Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение и образование





Начальное образование давали государственные, земские и церковно-нриходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Образование на женских курсах не уступало университетскому, но диплома о высшем образовании женщины не получали.

Приобретали массовый характер такие интеллигентские профессии, как учитель, врач, юрист, журналист.

Правительство заботилось о развитии высшего образования, но в то же время препятствовало репрессивными мерами вовлечению студенчества в политическую борьбу. При поступлении в университет требовалось свидетельство о политической благонадежности.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Наука

60-е годы характеризовались исключительным интересом к естественным наукам. Крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Выдающиеся открытия были сделаны в механике и физике. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был - удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики. К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В области гуманитарных наук особого успеха достигли историки. Выдающийся ученый С. М. Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Крупнейшим филологом-славистом был И. И. Срезневский, многое сделавший для изучения старославянского языка и древнерусской культуры.

Огромный вклад в исследование русской фольклористики принадлежит В. И. Далю, издавшему в 60-хх гг. «Толковый словарь живого великорусского языка», а также Ф. И. Буслаеву и А. Н. Афанасьеву. В. В. Соловьев стал основателем русской религиозной философии.

Литература

Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско- нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе.

Театр и музыка

Драматический театр второй половины XIX века тесно связан с именем А. Н. Островского, которого И. А. Гончаров называл создателем русского национального театра.

Крупнейшими театрами эпохи оставались Александрийский в Петербурге и Малый в Москве. В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин).

В 60-хх гг. были открыты Петербургская и Московская консерватория. Ведущую роль в развитии музыкального искусства играла так называемая могучая кучка: М. А. Балакирев, М. П. Мусогорский, А.П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Для творчества этих композиторов было характерно использование фольклорных мотивов, историко-эпических сюжетов.

Величайшим русским композитором был П. И. Чайковский, оставивший после себя обширное творческое наследие: симфонии, оперы, балеты и романсы.

Date: 2016-07-25; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию