Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Понятие мотивации





Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является

потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к

устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает

мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.

Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение

определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех

или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину)

Отсюда, обусловленные потребностью мотивационные состояния

характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов,

которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранеезапрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационноенапряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный виддеятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворениепотребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационногонапряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом,мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.В животном мире способы поведения определяются рефлекторнымсоотнесением внешней обстановки с актуальными, насущными органическими потребностями. Так, голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней ситуации. В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – проявить удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, чторегулируются второй сигнальной системой – словом. Отсюда перейдем к видам мотивационных состояний человека. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующейситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основойповеденческих актов, в которых не осознается ни цель действия, нипотребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие видыустановок:1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовностьшейного отдела позвонков к движению головы).2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимогосигнала из общего звукового фона)3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социальнозначимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется какпризнак криминализованной личности)4. Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя вотношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознанииобвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают навторой план)5. Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.Мотивационное состояние человека является психическим отражениемусловий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результатепонимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания. Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесеныс конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть –стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека. Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующихцелей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побужденийчеловеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией,пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи вобъективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия – его цели. Целеобразование – важнейшая сфера сознательной деятельности человека.Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализируетреальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведениядля осуществления целей, достижение которых может удовлетворить егожелания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общеепобуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел) Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений,являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами,стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человекаосознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичьименно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий ипредставлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д. Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия. Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутренняя составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее мотивация – это похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу. Создаётся впечатление, что советское руководство попыталось достичь вершины, забыв об основании. Пресловутые почётные грамоты с маленькой премией были плохим поощрением труда. Как следствие, персоналу не было стимула выкладываться ради мифической вершиныпирамиды при полной не обустроенности быта. Заключение. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами. Использованная литература: 1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.2. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.3. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.4. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.Пермь, 1990.5. Психология личности. Тексты. М., 1982.6. Психология формирования и развития личности. М, 1981.7. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.9. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.Тбилиси, 1989. -----------------------[1] Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987[2] Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.,1989. [3] Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6.– Пермь, 1970.

 

Date: 2016-07-25; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию