Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История мирового этикета.





Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от древности до наших дней. Почтительность и уважение к старшим, рыцарское отношение к женщине-матери, забота о детях – эти свойства неизбежно развивались в ходе естественного отбора, обеспечивая существование рода, поддерживая его единство, так как сглаживали неравенство между молодыми и старыми, сильными и слабыми. Народы каждой страны вносили в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Самые ранние дошедшие до наших дней правила поведения зафиксированы на территории Месопотамии в Древнем Шумере. Шумеры считали, что высокие моральные качества дарованы людям богами и задача человека состоит в том чтобы следовать божественным предначертаниям, а бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше строго следили за соблюдением правил.

Из глубины веков до наших дней дошло еще одно из древнейших собраний житейской мудрости – Библия, которая утверждает, что основные законы и наставления о том, как себя вести Господь Бог вручил Моисею на горе Синай. Заповеди были начертаны на двух больших каменных скрижалях. Отдельные заповеди через полторы тысячи лет повторил Иисус Христос в Новом Завете, потому что они имели общечеловеческое значение. Все эти требования справедливы и сейчас. Известный католический ученый Катрей в своём труде «Единство нравственного сознания человечества», опираясь на множество этнографических исследований, сделал вывод, что нравственные идеи, заключенные в десяти заповедях, являются основными для всего человечества. Действительно, убийство, супружеская измена, ложное свидетельство, кража практически у всех народов считаются недопустимыми. В нормы поведения всех народов входит правдивость, верность, гостеприимство, вежливость и т.д.

Англию и Францию считают «странами классического этикета», в которых он получил наивысшее развитие. Само словоэтикетфранцузского происхождения. На одном из приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Считается, что от французского названия этих карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее затем в язы­ки многих стран Европы и Азии.

Но родиной этикета все же является Италия. Италию XVв. отличали высокая степень образованности, богатства и способности украшать свою жизнь, расцвет науки и искусства, развитие и совершенствование правил светских приличий и изящных манер. В то время, как вся Европа утопала в междоусобных войнах, в Италии под властью Медичей воцарился мир, бурно развивались торговля, банковские операции, формировалась новая культура поведения. Позже правила светских приличий и хорошего тона распространились на всю Европу.

В России одним из первых законодательных актов XI-XII вв., регулирующих поведение человека и дошедших до наших дней, явилась «Русская правда» (время правления Владимира Мономаха), где за убийство ближнего предусматривалась месть или вира; за кражу вора вели на сход или отбирали у него украденную вещь; регламентировалось наследственное право, по которому сыновья наследовали поровну, но отцовский дом доставался младшему, а дочери получали приданное; имение жены считалось неприкосновенным для мужа; вдова, не вышедшая замуж вторично, оставалась полной хозяйкой в доме покойного супруга. Основные поведенческие ценности русского средневекового человека сформулированы в законах и литературных памятниках того времени, например в поучении XVI в. - «Домострое». Во время правления Петра I начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе русские допетровские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Появился новый образ русскою человека: в европейской одежде и с европейскими манерами, с потребностью нравиться и быть приятным в обществе, осознавшего, что жизненный успех зависит от привлекательности общения и поведения. Пётр I создал регулярные войска, составив для них Воинский устав, провёл в жизнь «Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных», принимал множество указов, определявших, что надевать и как следует поступать. По его указанию Яков Брюс составил сборник поведенческих советов для молодого дворянства - «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», вышедшее в свет в 1717 г. и популярное настолько, что за 6 лет оно трижды переиздавалось. Вместе с новой Россией рождались новые общественные отношения, а значит, и новый церемониал. Дворянский этикет, получивший сильнейший импульс к формированию при Петре I, во времена Екатерины II уже активно проявлялся в общественных отношениях правящего класса. В стране развивалось просвещение, проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей», не знакомой с рутинностью прежних веков и достойной великих предначертаний Отечества. Императрица Екатерина II, увлечённая общим стремлением к созданию воспитательной литературы, написала ряд работ педагогического характера: «Наставление к воспитанию внуков», «Российская азбука для обучения юношества чтению», «Продолжение начального обучения». В общении вырабатывалась привычка проявлять «учтивство», благопристойность и добронравие.

Приведем пример принципов воспитания Екатерины II, разработанных ей для своего внука Великого Князя Александра Павловича. «Главное достоинство наставления детей – состоять должно в любви к ближнему, в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми, в добронравии, чистосердечии, в удалении гневной горячности, боязливости и пустого подозрения». Для первоначального образования Императрица избрала предметы, требующие развития памяти: языки, хронологию, географию, затем историю и законы российские – «не узнав коих невозможно знать порядки, коими правится Россия». Предполагалось обучать царственных детей фехтованию, плаванию, танцам и ружейным приемам – «всему тому, что придает телу, гибкость, силу и поворотливость. Помимо глубоких и разносторонних знаний будущий государственный деятель должен был обладать прекрасным вкусом, умением вести беседу, свободно держаться в любом обществе.

Дворянские дети обучались в закрытых учебных заведениях и приезжали домой только на каникулы. Если юношей – воспитанников кадетских корпусов и юнкерских училищ, обучали манере держаться собранно, подтянуто, молодцевато, достигая настоящей офицерской выправки, то барышням дворянского звания внушали, что они хранительницы чести отца, мужа и потому должны держать себя достойно. Традиции кадетских корпусов и юнкерских училищ свято соблюдались в любое время, не взирая на политическую обстановку в стране, вплоть до Октябрьской революции 1917г. Например, распорядок дня кадета был примерно такой: подъем в 6-00 час. утра, обтирание холодной водой, зарядка и бег на свежем воздухе; в 8-00 час. – легкий завтрак, далее 40 мин. на подготовку к занятиям; классные (по гимназической программе) и строевые занятия; в 14-00 час. – обед, далее отдых (чтобы не менее 2-х часов были на свежем воздухе); ужин; с 18-00 до 20-00 часов подготовка домашнего задания в присутствии офицера-воспитателя. Воспитатель следил, чтобы с первых лет обучения кадеты читали художественную литературу. В оставшееся до отбоя время можно было писать письма, читать, рисовать. За проступки кадеты наказывались нарядами вне очереди и лишением отпуска.

В 1765 году было открыто Императорское воспитательное общество благородных девиц, в котором обучались девушки из дворянских семей с 6 до 18 лет. Преподавались такие дисциплины как Закон Божий, языки (русский, итальянский, французский, немецкий), рисование, архитектура, математика, физика, геральдика, история, география, рукоделие, танцы, ведение домашнего хозяйства. Его управление состояло из начальницы и совета из четырех лиц, назначаемых Императрицей. В этом же году было учреждено при Смольном Мещанское училище с целью «посредством педагогики» воспитывать «новых матерей», умудренных науками и усовершенствованных благовоспитанностью не только для дворянского, благородного сословия, но и для «подлого», т.е. для мещан и поселян. Таким образом, при Смольном на одинаковых условиях воспитывались девушки из разных сословий. Екатерина Великая любила посещать Смольный. Девушкам из мещанских семей она назначила приданое по 100 тыс. руб. из своего кабинета. Лучших учениц постоянно возили ко Двору во дворец, на придворные балы, давали роли в балетах Эрмитажного театра.

Дворянским детям старались дать такое образование и воспитание, чтобы в реальной жизни, они были готовы с честью перенести все превратности судьбы. Дворянское воспитание – это, прежде всего, строго установленный старшим поколением стиль жизни.

Таким образом, в XVIII - XIX вв. в российском обществе господствовал дворянский этикет, носителем которого был тип личности, ставивший в основу поведения, внешнего вида и стиля жизни культурные традиции, которые базировались на органическом соединении этических и эстетических норм. Создание отечественного этикета, который не был копией европейского, а синтезировал в себе русские обычаи и европейские поведенческие нормы, стало одним из важнейших достижений русской культуры того времени.

В конце второго десятилетия XX в. после Октябрьской революции 1917г. коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы, основанные на принципе: кто был никем, тот станет всем. Были уничтожены светский этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции. Услужливость кавалеров перед дамами потеряла свою значимость, так как отношения между мужчиной и женщиной строились на принципах товарищества. Высмеивалось и даже наказывалось внимание к своему внешнему виду. Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая его ненужной роскошью старого мира.

Выход новой России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета в среду дипломатических, высших партийных и государственных работников. Слово этикет применялось только в дипломатических и государственных сферах. Существовало утверждение, что этикет - это порядок поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В социалистическом обществе использовались понятия культура поведения, культура быта. В последнее десятилетие понятие этикет снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет много книг, раскрывающих содержание современного российского, европейского или американского этикета. В различных учебных заведениях вводится изучение поведенческой структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости этикета для развития нашего общества и каждой личности в отдельности. Подводя итоги краткого исторического обзора формирования и развития отечественного этикета, выделим три основных этапа: патриархальный (IX - XVII вв.) - время поведенческой культуры Древней Руси; дворянский (XVIII - начало XX вв.) - время формирования и развития дворянского этикета; современный (XX – XXI вв.) - время формирования и развития социалистического и постсоциалистического этикета.

9 Правовой и нравственный аспект регулирования поведения человека

Нравственность, мораль – одна из важнейших форм регуляции поведения человека, межличностных отношений. Наряду с моралью поведение человека в современном обществе регулирует государство и право.

Государство – политико-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории. Государство – инструмент компромисса и согласования интересов отдельных людей и групп, средство гармонизации межчеловеческих отношений. Право регулирует отношения людей путем принуждения: внешнего – со стороны государства и внутреннего – через законопослушание.

Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития. Различие между моралью и правом заключается в следующем. Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль регулирует отношения людей путем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порицания или одобрения людей и полагается на совесть человека.

Date: 2016-07-25; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию