Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементарный акт обработки знания. Критерий существования знания





Рассмотрим простейший акт обработки и генерации знаний. Если мы введём в ИНТСИС следующие два факта:

1) студент Абрамов обучается в группе КТбо1-1.

2) студенты Бородин и Абрамов учатся в одной группе.

Если после этого мы обратимся к системе с запросом:

В какой группе учится студент Бородин?

То на этот вопрос ответит любой школьник, но представляется интересным узнать – какая интеллектуаль-ная система ответит правильно на такой вопрос.

Здесь и находится водораздел, отличающий систему, на самом деле способную обрабатывать знания.

Такой системе присуще существенное свойство, которое можно принять за критерий определения нас-тоящей интеллектуальной системе, а именно, способ-ность порождать новые или прибавочные знания в результате собственных внутренних когнитивных процессов. Можно здесь вернуться к примеру со школьниками. Конечно, в таком простейшем случае любой школьник ответит, в какой группе учится Иванов. Однако, прочитав заданный преподавателем текст из учебника, не каждый обучающийся способен преобразовать его в знания, то есть, уметь при необхо-димости порождать новые знания.

Вывод. Знания находятся в сознании человека или в достаточно сложной интеллектуальной системе. Крите-рием того, что там находятся знания по проблемам некой предметной области, есть способность порождать (генера-ция или автогенерация) новые знания. Критерием интел-лектуальности системы или способности обрабатывать знания есть способность генерации прибавочного знания по проблемам некой предметной области.

Рассмотрим типовую схему ИНТСИС.

Модуль «интерфейс пользователя» предназначен для связи компа с пользователем, для которого желательным языком общения является естественный или близкий к нему язык.

Основу ИНТСИС составляют модули: база данных - БД, база правил - БП, машина логического вывода. БД хранит исходные данные. БП фиксирует знания и опыт эксперта. Машина логического вывода выводит резуль-тат, взаимодействуя с БД и БП.

Все три модуля должны быть описаны математически. Правила записываются через интерфейс эксперта (пре-дыдущий слайд) в виде сложных правильно построен-ных формул при помощи инженера по знаниям. Форма записи этих формул определяется синтаксисом, а смыс-ловое значение алгоритмов логического вывода семанти-кой.

По запросу пользователя комп с помощью модуля объяснения может дать ответ на вопрос КАК (с помощью набора каких правил) получен результат и ПОЧЕМУ пользователю задаются уточняющие вопро-сы, связанные, практически всегда, с данными.

Для стыковки интерфейса пользователя (использу-ющего естественный язык) с перечисленными модуля-ми используют лингвистический и лексический про-цессоры. Лингвистический процессор – непосредствен-но работает с естественным языком, преобразуя резуль-тат в «машинный вид».

В модуле получение знаний выделяют два понятия:

если информация поступает из книг (документов), то говорят о выявлении знаний;

если она получается на основе работы эксперта, то говорят об извлечении знаний.

Преобразование полученной информации инженером по знаниям называется получением знаний.

Сложность в том, что эксперт может не владеть языками программирования, в то время как инженер по знаниям может недостаточно ориентироваться в данной предметной области.

Для описания правил (модуль базы правил) используется математическое формальное описание знаний. Для математи-ческого описания модуля машины логического вывода при-меняется специальный матаппарат – аппарат логического вы-вода.

Date: 2016-07-25; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию