Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религия как социальный институт.Социология религии – одно из направлений общей социологии, задачей которого является изучение религии как социального явления. Она исследует религию в качестве одной из социальных подсистем, социального института. Особенности социологических методов исследования религии: в своих исследованиях социология религии выявляет лишь те аспекты религии, которые удалось выявить в результате эмпирических исследований (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.) и теоретически обоснованных выводов. Основоположниками социологии религии являются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Так, Э. Дюркгейм считал, что религия является одним из социальных институтов, который возник для удовлетворения определенных социальных потребностей. Смысл и назначение религии, мнению Дюркгейма состоит в культивировании социальных чувств, представлений, ритуалов и культовых действий, которые становятся обязательными для всех членов общества. М. Вебер, в отличие от Э. Дюркгейма, не считал, что религия как объективная реальность всецело подчиняет своему авторитету и власти отдельного индивида или группу. По его мнению, религия составляет основу системы ценностей и норм, которые придают смысл и значение поведению и способу мышления каждого индивида, каждой социальной группы и тем способствует социальным изменениям и самореализации людей. Значительный вклад в развитие социологии религии внесли Г. Зиммель, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р. Бель, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев и др. Религия – это система верований в существование некой трансцендентной инстанции (сверхестественной мировоззренческой структуры), оценивающей (контролирующей) действия и мышление индивида, группы, социальной общности. Религия – одна из составных частей человеческой культуры. Возникнув на ранней стадии первобытного общества, она проходит длительный путь развития от родоплеменных форм до мировых. Ранние формы религии: наиболее ранними из известных форм религии являются следующие: магия (колдовство, волшебство); тотемизм (родство с определенными животными); фетишизм (культ неодушевленных предметов); анимизм (вера в душу и духов). По мере усложнения социальной структуры общества усложняется и структура религии. Одновременно происходит изменение и во взаимоотношениях религии и общества. С возникновением государства начинают формироваться относительно самостоятельные структуры религии, появляется особое сословие служителей культа, строятся культовые здания (храмы, монастыри и др.). Возникновение гражданского общества и правового государства способствовали отделению церкви от государства (в некоторых странах такого разделения нет – например – Саудовской Аравии, Катар, Иран и др.). Причины возникновения религии: 1) социальные и социально-климатические – незащищенность человека перед природной стихией и социальными катаклизмами (войнами, глодом, эпидемиями и др.); желание найти защиту в сверхестественном; 2) гносеологические (познавательные) – способность человеческого сознания в ходе позначательной деятельности приписывать сверхестественные свойства предметам и явлениям, которые человек не в состоянии исследовать опытным путем; 3) психологические – связанные с воздействием на психику человека. 4) социально-психологические – единая вера и совместныекультовые действия способствуют интеграции юдей в рамках определенной социокультурной общности; 5) исторические – обусловленность существующей религии ее предшествовавшим развитием. Структура религии. Основными элементами этой структуры являются следующие: 1) Религиозное сознание – специфическая форма общественного сознания. Главным его признаком является вера в сверхестественное. Религиозное сознание условно можно разделить на две составляющие: религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология – это обыденный уровень религиозного сознания. Он включает в себя различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к религии, например, мифы, традиции, представления, предрассудки, эмоции, настроения и т.п. Так, если эмоции и настроения весьма переменчивы, то традиции и мифы могут передаваться из поколения в поколение многие сотни лет. Религиозная идеология в структуре религиозного сознания представляет собой теоретический уровень, она систематизирует теоретическое обоснование религиозных догм и культовых отправлений. Она служит (руководством к действию) для объединения верующих и создания религиозной организаций. Основными источниками для возникновения и развития религиозной идеологии, как правило, являются священные тексты и писания. 2) Религиозный культ – система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремяться выразить свою приверженность к той или иной религии. Например, крест является символом христианской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение, венчание, отпевание усопших. 3 ) Религиозные организации – определенная форма объединения и управления верующими людьми (дайте определение понятиям: церковь, секта, деноминация, культ).
Социальные функции религии. Как социальный институт религия выполняет следующие основные функции: 1) иллюзорно-компенсационную – вера человека в жизнь в потустороннем бытие; 2) мировоззренческую – вера в существование некой трансцендентной инстанции, во многом определяющая систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира; 3) регулятивную – создание и функционирование определенной системы ценностей и норм, которая мотивирует поведение верующих; 4) интегративную – верующий идентифицирует себя с определенной социальной общностью людей, которые придерживаются таких же религиозных взглядов; 5) идеологическую – в современном мире религия становится мощным средством идеологического воздействия на людей.
Можно также выделить: воспитательную функцию, функцию социализации, нормативно-правовую функцию, культурологическую и др.
|