Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало книгопечатания





 

Одним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины XVI в. стало книгопечатание.

 

Первая типография возникла в Москве в 1553 г. Она напечатала несколько «анонимных» (т. е. без указания имени печатника) книг. В 1563 г. был организован «государев Печатный двор», который возглавил «первопечатник» Иван Федоров. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книги «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.). Данные издания отличались мастерской техникой исполнения и высокохудожественным оформлением.

 

Архитектура

Несмотря на то, что на протяжении всего XVI ст. продолжали возводиться традиционные для русской архитектуры крестово-купольные храмы − Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524–1598 гг.), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559–1585 гг.). Знакомство российских архитекторов с западноевропейским (прежде всего итальянским) зодчеством, активное использование традиций деревянного зодчества русского севера способствовали развитию новых архитектурных форм, из которых наибольшую известность приобрел так называемый шатровый стиль. Шатровые церкви не имели столпов, вся масса храма держалась на фундаменте. Вместо купола здания шатровых храмов имели шатер. Шатровые храмы строились из дерева и камня. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI в.

 

Одним из ранних и наиболее известных шатровых храмов является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в 1528–1532 г. Василием III в честь рождения у него наследника. Возведена предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (Петром Малым Фрязиным). Исследования последних лет показали, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Постройка церкви −1510-е гг.
Еще одним знаменитым памятником шатрового стиля является храм Покрова Богородицы на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, сооруженный в честь покорения Казани в 1554–1560 гг. Наиболее распространенная версия связывает строительство храма с именами русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. В правление Е. Глинской в 1535–1538 гг. под началом итальянского инженера Петрока Малого вокруг Китай-города была воздвигнута Китайгородская стена ("кита" - 1. вязка жердей, 2. город (итал.), 3. крепость (тюрк.)) длиной 2567 метров с 12 башнями из красного кирпича. Строительство производилось в целях обороны московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 г. Ильинские ворота. 1840-е гг.
В 1532—1543 гг. зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прп. Иоанна Лествичника прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня. В 1600 г. при царе Б. Годунове, предположительно «государевым мастером» Ф. С. Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один.     После нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея II в 1591 г. началось строительство Деревянного города (Скородома).     А. Васнецов. У стен Деревянного города  
В конце XVI в. территорию Белого города защитила крепостная стена (совр. Бульварное кольцо), возведенная по решению правительства, возглавляемого боярином Б. Ф. Годуновым, после того как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 г. Строительство велось в начале 1590-х гг., точные даты начала и окончания строительства вызывают споры. Строительство возглавил известный зодчий Федор Конь.     Белый город в конце XVIII в.

Живопись

В русской живописи XVI в. преобладающим жанром остается иконопись.

 

В 50-х гг. ХVI в. в честь взятия Казани была написана икона «Церковь воинствующая». Предположительным ее автором считают царского духовника Андрея. На иконе изображено торжественное возвращение русских воинов-победителей из объятого пламенем города. Икона изображала триумф Ивана Грозного и всего православного самодержавия над неверными. Хотя она имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц видны светские мотивы.

 

Василий Великий и великий князь Василий III, фрагмент иконы

Введение светского элемента присуще и знаменитой «Четырехчастной» иконе, созданной в середине XVI в. На иконах XVI в. помимо лиц, причисленных к лику святых, изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже простолюдины. Проникновение в живопись элементов реализма вызывало протест со стороны поборников старины. К их числу относился дьяк Иван Висковатый. Этот вопрос поднимался на соборе 1554 г., который не учел мнение Висковатого и признал допустимым в живописи не только каноническое, но и «бытийное» письмо, т. е. исторические сюжеты, а также притчи, допускавшие художественный вымысел.

Монументальная живопись в XVI в. пополнилась фресками Покровской церкви Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба, Золотой палаты Кремлевского дворца. Созданные в 1547–1552 гг. фрески на основе сюжетов «Сказания о князьях Владимирских» символически выражали величие власти царя и христианской церкви.

Развитие в XVI в. получила миниатюра. В ней наряду с религиозными темами получили распространение исторические и бытовые сюжеты. Таковы миниатюры жития Сергия Радонежского, изображающие работы по постройке зданий, земледельческие занятия крестьян, хозяйственную деятельность монастыря, школьные занятия и т. п., а также миниатюры «Лицевого летописного свода».

 

В последней четверти XVI в. в Москве оформилась строгановская школа − новое направление русской живописи, получившее развитие благодаря покровительству со стороны Строгановых. Мастера этой школы владели тончайшей миниатюрной техникой, тщательным исполнением мелких деталей. Художники строгановской школы, с одной стороны, стремились к внешней красивости, изысканности и утонченности фигур, изяществу отделанных золотой штриховкой изображений, с другой − к предельной выразительности и повествовательности.

Сергий Радонежский в школе. Последнее особенно проявилось в произведениях крупнейших представителей этой

Миниатюра из лицевого школы Прокопия Чирина, Истомы и Никифора Савиных. Большое внимание к

«Жития преподобного Сергия Радонежского». бытовым деталям свидетельствует о проникновении черт реализма, который

XVI в получает свое дальнейшее развитие в XVII в.

 

 

Развитие ремесла

В XVI в. выделяются районы, специализирующиеся на производстве определенных предметов. Специализация основывалась на сырьевой базе района.

 

Так, в XVI в. центром железоделательной промышленности стала Устюжна Железопольская. Также железо производилось в Новгородском районе, Тихвине, Белозерском крае, Карелии, Лопских погостах. Центрами «лодейного» дела являлись Вологда и Холмогоры. Калуга, Тверь, Белозерский край специализировались на производстве деревянной посуды. Суконное производство сосредоточились в Можайском уезде, Ржеве, Вологде. Московские ремесленники славились как лучшие производители оружия. Так, памятник русской артиллерии и литейного искусства Царь-пушка была отлита из бронзы в 1586 г. московским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Специализация в производстве тех ли иных изделий была характерна для домашней крестьянской промышленности, вотчинного и городского ремесла.

Ведущую роль в развитии ремесла играл город. В русском городе XVI в. было свыше 200 различных ремесленных специальностей. Ремесленники занимались производством продуктов питания, одежды, обуви. Складывалась дробность специальностей внутри отдельных отраслей ремесленного производства. Например, выпечкой хлеба занимались хлебники, калачники, пирожники. Названная тенденция свидетельствовала о росте ремесленного производства и укреплении его связи с рынком. Совершенствование техники производства привело к созданию довольно крупных предприятий, основанных на разделении труда. Такими были Пушечный двор, Оружейная палата.

 

Date: 2016-07-25; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию