Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры, способствующие развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым





Полный текст

 

При диагностике психического развития детей дошкольного возраста часто встречаются случаи недоразвития двигательной сферы. Это может быть связано с физиологической незрелостью моторной зоны коры головного мозга, а также с отсутствием социального опыта игровой деятельности.

Психологии известно, что любая специально организованная, направленная деятельность способствует функциональному созреванию мозговых структур (функция формирует орган), поэтому для развития моторной сферы детей дошкольного возраста предлагается настоящая программа.

Данная программа включает в себя материалы нейропсихологов и психологов, занимающихся коррекцией двигательной сферы детей: А.Р. Лурии, З.Г. Симерницкой (г. Москва), Т.Ю. Андрущенко (г. Волгоград).

Настоящая программа может быть использована как в индивидуальной, так и групповой формах работы с детьми (количество детей в группе – 3–5 человек.)

Термины:

Апраксия – нарушение произвольности движений.

Кинестетическая апраксия – сохранные движения, но двигательные расстройства. (Рука-"лопата"; нарушение действий при письме; без зрительного анализатора не может совершать движения).

Кинетическая (динамика) апраксия – нарушение автоматизации различных двигательных функций. (Дети, начав движение, не могут его закончить; навязчивые движения; нарушение действий с предметами при рисовании, при письме).

Регуляторная апраксия – система навязчивых движений, нарушение произвольности движений.

Кинестетический праксис

Активизация:

а) Округлить пальцы, напрячь, твердое соприкосновение подушечек пальцев (купол).
б) Сцепляй мизинцы, указательные пальцы соединяй домиком, соединяй большие пальцы и пружинистые движения всей конструкцией.
в) Дополнительная рука перед собой с выставленным большим пальцем, ведущая рука обхватывает этот палец – "накрыли крышечкой".

Разминка:

Выбрасывание пальчиков
а) "В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали".

б) "1,2, 3,4,5.
Мы грибы идем искать.
Вот мизинчик в лес пошел,
Безымянный – гриб нашел.
Средний пальчик чистить стал,
Указательный – скакал,
Большой палец все съел,
От того и потолстел."

Диагностика:

1) Выполнение по зрительному образцу:
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – "зайчик"
• 2 и 3 пальцы – "коза-дереза"

То же левой рукой.

2) Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу", открыть глаза – повтор движений.

3) Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Нарушения:

1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.

2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.

4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).

5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие). Оценка: нарушение кинестетической основы движения.

Коррекция: (этот же блок может быть использован для коррекции динамического праксиса)

I блок упражнений. Пальчиковая гимнастика (отработка элементов диагностики)
1. Пальчик (указат.палец)
Зайчик (2 пальца)
Кулак
То же с выключением зрительного анализатора.
Начинать с ведущей руки, потом дополнительная рука, если ребенок справляется – двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).
2. Прибавляем "козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак = коза)
3. "Кольцо" ("o’key")
4. "Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.
5. "Олень" – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).
Задача – выработать автоматизм. "Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д."

II блок упражнений.
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.

III блок упражнений.
1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.

IV блок упражнений.
1. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя.
2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.

Динамический праксис: "пальчик – зайчик – улитка с рожками". Блоки с включением обеих рук.

1. "Бинокль" – пальцы собраны
"Петушки" пальцы расставлены
(Бинокль – петушки; бинокль – олень)
(Петушки – курочка = бинокль – олень)

2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.
"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
"Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.
(Стол – стул – кресло)

3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся.
"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.
«Моет» = руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.
(Ворота – дорога – мост)

4. "Колокол" – указат.палец вверх, другие – в кулак, дополнительная рука согнутой ладошкой прикрывает его.
"Грибок" – то же, но 2 пальчиками (толстая ножка). (Колокол – грибок – колокол – грибок)

5. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.
"Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.
"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.
(Миска – гнездо = гнездо с яичками)

6. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
(Пальчик – зайчик – улитка с рожками = улитка с домиком).

7. "Теремок" – крыша – указательные и большие пальцы, остальные согнуты. Пружинить.

8. "Бочонок" = ладони от себя, одна на другую находят, соединяем и накрываем большими пальцами – крышечкой.

9. "Ветки" = ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.
"Корни" – ладони к себе. (Солнышко – флажок – ветки – корни)

10. "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.
"Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.
"Цветок" – пальцы раскрыты.
(Ваза – бутон – цветок)

"Наши алые цветочки распускают лепестки
(медленные движения из чаши – 6 движений)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит
(вперед = назад)
Наши алые цветки собирают лепестки
(медленные обратные движения)
Тихо засылают, головой качают,
(влево-вправо).

Динамический праксис

Диагностика:
1. Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая)
2. Графические пробы

– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)


3. Реципрокная (координация)

Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

Анализ нарушений и оценка:

1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:
• нарушение динамического праксиса

2. С трудом переключается с одного движения на другое: О персевирует прежние движения
• инертность движений

3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:
• нарушение пространственного праксиса

4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:
• нарушение реципрокной координации

5. Отстает одна рука

6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую
• игнорирование левой руки (правое полушарие)

Коррекция динамического праксиса (см.в кинестетическом праксисе).

Упражнения только на развитие динамического праксиса:

1. Пальчики поздоровались с большим по очереди – "привет!" (плавно и резко, ведущая рука – дополнительная рука – 2 руки вместе)

2. "Клубы дыма". Рука в кулак, один палец отставлен (все но очереди), имитация клубов – круговые движения вверх в воздухе.

3. "Рисуем чушую у рыбы". Разными пальцами рисуем чешую вверх, вниз. 5. "Альпинисты идут по горам". Палец – крюк, который цепляется за горы.

Работа над развитием реципрокной координации. Коррекция.

1. Ладонь – кулак 2-мя руками.
а) симметричные положения рук: прав.рука – кулак, лев.рука – кулак, сменить на ребро.
б) ассимметричное положение: прав.рука – кулак, лев.рука = ладонь, смена положений.
в) усложнение – увеличиваем число переключений: кулак – ребро – ладонь, ускорение темпа

2. Ребро – ладонь (ведущая – дополнительная – 2 руки)
усложнение – 2-мя руками последовательно, затем одновременно в разных фазах.

Расслабление пальцев кистей рук. (Вводится после сильного напряжения) Можно проводить после каждого упражнения.
1. "Погладим котенка". Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой.
2. "Курочка пьет воду" – сбрасываем руки назад. "Курочка клюет зерно" – сбрасываем руки вперед.
3. "Веселые маляры" – широкие размахи одной рукой, затем другой, потом 2-мя руками.
4. "Качаем лодочку" – соединить ладони и качать вправо-влево.
5. Закрыть глаза согнутыми ладошками, придумать 3 метафоры "темноте".

Блоки работы и упражнения.
I. Знакомство.
• дети выбирают лекало, обводят, заштриховывают.
• переменный шаг, шагать как слон.
• пальчиковая гимнастика.
• Стадион: активизация, разминка, тренировка, отдых, проба сил (сила сжатия на резиновой подушке, сильная – слабая – средняя)
• Графические задания: узоры
1 занятие – прямые линии
2 занятие – кривые и т.д.
• Штриховка (в разном расположении, можно использовать лекала)
• Удержание формы "больше-меньше". Внутри треугольника рисуются меньшие треугольники и наоборот)

2 блок.
• Предметно-продуктивные действия – "рука-труженица" (ножницы, лекала, клей, бусы).
• Образно-продуктивные действия – "рука-выдумщица" (из вырезанного придумай... сложи... дорисуй...)
• Игры на крупную моторику (изобразить всем телом).

Игры

1. "Гармошки"
Я играю на гармошке быстро, малый растяг
Хоть моя гармонь с ладонь тонким голосом
Если вырасту немножко медленно, широкие движения
Подрастет моя гармонь. низким голосом

2. "Бубен"
Если в бубен бьет медведь хлопки
Бубну как не зареветь в ладоши
А комар забьет в него стучат пальчики
Не услышишь ничего. большой и указательный

3. "Суслик"
Суслик заплясал у норки руки на поясе, топают ногами
Песню солнышку запел руки вверх
На сопилке заиграл игра флейты
Захотелось даже Зайке игра на балалайке
Поиграть на балалайке.
Заиграл и в тот же час руки на пояс
Все пустились сразу в пляс. выставляют пятки

Пальчиковая гимнастика

"Пальчики" (на ладонь одной руки по 1-му пальчику другой)

Вот как пальчики шагают
И мизинец, и большой,
Указательный и средний.
Безымянный – вот какой.
Вот как пляшут наши ручки,
Веселятся и шалят.
Вот как пляшут наши ручки,
Наши ручки у ребят.

"Считаем пальчики"

1, 2, 3, 4, 5. (выброс пальчиков по очереди)
Будем пальчики считать.
Все они умелые.
Дружные и смелые.
1, 2, 3, 4, 5.
На другой руке опять
Будем пальчики считать, (то же)
1, 2, 3, 4, 5. (показ пальцев)
Вышел пальчик погулять.
Только вышел из ворот
Как другой к нему идет.
Вместе весело идти.
Видят – домик впереди (сделать из рук)
Тук, тук, тук -
Выходи к вам третий друг, (палец выглядывает)

"Гном"
Кто живет под потолком?
Гном.
У него есть борода?
Да.
А манишка и жилет?
Нет.
И давно он там живет?
Год.
Кто с ним утром кофе пьет?
Кот.
Кто с ним бегает вдоль крыш?
Мышь.
Как же гномика зовут?
Округ.
Он капризничает, да?
Никогда.

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1 Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием психологом этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Психологу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Психолог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

   
Стихи для упражнений по развитию мелкой моторики. Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - лег­кий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения. Мышки бегают по кругу: Друг за другом, друг за другом! Утащили мышки сыр, Затевают мышки пир! Водят мышки хоровод, Делит сыр усатый кот: Вот тебе, держи, кусочек, Заворачивай в платочек! Вот тебе кусочек сыра, Запивай его кефиром! Вот тебе, не прозевай, Поскорее уплетай. И тебе кусок достался, Ты голодным не остался. И последний, наконец! Вот так котик, молодец! При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца. Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать! Кто в лесочке живет? Под корягой - старый крот, За горой лисенок, В ельнике - лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать! Есть у нас игрушка: Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять! Соединяем одинаковые пальчики рук. Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок"). Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук). Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук). Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук). Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук). Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук). Вот как разыгрались, По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями) "Колечко" Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка! Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки; "Пчелка" Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками; Я пчела, лечу, лечу, Меда сладкого хочу! Я лечу, я жужжу, Я на клевере лежу! "Ножки" указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование") Ножки, ножки, Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! Раз шажок, два шажок, Догони меня дружок! Шел бобер, нес топор, Шел бобер через бор. Шел бобер через болото, Шел бобер искать работу! "Рожки" Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; Я коза-дереза, Все деревни я гроза! Забодаю я рогами, Дай мне каши с пирогами! У меня крутые рожки, Дай конфеток мне немножко! "Глазки" Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; Глазки у волчонка, Глазки у зайчонка, Глазки у котенка, Глазки у козленка, Глазки у цыпленка, Глазки у утенка, Глазки у лисенка, Глазки у ребенка! "Ушки-рожки" Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; У улитки-крошки Маленькие рожки. У зайчишки ушки, Ушки на макушке! "Ведерко" Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; Приходил Егорка, Приносил ведерко. Расплескалась вода, Лей скорей еще сюда! "Тарелочка" Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; У пушистой белочки Круглая тарелочка, У полосатой кошки Маленькая плошка! "Крыша" Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; Заходите к нам в домишко! Здесь живут кроты и мышки, Волк, барашек, лягушонок, Косолапый медвежонок! _________________

 

 
Вернуться к началу
   

 

   
 
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов. 3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки). 4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту. 5. Открывать почтовый ящик ключом. 6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки. 7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать) 8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой. 9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка). 10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п. 11. Помогать перебирать крупу. 12. Закрывать задвижку на двери под раковиной. 13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 14. Собирать на даче или в лесу ягоды. 15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. 16. Вытирать пыль, ничего не упуская. 17. Включать и выключать свет. 18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 19. Перелистывать страницы книги. 20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком. Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. _________________

 

 
     

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

 

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; - развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо? Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. _________________ Надежда Лоскутова. Будь собой! Остальные роли уже заняты. Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство. семинары http://massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2720

 

 
Вернуться к началу
   

 

Ведана москва
Добавлено: Чт Окт 30, 2008 1:10 am Заголовок сообщения:
 
Упражнения на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. 1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. 2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. 5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. 6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п. _________________ Надежда Лоскутова. Будь собой! Остальные роли уже заняты. Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство. семинары http://massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2720

 

Вернуться к началу
   

 

 
Добавлено: Чт Окт 30, 2008 1:10 am Заголовок сообщения:
 
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. 1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе. 2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго. 3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу. 4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног. 5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной. 6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации. 7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания. 8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе. 9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. 10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце". _________________ Надежда Лоскутова. Будь собой! Остальные роли уже заняты. Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство. семинары http://massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2720

 

Вернуться к началу
   

 

 
Добавлено: Чт Окт 30, 2008 1:11 am Заголовок сообщения:
 
Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. 1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону. 2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону. 3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои. Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью. 4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты. 5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях. 6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях. 7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения. 8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот. 9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону. 10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно. 11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой. 12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям. 13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону). 14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной). 15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок"). 16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ре бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве. 17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках. 18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях. 19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест. _________________ Надежда Лоскутова. Будь собой! Остальные роли уже заняты. Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство. семинары http://massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2720

 

Вернуться к началу
   

 

 
Добавлено: Чт Окт 30, 2008 1:12 am Заголовок сообщения:
 
20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз. 21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела. 22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. 23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная. 24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения. 25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу. 26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами. 27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога). 28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть). _________________ Надежда Лоскутова. Будь собой! Остальные роли уже заняты. Обмен опытом и восприятием лучше чем критиканство. семинары http://massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2720

 

Вернуться к началу
   

 

 
Добавлено: Чт Окт 30, 2008 1:12 am Заголовок сообщения:
 
Упражнения для развития пространственных представлений. 1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.). 2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п. 3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево. 4. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела. 5. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо). 6. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему. 7. Графические диктанты на листочках в клеточку. 8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности. 9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.) 10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

 

Игры, способствующие развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым


Игра "Наша птичка"

Игры во время переодевания и купания
Во время переодевания или купания малыша приговаривайте:

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
(Е.Благинина)

Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка.

 


Игра "Покачивание на воде"

Игры во время переодевания и купания
Покачайте малыша на поверхности воды, напевая:

Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стружок!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо
Зеленые тали.
Плыви, суденышко, подале!

Такая игра в воде поможет малышу расслабиться.

 


Игра "Кто у нас хороший?"

Игры перед сном
Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу". Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Машенька хорошая!
Машенька пригожая!

 

Date: 2016-07-25; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию