Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительное искусство.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Образование. Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Первая славянская азбука − «глаголица» − была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для центральноевропейского славянства в IX в.
Глаголическое Зографское Евангелие, X–XI в.
В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему − «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.
Литература. С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения.
Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры: 1. Летописание (хроники) − погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи. К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами». 1204 г.
2. Житийная литература (агиография) − жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»
В.Васнецов. Нестор-летописец
3. Риторическая литература −− слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви. 4. Хождения (хожения) − рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину».
5. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода − «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель.
И. Билибин. Иллюстрации к поэме «Слово о Полку Игореве»
Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев −− богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица −− дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.
В. Васнецов. Три богатыря
Архитектура. Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество. Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы.
Изобразительное искусство. Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси. На Руси была распространена фресковая живопись, мозаичное дело и иконопись. 1. Фреска − техника письма по сырой штукатурке. Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.
2. Широкое распространение нашла и техника мозаики − складывания изображения из кусочков окрашенного стекла (смальты). В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.
3. Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву. Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций.
Основные типы икон Пресвятой Богородицы:
Декоративно-прикладное искусство. В декоративно-прикладном искусстве древней Руси сохранилось образы языческой мифологии.
Турий рог у древних славян применялся в качестве священного обрядового сосуда.
Оберегами служили женские украшения с символическими изображениями. О наличии элементов заклинательной магии в украшениях свидетельствуют птицы, змеи, драконы.
Звездчатый колт (височная подвеска)из Тульского клада. Серебро. XII в.
Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки), зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения.
Скань Зернь Чернь Лицевое шитье
Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали − перегородчатая и выемчатая. Эмаль − нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг. Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным.
В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор). В этот период завершается процесс формирования великорусской народности.
Литература Распространенным литературным жанром оставалось летописание. «Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Никоновская летопись ( в сер. XVII в. принадлежала патриарху Никону), крупнейшая по объему и хронологическому охвату, описывала события отечественной истории от возникновения государства до 1558 г. Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод, содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в. Он освещал события всемирной истории, составленной на основании «Хронографа», и отечественной истории до 1567 г. Последний том лицевого свода − Царственная книга − рассказывал о времени правления Ивана IV.
Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя. Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» −− мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Данная философема проявилась в учении о Москве как о Третьем Риме: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй −− вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей. Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв. «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти.
Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер. П. Рыженко. Князь Курбский
Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож. Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в. "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" содержали описания активной внешней политики Ивана Грозного. Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа − создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов − выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г. Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.
|