Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крутой конспект про фотографию.





Что такое «диафрагма»?

Диафрáгма (с греч. «перегородка») – устройство в объективе фотоаппарата, которое регулирует поток света, проходящий через объектив (см. рис. 1). Максимальный поток света (максимальный диаметр потока) ограничен диаметром объектива. Диафрагма, равномерно прикрывая края линзы, может лишь уменьшать поток света, проходящий через объектив.

Это необходимо, когда света, отражённого от объектов снимаемой сцены, настолько много, что изображения объектов получаются светлее, чем, когда Вы наблюдаете снимаемые объекты в реальности. Одновременно, управляя диафрагмой, Вы можете добиться определённого художественного эффекта. Ему посвящена третья часть статьи.

Диаметру отверстия, образованному лепестками диафрагмы, далее «отверстие» или «отверстие диафрагмы», соответствует число, которое называют диафрагменным числом или значением диафрагмы:

где k – значение диафрагмы, D – диаметр отверстия, f – заднее фокусное расстояние объектива (для простоты, постоянное число), определение которого я обозначу во второй части. Диаметр отверстия и фокусное расстояние измеряются в миллиметрах.

Рис. 1. Диафрагма.

Из соотношения выше следует, что а) значение диафрагмы – безразмерное число, б) чем больше значение диафрагмы, тем меньше диаметр отверстия:

Законы природы таковы, что количество света, проходящее через отверстие заданного диаметра, и диаметр отверстия связаны квадратичной зависимостью. Другими словами, количество света, проходящее через отверстие заданного диаметра, изменится в 4 раз а, если диаметр отверстия изменится примерно в 2 раза; в 2 раза, если диаметр изменится в «квадратный корень из 2» раз (примерно в 1,4 раза).

Пример. Через отверстие диаметром 10 мм проходит свет равный по интенсивности свету одной бытовой свечи. Я изменил диаметр отверстия примерно в 1,4 раза, диаметр отверстия стал равным 14 мм. Теперь через отверстие проходит свет равный по интенсивности свету двух бытовых свеч. Я снова увеличил диаметр отверстия в 1,4 раза, диаметр отверстия стал равным примерно 20 мм (точно 19,6 мм). Интенсивность света, проходящего через отверстие, стала равной свету четырёх бытовых свечей.

Обращаю внимание, в примере выше, чтобы изменять поток света, проходящий через объектив вдвое, необходимо вычислять дробное (нецелое) число. Вычислять его быстро в уме не всегда представляется возможным. Поэтому ввели значение диафрагмы, и каждому диаметру отверстия поставили в соответствие значения диафрагмы из диафрагменного ряд а:

Диаметр отверстия обозначили как «заднее фокусное расстояние объектива разделить на значение диафрагмы»:

Например, если Вы хотите, чтобы через объектив прошло количество света вдвое меньше, чем при диаметре отверстия равном f/5,6, Вам необходимо установить диаметр отверстия на f/8. Аналогично, чтобы «пропустить» через объектив света вдвое больше – f/4.

Можете ли Вы изменить количество света, проходящее через объектив, не в два раза, а, например, в полтора раза? На современных цифровых фотоаппаратах и объективах можете. Шаг точности, с которым Вы имеете возможность регулировать проходящий через объектив свет, составляет примерно
1,4 (корень квадратный из 2) или примерно 1,3 (корень кубический из 2) – по выбору в настройках фотоаппарата.

Например, если Вы снимаете с диафрагмой, диаметр отверстия которой равен f/8, то Вам необходимо установить диаметр отверстия на f/9, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в, примерно, 1,3 раза; на f/10, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в, примерно, 1,6 раза; на f/11, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в 2 раза.

Отмечу, что значение диафрагмы называется числом диафрагменного ряда, если между изменениями любых двух соседних значений в ряде приведет к изменению количества света, проходящего через объектив, в 2 раза. Остальные значения диафрагмы, которые позволяет устанавливать современные цифровые фотоаппараты и объективы, называются промежуточными значениями диафрагмы.

Что такое «затвор»?

Затвóр – устройство, которое регулирует поток света, попадающий на светочувствительный материал, фиксирующий изображение. Обычно находится в теле фотоаппарата. Светочувствительные материалы устроены таким образом, что, чем дольше их подвергать воздействию света, тем светлее получится изображение.

По законам природы изменение времени прохождения света через затвор и количество света, прошедшего через затвор, связаны прямо пропорционально. Другими словами, изменение времени прохождения света через затвор в 2 раза, изменит количество света, прошедшего через затвор, в 2 раза. С понятием «затвор» связано понятие «выдержка».

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала, фиксирующего изображени е. Или время, пока открыт затвор. Выдержка измеряется в секундах. Современные светочувствительные материалы в сравнении с теми, которые применялись при возникновении фотографии, в 1840-ых годах, требуют значительно меньшего времени для фиксирования снимаемой сцены: 1/8 секунды, 1/250 секунды, 1/1000 секунды и др.

Из вышесказанного следует, что, чем короче выдержка, тем меньшее количество света попадёт на светочувствительный материал. Примером служит последовательность кадров на рисунках 3-а – 3-д:

Рис. 3-а. Выдержка равна 1/2,5 секунды.

Рис. 3-б. Выдержка равна 1/5 секунды.

Рис. 3-в. Выдержка равна 1/10 секунды.

Рис. 3-г. Выдержка равна 1/20 секунды.

Рис. 3-д. Выдержка равна 1/40 секунды.

Какая выдержка короче: 1/125 секунды или 1/500 секунды? Ответьте на этот вопрос самостоятельно. В качестве способа для запоминания вообразите разделение двух одинаковых апельсинов на 2 и на 4 части, соответственно, и ответьте на вопрос: «Долька какого апельсина будет меньше по размеру?» Количество долек соответствует знаменателю в выдержке-числе, размер долек – выдержке.

В некоторых фотоаппаратах для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель не указывается, и выдержка описывается знаменателем: «8000» вместо «1/8000», «125» вместо «1/125», «60» вместо «1/60», но «1''» означает «1 секунда».

Числа, задающие выдержку, как и в случае со значениями диафрагмы, выбраны не случайно. Если установить постоянным (зафиксировать) значение диафрагмы, а менять выдержку, то количество света, которое попадёт на светочувствительный материал, будет отличаться в два раза на соседних выдержках.

Пример

Я выбрал сюжет съёмки. Далее установил значение диафрагмы равным 5,6 и выдержку равной 1/125 секунды, сделал кадр. Затем изменил выдержку вдвое – установил равной 1/250 секунды и снова сделал кадр. Какой из двух снимков будет светлее? Первый. Почему? Потому что, за 1/125 секунды на светочувствительный материал попадает в 2 раза больше света, чем при выдержке равной 1/250 секунды, при этом все остальные условия съёмки оставались неизменными.

Таким образом, количество света, попадающее на светочувствительный материал можно регулировать как диафрагмой, так и выдержкой.

Для чего это нужно? Чтобы реализовать художественные эффекты. О них самих и о способах их реализации пойдёт речь в следующих частях.

Что такое «экспозиция»?

Одним из основных навыков фотографа является умение управлять экспози́цией – количеством света, воспринимаемым светочувствительным материалом – используя диафрагму и выдержку, одновременно, реализовывая те художественные эффекты, которые фотограф посчитает нужными реализовать.

Если на светочувствительный материал попало недостаточно света, то снимок будет тёмным – недоэкспонированным, если попало слишком много света, то – засвеченным – переэкспонированным. Снимок называется нормально экспонированным, если яркость снимаемых объектов такая же, как если бы Вы смотрели на них непосредственно (без фотоаппарата). Если я хочу передать на снимке то, что вижу глазами, то я стремлюсь получить нормально экспонированный снимок.

Экспозиция измеряется в безразмерных (абстрактных) единицах – EV (аббревиатура англ. exposure value – «значение экспозиции»). Изменить экспозицию на 1 EV, означает изменить количество света, воспринимаемое светочувствительным слоем, в 2 раза.

Прибор, который измеряет экспозицию, называется экспонометром. Он встроен в фотоаппарат и помогает Вам оценить в EV, насколько будущий снимок будет близок к нормально экспонированному снимку. Экспонометр в современных фотоаппаратах позволяет оценить экспозицию с точностью до 1/2 или 1/3 EV. Чтобы приблизиться к пониманию, как использовать введённые понятия на практике, приведу пример.

Пример управления экспозицией

Для реализации определённого художественного эффекта мне необходимо установить значение диафрагмы равным 16. И не менять его. Теперь я подбираю такую выдержку, при которой получаемый снимок будет нормально экспонированным. Нормальность экспозиции я оцениваю по экспонометру: стремлюсь подобрать выдержку таким образом, чтобы экспонометр указывал на нулевое значение. Оно соответствует нормально экспонированному снимку (Это «идеал». В действительности в различных съёмочных ситуациях нормально экспонированному снимку может соответствовать значение экспонометра, отличное от нуля.). Как только выдержка подобрана, я делаю снимок.

Теперь мне нужно сделать ещё один кадр той же сцены, реализовав другой художественный эффект. Я фиксирую выдержку равной 1/500 секунды. Подбираю значение диафрагмы таким, чтобы будущий снимок получился нормально экспонированным. Оцениваю экспозицию по экспонометру. Когда значение диафрагмы подобрано, делаю снимок.

Что получилось в итоге? Два снимка. На одном реализован один художественный эффект, на другом снимке – другой эффект. При этом оба снимка нормально экспонированы. Двум разным парам «значение диафрагмы – выдержка» может соответствовать одинаковая экспозиция.

Числовая пара «значение диафрагмы – выдержка» называется экспопарой. Две или более экспопары называются эквивалентными, если получаемые при них экспозиции равны.

Пример эквивалентности и неэквивалентности двух экспопар

«16 – 1/30» и «11 – 1/60» – эквивалентные экспопары. «16 – 1/30» и «11 – 1/15» – неэквивалентные экспопары, потому что экспозиция при первой экспопаре меньше, чем экспозиция при второй экспопаре на 2 EV. Перефразирую. Количество света, воспринимаемое светочувствительным материалом, при первой экспопаре меньше количества света, воспринимаемого светочувствительным материалом, при второй экспопаре в 4 раза.

Как может пригодиться на практике умение определять эквивалентность экспопар и оценивать разницу экспозиций в EV? Покажу на примере. Я сделал снимок, но оказалось, что он переэкспонирован примерно на 1 EV. Я хочу сделать нормально экспонированный снимок. На первых шагах работы с фотоаппаратом я вижу два пути. Первый, сделать несколько снимков с другими значением диафрагмы и выдержки, полагаясь на интуицию. Второй, посчитать в уме точное значение диафрагмы и выдержку и сделать второй снимок желаемым.

Особенностью первого пути является то, что Вы тратите время, пока подбираете наугад, а снимаемая сцена может измениться. Также Вы расходуете ресурс затвора, делая бесполезные кадры. Но Вам достаточно поверхностного понимания связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а значит Вы затратите меньше времени на обучение и приобретение опыта.

Особенностью второго пути является время, которое Вы тратите на изучение связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а также произведение расчётов в уме во время съёмки. При этом Вам достаточно сделать один «пристрелочный» кадр и второй «контрольный». Таким образом, Вы, скорее всего, успете сфотографировать меняющуюся сцену и сохраните ресурс затвора. Также, к преимуществам второго пути я отнесу более стабильное качество снимков и более гибкие, широкие возможности для творчества в сравнении с первым путём. Например, при съёмке силуэтов, при прямом солнечном свете, при съёмке в студии и т.д.

Оба пути сосуществуют и в действительности комбинируются. Практикуясь, Вы приобретёте опыт, благодаря которому сможете получать желаемые снимки «не задумываясь».
Для закрепления пройденного материала предлагаю выполнить домашнее задание и ответить на вопросы. Ключи к домашнему заданию и вопросам я приведу в следующей статье – второй части «основ».

Домашнее задание

Эквиваленты ли экспопары? Если экспопары не эквивалентны, то укажите, какова разница между экспозицией при первой экспопаре и экспозицией при второй экспопаре. Разницу укажите в двух значениях: в уровне освещенности (в разах) и в EV. Шаг изменения выдержек и значений диафрагмы на фотоаппарате равен 1/3 EV (изменение экспозиции в "корень кубический из 2" раз).

1 экспопара 2 экспопара
  1,4 – 1/125 1,4 — 1/30
  2 – 1/60 2 – 1/15
  4 – 1/250 2,8 – 1/500
  8 – 1/500 11 – 1/60
  16 – 1/30 5,6 – 1/15
  2,8 – 1/40 2 – 1/80
  5,6 – 1/160 11 – 1/20
  6,3 – 1/125 9,0 – 1/125
  13 – 1/250 4,5 – 1/2000
  2,2 – 1/60 1,6 – 1/250
  3,2 – 1/15 3,5 – 1/15
  7,1 – 1/20 7,1 – 1/40
  10 – 1/100 5,0 – 1/400
  13 – 1/160 10 – 1/160
  7,1 – 1/40 7,1 – 1/200
  2,5 – 1/640 6,3 – 1/100
  1,8 – 1/50 2,5 – 1/20
  5,0 – 1/320 2,2 – 1/2500
  11 – 1/25 6,3 – 1/80
  14 – 1/250 8 – 1/640

Пример решения

Пусть 5,6 – 1/60 – 1-ая экспопара, 6,3 – 1/50 – 2-ая экспопара.

1. Сравните значения диафрагмы. При 5,6 диаметр отверстия диафрагмы больше, значит света через объектив пройдёт больше:

2. 5,6 – число диафрагменного ряда, а 6,3 – одно из 2-ух промежуточных значений диафрагмы, находящееся между числами диафрагменного ряда 5,6 и 8. При этом 6,3 находится «ближе» к 5,6. Значит разница в количестве света при значениях диафрагмы 5,6 и 6,3 составляет 1/3 EV, или, то же самое, уменьшается в "корень кубический из 2" раз при установке значения диафрагмы равным 6,3:

 

1. Сравните выдержки. За 1/50 с на светочувствительный слой попадёт больше света, чем за 1/60 с:

2. Выдержка равная 1/50 с длиннее, чем 1/100 с в 2 раза. Значит, и количество света, проходящее через затвор при изменении выдержки с 1/50 с на 1/100 с, изменяется в 2 раза или на 1 EV. Выдержка равная 1/60 с – короче 1/50 с, но длиннее 1/100 с. При этом 1/60 с «ближе» к 1/50 с. Между двумя выдержками, при которых разница количества света, проходящего через затвор, равна 1 EV, находятся две возможные выдержки. Потому что шаг изменения выдержек равен 1/3 EV. Из указанного выше следует, что количество света, проходящего через затвор, при смене выдержки с 1/60 с на 1/50 с изменится в "корень кубический из 2" раз или на 1/3 EV:

1. Сравните экспопары. Стрелки направлены противоположно друг другу. При переходе от 1-ой экспопары ко 2-ой экспопаре изменение значения диафрагмы уменьшает экспозицию, а изменение выдержки увеличивает экспозицию. Значит, изменение выдержек и изменение значений диафрагмы компенсируют друг друга. Разницы в количестве света, возникшие при изменении значения диафрагмы и при изменении выдержки, равны между собой. На основании последних двух утверждений, можно сделать вывод, что экспопары эквивалентны:

· Основы фотографии #1

Ключ к домашнему заданию первой части.

Если Вы попробовали вычислить разницу как в EV, так и в «разах», в упражнениях начиная с 11-ого, вопрос к Вам. Почему для оценки экспозиции ввели безразмерные EV? «Значения экспозиции» используются в управлении мощностью импульсных источников света (например, моноблоках, применяемых в студиях), в шкале экспонометра, которую видно в видоискатель цифрового зеркального фотоаппарата в момент замера экспозиции, в цифровом ручном экспонометре (или флешметре). EV указываются в статьях, книгах и руководствах по фотографии, где их часто называют «шагами» или «стопами».

Возможные ответы на ключевые вопросы в конце первой части

1. В чём преимущество объектива, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 1,4, в сравнении с объективом, у которого минимальное значение диафрагмы можно установить равным 5,6?

Через первый объектив можно пропустить больше света, а значит с ним удобно фотографировать при малой интенсивности освещения. Например, в помещениях, и когда требуется передать на снимках атмосферу. Также с первым объективом можно получить более малую глубину резко изображаемого пространства, чем со вторым (подробнее об этом, в третьей части).

1. Сформулируйте полностью один из законов освещённости, начав так: «Если площадь источника света увеличится в 2 раза, то количество света, испускаемое этим источником,...».

Если площадь источника света увеличиться в 2 раза, то количество света, испускаемое этим источником, также увеличится в 2 раза.

Это следствие, которое можно сделать из третьего закона освещённости.

Отверстие, образуемое лепестками диафрагмы, можно рассматривать как круглый однородный источник света. Если диаметр круглого отверстия увеличить в 1,4 раза («квадратный корень из двух»), то площадь круга увеличиться в 2 раза, соответственно, в 2 раза увеличиться количество света, прошедшего через объектив.

1. Сформулируйте определение для понятия «шаг экспозиции».

Шаг экспозиции – минимально возможное изменение экспозиции, обусловленное техническими характеристиками фотоаппарата или объектива.

На старых объективах и плёночных зеркальных фотоаппаратах, например, на Zenit 11 можно изменять выдержки с точностью до 1 EV (1/30 секунды -> 1/60 секунды -> 1/125 секунды -> …). Соответственно, если другие параметры съёмки остаются неизменными, то при смене выдержки на соседние значения экспозиция измениться также на 1 EV. Таким образом шаг экспозиции на Zenit 11 был равен 1 EV. А на объективе Helios-44M-4 изменять значение диафрагмы можно было с точностью до 1/2 EV.

1. Сколько промежуточных значений диафрагмы будет между числами диафрагменного ряда, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?

Одно промежуточное значение.

1. Сколько выдержек будет между выдержками 1/50 с и 1/100 с, если установить на фотоаппарате шаг экспозиции равным 0,5 EV?

Одна выдержка.

1. Почему на шкале экспонометра между значениями «-1» и «0» два деления? Что это означает?

Установленный в фотоаппарате шаг экспозиции равен 1/3 EV. Это значит, можно менять выдержку и значение диафрагмы (в зависимости от объектива) с точностью до 1/3 EV.

1. Что влияет на экспозицию?

Значение диафрагмы, выдержка и восприимчивость светочувствительного слоя (чувствительность). О последней пойдёт речь в четвёртой части «основ».

Важно различать три утверждения. Количество света, прошедшее через объектив. Количество света, попавшее на светочувствительный слой. Количество света, воспринятое светочувствительным слоем. Только последнее утверждение является определением экспозиции.

1. Почему в фотоаппарате существуют два устройства, которые управляют одним и тем же: количеством света, попадающим на светочувствительный материал?

Для создания различных художественных эффектов.

Управление диафрагмой позволяет задавать смысловые планы, создавать третье измерение в плоской фотографии. Возможностям диафрагмы посвящена третья часть. Управление выдержкой позволяет по-разному изобразить движение. Этой теме посвящена пятая часть.

1. Как бы выглядело изображение, если бы в фотоаппарате не существовало затвора, лишь диафрагма?

Весь снимок был бы равномерно «залит» белым цветом.

1. Как получить нормально экспонированный снимок, если экспонометр показывает «-1», а менять значение диафрагмы и выдержку Вы не можете?

Увеличить интенсивность освещения. В зависимости от съёмочной ситуации это можно сделать различными способами: расположить снимаемый объект «на солнце» или ближе к окну, использовать вспышку, включить дополнительное освещение в помещении, перенаправить свет с помощью отражателя, увеличить мощность студийного моноблока или генераторной системы, отложить съёмку и дождаться другого времени суток и т.д.

Также Вы можете увеличить чувствительность светочувствительного сенсора. Эта тема подробно раскрывается в четвёртой части.

1. При каких условиях съёмки изображения получаются полностью белыми, полностью чёрными?

Снимок, «залитый» белым цветом, получается, когда съёмка ведётся с очень длинной выдержкой. В зависимости от условий освещения и других параметров, влияющих на экспозицию, может понадобиться выдержка в промежутке от десятых долей секунды до нескольких минут.

Снимок, «залитый» чёрным цветом, можно создать либо с очень короткой выдержкой, либо в тёмном помещении, либо… если забыть убрать защитную крышку на объективе.

1. Куда должен быть направлен объектив фотоаппарата во время оценки экспозиции по шкале экспонометра?

В сторону снимаемой сцены.

Обычно начинающие фотографы направляют его в пол, чтобы было удобнее смотреть на экран с отображённой на нём шкалой экспонометра. Пробуйте пользоваться видоискателем.

1. Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить изображение объекта на светочувствительном материале?

Снимаемый объект должен быть освещён, и экспозиция должна быть рассчитана таким образом, чтобы изображение не было «залито» белым или чёрным цветом.

1. Что означает понятие «ресурс затвора»?

Ресурс затвора – минимальное количество срабатываний затвора с заданной длительностью.

Например, производитель заявляет ресурс затвора для фотоаппарата Nikon D3100 равным 100 000 срабатываниям, для Canon 5d Mark II – 150 000 срабатываниям, для Nikon D4 – 400 000 срабатываниям. Это значит, что когда Вы сделаете определённое количество «щелчков» своим фотоаппаратом, либо на его экране может появиться сообщение о том, что для продолжения работы затвор требуется заменить, либо затвор перестанет функционировать, и Вы не сможете фотографировать. Замену можно произвести в сервисном центре, обычно, за отдельную плату.

1. Когда возникла фотография?

В 1840-ых годах.

Благодаря усилиям независимых друг от друга людей. Работающая технология – дагеротипия – представленная Луи Дагером (Louis Jacques Mandé Daguerre), была официально зафиксирована в 1839 году Французской академией наук.

Некоторые сведения об объективах

Перед Вами вторая часть из серии «Основы фотографии». Содержание статьи призвано наметить путь эффективного применения объективов и дать необходимые знания для дальнейшего изучения «основ».

Фотографические объективы – обширная тема, которая может быть охвачена несколькими книгами. Искажения и качество создаваемого объективом изображения, выбор объектива под конкретную съёмочную ситуацию, использование светофильтров, различные обозначения в маркировке современных объективов и другие сопутствующие темы освещены в отдельных статьях-приложениях.

Что такое «объектив»?

Современный объектив Nikkorдля цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon.

Упрощённо, объектив – это упорядоченный набор линз. В некоторых объективах помимо линз могут быть установлены зеркала, призмы.

Линза – это кусочек стекла или другого материала, модифицирующий пропускаемый через себя световой поток. Модифицировать свет – основная задача линзы. Линза обычно имеет круглую форму, если смотреть сквозь неё (вдоль), и сложную форму, если смотреть в сечении (поперёк). Форма линзы в сечении влияет на оптические свойства линзы, а именно: как она модифицирует лучи света, проходящие сквозь неё. Например, двояковыпуклая линза собирает лучи света в точке, удалённой на некоторое расстояние от линзы. Канцелярская лупа, с помощью которой можно «приблизить» напечатанные символы в документе – двояковыпуклая линза, закреплённая в металлической или пластмассовой оправе.

В объективе может быть 1 линза, а может 19 и более. Разной формы в сечении, разного размера и из разных материалов, например, минерала – флюорита. Все эти параметры определяют то, как линза модифицирует свет, проходящий сквозь неё. Две или более линз, отличающихся оптическими
свойствами, могут образовывать оптическую систему. Поэтому, часто, вместо слова «линза» в характеристиках объективов пишут «оптический элемент» или, просто, «элемент». Например, бывают гибридные элементы. Оптические элементы могут образовывать оптические группы. Поэтому в
описании объективов Вы можете встретить, например, такую фразу: «11 элементов в 5 группах». Группы и отдельные элементы могут быть подвижными и неподвижными.

Как я отметил в начале раздела, все линзы объектива упорядочены. Количество элементов и групп, порядок их в объективе и расстояние между элементами, как и оптические свойства каждой линзы, строго определены и рассчитываются инженерами-оптиками. Таким образом создаётся оптическая схема объектива.

Чтобы закрепить линзы относительно друг друга, используется тубус – металлическая или пластмассовая труба, обычно, сложного сечения, внутрь которой помещаются линзы, электронные компоненты, диафрагма.

С одной стороны тубус оканчивается байонетом – соединением с фотоаппаратом (см. рис. 2). Байонет у разных объективов может отличаться. Это значит, что один и тот же объектив можно присоединить, соответственно, использовать, только с определёнными фотоаппаратами. Например, объективы для зеркальных фотоаппаратов, произведённые компанией Canon, имеют байонеты с названиями EF или EF-S, а объективы Nikkor компании Nikon – AF или AF-S. Объективы для фотоаппаратов Nikon нельзя непосредственно установить на фотоаппараты фирмы Canon, и наоборот.

У большинства современных объективов на байонете расположены электрические контакты, с помощью которых объектив и камера «обмениваются» данными. С этой стороны тубуса видна задняя линза объектива.

Рис. 2. «Задняя» часть объектива. Обозначения на фотографии: 1 – метка-ориентир для правильного соединения объектива с фотоаппаратом, 2 – байонет, 3 – электрические контакты, 4 – рычажок, складывающий лепестки диафрагмы – репитер диафрагмы, 5 – задняя линза объектива.

С другой стороны тубус оканчивается креплениями для бленды и светофильтров с резьбовым соединением (см. рис. 3). Подробнее о светофильтрах я расскажу в отдельной статье. Бленда – короткая трубка из пластмассы или тонкого металла – круглая или лепестковая – предотвращает попадание боковых лучей света на переднюю линзу объектива. Такие лучи обычно вызывают «засветку» (см. рис. 4). Передняя линза объектива обращена к снимаемой сцене.

Рис. 3. Лепестковая бленда установлена на объектив. Иногда её устанавливают неправильно, тогда она не действует по своему назначению – смотрите на фотографию справа. Обозначения на фотографиях: 1 – передняя линза объектива, 2 – круглый светофильтр, установленный на резьбовое соединение перед передней линзой объектива, 3 – бленда.

Пример фотографии с «засветкой». Обратите внимание на характерную для явления малую контрастность изображения. Световые лучи от источника (солнце), расположенного позади-сверху модели попадают на плоскость передней линзы под большим углом. Преломляясь, лучи не только выходят из линзы в направлении светочувствительного слоя, но распространяются вдоль линзы, вызывая наблюдаемый оптический эффект. Обычно, «засветка» – паразитный эффект, но его можно использовать в художественных целях. Если источник расположен напротив передней линзы объектива, то бленда не спасает от прямого попадания световых лучей.

На тубусе могут быть расположены элементы управления: шкала расстояний до снимаемого объекта, вращающиеся кольца, переключатели, – а также нанесены информационные маркировки (см. рис. 5). Об одной из них я упомянул в пояснению к рис. 2.

Рис. 5. Элементы управления на объективе Nikkor. Обозначения на фотографиях: 1 – шкала расстояний до снимаемого объекта, 2 – фокусировочное кольцо, 3 – кольцо перемены фокусных расстояний, 4 – переключатель режимов фокусировки, 5 – включатель электронно-оптического стабилизатора изображения, 6 и 7 – маркировки с обозначением модели и особенностей объектива, 8 – маркировка-шкала для определения текущего фокусного расстояния объектива.

Шкала расстояний показывает примерное расстояние (в метрах и/или футах) до снимаемого объекта, обычно того, который Вы наводите на резкость или, другими словами, на котором фокусируетесь.

Точки пересечения некоторой невидимой плоскости и объектов снимаемой сцены, наведённых на резкость, будут изображены на фотографии максимально резко. Такую плоскость назову плоскостью фокусировки, или плоскостью наведения, или фокусировочной плоскостью. Расстоянием до снимаемого объекта или дистанцией съёмки называется расстояние от оптического центра объектива до плоскости наведения. Определение оптического центра объектива я приведу чуть позже.

Обычно, на тубусе объектива расположено одно или два вращающихся кольца. Фокусировочное кольцо – служит для наведения снимаемого объекта на резкость (метка 2 на рис. 5). Вращая его то в одну, то в другую сторону, вы приближаете или отдаляете плоскость фокусировки. Также, при вращении фокусировочного кольца текущее значение на шкале расстояний до снимаемого объекта изменяется на отрезке от минимальной дистанции фокусировки, характерной для данной модели объектива, до «бесконечности».

Минимальная дистанция фокусировки – это минимальное расстояние до объекта, который можно навести на резкость. Отчёт ведётся, обычно, от плоскости светочувствительного слоя. Эта плоскость помечается знаком «перечёркнутая окружность», который наносится на корпус фотоаппарата.

Если объект находится ближе к объективу, на расстоянии, меньшем минимальной дистанции фокусировки, Вы не сможете навести его на резкость. Минимальная дистанция фокусировки может сильно отличаться в зависимости от характеристик и типа объектива.

Наведение на резкость снимаемого объекта может производится с помощью электрического мотора, встроенного в объектив или фотоаппарат, а также вручную путём вращения фокусировочного кольца. Некоторые объективы не могут автоматически наводить резкость на объект. К ним могут относиться объективы, выпущенные в 20-ом веке и ранее, а также некоторые современные объективы, например, производства Carl Zeiss.

На объективах, пригодных для автоматического наведения на резкость, обычно, установлен переключатель между режимами ручной и автоматической фокусировки (метка 4 на рис. 5). Он обозначается аббревиатурами «M/A» или «MF/AF», или «M/A M». Если переключатель имеет аббревиатуру «M/A M», то с помощью фокусировочного кольца управлять положением плоскости фокусировки можно в любой момент, даже после того как сработала система автоматического наведения на резкость – автофокус.

В остальных случаях можно наводить на резкость либо вручную (переключатель в положении «M» или «MF»), путём вращения фокусировочного кольца, или автоматически, под действием электрического мотора (переключатель в положении «A» или «AF»). Вращать фокусировочное кольцо руками, когда переключатель установлен в положение «A» или «AF» не желательно. Вы можете повредить электрический мотор. В четвёртой части автофокус подробно рассматривается.

Вторым вращающимся кольцом оборудуются не все объективы. Оно служит для перемены фокусных расстояний объектива. Если у объектива одно – фиксированное – фокусное расстояние, то этого кольца нет. Если фокусные расстояния можно менять, то это кольцо есть (метка 3 на рис. 5). Также на тубус наносится шкала для определения текущего фокусного расстояния (метка 8 на рис. 5). Подробнее о фокусном расстоянии объектива Вы сможете узнать в следующем разделе статьи.

Некоторые современные объективы снабжаются электронно-оптической системой стабилизации изображения, «начинка» которой расположена внутри объектива, а управление доступно на поверхности тубуса. На объективах Nikkor переключатель с маркировкой «VR ON/OFF» отвечает за действие или бездействия системы стабилизации (метка 5 на рис. 5). Некоторые объективы оборудованы дополнительно переключателями режимов работы стабилизационной системы. Например, включение-выключение панорамного режима, управление степенью стабилизации и т.д.

Система стабилизации предотвращает смаз (размытость) изображения при случайных вибрациях («шевелении») объектива на длинных выдержках. Например, при съёмке с рук, без штатива или другого упора, в сумерки или в помещении, то есть при малой интенсивности освещения снимаемой сцены.

Помимо линз, электрического мотора, электронной платы управления (содержит микропроцессор), системы стабилизации в тубусе расположена диафрагма. Лепестки диафрагмы складываются, образуя отверстие определённого диаметра. Таким образом, регулируется поток света, проходящий через объектив. Чем меньше диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, тем меньшее количество света проходит сквозь объектив. Подробнее об диафрагме и её связи с экспозицией Вы можете прочитать в предыдущей части – «Основы фотографии #1».

Количество лепестков диафрагмы (обычно, от 5 до 11 штук) и форма отверстия, образуемого ими, определяет характер изображения светлых нерезких областей. Художественному эффекту, создаваемому с помощью диафрагмы, посвящена третья часть.

Работа диафрагмы управляется микропроцессором, встроенным в объектив. Также микропроцессор отвечает за перемещение подвижных оптических элементов и групп в объективе, работу стабилизирующей системы и передаёт микропроцессору фотоаппарата информацию о текущем положении лепестков диафрагмы и положении подвижных элементов. Микропроцессор фотоаппарата, в свою очередь, «сообщает» объективу о требуемом положении лепестков диафрагмы, необходимости переместить подвижную оптическую группу, отвечающую за наведение снимаемого объекта на резкость, и точные данные для такого перемещения.

1. Основы фотографии #2.1

В этой части я перейду к основным параметрам объектива. Вначале обозначу роль объектива в создании изображения.

Зачем нужны объективы?

Основная задача объектива – направлять отражённые от снимаемого объекта лучи света на светочувствительный слой, находящийся в фотоаппарате. Объектив создаёт плоское (двумерное) изображение на светочувствительном слое, а последний это изображение фиксирует.

Разные объективы решают эту задачу по-разному. Разнообразие съёмочных ситуаций (футбольный матч, интерьер дома, постановка для журнала мод, модельный тест, реклама средств по уходу за лицом, блюда для меню ресторана, свадебное торжество на открытом воздухе, горное озеро и т.д.) обуславливает выбор объектива. Например, объектив, используемый в интерьерной фотографии, чаще всего, не подойдёт для лицевого портрета. С другой стороны, с объективом, пригодным для food-фотографии, можно создавать семейные, детские и любые другие постановочные портреты в студии или на открытом воздухе.

Для того чтобы показать, чем отличается один объектив от другого, введу основные параметры объективов. Затем приведу классификацию объективов с комментариями, которые призваны помочь в самостоятельном выборе объектива для конкретной съёмочной ситуации.

Каковы основные параметры объективов?

К основным параметрам объектива я отношу фокусное расстояние, угол поля зрения, искажение перспективы и светосилу.

Фокусное расстояние

Основной параметр любого объектива – фокусное расстояние. Это расстояние от оптического центра объектива до светочувствительного слоя. Оптический центр объектива – виртуальная точка, центр воображаемой двояковыпуклой линзы, которая могла бы заменить все линзы в объективе, суммировать их действия над пропускаемым светом. На рис. 6 изображена такая воображаемая линза. Параллельные друг другу лучи света, входящие в неё слева, со стороны снимаемой сцены (или области предметов), пройдя через линзу, собираются в точку на светочувствительном слое. Оптический центр объектива может располагаться не только внутри тубуса, но за его пределами: впереди передней линзы объектива или позади задней линзы объектива.

Оптический центр объектива находится на оптической оси объектива, невидимой линии, которая обладает следующим свойством. Если луч света совпадает с оптической осью, то он пройдёт сквозь объектив, не изменив направления. Другими словами, такой луч не модифицируется объективом. На языке образов оптическую ось можно назвать «голубым коридором» для световых лучей.

На оптическую ось объектива «нанизаны» оптические центры каждой линзы в объективе. Обычно, объектив устанавливается на фотоаппарат таким образом, чтобы оптическая ось была перпендикулярна плоскости светочувствительного слоя. Некоторые специальные объективы позволяют наклонять оптическую ось относительно плоскости светочувствительного слоя.

Рис. 6. Фокусное расстояние объектива.

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Маркировка «18mm», нанесённая на объектив, означает, что фокусное расстояние данного объектива равно 18-ти миллиметрам. Каково фокусное расстояние объектива, изображённого на рис. 5? Постоянно ли оно?

Угол поля зрения

На практике важно понятие угла поля зрения объектива, связанное с фокусным расстоянием. Введу новое понятие с помощью двух примеров.

Чем больше фокусное расстояние, тем более далёкий от меня объект я могу запечатлеть. Например, снимая объективом с фокусным расстоянием равным 18 мм, я смогу запечатлеть птицу, сидящую на ветке дерева в нескольких метрах от меня. Однако, она получится на фотографии маленькой. Если я воспользуюсь объективом с фокусным расстоянием равным 180 мм, то размер птицы на фотографии получится в 10 раз больше. При этом я буду фотографировать в том же месте. Таким образом, объективы с большим фокусным расстоянием позволяют снимать объект, удалённый от фотографа на большое расстояние. Это актуально в репортажной съёмке спортивных мероприятий, например, футбольных матчей, в съёмке дикой природы, где у меня не будет возможности подойти близко к осторожному животному. Теперь приведу другой пример.

Я фотографирую в небольшом помещении группу из 10 человек. Снимая с объективом с фокусным расстоянием равным 180 мм, мне придётся отойти от группы так далеко, чтобы все люди «попали» в кадр. Но в помещении это не всегда выполнимо – ограничивают стены. В этом случае мне необходимо воспользоваться объективом с меньшим фокусным расстоянием равным, например,18 мм. Располагаясь близко к портретируемым, я смогу сфотографировать всю группу целиком. Это актуально при съёмке в ограниченном пространстве, интерьерной фотографии.

Таким образом, фокусное расстояние объектива влияет на дистанцию съёмки. А именно, чем ближе я хочу подойти к снимаемому объекту, тем объектив с меньшим фокусным расстоянием мне нужен. Почему так? Потому что, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше угол поля зрения.

Поле зрения объектива – это изображаемая объективом часть снимаемой сцены. Углу поля зрения можно дать следующие определение. Двойной (умноженный на 2) угол между оптической осью объектива и линией, соединяющей самую крайнюю изображаемую точку снимаемой сцены с оптическим центром объектива, называется углом поля зрения объектива.

Также, введу понятие угла поля зрения через построение. Представьте прямоугольный кадр-изображение. Проведите диагональ между противоположными вершинами кадра. Угол между двумя линиями, одна из которых проходит через одну вершину и оптический центр объектива, другая – через другую вершину и оптический центр объектива, можно обозначить как угол поля зрения.

Угол поля зрения измеряется в градусах.

Замечание. Для угла поля зрения объектива существует строгое определение, но оно требует более развитой понятийной базы. Вы можете «окунуться» в неё в книге [1] из списка литературы, приведённого в конце статьи, а познакомиться со строгим определением на стр. 50. Возможно, простым для восприятия и понимания для Вас будет определение из книги [2], приведённое на стр. 196 («Угол зрения»).

Зависимость угла поля зрения от фокусного расстояния демонстрирует рис. 7. Точка съёмки, ракурс, параметры съёмки остаются неизменными для всех 9-ти снимков, изменяется лишь фокусное расстояние объектива. На снимке, сделанном с фокусным расстоянием равном 24 мм, слева изображена серая дверь. При фокусном расстоянии равном 35 мм её в кадре нет: угол поля зрения уменьшился и объектив больше не «охватывает» какую-то часть сцены. Обзор сузился. На 3-ёх последних снимках, сделанных с фокусными расстояниями равными 105 мм и выше, трудно сказать, какая обстановка окружает фотографа.

Рис. 7. Зависимость угла поля зрения от фокусного расстояния объектива.

Обратите внимание, что с увеличением фокусного расстояния, не только уменьшается угол поля зрения, но и увеличивается размер изображаемого объекта (изображение объекта масштабируется). Размер белой карточки и расстояние до неё оставались неизменными на всех снимках. Однако, размеры изображённого объекта относительно размера кадра увеличились с ростом фокусного расстояния.

Угол поля зрения не обозначается на объективе. Его можно узнать из инструкции к объективу или его спецификации. Знание угла поля зрения помогает мне при подготовке к постановочной съёмке, когда я заранее планирую кадр. Вот каким образом.

В некоторых студиях из-за их маленькой площади я не могу использовать объектив с большим фокусным расстоянием. А по соображениям, о которых я расскажу далее и в третьей части «основ», это желательно. Рассчитав минимальную дистанцию съёмки для портрета в полный рост, я выбираю один или несколько объективов с подходящими фокусными расстояниями.

Искажение перспективы

Объективы создают перспективное изображение. Другими словами, трёхмерное пространство проецируется объективом на плоский светочувствительный слой по законам центральной перспективы.

Перспектива – это способ изображения трёхмерного пространства, объёмных тел на плоскости. Центральная перспектива предполагает наличие центра проекции. Центр проекции, условно, совпадает с оптическим центром объектива.

Перспектива остаётся неизменной при любом фокусном расстоянии, соответственно, она не зависит от угла поля зрения. Однако, её ощущение наблюдателем зависит от фокусного расстояния объектива, размера светочувствительного слоя, размера фотографии и дистанции, с которой
зритель рассматривает фотографию.

Если Вы хотите подчеркнуть реалистичность сюжета, то Вы можете подобрать такое фокусное расстояние, при котором перспектива будет ощущаться натуральной, неискажённой, естественной. Помимо фокусного расстояния необходимо знать на каком расстоянии будет просматриваться Ваша
фотография, и какого она будет формата.

И наоборот. Вы можете заведомо исказить восприятие зрителем снимаемого объекта, уменьшить или увеличить кажущуюся глубину пространства. Обычно, на малых фокусных расстояниях глубина пространства «увеличивается», фон «отдаляется», на больших фокусных расстояниях глубина «уменьшается», пространство «уплощается», фон «приближается».

Пример. Если Вы будете смотреть на портрет (рис. 8) на расстоянии примерно 35 см от монитора, то перспектива будет ощущаться Вами неискажённой (так, словно Вы находитесь на месте фотографа). Это справедливо при условии, что разрешение Вашего монитора равно 1366 х 768
точек и масштаб изображения равен 100%. Если разрешение Вашего монитора равно 1920 х 1080 точек, то расстояние просмотра, при котором перспектива ощущается естественной, равно 25 см.

Рис. 8. Лицевой портрет, сфотографированный на объектив с фокусным расстоянием равным 50 мм.

Аналогично, портрет на рис. 8 не будет казаться искажённым, если Вы приблизитесь к экрану на неудобное расстояние – 16 см.

Рис. 9. Лицевой портрет, сфотографированный на объектив с фокусным расстоянием равным 24 мм.

Эффект «большого носа», который на больших («удобных») расстояниях от экрана Вы можете наблюдать на рис. 8, называется дисторсией. Это геометрическое искажение. Оно свойственно объективам с малыми фокусными расстояниями. Эффект возникает потому, что центр перспективы находится близко к лицу человека. Кончик носа модели расположен ближе, чем её веки и брови к центру перспективы, поэтому последние кажутся меньшими по размеру, чем нос.

Обобщу вышесказанное. Подобно полю зрения объектива, благодаря которому Вы можете строить кадр (помещать или исключать объекты из кадра), в Ваших руках находится ещё одно выразительное средство. Меняя фокусное расстояние и дистанцию съёмки, Вы можете управлять ощущением перспективы у зрителя, «приближать» или «отдалять» фон в снимаемой сцене.

Некоторые объективы искажают центральную перспективу благодаря специфической оптической схеме. Пример искажения представлен на рис. 10. Снимок сделан с помощью объектива, который за особенное изображение назвали «рыбий глаз» (англ. fisheye). Угол поля зрения такого объектива
близок к углу поля зрения рыбьего глаза – 180 градусов. Фокусное расстояние объектива, с помощью которого создана фотография на рис. 10, равно 10,5 мм.

Рис. 10. Искажение перспективы объектива fisheye (с англ. «рыбий глаз»).

Также, искажение форм изображаемых объектов происходит, когда оптическая ось направлена к объекту под углом, отличным от прямого. Например, фронтальная часть здания, обычно, запечатлевается искажённой («прямоугольник» фасада превращается в трапецию, сужаясь к верху),
потому что, обычно, точка съёмки находится на уровне первого этажа здания. Чтобы поместить здание целиком в кадр, я поднимаю объектив вверх. Оптическая ось перестаёт быть перпендикулярной фасаду здания.

Такое искажение вызывает трудности в архитектурной фотографии. Оно может быть исправлено путём подъёма точки съёмки, например, я могу занять позицию в здании напротив. Либо можно наклонить плоскость резкости, которая в обычном объективе перпендикулярна его оптической оси. Наклон фокусировочной плоскости можно осуществлять, например, с помощью специального объектива, называемого, тилт-объективом (от англ. tilt – «наклонять»).

Подробнее о перспективных эффектах объектива Вы можете узнать, например, из книги [3] на страницах 275 – 277.

Перед тем, как ввести следующий параметр объектива – светосилу – сделаю промежуточное резюме.

Фокусное расстояние – основной параметр объектива. Несмотря на то, что оно имеет конкретное значение и единицу измерения – миллиметр – оценить его с помощью линейки будет непросто, потому что оптический центр объектива нередко находится за пределами тубуса. Этого и не нужно
делать. На практике важны связанные с фокусным расстоянием параметры: углы поля зрения и искажение перспективы.

Первый параметр – больше технический. Хватит ли мне поля зрения, чтобы «охватить» в кадре комнату целиком или модель в полный рост? Второй параметр – больше
художественный. Что зритель будет ощущать, если я покажу невероятно длинными ноги модели, сидящей в кресле? Насколько явным будет производимый эффект? Или. Как мне показать модель в окружении тенистого леса и реки, обвивающей каменистый ландшафт на заднем плане? («Приблизить» задний план).

Светосила

Любой объектив, будучи оптическим прибором, неизбежно уменьшает интенсивность пропускаемого светового потока. Часть лучей рассеивается в оптических элементах, другая часть, обычно наибольшая, намеренно экранируется (ограничивается) специальными конструктивными элементами объектива. Ограничение световых лучей необходимо для того, чтобы управлять уровнем искажений.

Другими словами, изображение, создаваемое любым объективом, всегда содержит искажения. Но их степень отличается от модели к модели. Чем меньше нужно ограничивать световые лучи, тем выше освещённость изображения, тем больше возможностей предоставляет такой объектив в условиях с малой интенсивностью освещения снимаемой сцены.

В качестве одного из «ограничителей» выступает диафрагма, речь о которой я вёл в первой части. Чем больше диаметр установленных в объектив оптических элементов, соответственно, больше диаметр тубуса, и чем больше максимальный диаметр отверстия, образуемого лепестками диафрагмы, тем больше световых лучей проходит сквозь объектив и, как следствие, выше освещённость изображения.

Светосилой объектива называется минимальное значение диафрагмы, возможное для выбора у данной модели объектива. Вспомните, как связан диаметр отверстия и значение диафрагмы: чем больше значение диафрагмы, тем меньше диаметр отверстия. Введу второе определение. Светосила – это максимальный диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы, для данной модели объектива.

Маркировка светосилы наносится на тубус (см. рис. 5). Надпись следует за обозначением фокусного расстояния и может иметь один из двух видов: например, «F1:1,4» или «f/4», «F1:3,5-5,6» или «f/3,5-5,6». Светосила объектива, изображённого на рис. 1 – 5 равна 4. Это означает, что, фотографируя с помощью него, я могу установить минимальное значение диафрагмы равным 4.

Не у всех объективов светосила постоянна. Она может зависеть от фокусного расстояния. Для разных фокусных расстояний, программа микропроцессора будет ограничивать максимально возможный диаметр отверстия, образованного лепестками диафрагмы. Для того, чтобы рассказать о светосиле подробнее, введу классификацию объективов по возможности изменять фокусное расстояние.

Существуют объективы, у которых фокусное расстояние можно менять, соответственно, можно менять угол поля зрения. Создавая фотографии для рис. 7, я использовал два таких объектива. У одного фокусные расстояния изменялись в пределах 24 – 70 мм, у другого – в пределах 70 – 200 мм. Оба «представителя» относятся к классу вариофокальных объективов или объективов с переменным фокусным расстоянием, или «зумов».

Изменять фокусное расстояние можно в любой момент съёмки путём вращения соответствующего кольца на тубусе (метка 3 на рис. 5).

О том, что объектив является вариофокальным, свидетельствует маркировка с указанием диапазона фокусных расстояний, возможных для данной модели объектива (метка 8 на рис. 5). Например, фокусные расстояния у вариофокального объектива, изображённого на рис. 1 – 5 можно изменять в пределах отрезка от 16 до 35 мм.

Вариофокальные объективы удобны. С одним и тем же объективом я могу фотографировать как осторожную птицу, сидящую на ветке дерева, так и группу людей в небольшом замкнутом помещении.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием называются также дискретными объективами или «фиксами». Качество изображения, получаемого с помощью таких объективов, обычно, выше, чем получаемое с помощью вариофокальных. Однако, с дискретными объективами может быть неудобно
снимать репортажи или некоторые сюжеты, одновременно, например, и пейзажи, и цветки. Съёмка репортажей часто предполагает быстроту и чёткость действий (постоянно менять объективы может быть неудобно), а также различных полей зрения.

За удобство вариофокальных объективов я «расплачиваюсь» высоким уровнем искажений, особенно на крайних значениях доступного диапазона фокусных расстояний, и/или высокой стоимостью вариофокального объектива. И всегда меньшим количеством пропускаемого через объектив света в сравнении с дискретными объективами.

Оптическая схема вариофокальных объективов более сложная, чем дискретных: в ней больше подвижных оптических групп и элементов. Производители объективов стараются реализовать такую схему, при которой на каждом значении фокусного расстояния из доступного диапазона искажения не превышают заданный уровень. А степень искажений вариофокального объектива всегда изменяется в некоторых пределах.

Чтобы сделать искажения стабильно малыми вне зависимости от выбранного фотографом фокусного расстояния из диапазона допустимых значений, намеренно уменьшается светосила объектива. Вы редко встретите вариофокальный объектив со светосилой больше 2,8. В вариофокальных объективах низкого ценового диапазона подход более «гибкий», но менее удобный для фотографа. Светосила автоматически изменяется в зависимости от выбранного Вами фокусного расстояния. Например, у объектива с маркировкой «18-55mm F1:3,5-5,6» светосила равная 3,5 соответствует фокусному расстоянию равному 18 мм, светосила равная 5,6 – фокусному расстоянию равному 50 мм. На промежуточных фокусных расстояниях светосила будет принимать промежуточные значения. Например, при 35 мм она будет близка к 4,5.

У дискретных объективов светосила постоянна по определению. В этом заключается одно из их преимуществ перед вариофокальными объективами.

В виду неизменности фокусного расстояния (в оптической схеме на одну переменную величину меньше), светосила у дискретных объективов может быть больше, чем у вариофокальных, и достигать значений 1,2 и даже больше. Для вариофокальных объективов такая светосила пока является непреодолимым рубежом. Чтобы оценить степень преимущества, вспомните разницу в экспозиции для диафрагменных чисел 1,4 и 2,8. Она составляет 2 EV. Дискретные объективы способны пропустить от 2 до 16 раз больше света, чем высококачественные вариофокальные объективы.

Чем выше светосила, тем выше стоимость объектива. Для светосильных объективов применяются дорогие материалы и сложные технологии изготовления линз, линзы большего диаметра. Вариофокальные объективы с постоянной светосилой также дороже своих «одноклассников» со светосилой, зависимой от фокусного расстояния.

Приведу классификацию объективов по фокусному расстоянию, снабжённую некоторыми пояснениями по применению в различных съёмочных ситуациях.

Классификация объективов по фокусному расстоянию

Все существующие объективы можно распределить по трём «полочкам». Иногда их пять: первая и третья делятся ещё на две. Однако, деление условно и зависит от размеров светочувствительного слоя. Классификация ниже приведена для фотоаппаратов узкого (малого) формата, размер светочувствительного слоя которых по диагонали равен 36 мм. Подробнее об форматах читайте в четвёртой части «основ».

К короткофокусным или широкоугольным объективам относятся модели, фокусное расстояние которых менее 24 мм. Их удобно применять в ситуациях, когда требуется «охватить» большую часть пространства,
сохраняя минимальную дистанцию съёмки: интерьерная фотография, групповой портрет и т.д. Вследствие способности «увеличивать» глубину пространства, усиливать «объёмность», такие объективы применяют для создания динамичных снимков, например, в свадебной фотографии. На «широкий угол» сложно фотографировать классические портреты. У широкоугольных объективов ярко выражена дисторсия. На левом верхнем снимке рис. 7 рама окна изогнута к краю кадра. В реальности она – прямая. Искажениям объектива и его оптических свойствам посвящена отдельная статья.

К стандартным объективам относятся модели, фокусное расстояние которых более 35 мм и менее 85 мм. Объективы с фокусным расстоянием равным 50 мм в большинстве режимов просмотра (на экране компьютера, отпечаток 15х20, журнальная полоса и т.д.) вызывают у зрителя ощущение натуральной
перспективы. Поэтому «полтинники» часто используют для изображения снимаемых сцен такими, какими их увидел бы человек, если бы находился на месте фотографа.

Фокусное расстояние длиннофокусных объективов или телеобъективов больше 85 мм. Из-за "уменьшения" глубины пространства, эффекта «приближения» заднего плана к переднему плану, длиннофокусные объективы активно применяются в портретной и предметной фотографии. Вследствие способности сильно масштабировать изображение снимаемого объекта телеобъективы применяются там, где требуется запечатлеть объект издалека, например, в съёмке спортивных мероприятий, фотографии дикой природы и проч.

Иногда, дополнительно рассматривают ультра-широкоугольные объективы и супер-длиннофокусные объективы.

Замечание. Вариофокальные объективы, охватывающие широкий диапазон фокусных расстояний, могут «занимать» сразу несколько «полочек» в приведённой классификации, обеспечивая, тем самым, разнообразный набор съёмочных ситуаций. Например, объективы с диапазоном фокусных расстояний 18 – 55 мм или 24 – 105 мм, или 18 – 300 мм. Здесь отмечу следующее: универсальность, чаще всего, занимает одну из двух чаш весов. На другой находится качество. С универсальными объективами удобно пробовать себя в различных жанрах и видах фотографии.

В завершении этой части приведу список литературы для углублённого изучения, домашнее задание и контрольные вопросы для усвоения и закрепления материала.

Литература

1. Волосов Д.С. Фотографическая оптика / Д.С. Волосов – М. Искусство, 1978. – 543 с.

2. Оптическая терминология // EF LENS WORK III – Canon Inc. Lens Products Group, 2006. – С. 192-215.

3. Теория оптических систем / Б.Н. Бегунов, Н.П. Заказнов – М. Машиностроение, 1973. – 488 с."

Возможные ответы на ключевые вопросы в конце второй части.

1. Какие возможности предлагают объективы с большим фокусным расстоянием? А с маленьким?

С длиннофокусным объективом удобно снимать удалённые объекты. Также, телеобъективы «уменьшают» глубину пространства, «приближают» фон к снимаемому объекту. В случаях, когда требуется сохранить пропорции объекта, его форму удобно пользоваться длиннофокусными объективами, например, в съёмке лицевого портрета. Наконец, с длиннофокусным объективом удобнее получать маленькую глубину резко изображаемого пространства. Подробнее о ней читайте в следующем разделе.

С широкоугольными объективами можно «охватить» большую часть пространства, что, чаще всего, необходимо в интерьерной фотографии. Также, короткофокусные объективы «увеличивают» глубину пространства, что помогает подчеркнуть динамику сюжета, положения предметов относительно друг друга. С широкоугольным объективом удобнее получать большую глубину резко изображаемого пространства.

1. Сможете ли Вы с помощью объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм сфотографировать интерьер комнаты или модель в полный рост в студии площадью 20 кв. м?

Скорее всего, нет.

Разберу вначале вторую съёмочную ситуацию.

Для того, чтобы сфотографировать модель среднего роста потребуется «охватить» около 2 м пространства «по высоте» или 2,4 м «по диагонали» (стороны кадра соотносятся в пропорции 2:3). Представьте, что вокруг модели построена и вертикально установлена прямоугольная рамка, расстояние между крайними вершинами рамки равно 2,4 м. 12,2 градуса – угол поля зрения объектива с фокусным расстоянием равным 200 мм (указан в спецификации на web-сайте производителя). Используя определения тангенса и угла поля зрения объектива, вычислю расстояние до снимаемого объекта. Оно равно примерно 11 м. Помещение, удовлетворяющее поставленной задаче, должно представлять из себя узкий коридор.

При решении я предполагал, что в фотоаппарат установлен светочувствительный слой малого (узкого) формата. О размерах светочувствительных слоёв речь пойдёт в четвёртой части.

В первой съёмочной ситуации поле зрения слишком мало, чтобы «поместить» комнату в кадр. Сравните: закройте один глаз и посмотрите на комнату. Угол поля зрения человеческого глаза равен примерно 90-95 градусам, почти в 8 раз больше угла поля зрения используемого объектива.

1. Какой объектив Вы выберите для съёмки репортажа в кафе с тусклым освещением: светосильный с фиксированным фокусным расстоянием или вариофокальный объектив с постоянной светосилой? Почему?

Выбор будет зависеть от ряда условий:

· Возможность использования дополнительных источников света, например, встроенной или внешней вспышки;

· Динамичность события. Планируются игры, конкурсы, танцы, большое количество людей, их постоянное движение и перемещение или неторопливый ужин в кругу близких;

· Содержание, цель репортажа. В первую очередь необходимо запечатлеть действо, атмосферу или отношения между людьми;

· Техническое качество изображений. Каковы ограничения. Допустим ли «смаз» изображения (подробнее о «смазе» читайте в пятой части), какой уровень цифрового шума приемлем.

Если вспышку использовать нежелательно и требуется наивысшее качество изображения, то я выберу светосильный дискретный объектив. Большая светосила (например, 1,4) позволит фотографировать в условиях с малой интенсивностью освещения, сохраняя режим работы светочувствительного сенсора приемлемым для получения наиболее качественных снимков.

Для динамичного мероприятия подойдёт стандартный объектив близкий к «короткому фокусу» (например, 24 или 35 мм), чтобы подчеркнуть динамичность происходящего. Для уютного ужина подойдёт стандартный или длиннофокусный объектив (например, 50 мм, 85 мм, 135 мм). Получится запечатлеть происходящее похожим на то, каким его видят участники. Т

Date: 2016-07-25; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию