Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: темы воспитания и идеала.

Е.И.Семенов - один из немногих исследователей, уделяющих особое внимание жанру романа. В "Подростке" автор монографии видит черты романа-трагедии, философско-социального романа. Важно, что Семенов называет объединяющую все эти особенности жанровую форму романом воспитания. Столь особенная жанровая природа, считает исследователь, вызвана важными художественными задачами задачи. Форма романа воспитания призвана помочь передать глубину и динамику изучаемого явления - процесс становления личности человека. Поэтому художественные средства романа воспитания должны отражать новую грань освещения душевного мира человека. "В романе выделяется три взаимодействующих временных пласта, соответствующих трем ступеням формирования личности: прошлое героя, его детство, которое обусловило сложный, противоречивый психологический строй личности Аркадия; вступление на поприще, то есть реальное, романное время, перебиваемое ретроспекциями; здесь Подросток сталкивается с жизнью, освобождается от пут прошлого, преодолевает себя: время, вынесенное за пределы романа, то есть та (также меняющаяся) точка зрения, которой достигает герой в процессе перевоспитания и осмысления событий, происшедших с ним, и с которыми он освещает реальное время" – Семёнов. Хронологическая последовательность изложения событий психологической жизни заменена системой сосуществования временных пластов. Все описания действительно происходящих событий проникнуты впечатлениями прошлого. Главной коллизией, приводящей в движение психологическую жизнь Подростка, Семенов называет состояние отчуждения от окружающего общества. Подросток поставлен автором как личность, вырванная из действительных общественных связей, но имеющая тенденцию устанавливать "отношения" со своей социальной группой посредством фиктивного самоутверждения, реализующегося в абстрактных, отчужденных формах. В этой ситуации отчуждения складывается особый стиль мышления Подростка, он пытается стереть границы между видимостью и сущностью, прийти к пониманию настоящей природы человеческих отношений. Через разоблачение первоначальной идеальной "пирамиды" к пониманию реальных отношений действительности движется линия развития Аркадия. Изображению преодоления героем границ отчуждения служат все художественные средства романа. Идея Ротшильда, выполняющая организующую функцию в развитии сюжета, заключает в себе острое чувство обособленности, отгороженности человека от общества, служит как бы регулирующим образованием между напряженным чувством собственного "я" и обществом. В дальнейшей эволюции отношений Подростка с обществом нащупываются пути к взаимодействию, примирению с обществом. Главным идейно - тематическим источником романа воспитания является нравственное становление личности, пути ее социального и культурного самоопределения, попытки однозначно ориентировать себя среди разноречивых идейных ценностей. Жанровые особенности романа обусловили специфику композиции. Каждая из трех, начинающихся особым предисловием частей, соответствует определенной фазе воспитания героя. Каждая часть имеет свою тему, конфликт и решение, благодаря этому центральная проблема романа: характер отношения индивида к обстоятельствам как условие воспитания - все время поворачивается новыми, резко выделенными гранями. Роман "Подросток" - одно из звеньев истории развития жанра романа воспитания в мировой литературе. Ф.М.Достоевский в переходную эпоху российской истории (70-е годы XIX столетия) создает свой роман не случайно. В период расшатанных нравственных ориентиров важно было рассмотреть процесс формирования личности современного человека, выделить те ценности, которые могут направить Россию к совершенному развитию. Роман писателя укладывается в систему основных художественных законов, по которым построен классический роман воспитания. В романе Достоевского проявляются все признаки этого жанра. В центре повествования — судьба главного героя, поэтому "Подросток" можно назвать одногеройным романом. Художественный фокус повествования направлен на освещение процесса развития психологии героя, его личностного роста. Например, система образов организована таким образом, чтобы осветить все стороны души главного героя, показать многообразие оказываемых на него влияний. Подобно всем героям романа воспитания, Подросток не является активным участником событий, не совершает решительных действий. Главный мотив поведения Подростка, подобно всем героям романа воспитания, вызван желанием познать окружающее. Поэтому сюжетная линия складывается параллельно процессу наблюдения героем происходящих событий, впитыванию впечатлений, эмоциональному их переживанию. Герой анализирует все увиденное, в ходе романа приобретает душевный опыт. Специфика конфликта романа воспитания проявляется и в "Подростке". Он состоит в противопоставлении двух состояний: знания и незнания, неосведомленности и душевного опыта. Взятый курс на изображение изменения человеческого сознания обрисовывают общую цель для авторов романа воспитания. Но средства к достижению этой цели и способ изображения отличают Достоевского от авторов традиционного романа воспитания. Писатель избирает совершенно новый, экспериментальный подход в изображении движения сознания. Процесс воспитания в "Подростке" - предмет рефлексии самого героя. В романе "Подросток" герой рассказывает о своем воспитании и пытается осмыслить его. Аркадий сам наблюдает собственное духовное становление. В романе воспитания Ф.М.Достоевского объективные законы внутреннего роста человека неотделимы от его самосознания. В какой мере он осознает сам себя, в такой мере изображается автором. Автор осведомлен о законах развития своего героя. Но объективность изображения проявляется в том, что он всеми доступными художественными средствами заставляет его проявлять свое самосознание, собственный взгляд на мир, восприятие мира через свою шкалу ценностей, через самоощущение. Герой показан как самостоятельно раскрывающаяся личность. Автор предоставляет герою максимальную степень свободы в проявлении изменений героя. Через самораскрытие, острое ощущение новых характеристик в своем сознании, самостоятельную их фиксацию наиболее полно, достоверно, точно воспроизводится процесс воспитания человека. История душевных изменений передается через слово героя о своей судьбе. Предоставление свободы высказывания своих душевных ощущений самому герою (составляющее главный принцип изображения в романе воспитания Достоевского) обусловило необычную, экспериментальную систему художественных средств романа воспитания, ее своеобразие. Прежде всего это касается уровня субъектной организации. В романах предшественников воспитательный процесс передавался с точки зрения автора, о факторах, детерминирующих развитие молодого героя, сообщал автор. Автор романа воспитания прослеживал историю развития своего героя и преподносил ее читателю через сетку своего собственного видения законов процесса воспитания. Особенно сильно назидательность и воля автора проявляется в романах с формой повествования от 3-го лица. Даже избрав форму повествования от первого лица, автор не мог освободиться от субъективизма в описании. В исповедальном повествовании сопоставлялись два образа героя: неопытного, неосведомленного, и более взрослого, обогащенного опытом. Авторская позиция выражалась во внесении в повествование точки зрения более зрелого и опытного героя, которая заключала в себе, прежде всего, интенции автора. Условия сосуществования позиции автора и героя более "демократичные" в романе Достоевского, они выражены в гармоничной соотнесенности, субординации этих двух позиций. Присутствие автора не ущемляет проявления голоса героя, изливающегося в исповедальной форме. Авторская руководящая функция организует как бы рамку повествования, в пределах которой совершается самовысказывание героя. Авторское всеведущее влияние, голос ощутим в романе. Руководящая и направляющая воля автора проявляется в создании системы образов, которая выражает мысли Достоевского, его раздумья: о "беспорядке" русского общества, шаткости скрепляющего нравственного начала и самого страшного явления - "атеизма", потери веры в некогда сильную идею Христа. С помощью механизмов противопоставления, соположения, параллельности в образах романа закреплены точки зрения на мир, так как герои в мире Достоевского - носители философско-этических позиций. Организуя особые связи и отношения в системе образов, автор показывает тяготение Аркадия в своем развитии к следующим позициям: к беспощадному самоанализу, скепсису Версилова, с одной стороны, к искренности, простоте чувства матери с другой, а также передает восхищение героя "благообразием" Макара, его стремление к идеалам "живой жизни", воплощением которой является образ Катерины Николаевны. Передача писателем главных предметов высказывания в повествовании выделяет два фактора эволюции душевной жизни Подростка:

- поиск идеала Аркадием в образе своего отца (который, по мнению Ю.Бертнес, приводит к "отождествлению" Версилова с небесным отцом -Иисусом Христом);

- устремление всех душевных желаний Аркадия к образу Катерины Николаевны.

Композиционное мышление Достоевского выделяет также направление развития Аркадия в разные временные периоды. В первой части, описывающей допетербургский период, вырисовывается "центрированное" развитие, во время которого вступают в силу законы подпольной психологии, приводящие к созданию спасительной идеи; во второй части изображается зависимость развития героя от воли обстоятельств, когда Подросток попадает в сети светской жизни, формируется под действием впечатлений этого мира; в третьей части автор выделяет способность героя к выбору самостоятельного решения. Проявление авторской позиции заметно в использовании символики: цветовой, образной, световой, символики деталей, поступков; а также через образы-метафоры в бессознательной сфере мышления героя, которые появляются в форме потока сознания, во внутренней речи, в сновидениях. Экспериментальный характер средств поэтики проявляется в системе пространственно-временной организации романа. В романе воспитания Достоевского мы не находим биографического, хронологического изложения событий. Писатель разрабатывает модель с нестандартным расположением временных отрезков художественного целого. Эту модель можно назвать не последовательной, но центрированной. Внимание писателя сконцентрировано на нескольких днях из жизни главного героя. В эти дни совершаются важнейшие поворотные события в жизни героя. Прошлое имеет огромное значение в развитии истории молодого человека. Но фантомы прошлого проявляются, раскрываются в определенные динамические моменты текущего повествования - в форме предыстории, предисловных рассказов, воспоминаний и отдельных отголосков в речи героев и персонажей. Создаваемая временная система универсальна: во времени описываемого действия проецируется два других временных пласта: события прошлого, так как во многом события "маркированных" дней романа развязывают то сплетение человеческих отношений, которое произошло в предыстории; а также будущее, так как изображаемые подростком "факты" ориентированы на известный герою исход событий, и Аркадий сознательно описывает те "приключения", перипетии, которые привели к ощутимому им изменению. В своей художественной системе Ф.М.Достоевский пытается рассмотреть одно мгновение - уловить самый момент происходящих изменений. Напряженность момента, сила переживаемого создается особым характером включения воспоминания в повествование. Через воспоминания показаны сильнейшие впечатления детства, которые оказали влияние на происходящие в данное время изменения в герое. В романе особый способ формирования личностного сознания - катастрофический. Он присущ героям всех больших романов Достоевского. Но в романе воспитания "Подросток" при помощи средств особой временной организации рисуется сам механизм формирования личностного сознания.

Писатель создает такое художественное условие, при котором читатель как бы проникает в сознание героя и ощущает происходящие в его душе изменения. Происходит "самораскрытие" героя. Слово "самораскрытие" - центральное понятие в анализе поэтики Достоевского М.М.Бахтиным. В романе "Подросток" изображен сам момент перехода в развитии сознания героя. Причем автор романа пытается предоставить герою свободу выражения своего сознания. Достоевский старается приблизиться к самому моменту изменения, которое может продолжаться всего лишь мгновенье, и показать его через самораскрытие подростка, через его собственное ощущение этого изменения. Подобной художественной задаче служат все средства психологизма. Воспоминания, воспроизводимые на определенном этапе развития подростка, прокладывают проекции в события прошлого, показывают, что во многом изменения Аркадия в настоящий момент объясняются сложившимися в прошлом психологическими комплексами. Через воспоминания показаны сильнейшие впечатления, которые проложили первые пути в формировании сознания Аркадия. Через воспоминания Подростка мы узнаем о значении самых важных факторов в формировании героя - о твердом, крепком нравственном впечатлении о своей матери, об унижениях "незаконнорожденного" мальчика, об обидах в пансионе Тушара. Характер включения воспоминания о своем отце помогают выделить интересные наблюдения писателя в области психологии развития. Наблюдения Достоевского соотносятся с открытиями австрийского психолога А.Адлера, его учением о комплексе неполноценности и "воли к власти". Чувство неполноценности, вызванное незаконнорожденностью героя, было сильным импульсом в развитии личности Аркадия. Для утверждения своей личности, для приобретения уверенности начинают работать механизмы компенсации. Это желание восполнить ущемленность личностного чувства вылилось в необыкновенной силы идеализацию образа отца, а также в создание комплекса идеи - своеобразной крепости его личностного чувства. Исповедь - тоже прием поэтики перехода в системе романа. Прием исповеди способствует «самораскрытию» героя, проявлению его индивидуального голоса. Каждая исповедь подготавливается всем содержанием психологической жизни героя, имеет психологические причины для произнесения, в процессе исповеди, после ее завершения определяется направление движения личности героя. Сам процесс произнесения исповеди имеет неоднозначное толкование. Это уже не просто "саморазоблачение", раскрытие тайн греховных поступков, но "разъяснение героем своей сущности". Прием потока сознания позволяет осветить самые ранние процессы формирования сознания подростка. В форме потока сознания писатель помогает приблизиться к самому моменту зарождения психологического процесса, моменту перехода. Тем самым в повествовании улавливается, запечатлевается, "фотографируется" самый неуловимый момент изменения человеческого сознания. Внутренняя речь Аркадия, как одна из форм потока сознания, через вербализацию, номинацию психических состояний способна освещать мыслительные процессы, происходящие в сознании подростка. Внутренняя речь главного героя наиболее достоверно, откровенно обнаруживает ход складывания мыслей в сознании героя, тем самым повышается степень самораскрытия героя. Синтаксические особенности речи главного героя помогают углубиться в глубокие области сознания и бессознательного героя, передают многопластовость его сознания, заставляет ориентироваться в сложной атмосфере его мышления и чувства. Общий принцип художественного построения романа воспитания мы называем спектральным художественным анализом. Он принципиально отличается от диалектического. При диалектическом описании жизни героя представлена последовательная линия развития личности. При таком способе совершается последовательное, равномерное освещение истории развития с некоторыми вспышками в местах наиболее важных этапов.

Спектральный» анализ предполагает принципиально иной подход к художественному изображению. В этом случае происходит концентрация в отдельных участках истории развития героя ключевой информации. Отдельные участки раскрывают смысл всего целого. Эти точки повествования - как бы фокус, сосредоточение всего содержания. От этого фокуса отбрасываются лучи всех оттенков - спектр, связывающий эту изображенную в романе точку со всеми моментами жизни героя. Эти лучи являются проекциями ко многим важным, определяющим явлениям в жизни героя. То есть, поле жизни героя освещается отдельными вспышками. И если изображение истории личности в традиционном романе воспитания приближается к плоскостному, так как представлено в виде линеарных отрезков кривой человеческой жизни, то роман Достоевского ближе к объемному изображению процессов человеческой души. Итак, для художественной формы романа «Подросток» характерно: большая концентрированность содержания, подтекстовость в широком смысле этого слова (каждая форма не ограничивается однозначным толкованием, но имеет широкий план скрытого, подразумеваемого смысла). Эта подтекстовость означает, что каждая художественная форма несет в себе скрытый потенциальный смысл, раскрываемый в процессе чтения. Именно благодаря этому дополнительному плану информации можно восстановить полную картину истории развития Подростка. Такому принципу концентрированного спектрального анализа подчиняются все уровни произведения. Например, ему соответствует система хронотопа романа. В немногих днях описываемого действия различными способами сконцентрированы результаты событий прошлого. Этому принципу соответствует, например, использование образов в потоке сознания Аркадия. Образ заключает в себе целый комплекс психологических переживаний, формирующийся, может быть, в течение всей жизни или какого-то ограниченного отрезка времени. Исповедь - тоже прием подобного концентрического анализа. Она концентрирует, вмещает в себя, синтезирует долго копившееся душевное напряжение, которое герой решается высказать, доходя до крайней его точки, когда этот концентрированный, сгущенный мир переживаний готов лопнуть, уже не сдерживается рамками психологической выдержки героя. Таким образом, мы приходим к выводу, что содержание всего романа воспитания Ф.М. Достоевского, всех его художественных форм очень концентрированное. Писатель не рассредоточивает все содержание по этапам развития действия, но концентрирует в каждой художественной форме сжатое, полное многозначности, содержание, раскрывая которое, мы проводим проекции ко многим событиям истории героя, строим каркас его психологической жизни. Таким образом, мы не можем не коснуться третьего уровня анализа произведения в жанровой модели Н.Л.Лейдермана — уровня восприятия. Роман воспитания Достоевского построен таким образом, что читатель вовлечен в историю становления героя - он сам проводит связи от концентрированного содержания романа ко всему многообразию жизни героя. Например, воспринимая пространственно-временные параметры романа, читатель связывает настоящие переживания героя с событиями прошлого через посредство художественных приемов воспоминаний и предисловных рассказов. Также он сам строит картину психологической жизни героя, сопоставляя содержание потока сознания с фактами повседневной жизни и событиями прошлого, проводя причинно-следственный связи. Роман воспитания Достоевского отличает принцип особого художественного построения. В традиционном романе воспитания действует принцип «от простого к сложному», события описываются по мере усложнения психологической жизни героя, наслоения нового содержания. В романе Достоевского содержание психологической жизни представлено по иному принципу. В «Подростке» не чувствуется субъективная авторская шкала, согласно которой в порядке следования материала угадывается, что, по мнению автора, является простым, а что сложным. Ф.М.Достоевского не столь волнует ретроспективный метод исследования развития героя (при котором ощущается отвлеченность взгляда, брошенного с какого-то расстояния - с точки зрения авторской позиции, с точки зрения повзрослевшего героя). Писателя необыкновенно волнует самый трепетный момент - то мгновение перехода, которое является первоэлементом процесса изменения, движения сознания. Всеми художественными средствами писатель пытается приблизиться к нему и сделать этот неуловимый миг ощутимым, чувствительным для читателя. Для этого создается "центрированная" система художественных средств:- повествование от "я" способствует передачи самоощущения героя,- необыкновенная концентрация переживаний в одном мгновенье создается средствами хронотопа,- выбираются такие формы психологического анализа, которые способны передать мгновение перехода:- воспоминания, представляющие собой проекцию в прошлое героя,- исповедь, передающая итог предыдущего переживания и образование следующего решения,- поток сознания, в течении которого улавливается переход от одной мысли (чувства,) к другим.


<== предыдущая | следующая ==>
Разведение гантелей на наклонной скамье | 

Date: 2016-07-25; view: 2719; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию