Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное искусство.





Образование.

Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси.

Первая славянская азбука − «глаголица» − была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для центральноевропейского славянства в IX в.

 

Глаголическое Зографское Евангелие, X–XI в.

 

В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему − «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.

 

Литература.

С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения.

 

Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:

1. Летописание (хроники) − погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи. К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами». 1204 г.

 

2. Житийная литература (агиография) − жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»

 

В.Васнецов. Нестор-летописец

 

3. Риторическая литература −− слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.

4. Хождения (хожения) − рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину».

 

5. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода − «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель.

 

 

И. Билибин. Иллюстрации к поэме «Слово о Полку Игореве»

 

Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев −− богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов.

Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица −− дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.

 

В. Васнецов. Три богатыря

 

Устройство крестово-купольного храма
Внутреннее устройство 1. Купол 2. Столпы 3. Алтарь (всегда обращен на восток) 4. Хоры (балкон, на котором находился во время богослужения князь с приближенными) 5. Алтарная преграда
Внешнее устройство Абсида −выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Конха −перекрытие в виде полукупола над абсидой или другой нишей. Световой барабан −цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Обычно прорезан многими окнами.

Архитектура.

Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество. Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы.

 

 

  Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в.(разрушена монголами в 1240г)   Софийский собор в Киеве. при Ярославе Мудром 1037 г. Сложная многоступенчатая композиция храма завершалась 13 главами. Позже снаружи он был украшен барочной декорировкой.  
Софийский собор в Новгороде. (1045–1052 гг.) возведенный из камня с кирпичом и позже оштукатуренный.   Спасо-Преображенский собор в Чернигове 1036 г  
Золотые ворота в Киеве. 1037 г.   После утратой Киева политического лидерства и обособления русских княжеств монументальное строительство начинается и в городах, ранее считавшимися периферийными. Возникают региональные архитектурные школы, из которых наибольшее развитие получают Владимирско-Суздальская и Новгородская.  
Для Владимирско-Суздальской школы характерна башенность, использование резного известняка для декорирования храмовых сооружений. Храмы отличались компактным кубовидным объемом и увенчивались одной главой. Фасады украшались резьбой по камню, интерьеры расписывались фресками. Дня Новгородской архитектурной школы характерна строгость и простота форм, приземленность здания. Силуэты новгородских церквей просты, лаконичны, в их формах отсутствует геометризированная жесткость (арки смяты, углы скошены). Здания возводились из грубого околотого камня с красной прослойкой, позже были оштукатурены.
Успенский собор во Владимире (1158–1160 и 1186–1189 гг.)   Церковь Покрова на Нерли (1165–1166 гг.)  
Остатки дворца князя Андрея Юрьевича в Боголюбове (1160-е гг.)   Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.)
    Золотые ворота во Владимире (1158–1164 гг.)   Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1119–1130 гг.)  
церковь Спаса на Нередице (1198 г.)   Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (до 1156 г.).  

 

 

Изобразительное искусство.

Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси. На Руси была распространена фресковая живопись, мозаичное дело и иконопись.

1. Фреска − техника письма по сырой штукатурке. Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.

 

2. Широкое распространение нашла и техника мозаики − складывания изображения из кусочков окрашенного стекла (смальты). В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.

 

3. Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций.

 

Дочери Ярослава Мудрого. Фреска Софийского собора в Киеве   Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI в.   Написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь (чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву)   Икона Спаса Нерукотворного. Новгород. Конец XII в.   Икона «Ангел златые власы». Новгород. Конец XII в.

Основные типы икон Пресвятой Богородицы:

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»). На этой иконе Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (с древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На ее лоне на фоне круглой сферы − Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Руси этот образ получил наименование «Знамение». 27 ноября 1169 г., во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки… В православном храме иконы этого типа помещают в верхней части алтаря.  
2. «Путеводительница» («Одигитрия»). Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица говорит всем, что путь истинный − это путь ко Христу. На этой иконе она является путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу −святому апостолу Луке. Примеры: Смоленская, Тихвинская, Иверская.  
3. «Умиление» («Елеуса»).   Младенец-Христос припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Богородица символизирует Церковь Христову, поэтому икона показывает полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась: она знает, какие страдания ждут ее Сына. Пример: Владимирская икона Божией Матери. Эта икона не случайно стала одной из величайших русских святынь. Причины: древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; неоднократное участие в спасении Москвы от набегов татар…  
4. «Всемилостивая» («Панахранта»).   Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Примеры: «Державная» и «Всецарица». 5. «Заступница» («Агиосортисса»). Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте − слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.  

 

 

Декоративно-прикладное искусство.

В декоративно-прикладном искусстве древней Руси сохранилось образы языческой мифологии.

 

Турий рог у древних славян применялся в качестве священного обрядового сосуда.

 

 

Оберегами служили женские украшения с символическими изображениями. О наличии элементов заклинательной магии в украшениях свидетельствуют птицы, змеи, драконы.

 

Звездчатый колт (височная подвеска)из Тульского клада. Серебро. XII в.

 

Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки), зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения.

 

Скань Зернь Чернь Лицевое шитье

 

Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали − перегородчатая и выемчатая. Эмаль − нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг. Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным.

 

 

В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор). В этот период завершается процесс формирования великорусской народности.

 

Литература

Распространенным литературным жанром оставалось летописание.

«Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Никоновская летопись ( в сер. XVII в. принадлежала патриарху Никону), крупнейшая по объему и хронологическому охвату, описывала события отечественной истории от возникновения государства до 1558 г.

Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод, содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в. Он освещал события всемирной истории, составленной на основании «Хронографа», и отечественной истории до 1567 г. Последний том лицевого свода − Царственная книга − рассказывал о времени правления Ивана IV.

 

Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя.

Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» −− мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Данная философема проявилась в учении о Москве как о Третьем Риме: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй −− вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей.

Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв. «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти.

 

Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер.

П. Рыженко. Князь Курбский

 

Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож.

Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в. "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" содержали описания активной внешней политики Ивана Грозного.

Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа − создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов − выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г.

Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.

Date: 2016-07-25; view: 730; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию