, Италию, откуда вернулся зрелым мастером. Шубин работал в жанре портрета. В своем первом произведении −− бюсте князя А. В. Голицына −− он создал образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и душевная мягкость видны в скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором скульптор смог соединить мрачное величие черт императора с выражением мечтательности и затаенной тоски. Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову −− фигура воина в античных доспехах −− был призван аллегорически воплотить мощь русского оружия. Аллегорична композиция Самсона, раздирающего пасть льву (лев −− герб Швеции), посвященная победе России над Швецией в Северной войне. Среди иностранных мастеров, работавших во второй половине XVIII в. в России, выделяется Э. М. Фальконе, автор «Медного всадника». Фигура Петра Великого на вздыбленном коне −− образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.
ЖИВОПИСЬ В середине XVIII ст. развитие русской живописи ознаменовалось появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Мастером детского портрета И. Я. Вишняковым созданы в деликатной манере портреты застенчивых детей −− Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Голицына. Среди камерных и парадных портретов А. П. Антропова выделяются живой портрет императрицы Елизаветы Петровны, парадное изображение Петра III, портрет атамана Ф. Н. Краснощекова. Крепостной художник И. П. Аргунов значительную часть своих работ посвятил членам семейства его хозяев Шереметевых и их предкам. В живописи второй половины XVIII в. наступило время расцвета русского портрета. Плеяда его блестящих представителей: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Струйской. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова, П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, написанных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник испытал влияние сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина). В жанре исторической живописи работал А. П. Лосенко. В развитии русской живописи и скульптуры важную роль сыграла Академия художеств, возникшая в 1757 г.
ТЕАТР, БАЛЕТ, МУЗЫКА Первый русский профессиональный театр возник в г. Ярославле в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова. В 1752 г. театр переехал в Санкт-Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.
В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В постановках принимали участие их крепостные крестьяне. Наибольшую известность получил московский театр Шереметевых в Останкине, на сцене которого блистали драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Создавались и крепостные оркестры. Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Санкт-Петербурге открылась первая балетная школа. В XVIII ст. были написаны и поставлены первые русские оперные спектакли: опера «Анюта» В. А. Пашкевича, «Мельник −− колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина. Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера хорового письма. Он вошел в историю русской музыки как автор хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского, среди которых выделяются квинтет, концертная симфония, являются первыми образцами крупной циклической формы в русской музыке. М. И. Бельский. Портрет Д. С. Бортнянского
|