Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От величия до гибели 3 page





Окончательно кризис церковно-государственных отношений оформился в середине 17 века. В годы Великой смуты (1600-1613) русские впервые столкнулись с наемными армиями европейского образца и пережили оккупацию со стороны европейской державы –Речи Посполитой. Именно с этого времени государственная власть начала склоняться к европейской модели развития государства, прежде всего в военном отношении и опять встал вопрос о примате власти. Он подогревался еще и политическим амбициями – претензии на “Третий Рим” не возможны были без главенства среди православных, а оно в свою очередь порождало геополитические претензии, ведь огромная часть православных и сама родина православия –Византия находились под властью турок. Поэтому требовалось с одной стороны модернизировать общество, переняв все достижения бурно развивавшейся еврепейской цивилизации, а с другой стороны сблизиться с греческой церковью. Однако, среди духовенства было немало противников подобных реформ, из которых сформировался так называемый кружок ревнителей древнего благочестия. Дело в том, что

еще во второй половине XV в. в Московском государстве утвердилось убеждение в том, что после Флорентийской унии и падения Константинополя истинное, чистое христианство сохранилось лишь на Руси. Всё, что шло от греков, казалось подозрительным или ложным. Греки, со своей стороны, требовали безоговорочного следования их традициям, что унижало достоинство русских. Отсутствие терпения и взаимопонимания с обеих сторон привело в скором времени к расколу в русской Церкви. Противники реформ указывали на то, что греческое православие после падения Константинополя превратилось из интегрального духовно-политического учения в исключительно духовную доктрину индивидуального спасения. Однако ситуация вышла за рамки чисто богословских дискуссий когда Патриархом стал Никон –личный друг царя Алексея Михайловича, который и взял в свои руки проведение церковной реформы. Однако Никон так же стал претендовать на верховную государственную власть. Он заявил: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". Естественно, терпеть конкурента царь не стал. К тому же Никон был непопулярен в среде духовенства за грубый, говоря по-современному, стиль руководства и в 1666 году он был лишен патрирашьего сана и сослан простым монахом в монастырь.

Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил разделение духовной и светской власти.

Естественно, что не все русские христиане согласились с этим. Часть из них выступила против реформы и это получило название церковного раскола. Это был первый глубинный идеологический раскол российского общества. Одновременно с этим произошло окончательное оформление закрепощения крестьян, когда при царе Алексее Михайловиче было принято в 1649 году Соборное уложение. Произошло закрепление разделения единого этноса по социальному признаку, при котором одна –несоизмеримо малая часть получала власть над подавляющим большинством своих соплеменников.

Следующим драматическим периодом в истории России стало воцарение Петра Первого и проведение им реформ, включавших создание абсолютной монархии и ликвидацию Патриаршества. Отныне русская Православная церковь была низведена до положения “служанки” государства. В жизни Петра огромную роль сыграли иностранцы, прибывшие в Россию еще при царе Алексее Михайловиче. Искатели счастья и чинов, ремесленные мастера, военные специалисты сформировали жизенные взгляды Петра. Они учили его военному и морскому делу, а кроме того приучили пить крепкие напитки, курить, носить европейское платье. Не от них ли научился Петр пренебрежению ко вему русскому? В росийской истории Петра величают великим, но так же известные его депотические и кровавые выходки. Европейские по духу реформы он проводил поистине с азиатской жестокостью. Первым массовым убийством стала расправа с участниками стрелецкого бунта, который произошел в Москве в 1697 году. Срочно вернувшись из-за границы, Петр лично принял участие в казнях участников уже подавленного восстания стрельцов, проходившего под лозунгом возврата к старым порядкам. Он рубил головы стрельцам и заставлял делать это и своих приближенных. Называя духовным вождем стрельцов уже умершего к этому времени князя Милославского он приказал вырыть его тело из могилы и на повозке, запряженной свиньями привезти к месту казни и поставить к плахе так, чтобы кровь казненных стекала на его останки. 195 стрельцов были повешены на стенах Новодевичьего монастыря, где жила сосланная туда его сестра царевна Софья. Еще троих повесили у окон кельи опальной царевны и целых пять месяцев трупы казненных не убирали. Таково было начало царствования. С церковью Петр поступил так же круто. Он неприязненно относился к духовенству и после смерти матери перестал участвовать в религиозных церемониях. Он упразднил патриаршество, и вместо этого создал Синод, ведавший церковными делами, и подчинявшийся гражданскому чиновнику -обер-прокурору. Мало того в историю вошли его многочисленные оргии, которые могут быть оценены как насмешка над православной церковью: Петр учредил “всешутейший, всепянейший собор”, главой которого стал его шут Никита Зотов, которого на время “служб” одевали в настоящие архирейские ризы, взятые из церкви. Он разъезжал на повозке, запряженной свиньями, пародируя выезды высоких чинов церкви, а сам Петр, изображая дьяка, крестил всех огромной бутылкой со спиртным и благословлял всех пристуствующих именем языческого бога виноделия Бахуса! Правление Петра –эпоха постоянных войн, требовавших огромных людских и материальных ресурсов. Люди гибли в многочисленных сражениях, на строительстве городов, верфей, кораблей, но даже после смерти государство не оставляло их в покое: Петр ввел налоги даже на дубовые гробы. За время правления Петра Россия потеряля почти треть населения. Для сравнения в процентном отношении в Великую Отечественную войну СССР потерял 10% населения. Как писал историк Валишевский: “Во все, что Петр делал он вносил силшком много стремительности, слишком много личной грубости, и в особенности, слишком много пристрастия. Он бил направо и налево. И, поэтому, исправляя, он все портил”. Итогом правления Петра стало фактическое раздвоение характера Российского государства, которое было благосклонным по отношению к привелегированному классу –дворянству и совершенно репрессивным по отношению к большинству населения, за счет которого делались все преобразования. Вся эта трагическая раздвоенность вкупе с прозападной внешней политикой и стала питательной почвой для революционных идей и последующего крушения Российской империи.

Все великие империи прошлого имели схожую судьбу: они переживали период становления, период укрепления государственной мощи, затем –период ослабления и распада. Такая участь постигла в свое время Римскую империю, и Византийскую и Османскую империи и Арабский халифат. Все они остались в прошлом.

Точку зрения на Золотую Орду как государство, объединившее в своих границах различные народы, культуры, религии, а, главное, давшее им возможность сосуществовать, уживаться вместе, взаимно обогащаться разделяет известный современный историк Лев Анннинский: “Русские…психологически остаются внутри той общности, в которую входят вместе с тюрками, - и добавляет: если же говорить о глобальных перспективах, то вопрос стоит так: или Россия распадется на ворох национальных “земель” (и русские наконец-то станут “нацией”), и “земли” эти присоединятся к каким-то другим сверхнациональным конфигурациям или Россия поймет, что она –только этап в истории грандиозного Целого, которое существовало за много веков до нее и будет существовать после нее или в ее лице”.

Историческая судьба золотой Орды как части территории нашей Родины должна интересовать всех, кто хочет помнить о своих корнях.

 

Глава 3

Татарские рыцари Великой Руси

 

Распад Золотой Орды ознаменовал собой исход кочевников из ее пределов в поисках лучшей доли. Это объяснялось тем, что воину, каковым считал себя каждый член кочевого племени, способный верхом и при оружии пойти в поход, оседать на земле и заниматься ее обработкой было неприлично. В поисках нового пристанища тюркские племена дошли даже до Литвы и Польши, предложив тамошним властителям свои услуги в качестве вооруженной силы. С точки зрения современного человека это был род своеобразного наемничества, когда тому или иному государю служили за земельный надел. На Руси в эти годы (50-ые годы 15 века) возникло Касимовское ханство, об истории которого мы писали в первой книге “Тайны татарского народа”. В этой главе хотелось бы подробнее остановиться на гораздо менее освещаемом историческом факте –возникновении района компактного расселения татар в Нижегородской области. Еще в 4 веке нашей эры этот край испытал на себе результаты великого преселения народов –через его земли прошел гуннский племенной союз, который протянул сс собой из Приуралья угров и сарматов. Таким образом, уже тогда в Мещере присутствовал компонент, общий для всех тюрков. Его принесли племена хунну, возникшие в Центральной Азии. Таким образом можно говорить о более глубоком родстве и общих корнях нижегородских мишар и казанских татар в частности, и тюркоязычных племен, живущих на территории современной России вообще. В 8-9 веках на территории Мещеры обитали племена, которые в русских летописях носят название мещеряков (мишарей) и буртасов. Они приняли ислам, который принесли проповедники из Волжской Булгарии предположительно в 9-10 веке. В 10-11 веках в этот район стали проникать племена половцев. Происхождение нижегородских татар тесно связано с Мещерой. В древности под этим названием понимались земли в бассейне среднего течения Оки – восточная часть Московской, почти вся Владимирская губерния, в правобережье – Рязанская губерния. Затем Мещера разделилась на русскую и татарскую части – северная Мещера стала русской, а южная – татарской. В дальнейшем Мещера расширяется на юго-восток, охватывая бассейны рек Цна и Мокша, верховья Дона.

В эпоху русской колонизации (XVI-XVII) Мещерой называли сравнительно небольшую территорию, расположенную в среднем течении Оки, включающем низовья рек Мокша и Цна. Учитывая важное стратегическое значение Мещеры, на этой территории, кроме Касимовского уезда, были учреждены Кадомский, Елатьминский, Шацкий, а также Темниковский уезды, хотя мещерские татары обитали в верховьях Дона, Цны, Суры, в бассейнах рек Мокша, Битюг, Хопер. Эти земли продолжали называть польской Украиной.

С Мещерой связан не только этноним “мишар”, но и другое название нижегородских татар - “нижгар” как созвучный вариант этнонимов “маджар”, “мачяр” и “мишар”. Татары с Мещеры переселялись дальше на юг и восток – в Подонье, Среднее Поволжье и Приуралье и далее в Сибирь. Татар-мишарей в Башкирии, Оренбурге долго называли мещеряками.

В связи с тем, что Мещера была открыта для проникновения различных этносов в ней уживались и смешивались различные религии и культуры, что находило отражение в и в быте, и в языке, и в верованиях, и в мировоззрении. Так по замечанию Н.А.Самойловича “единая система названий дней недели наблюдается на обширном пространстве от мещеряков Сергачского уезда Нижегородской губернии до турков Анатолии и Балканского полуострова”. Она представляет собой названия собственного мишарского происхождения, в основе которых, по мнению А.Н.Самойловича, лежат представления о сотворении мира.

Это – понедельник, по-тюркски – баш кень, начало сотворения мира; вторник, буш кень – продолжение творения,; среда, чэршэмбэ – пятый день недели по исламу; четверг, кече атна кень – канун недели по исламу, пятница, джума кень - главный день недели по исламу; суббота, атнараскень – день между двумя неделями – исламской и христианской; воскресенье, базар кень – базарный день.

Язык мишарей относится к западному диалекту татарского языка. Он вобрал в себя множество русских слов. Это –прежде всего слова, обозначающие предметы хозяйственного обихода. Однако, исследователи-тюркологи отмечают, что в языке мишарей сохранились старо-тюркские слова, которые отсутствуют в языке современных казанских татар.

В 13 веке монгольское нашествие кардинально изменило положение на Нижегородчине. Тюркские воины –выходцы из Орды начали селиться на юге Нижегородской области в конце 13 века. Возможно, одним из первых их поселений стал город Сараклыч у слияния рек Сарова и Сатис. Разразившаяся во второй половине 14 века социально-экологическая катастрофа заставила трюкские кочевые племена искать новые места для ведения хозяйства и осваивать, в том числе, земли Волжско-Сурского района. Примерно в то же время (ок.1365года) в летописях впервые упоминаются поселения мусульман на Нижегородской земле. С того времени и начался сложный процесс взаимодействия местных этносов и выходцев из Орды, приведший к формированию нижегородских татар, этнические корни которых довольно не однородны.

В 15 веке с образованием касимовского ханства начался сложный процесс взаимодействия христианства и ислама в России. Известно, что во главе по началу вассального, а потом вошедшего в состав империи на правах “автономии” Касимовского ханства стояли чингизиды –выходцы из Орды. Само ханство являлось “поставщиком” воинских формирований для Московских государей и одновременно очагом распространения ислама среди населения юго-восточных окраин княжества Московского. Этому способствовала полная религиозная автономия Касимовского ханства. Москва шла на сотрудничество с ордынским выходцами, признавая их религиозные права и наделяя правами гражданским вовсе не из-за своей веротерпимости, а исходя из конкретных реалий обстановки, окруженная со всех сторон врагами с Востока –многочисленными Ордами и ханствами, образовавшимися после развала Золотой Орды, с Запада –сильной Речью Посполитой, с севера Новгородской республикой, претендовавшей на главенство в межкняжеском соперничестве. В сложные времена, которыми изобиловали 15 и 16 века московским государям было выгодно иметь силы, на которые можно было опереться в решении политических проблем военными способами.

Таким образом возникновение первых татарских поселений на Нижегородчине связано с выходцами с территории разваливающейся Золотой Орды (села Сафаджай, Петряксы и Медяна).

Своеобразие статуса татар заключалось в том, что, являясь служилыми людьми и, получая землю в обмен на военную службу они выпадали из процесса закрепощения крестьянского населения Руси и оставались лично свободными. Татарские деревни Нижегородчины не знали крепостного права на протяжении всей своей истории. Они по своей форме напоминали казачьи общины.

Служилые татары делились на два разряда – новокрещены, мурзы, князья татарские и городовые казаки. Татары назывались городовыми казаками, потому что первоначально они селились вокруг Касимовского городка и, будучи военными, участовали в походах русских государей, несли станичную и сторожевую службу, за свой счет покупая боевых коней, необходимое снаряжение и совмещали военную службу с крестьянским трудом. В ряде случаев селения по казачьей традиции назывались “юртами”.

Городовые казаки выступали в походы, наряду с дворянами, боярскими детьми, мурзами, татарскими князьями и включались в состав городового (уездного) отряда или полка. Во время походов они получали денежное жалованье. Эти дальние изнурительные походы требовали полной отдачи сил и средств в ущерб своему хозяйству.

Служилые татары Арзамасского уезда делились на две категории: помещики по четвертному праву и владельцы отдельных нетатарских селений. По четвертному праву татары наделялись поместьями в местностях, в основном, с татарским населением. В отличие от других служилых людей, они вели хозяйство общинных началах, сочетая службу с хозяйственными делами. Как правило, они владели небольшими поместьями (15-20 четей). Часть служилых татар наделялась не только землей, но и крестьянами, обязанными обеспечить кормление для нормальной службы.

Служилые татары участвовали в многоичисленных походах русских князей против казанского ханства. Эти, достаточно парадоксальные, на первый взгляд действия объяснялись довольно противоречивой политикой самого Казанского ханства. Правящая элита ханства не представляла собой единого целого. Она разделилась на партии, поддерживая различных претендентов на ханский престол. Естественно, что этим не преминули воспоьзоваться соседи. Началом такой борьбы с вовлечением иностранных сил стала попытка посадить на казанский трон касимовского царевича Касима, которая, впрочем, закончилась провалом. Однако, к 1480 годам расслоение правящей элиты Казани проявилось со всей силой. К этому времени внвь встал вопрос о престолонаследии. В той ситуации можно выделить две партии –тех, кто ратовал за укрепление отношений с Ногайской ордой и через нее с Туркестаном и тех, кто выступал за укрепеление отношений с Россией. В тот момент победу одержала партия сторонников Ногайской орды, посадившая на престол хана Али, а его оппонент хан Мухаммед-Эмин отправился в Россию, где ему в управление был отдан город Кашира. Между 1482 и 1487 годами русское правительство играло на противоречиях обеих партий, оказыая помощь то одной из них, то другой. В 1484 году победу одержала русская партия. Хан Али был низложен и трон занял Мухаммад-Эмин. Однако новый хан оказался не способен справляться с делами государства, Ногайская партия взяла верх и восстановила на престоле Али. Весной 1487 года русское войско осадило Казань. Прорусская партия вновь низложила Али и заключила мир с Россией. Арестованный Али был выдан русским, а престол снова занял Мухаммед-Эмин. Сторонники восточной партии быи казнены. По условиям договоров Казанское ханство обязывалось не воевать против России, не выбирать себе нового хана без согласия великого князя, охранять интересы русских людей, находящихся в ханстве. Таким образом русское правительство стремилось к соблюдению и укреплению сових экономических интересов, сремясь выйти на Волгу и по ней на среденазиатский рынок, дял чего необходим был стабильный и прочный мир, а так же гарантии безопасности русскому торговому люду, ведшему коммерческие дела с Востоком и в качестве перевалочной базы и рынка сбыта, использовавшего Казань.

Однако, Восточная партия, не смотря на тяжелое поражение, не потеряла надежды на реванш. Весной 1495 года ее приверженцы обратились за помощью к сибирскому хану, пообещав в случае успеха посадить на престол сибирского же царевича Мамука. Эта попытка увенчалась успехом и бывший хан Мухаммед-Эмин вновь бежал в Россию. Однако Мамук явно не подходил на роль казанского государя, так как ему чужды были казанские порядки и он принялся их изменять в соответствии со своими нравами. Он вошел в конфликт с руководителями Восточной партии и местным населением.

Приверженцы Восточной партии поняли свою ошибку и во главе с князем Кель-Ахмедом, в свое время руководившим смещением Мухаммед-Эмина составили новый заговор, который завершился удалением с казанского трона сибирского царевича. Однако ни Кель-Ахмед, ни его сторонник по Восточной партии не желали возвращения на трон Мухаммед-Эмина и вместо него на престол возвели его брата Абдул-Латифа. Абдул-Латиф вырос в Крымском ханстве, но находился на московской службе. По вступлению на престол он возобновил выгодные Москве двухсторонние договоры. Однако хан начал проводить антимосковскую политику, чем настроил против себя промосковскую партию и в 1502 году был низложен опять-таки при деятельном участии Кель-Ахмета, который на этот раз выступил за союз с Россией. На престол был вновь возведен хан Мухамед-Эмин. Череда переворотов и передача престола представителям иностарнных государств, а так же вмешательство во внутренние дела Казанского ханства ярко свидетельствуют о том, что бывшее некогда мощным и независимым государством ханство уже значительно утеряло свою мощь и самостоятельность и начало преварщаться в разменную монету в геополитических играх Москвы, Крыма и Сибири. Однако Воцарившийся на казанском престоле Мухамед-Эмин неожиданно сменил политическую ориентацию и повел антирусскую политику. В 1505 году в Казани было организовано нападение на многочисленных русских торговцев, товары которых были разграблены, многие из них были убиты или обращены в рабство. Вслед за этим разразилась война, продлившаяся до марта 1507 года. В 1506 году русские войска потерпели под Казанью сильное поражение, но в 1507 году Мухаммед-Эмин начал переговоры и соглсился заключить мир на условиях востановления старых договоров. По мнению историков, вся эта война была затеяна прорусски настренным Мухаммед-Эмином для того, чтобы укрепиться на престоле с одной стороны, осовбодившись от влияния русских, а с другой стороны сняв с себя упреки в том, что он является иностранным ставленником. С 1507 по 1518 годы отношения между Казанским ханством и Русским государством развивались. Хан вернулся к русофильской политике и заключил с великим князем “мир вечный...и любовь недвижиму покуда Бог даст”.

В 1518 году Мухаммед-Эмин тяжело заболел и умер. С его смертью пресеклась целая династия, основанная ханом Улу-Мухаммедом. Вновь встал вопрос о престолонаследии. Ближайшими родственниками угасшей династии были крымские царевичи, сыновья хана Менгли, однако Москва неожиданно предложила кандидатуру Касимовского царевича Шах-Али, который не имел никаких прав на казанский престол. Он воспитывался в России и не питал вражды к русским. Даже провозглашение Шах-Али казанским ханом состоялось в Москве. Шах-Али заключил союз с Россией, скрепив его торжественной клятвой. Однако в Казани Шах-Али был непопулярен. Он по сути дела являлся номинальным правителем, а всеми делами руководил русский посол Федор Карпов. Оппозиционная Восточная партия начала поднимать голову. В 1521 году она тайно установила сношения в крымским ханством, пообещав в случае поддержки государственного переворота посадить на престол крымского царевича Сагиба. При приближении крымского войска правительство растерялось и не смогло оказать ему никакого сопротивления. Шах-Али бежал в Москву. После воцарения Сагиб-Гирея началась война с Россией. Союзное крымско-казанское войско осадило Москву, великий князь Василий бежал в Волоколамск. Союзники сожгли все московские предместья, а осада Москвы, не подготовленной к длительному сопротивлению грозила падением города. В этой связи русское правительство вынуждено было пойти на мирные переговоры. По условиям мира Москва обязалась платить крымцам дань. В 1523 году со взятием союзной России Астрахани крымцами началась новая война между крымцами и их союзниками казанцами и русскими. В Казани вновь было совершено избиение русских купцов, при которм погиб и сам русский посол. Контрударом со стороны России стал захват части территории направом берегу реки Суры, принадлежавшей Казанскому ханству и основание там города Васильсурска. В связи с тем, что новое правительство Крыма не горело желанием воевать с Россией, а Россия, в свою очередь не желала мириться с Казанью казанцы решили через голову крымцев обратиться за поддержкой к Османской империи. Казанцы заключили с турецким слутаном Сулейманом договор согласно которму они признали верховную власть турецкого султана, казанский хан назначался турецким правительством, а Турция в свою очередь предоставляла казанцам помощь в борьбе с Россией. В 1524 году Сагиб-Гирей неожиданно покидает Казань и приезжает в Константинополь, где добивается от султана Сулеймана назначения на крымский престол, взамен себя же он оставляет в Казани своего племянника Сафа-Гирея. Тем временем Москва возобновила военные действия против Казани. Казань опять была взята в осаду, но в очередной раз казанцам удалось отбиться от русских, нанеся им значительные потери и вновь начались переговоры о мире. Согласно его условиям Москва признала Сафа-Гирея казанским ханом. При этом русское правительство запретило русским ездить на казанскую ярмарку, учредив “альтернативную” ярмарку в Нижнем Новгороде. Однако война вновь вспыхнула с новой силой в 1530 году. Снова русские осаждали Казань и в который раз в результате умелых действий осажденных и действий в тылу русского войска (казанцы завхатили пищали, которые везли русским стрельцам) московское наступление удалось отбить и был вновь заключен мир. Однако Москва не оставила планов возвраить свое былое влияние на Казань и для этого переманила на свою сторону часть предствителей знати, которые сгруппирвоались вокруг царевны Ковгоршад – сестры хана Мухаммед-Эмина, последней представительницы ушедшей династии. Русское правительство пообещало поддержку движению, направленному против Сафа-Гирея и восстановление договоров, действовавших при Мухаммед-Эмине. На каазанский престол русские предлагали Шах-Али.

В мае 1531 года, узнав, что заговор раскрыт заговрщики открыто выступили против хана Сафа-Гирея и лишили его престола. Бывший хан бежал в Ногайскую орду. Были казнены видные представители Восточной партии. По согласованию с образованным в Казани временным правительством на казанский престол был посажен не Шах-Али, к котормому казанцы относились с неприязнью, а его брат Джан-Али. Однако вместо малолетнего хана государством управляло временное правительство во главе с царевной Ковгоршад. Однако в 1533 году с кончиной Василия III влияние Москвы на Казань ослабло и этим не преминуло воспользоваться временное правительство. Оно быстро перориентировало свою политику, отаказвшись от союза с Россией. Джан-Али был убит, а на престол вновь приглашен не так давно изгнанный хан Сафа-Гирей. Второе его правление было еще более неспокойным. Среди недовольной засильем крымцев казанской знати сформировалась оппозиция, возглавялемая князем Булатом, которая, конечно же, искала поддержки у России. В 1542 году с помощью крымцев удалось предотвратить очередной поход русских на Казань, чему немало способствовало падение правительства Бельских, и приход им на смену Шуйских, позиции которых во внешней полиитке были достаточно слабы. Однако, по призыву казанской оппозиции русские в 1545 году выступили в поход против Казани, но опять неудачно: оппозиции не удалось поднять восстание и русское войско вынуждено было повернуть от стен Казани обратно на родину. Однако этим дело не кончилось. В 1546 раздавленная, казалось бы, оппозиция все-таки даже без поддержки России сумела направить народ против крымцев и организовать переворот, в результате которго Сафа-Гирей был вновь свергнут с престола, а многие крымцы были убиты. После этого было образовано временное правительство, во главе которой стояли лидеры прорусской партии и по соглашению с русскими на казанский престол вновь сел Шах-Али. Вся эта чехарда с ханами, любой из которых –независимо от происхождения был лишь игрушкой в руках сильных и враждебных друг другу иностранных государств, использовавших Казанское ханство в качестве разменной фигуры в своей политической борьбе показывает, что дергадация власти и системный кризис в Казанском ханстве очень быстро нарастали. Развязка была уже не за горами и чем дольше она затягивалась, тем ужаснее она должна была быть. Особенность ситуации состояла еще и в том, что Российское государство к этому времени уже настолько укрепилось, что чувствовало в себе силы поглотить Казанское ханство. Однако эпопея продолжалась: при поддержке ногайцев низложенный хан Сафа-Гирей осадил Казань. Временное правительство было слабым и ему не удалось организовать сопротивление. Шах-Али уже в который раз вынужден был бежать из Казани и скрываться да так, что о его местонахождении в течение долгого времени не блыо известно ни русским, ни татарам. Новый старый хан казнил самых видных представителей временного правительства и сторонников русской партии. В Казань были “завезены” в большом количестве крымцы, которые и составили основу нового правительства. Однако в 1549 году хан Сафа-Гирей в возрасте 42 лет скоропостижно скончался. Вопрос о престолонаследии был сильно запутан –хан имел нескольких жен и сыновей от каждой из них. Многочисленые интриги с выбором нового хана, в которых участвовали и Османская Порта и Крым закончились возведением на ханский престол малолетнего Утямыша –сына царицы Сююн-Бике, одной из жен покойного Сафа-Гирея, которая стала регентом при сыне. Основу правительства вновь составили крымцы во главе с огланом Кощаком. Характерно, что в своих действиях правительство опиралось на крымское войско, не доверяя местному населению. Русское правительство словно почуяло всю шаткость положения Казанского ханства и решило окончательно подмять его под себя. С 1548 года молодой царь Иван, прозванный впоследствие Грозным при идеологической поддержке митрополита Макария организовывал ежегодные походы на Казань. Пока они заканчивались неудачно, но русские непрерывно наращивали свои силы, а крымское войско, составляющее основу военной силы казанцев было малочисленнее и хуже вооружено и не могло предпринимать активных действий. Логика развития и укрепления русского централизованного государства требовала непрерывного расширения территории, освоения новых земель, захвата и создания новых рынков. Все эти элементы присутствовали в политике России по отношению к Казани. Они не были чем-то исключительным –если относиться кэтому философски, то все государства в мире развиваются одинаково. Любое государство, которое хочет укрепиться должно непрерывно развиваться. В средние века в силу недостаточно развитой промышленности был только один путь развития государства –экстенсивный, то есть расширение территорий за счет соседей, включение их национального богатства в оборот государства-завоевателя. Естественно, что это нуждалось в идеологическом обосновании и в данном случае подавалось русским духовенством как борьба, мягко говоря, с неправославной верой. В связи с этим была произведена реорганизация русского войска, формирован корпус стрельцов, привлечены иностранные специалисты в области артиллерии и фортификации. При участии казнских эмигрантов был составлен план поэтапных действий по завоеванию Казанского ханства, предусматривавший свержение крымской династии, замена хана на русского наместника и присоединения к России правого берега Волги.

Date: 2016-07-25; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию