Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические реформы





 

В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов России Ельцин заявил о необходимости радикального реформирования экономики. Главными пунктами плана экономических реформ были:

введение свободных цен;

либерализация торговли, ее постепенный переход в частные руки;

жесткая бюджетная и финансово-кредитная политика;

приватизация государственной собственности.

Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Акцент в реформах делался на ускоренное формирование слоя собственников, который должен был стать прочной опорой преобразований и власти. Задачей правительственных реформ было создать средний класс собственников.

Сторонники реформы считали, что она приведет к оживлению и росту экономики, а рыночные отношения сами отрегулируют производство. Противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя. Напротив, отпуск цен, особенно на сырье, энергоносители и транспортные услуги, приведет к фактическому банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, массовой безработице и обнищанию большей части населения страны.

Но даже эти прогнозы оказались излишне оптимистичными. Так, предполагалось, что в 1992 году цены вырастут в 3-5 раз (пессимистический прогноз - в 8-10 раз), что приведет к частичному ухудшению положения населения. В действительности цены за 1992 год выросли в 36 раз, рост цен сопровождался обвальным падением уровня жизни населения, потерей денежных вкладов, буквально «сгоревших» в результате гиперинфляции.

Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства. Фермерское движение не могло встать на ноги, поскольку отсутствовала прочная правовая база единоличного хозяйства - реализация права частной собственности на землю не имела четкого юридического оформления в виде Земельного кодекса. 29 января 1992 года Президент издал Указ «О свободе торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в этой сфере. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни тысяч людей. Рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема промышленного производства и престижа производительного труда. Скрытая безработица, простои предприятий, с одной стороны, торгово-посредническая деятельность, с другой, вели к резкому расслоению общества и, как следствие, к росту социальной напряженности.

В тяжелом положении находилось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко ухудшилось материальное положение ученых и преподавателей, что стало основной причиной их оттока в коммерцию или за границу. Только в 1992 году в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических работников сократилась на 27%.

Сокращение производства привело к росту безработицы. Официально регистрируемые Федеральной службой занятости безработные составляли лишь небольшую часть фактически безработных в стране. Скрытая безработица, когда значительная часть рабочих переводится на неполную неделю, а то и вовсе посещает предприятия, но не работает, стала массовым явлением.

Еще одним ключевым направлением радикальной экономической реформы, наряду с освобождением цен и легализацией частной коммерческой инициативы, была приватизация.

Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.

Долгие дискуссии о путях приватизации завершились принятием схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватизационные чеки - «ваучеры». Всего было роздано 146 млн. чеков. Гражданам предложили выбрать для себя схему реализации чека: либо использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе; либо купить акции чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), либо продать.

Таким образом, граждане должны были осуществить свое право на участие в приватизации через акционирование своих предприятий, разместив свои чеки там, либо передав их в специально для этого созданные чековые инвестиционные фонды.

На практике приватизационные чеки зачастую оказывались втянутыми в спекулятивный оборот. Важнейшей чертой ваучерной приватизации стали сжатые сроки ее проведения. Передел собственности в масштабах целого государства произошел в считанные месяцы. На первом этапе приватизации собственность как бы передавалась тем, кто ею и так владел, или, по крайней мере, ощущал себя владельцем. 3/4 акционировавшихся предприятий избрали второй вариант приватизации, при котором 51 % акций оставался в руках предприятий. Директора государственных предприятий стали главами акционерных обществ, ничего не потеряв. Напротив, создав к этому времени коммерческие структуры при предприятиях и сохраняя в них контроль, они даже получили возможность постепенно завладеть значительной долей акций приватизируемых предприятий.

июня 1994 года Госкомимущество заявило, что чековая приватизация завершилась. Как было сказано в официальном отчете, главным ее результатом «явилось создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления рынка ценных бумаг». 40 млн. граждан стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых фондов. К 1 июля 1994 года было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.

Реформы, инспирированные правительством Гайдара, оказались мало эффективны. Был преодолен товарный голод, но при этом продолжалось падение промышленного производства, значительная часть государственной собственности перешла в руки финансовых махинаторов, большинство граждан России оказались на пороге нищеты.

Государственно-политическое развитие

 

Необходимые, но непопулярные реформы, проводимые правительством Ельцина - Гайдара, множили ряды оппозиции. Их организационным и идейным центром с весны 1992 года становятся Верховный Совет РСФСР и Съезд народных депутатов. В стане противников президента оказался и вице-президент Александр Руцкой.

декабря 1992 года открылся VII Съезд народных депутатов России. В ходе его работы спикер парламента Руслан Хасбулатов предложил программу корректировки реформ, предполагавшую приостановление падения производства путем его кредитования, приоритетное развитие аграрного сектора и т.п.

На Съезде была предпринята попытка внести изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия исполнительной власти. Одна из поправок объявляла Съезд народных депутатов высшим органом государственной власти Российской Федерации. Съезд был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Другая поправка наделяла Верховный Совет правом «приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации, отменять постановления и распоряжения Советов Министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации».

Принятие подобных поправок означало бы вступление страны в период полной неопределенности правового поля: законотворчество Верховного Совета и Съезда не имели бы юридических ограничений, власть Президента превращалась в чисто номинальную.

Ельцин пытался найти компромисс с законодателями, для чего предпринял кадровые перестановки: Гайдар был отправлен в отставку, а премьер-министром страны стал крупный чиновник из «Газпрома» Виктор Черномырдин. Но парламентарии без особого воодушевления приняли эту «подачку». Противостояние продолжалось. Ельцин назвал действия законодательной власти «ползучим переворотом» и 20 марта 1993 года подписал Указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса»: на 25 апреля был назначен референдум о доверии Президенту и вице-президенту, а также по проекту новой Конституции и проекту Закона о выборах.

Собравшийся ночью 22 марта Конституционный суд признал действия Президента не соответствующими сразу девяти статьям действовавшей Конституции. Это позволило народным депутатам, срочно собравшимся 26 марта на IX Съезд, определить действия Президента как попытку государственного переворота, что предусматривало согласно Конституции его отрешение от власти.

Кризис власти завершился временным компромиссом. Президент отказался от своего обращения, а Съезд принял решение о проведении 25 апреля референдума по следующим вопросам: 1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Ельцину? 2. Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации? 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

В голосовании приняли участие 69 млн. человек или 64 % всех имевших право голоса. Свое доверие Президенту высказали 40 млн. (58,7 %), его политику поддержали 36 млн. (53 %). Ельцин расценил итоги референдума как свою победу. В структурах исполнительной власти видели путь разрешения политического кризиса через принятие новой Конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику. Президент и его окружение приступили к активной ее подготовке.

К осени 1993 года конфликт между исполнительной и законодательной властями вступил в завершающую стадию.

сентября Президент своим Указом освободил от должности вице-президента Руцкого, что было расценено депутатами Верховного Совета как антиконституционные действия.

сентября участники Всероссийского совещания народных депутатов всех уровней приняли «Обращение к гражданам России» в связи с угрозой конституционному строю. Собравшийся в этот же день Совет Федерации высказался за одновременные досрочные выборы и Президента и парламента.

Вечером 21 сентября по телевидению с Обращением к гражданам России выступил Ельцин. Он заявил, что Верховный Совет «утратил способность выполнять главную функцию представительного органа - функцию согласования общественных интересов. Он перестал быть органом народовластия».

Обратившись к согражданам за поддержкой, Президент сообщил о принятом решении прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации, назначить на 11-12 декабря 1993 года выборы в Государственную Думу - нижнюю палату создаваемого на основе проекта новой Конституции Федерального Собрания. До избрания нового парламента в стране фактически вводилось прямое президентское правление. Все органы власти должны были руководствоваться Указами Президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

В тот же день Верховный Совет, собравшийся на экстренную сессию, квалифицировал действия Президента как «государственный переворот». Конституционный суд признал действия Президента несоответствующими целому ряду статей действовавшей Конституции, из чего сделал вывод о том, что эти документы служат основанием для отрешения Ельцина от должности.

Сразу же после оглашения заключения Конституционного суда Верховный Совет принял постановление «О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б.». Исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента Руцкого, который в час ночи 23 сентября принял присягу.

Однако Президент Ельцин не собирался выполнять постановления парламента. Правительство взяло под свой контроль здание парламентского центра на Цветном бульваре, здание на Новом Арбате, где располагались несколько организаций Верховного Совета и часть аппарата. Вокруг Белого дома были выставлены милицейские заслоны, контролировались все входы и выходы из здания.

В свою очередь, служба охраны Белого дома по распоряжению Руцкого стала раздавать автоматическое оружие находившимся в здании добровольцам, пришедшим защищать парламент.

Решающее значение для исполнительной власти имело сохранение контроля над силовыми структурами государства. Видя, что обращения Верховного Совета к личному составу МВД, Службы безопасности, Вооруженных сил не нашли поддержки, Правительство перешло к решительным действиям. Всем находившимся в Белом доме людям был предъявлен ультиматум: покинуть здание в течение двух дней.

октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета, пытавшимися прорваться сквозь кордоны к «Дому Советов».

октября 1993 года толпа сторонников парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Октябрьской площади до Белого дома и разблокировала его.

Отряды сторонников Верховного Совета захватили мэрию, располагавшуюся в здании бывшего СЭВ.

Руцкой и Хасбулатов, обращаясь к своим сторонникам, призывали взять штурмом Кремль. Вечером того же дня на захваченных грузовиках и автобусах большая группа сторонников Верховного Совета двинулась к телерадиокомплексу «Останкино», охранявшемуся усиленными нарядами ОМОНа и бойцами специального подразделения внутренних войск МВД «Витязь». В ходе столкновения погибло около 70 человек: представители парламентской оппозиции, журналисты, зеваки.

Указом Президента РФ 3 октября 1993 года в Москве было введено чрезвычайное положение. В 20 час. 00 мин. было передано обращение правительства к москвичам и гражданам России, в котором говорилось о том, что правительство «вынуждено прибегнуть к силе для обуздания распоясавшихся политических авантюристов».

Утром 4 октября начался штурм «Белого дома». В 9 часов 20 минут подошедшие танки открыли огонь по блокированному зданию. Спецподразделение «Альфа» медлило с выполнением приказа Президента взять штурмом «Белый дом», но после гибели одного из офицеров спецотряд пошел на штурм. К 17 часам горящий «Белый дом» был занят правительственными войсками. Руководители обороны Белого дома Руцкой, Хасбулатов, Ачалов, Макашов и другие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово. По официальным данным, 3-4 октября 1993 года погибли 145 человек, по утверждению оппозиции, число жертв было намного больше.

октября 1993 года Указом Президента были распущены Советы в Москве. Спустя два дня Ельцин подписал Указ «О реформе представительных органов власти и органов самоуправления в Российской Федерации», прекращавший деятельность всех районных, городских, поселковых и сельских Советов, полномочия которых передавались главам местных администраций. 22 октября Президент подписал Указ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации». Этим Указом объявлялись выборы в представительные органы власти в регионах в период с декабря 1993-го по март 1994 года.

декабря 1993 года состоялись выборы депутатов в новые органы законодательной власти - Государственную Думу и Совет Федерации и одновременно - всенародный референдум по проекту новой Конституции.

Date: 2016-07-25; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию