Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Конкка. Иванов день и летние святки у карел.

Шестидневный период между Ивановым (7.07) и Петровым (12.07) днями в Северной и Средней Карелии носит название Iivanan ta Petrun kes­ki (букв. 'промежуток'), на южных территориях расселения карел время от Ивана до Петра именовалось Viändöi (Вияндёй). Все названия на -viänd имеют общий корень с гла­голом 'поворачивать'. "Поворотные" дни со всевозможными обрядами и ритуальными действиями, запретами и представлениями об особом состоянии природного окружения, были связаны с движением солнца - днями летнего солнцестояния. Дни с этого времени начинают укорачиваться, солнце, как говорят в народе, три дня находится в «гнезде», а потом «поворачивает на зиму».

Летний период viändöi имеет множество аналогий с зимним "поворотом", зимними святками. Это говорит о сходном осмыслении начала двух половин года (собственно просто нового времени отсчета, начала очередного годичного периода). Например, салминские карелы начинали годичный отсчет праздников именно с Иванова дня и к этому дню стремились заменить старую одежду на новую. Особое «поворотное время» в календаре означало, что первый день или несколько дней - их ход, состояние природы, поведение человека в этот период влияют на весь последующий календарный год. То есть как себя будешь вести, таков и год будет. В основе же мифологического мышления лежало творение, т. е. создание через обрядовые действия условий для получения удачи в личной жизни, семейном хозяйстве, сохранения здо­ровья.

Народный календарь определял то, что основные работы должны были начинаться (или заканчиваться) в определен­ный день, особо отмеченный в календаре. С одной стороны, эти дни выверены на протяжении длительного времени как наиболее удачные, и были приурочены к датам церковного (православного) календаря, с другой - действовал жесткий запрет начинать работы хотя бы за день до положенного срока.

Иванов день почти повсеместно был рубежом: до его наступления существовал запрет что-либо резать или рубить в лесу (т. е. нарушать це­лостность растительного мира). Если до Иванова дня резать ветки в лесу ножом, то "лес сдвинется" (нарушится), и животные будут умирать в стаде, если дать такие ветки на корм скотине" (Калевальский р-н). До Ивана дня, говорили, лес, как роженица (подвержен всяческим воздей­ствиям), его нельзя было трогать. По всей Карелии именно с Иванова дня и по Петров день заготовляли впрок веники для бани. Считалось, что веники, срезанные в это время, наилучшим образом сохраняют свои природные свойст­ва (в том числе целебные). Это утверждение связано с представлениями об особой силе растительности в период viändöi, но оно может быть од­новременно и плодом чисто практических наблюдений. Сено­кос начинался с Петрова дня. В Реболах замечали, что если взять в руки серп или косу до Иванова дня, то лето непременно испортится и уро­жая ждать нечего. "До Иванова дня нельзя приносить в дом цветы или травы. Если же дети случайно принесут, то надо быстро от них избавиться, так как вместе с ними в доме появятся все зловредные насекомые - мошкара, мухи и т. д. Тра­ва вырастает полностью (больше не растет) в ночь на Иванов день. Накануне Ива­нова дня приносили в дом в каждый угол по свежему венику, да еще обрывали лист и рассыпали под лавками в избе.

У финляндских карел было принято на Иванов день вты­кать у входа в дом или вносить внутрь избы ветки березы или небольшие березки. На Иванов день в северной Финляндии принято было устанавливать так называемые "ели Иванова дня". Высокую ель, сод­рав с нее кору и обрубив все ветки, кроме одной пары посередине и вершины, ставили во дворе дома, закопав комель в землю. "Иванова ель" стояла до осени, а то и до следующего Иванова дня.

По народному выражению, для как в зимние, так и в летние святки "врата рая были открыты", что на практике означало, что в эти дни каждый волен воздействовать на свою судьбу и будущее благосостояние. На по­роге нового временного цикла многие народы проводили обряды очищения. Средством такого очищения на Севере у русских и карел слу­жила обрядовая баня. Ритуальные омовения в озерных и речных водах в ивановскую ночь (относящиеся, как правило, к любовной и лечебной магии) и прыгания через ивановские костры – это тоже своего рода очищение.

Термин kokko, обозначавший костры, зажигаемые в ночь на Иванов день, был широко известен в Карелии. "В канун Ива­нова дня, - отмечает Г. С. Маслова, - по материалам из Олонецко­го и Пряжинского районов парни собирали старые деревян­ные бороны и сохи, сносили их в лес на возвышенное мес­то и зажигали костры. Молодежь старалась окуриться дымом костров: считалось, что при этом все плохое выходит из человека. В Петров день также разжигали костры". На ивановскую ночь, как рассказывали автору в Пряжинском рай­оне, "везде огни горели - жгли старые изгороди, бороны, всякий хлам. Девицы через огонь прыгали, лемби поднима­ли (lembie ylityttih)". В Средней Карелии "на ивановскую ночь жгли старые лодки, которые парни (устанавливали) на перекрестках дорог. Огонь по­среди дороги горит, через эти лодки прыгаем в ночь на Ивана да на Петра. Лодки раньше сохраняли, высушивали для ивановской ночи да для петровской".

На Карельском перешейке известны были так называемые "башенные" костры (säärikokko). Это были 7-10-метровые пирамиды, рядом с которыми ставилось по нескольку малень­ких "башен". Сооружением их занимались деревенские пасту­хи. Вся площадка окружалась изгородью с воротами, которая поджигалась вместе с кострами. "Башни" представляли из себя сужающийся кверху "сруб", поддерживаемый с четырех углов вкопанными в землю длинными сосновыми или еловыми жердями. Над срубом, в соединении жердей, устанавливалась вершина березы или другого дерева, йленно этим (тем, что лишь наверху дерева оставлялась нетронутая вершина) кон­струкция башенных костров походила на "ели Иванова дня". По горению жердей в кострах гадали о предстоящих браках. В тех местах, где это было возможно, ивановские костры зажигались у воды. У салминских карел топливо для костра состояло из двух больших "морских" ладожских лодок-баркасов, установленных вертикально и соединенных вверху носами. Пространство между ними было заполнено старыми, бочками из-под смолы и прочим горючим материалом. Когда посреди ночи костер зажигали, "од­новременно вспыхивали сразу несколько точек - малых и больших костров по берегу Ладоги в соседних деревнях. Молодежь танцевала и веселилась у костров всю ночь, посиделки же пар, нашедших друг друга в ивановскую ночь, продолжались в деревне до завтрака. В Сортавале записано следующее поверье: "При сгорании ивановского костра угли как следует ворошат, чтобы не оста­лось головешек. Сколько головешек останется, столько в деревне будет старых дев".

В ребольских деревнях жгли костры (Iivanan kokko) на мелких островах, для чего собирали кучами колья и жерди, и прыга­ли через этот костер. Вокруг огня водили круг под песню и гармошку. К костру приходили и люди постарше: пожилые женщины пели старинные песни, учили молодых. У костра рас­сказывали даже сказки. В дер. Кимоваара ивановский кос­тер жгли на проезжей дороге и прыгали через огонь, часть молодежи отправлялась на острова, там жгли старые лодки и плясали на прибрежном песке. Следует заметить, что в перепрыги­вании через ивановский костер может лежать представление о переходе из одного состояния в другое. Если принять за основу тезис, что любой переходный обряд есть своего рода инициация, то и прыганье через иванов­ский костер можно рассматривать как ежегодную календар­ную "инициацию" - переход в новый временной и пространственный отрезок жизненного пути.

В Ухте (Калевале) в ночь на Иванов день отправлялись на лодках блес­нить рыбу. Кто постарше - те со своей парой (парень с девушкой), а маленькие – своими девичьими или мальчишескими компаниями. Так рыбачили до полуночи, а потом отправлялись на остров, там на прибрежных песках танцевали, пели, варили чай. «Молодежи много собиралось. Бывало, что те, которые лосося поймают, тут же его варили и ели". Следует отметить, что по представлениям северных карел, водяная хозяйка может рыбаку в Иванову ночь подарить ключи, т. е. обеспечить его рыбацкой удачей на весь последующий год.

Целебные свойства воды в период летних святок многократно увеличивались. То же можно сказать и относительно ивановской росы. У тунгудских карел "на Ивановскую ночь ходили за водой для лечения. Брали проточную воду в трех местах. Эта вода в укромном месте может хоть несколько лет стоять - не испортится. Если что с ребенком приключится, заболеет ли кто (из домочадцев) или скотина занеможет - обливают той водой".

Большое значение на viändöi придавалось возможности прямого воздействия на будущее магическими средствами, популярна была и любовная магия.

"На Иванов день плетем косы во ржи, катаемся в ржаных полях – до 12 ночи надо вернуться, возвращаемся молча. Нас ругают, а мы молчим. Так молча спать и ложимся, и во сне тогда суженый приснится». "Накануне Иванова дня девушки собирают цветы и делают из них веники (это делают и некоторые парни), парятся в бане и бросают в воду: у которой утонет, той не быть скоро замужем или она ско­ро умрет, а у которой уплывет далеко и не затонет - ту скоро возьмут замуж или она не умрет в этот год". В дер. Толлорека Калевальского района гадали на муравейнике. Втыкали в муравейник щепку и наблюдали - если муравей подниме­тся до верхушки, то девушка должна выйти замуж уже в этом году. Повсеместно распространенной в промежуток между Ивановым и Петровым днями формой активных магических действий, которыми стремились вернуть утраченную или увеличить имеющуюся эротическую силу (привлекательность, "славутность"), было так называемое "поднятие лемби" (севернокар. lempi, южнокар. lembi). Оно было в основном связано с символикой воды, в которую вкладывалась идея оплодотворяющей жизненной силы. Строгие требования, предъявляемые к обрядовой бане (особый веник, в который завязывались полевые цветы, тимофеевка - kassezheinä, можжевельник, осиновые или ольховые ветки, колосья цветущей ржи и т.д.; вода, принесенная из родников из ручьев с приговорами; дрова для бани от сваленного молнией дерева или нарубленные из дерева с несколькими вершинами), "купания" (кувыркания) в росе ржаных полей, принадлежащих семьям холостых парней, плетение в них "кос" из ржи, закапывание мыла, полотенца, гребня и т. д. в землю на этих полях, закладывание в муравейник девичьей ленты в бутылке, протаскивание девушки сквозь обруч или куст, купа­ние на заре в озерах - вот далеко не полный перечень обрядовых действий, призванных обеспечить успех во взаимоот­ношениях полов и будущей семейной жизни.

 


<== предыдущая | следующая ==>
История появления «царства Бога» и благотворительного фонда «центр здоровой молодёжи» в России | Второе южнославянское влияние в истории русского литературного языка. Стиль «плетение словес».

Date: 2016-07-25; view: 798; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию