Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Конкка. Иванов день и летние святки у карел.Шестидневный период между Ивановым (7.07) и Петровым (12.07) днями в Северной и Средней Карелии носит название Iivanan ta Petrun keski (букв. 'промежуток'), на южных территориях расселения карел время от Ивана до Петра именовалось Viändöi (Вияндёй). Все названия на -viänd имеют общий корень с глаголом 'поворачивать'. "Поворотные" дни со всевозможными обрядами и ритуальными действиями, запретами и представлениями об особом состоянии природного окружения, были связаны с движением солнца - днями летнего солнцестояния. Дни с этого времени начинают укорачиваться, солнце, как говорят в народе, три дня находится в «гнезде», а потом «поворачивает на зиму». Летний период viändöi имеет множество аналогий с зимним "поворотом", зимними святками. Это говорит о сходном осмыслении начала двух половин года (собственно просто нового времени отсчета, начала очередного годичного периода). Например, салминские карелы начинали годичный отсчет праздников именно с Иванова дня и к этому дню стремились заменить старую одежду на новую. Особое «поворотное время» в календаре означало, что первый день или несколько дней - их ход, состояние природы, поведение человека в этот период влияют на весь последующий календарный год. То есть как себя будешь вести, таков и год будет. В основе же мифологического мышления лежало творение, т. е. создание через обрядовые действия условий для получения удачи в личной жизни, семейном хозяйстве, сохранения здоровья. Народный календарь определял то, что основные работы должны были начинаться (или заканчиваться) в определенный день, особо отмеченный в календаре. С одной стороны, эти дни выверены на протяжении длительного времени как наиболее удачные, и были приурочены к датам церковного (православного) календаря, с другой - действовал жесткий запрет начинать работы хотя бы за день до положенного срока. Иванов день почти повсеместно был рубежом: до его наступления существовал запрет что-либо резать или рубить в лесу (т. е. нарушать целостность растительного мира). Если до Иванова дня резать ветки в лесу ножом, то "лес сдвинется" (нарушится), и животные будут умирать в стаде, если дать такие ветки на корм скотине" (Калевальский р-н). До Ивана дня, говорили, лес, как роженица (подвержен всяческим воздействиям), его нельзя было трогать. По всей Карелии именно с Иванова дня и по Петров день заготовляли впрок веники для бани. Считалось, что веники, срезанные в это время, наилучшим образом сохраняют свои природные свойства (в том числе целебные). Это утверждение связано с представлениями об особой силе растительности в период viändöi, но оно может быть одновременно и плодом чисто практических наблюдений. Сенокос начинался с Петрова дня. В Реболах замечали, что если взять в руки серп или косу до Иванова дня, то лето непременно испортится и урожая ждать нечего. "До Иванова дня нельзя приносить в дом цветы или травы. Если же дети случайно принесут, то надо быстро от них избавиться, так как вместе с ними в доме появятся все зловредные насекомые - мошкара, мухи и т. д. Трава вырастает полностью (больше не растет) в ночь на Иванов день. Накануне Иванова дня приносили в дом в каждый угол по свежему венику, да еще обрывали лист и рассыпали под лавками в избе. У финляндских карел было принято на Иванов день втыкать у входа в дом или вносить внутрь избы ветки березы или небольшие березки. На Иванов день в северной Финляндии принято было устанавливать так называемые "ели Иванова дня". Высокую ель, содрав с нее кору и обрубив все ветки, кроме одной пары посередине и вершины, ставили во дворе дома, закопав комель в землю. "Иванова ель" стояла до осени, а то и до следующего Иванова дня. По народному выражению, для как в зимние, так и в летние святки "врата рая были открыты", что на практике означало, что в эти дни каждый волен воздействовать на свою судьбу и будущее благосостояние. На пороге нового временного цикла многие народы проводили обряды очищения. Средством такого очищения на Севере у русских и карел служила обрядовая баня. Ритуальные омовения в озерных и речных водах в ивановскую ночь (относящиеся, как правило, к любовной и лечебной магии) и прыгания через ивановские костры – это тоже своего рода очищение. Термин kokko, обозначавший костры, зажигаемые в ночь на Иванов день, был широко известен в Карелии. "В канун Иванова дня, - отмечает Г. С. Маслова, - по материалам из Олонецкого и Пряжинского районов парни собирали старые деревянные бороны и сохи, сносили их в лес на возвышенное место и зажигали костры. Молодежь старалась окуриться дымом костров: считалось, что при этом все плохое выходит из человека. В Петров день также разжигали костры". На ивановскую ночь, как рассказывали автору в Пряжинском районе, "везде огни горели - жгли старые изгороди, бороны, всякий хлам. Девицы через огонь прыгали, лемби поднимали (lembie ylityttih)". В Средней Карелии "на ивановскую ночь жгли старые лодки, которые парни (устанавливали) на перекрестках дорог. Огонь посреди дороги горит, через эти лодки прыгаем в ночь на Ивана да на Петра. Лодки раньше сохраняли, высушивали для ивановской ночи да для петровской". На Карельском перешейке известны были так называемые "башенные" костры (säärikokko). Это были 7-10-метровые пирамиды, рядом с которыми ставилось по нескольку маленьких "башен". Сооружением их занимались деревенские пастухи. Вся площадка окружалась изгородью с воротами, которая поджигалась вместе с кострами. "Башни" представляли из себя сужающийся кверху "сруб", поддерживаемый с четырех углов вкопанными в землю длинными сосновыми или еловыми жердями. Над срубом, в соединении жердей, устанавливалась вершина березы или другого дерева, йленно этим (тем, что лишь наверху дерева оставлялась нетронутая вершина) конструкция башенных костров походила на "ели Иванова дня". По горению жердей в кострах гадали о предстоящих браках. В тех местах, где это было возможно, ивановские костры зажигались у воды. У салминских карел топливо для костра состояло из двух больших "морских" ладожских лодок-баркасов, установленных вертикально и соединенных вверху носами. Пространство между ними было заполнено старыми, бочками из-под смолы и прочим горючим материалом. Когда посреди ночи костер зажигали, "одновременно вспыхивали сразу несколько точек - малых и больших костров по берегу Ладоги в соседних деревнях. Молодежь танцевала и веселилась у костров всю ночь, посиделки же пар, нашедших друг друга в ивановскую ночь, продолжались в деревне до завтрака. В Сортавале записано следующее поверье: "При сгорании ивановского костра угли как следует ворошат, чтобы не осталось головешек. Сколько головешек останется, столько в деревне будет старых дев". В ребольских деревнях жгли костры (Iivanan kokko) на мелких островах, для чего собирали кучами колья и жерди, и прыгали через этот костер. Вокруг огня водили круг под песню и гармошку. К костру приходили и люди постарше: пожилые женщины пели старинные песни, учили молодых. У костра рассказывали даже сказки. В дер. Кимоваара ивановский костер жгли на проезжей дороге и прыгали через огонь, часть молодежи отправлялась на острова, там жгли старые лодки и плясали на прибрежном песке. Следует заметить, что в перепрыгивании через ивановский костер может лежать представление о переходе из одного состояния в другое. Если принять за основу тезис, что любой переходный обряд есть своего рода инициация, то и прыганье через ивановский костер можно рассматривать как ежегодную календарную "инициацию" - переход в новый временной и пространственный отрезок жизненного пути. В Ухте (Калевале) в ночь на Иванов день отправлялись на лодках блеснить рыбу. Кто постарше - те со своей парой (парень с девушкой), а маленькие – своими девичьими или мальчишескими компаниями. Так рыбачили до полуночи, а потом отправлялись на остров, там на прибрежных песках танцевали, пели, варили чай. «Молодежи много собиралось. Бывало, что те, которые лосося поймают, тут же его варили и ели". Следует отметить, что по представлениям северных карел, водяная хозяйка может рыбаку в Иванову ночь подарить ключи, т. е. обеспечить его рыбацкой удачей на весь последующий год. Целебные свойства воды в период летних святок многократно увеличивались. То же можно сказать и относительно ивановской росы. У тунгудских карел "на Ивановскую ночь ходили за водой для лечения. Брали проточную воду в трех местах. Эта вода в укромном месте может хоть несколько лет стоять - не испортится. Если что с ребенком приключится, заболеет ли кто (из домочадцев) или скотина занеможет - обливают той водой". Большое значение на viändöi придавалось возможности прямого воздействия на будущее магическими средствами, популярна была и любовная магия. "На Иванов день плетем косы во ржи, катаемся в ржаных полях – до 12 ночи надо вернуться, возвращаемся молча. Нас ругают, а мы молчим. Так молча спать и ложимся, и во сне тогда суженый приснится». "Накануне Иванова дня девушки собирают цветы и делают из них веники (это делают и некоторые парни), парятся в бане и бросают в воду: у которой утонет, той не быть скоро замужем или она скоро умрет, а у которой уплывет далеко и не затонет - ту скоро возьмут замуж или она не умрет в этот год". В дер. Толлорека Калевальского района гадали на муравейнике. Втыкали в муравейник щепку и наблюдали - если муравей поднимется до верхушки, то девушка должна выйти замуж уже в этом году. Повсеместно распространенной в промежуток между Ивановым и Петровым днями формой активных магических действий, которыми стремились вернуть утраченную или увеличить имеющуюся эротическую силу (привлекательность, "славутность"), было так называемое "поднятие лемби" (севернокар. lempi, южнокар. lembi). Оно было в основном связано с символикой воды, в которую вкладывалась идея оплодотворяющей жизненной силы. Строгие требования, предъявляемые к обрядовой бане (особый веник, в который завязывались полевые цветы, тимофеевка - kassezheinä, можжевельник, осиновые или ольховые ветки, колосья цветущей ржи и т.д.; вода, принесенная из родников из ручьев с приговорами; дрова для бани от сваленного молнией дерева или нарубленные из дерева с несколькими вершинами), "купания" (кувыркания) в росе ржаных полей, принадлежащих семьям холостых парней, плетение в них "кос" из ржи, закапывание мыла, полотенца, гребня и т. д. в землю на этих полях, закладывание в муравейник девичьей ленты в бутылке, протаскивание девушки сквозь обруч или куст, купание на заре в озерах - вот далеко не полный перечень обрядовых действий, призванных обеспечить успех во взаимоотношениях полов и будущей семейной жизни.
|