Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессуальные теории мотивации





 

В отличие от содержательных теорий процессуальные теории считают, что поведение людей определяются не только потребностями, но и их восприятием и ожиданиями, связанными с данной ситуацией, а также последствиями выбранного типа поведения.

Существует три наиболее известные процессуальные теории мотивации:

- теория ожиданий;

- теория справедливости;

- модель Портера-Лоулера.

Теория ожиданий основана на том, что кроме наличия активной потребности необходимым условием мотивации человека является надежда в том, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания рассматриваются как оценка данной личностью вероятности определенного события.

В теории ожиданий существуют три взаимосвязи:

1. Ожидания в отношении затрат труда – результат (З – Р);

2. Ожидания в отношении результатов – вознаграждение (Р – В);

3. Валентность или ценность вознаграждения – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения вознаграждения.

Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (1):

                   
   
     
       
Мотивация
   
 
 
 

 

 


Если значение каждого из этих трех факторов будет мало, то мотивация будет слабой.

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Схема восприятия каждого субъекта согласно теории справедливости выглядит следующим образом:

 

=

 

При этом в затраты включаются не только усилия человека по выполнению данной работы, но и его стаж в организации, уровень квалификации, возраст, социальный статус. Оценка затрат и результатов субъективна, причем особенно высок субъективизм в отношении других лиц.

Если сравнение показывает несправедливость по мнению сравнивающего работника, возникает психологическое напряжение. В результате снижается мотивация труда и человек работает менее интенсивно. В такой ситуации возможно следующее:

1. Убедить работника в объективности вознаграждения за свой труд.

2. Увеличить уровень вознаграждения данному работнику.

3. Уменьшить вознаграждение другим работникам.

Модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели, предложенной Портером-Лоулером, фигурируют 5 факторов, которые в конечном итоге определяют мотивацию. К этим факторам относятся:

- затраченные усилия;

- восприятие;

- полученные результаты;

- вознаграждение;

- степень удовлетворения.

Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от:

- приложенных усилий;

- его способностей;

- характерных особенностей;

- осознания им своей роли.

Уровень приложенных усилий будет определяться:

- ценностью вознаграждения;

- степенью уверенности, что эти усилия повлекут определенный уровень вознаграждения.

Один из главных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Но не наоборот, как считает большинство менеджеров сегодня.

К процессуальному подходу принадлежит также теория постановки целей, автором которой является Э.Лок. Эта теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Если цели реальны, то, чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения. Чем выше приемлемость целей для работника, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на их сложность.

К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от различной внутриорганизационной деятельности и в результате работает не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности. В рамках партисипативного управления работники получают право самостоятельно принимать решения, касающиеся средств и методов выполнения поставленных перед ними задач, привлекаются руководителем к консультированию, индивидуальному творчеству и изобретательству и т.д.

 

Date: 2016-07-25; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию