Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 80 page





После смерти князя Андрея диалог его с Пьером не заканчивается. Пьер вспоминает князя Андрея и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует и его сын Николинька, который внутренне часто обращается к отцу и, вероятно, продолжит его духовный поиск,

Итак, идейно-композиционное значение диалогов князя Андрея и Пьера состоит в том, что они служат основной композиционной осью произведения. Диалоги помогают героям лучше понять себя, делят их жизнь на периоды поисков жизненных мировоззрений, отражают различные философские течения. Столкновения героев дают возможность Толстому объяснять и свои философские воззрения.

 

ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН

В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»

(вариант 1)

Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горь-кий писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.

Герои «Войны и мира», как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших дворян, в том числе и просвещенную их часть (Болконские и Бе-зуховы).

Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что

 

 

каждый его герой — порождение среды, плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого, Наташа — это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и другие передовые люди XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии — все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает.

Появившись впервые на балу, Наташа оказывается так мало похожей на светских барышень, что уже там отчетливо проявляется контраст между ней и светом. Едва перешагнув через порог «взрослой жизни», Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов, Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.

Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.

 

Особняком стоит в семье Ростовых Вера — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает галерею семьи Ростовых.

Так же, как и Наташа Ростова, княгиня Марья — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложный. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княгиня Марья — художественное воплощение толстовского идеала женственности.

Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, подлинным патриотизмом, высокой моралью. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.

ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН

В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»

(вариант 2)

В романе «Война и мир» Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены красивая, развращенная и патологически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе всю скверну столичного общества, княгиня Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел. Меньше места отведено в романе Вере Ростовой, Соне — воспитаннице семьи Ростовых и другим

 

 

женщинам, которые играют эпизодическую роль. Отношение Толстого ко всем женщинам довольно своеобразное. Это подметил Горький, когда писал о Толстом; «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине, на мой взгляд, относился непримиримо враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное...» Да, Толстой действительно любил свою героиню Наташу Ростову. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе. Кто же такая Наташа Ростова?

Когда Марья Болконская попросила Пьера рассказать о Наташе, тот оказался в тупике: «Я решительно не знаю, что это за девушка. Она обворожительна. А отчего, я не знаю. Вот все, что можно сказать про нее». Наташу совершенно не интересует интеллектуальная жизнь и общественные интересы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она не удостаивает быть умной», как в той же беседе с княжной Марьей выразился Пьер. Но она удивительным образом оказывает могущественное влияние на нравственное становление и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Для Наташи не существует сложного вопроса о смысле бытия, над которым задумываются и который пытаются решить Андрей и Пьер. Но этот вопрос она решает как бы между прочим самим фактом своего существования. После встречи с Наташей резко меняются взгляды Андрея на жизнь.

Наташа всегда мила, прекрасна. Находясь рядом с другим человеком, она исцеляет и обновляет его, и никто не может понять, каким образом это у нее получается. Наташа, не подозревая о том, определяет общественное поведение людей — такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведением Наташа отрывает людей от всего ложного, содействует их объединению на какой-то общей основе. Даже Друбецкого притягивает сила, исходящая от Наташи. Твердо вначале собиравшийся дать понять Наташе, что связывавшие их некогда, совсем еще в детстве, отношения не могут возобновиться, Борис находит совсем не ту Наташу, которую он знал ранее. Теперь он уже не может не видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как в тумане, не зная, чем это может кончиться, и совсем запутывается.

 

Наташа искренне любит Андрея Болконского, возвращает его к жизни. Эпизод с Ана-толем Курагиным не более, чем ошибка. Чистая ее душа не могла увидеть фальши этого человека, потому что она не могла допустить нечистые помыслы у других людей.

В эпилоге мы видим счастливую Наташу. Толстой рисует ее любящей и любимой женой и заботливой матерью и сам любуется этой ее новой ролью.

Также любимой героиней Толстого является княжна Марья Болконская. Кроткая и нежная княжна Марья воспитывалась без матери, отец, хотя и безумно любил дочь, предъявлял к ней повышенные требования. Тем не менее она всегда кротко сносила капризы и придирки отца, никогда не перечила ему и не считала наказания несправедливыми. Покорность и религиозность, над которой подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Ее покорность — покорность дочери, которая не имеет никакого морального права судить своего отца. Но в то же время — это сильная и мужественная натура с развитым чувством собственного достоинства. Именно это чувство помогло ей проявить необходимую твердость, когда к ней посватался Анатоль Кура-гин. Марья жаждет счастья, но она не может выйти замуж за нелюбимого.

Такую же силу духа проявляет Марья, когда оскорбляют ее патриотические чувства. Она даже запретила пускать к себе компаньонку-француженку, узнав, что та связана с неприятельским командованием. О богатстве ее внутреннего мира говорит ее дневник, посвященный детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Толстой с любовью описывает «лучистые глаза», которые делают прекрасным ее некрасивое лицо. Княжна Марья — глубокая и искренняя натура, ей, как и Наташе, чужды мелочность, зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная мягкость, внутреннее благородство возбудили в Николае Ростове искреннюю любовь. Мягкость Марьи благотворно сказывается на их семейной жизни.

В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой отображает типичные черты лучших представительниц дворянской среды XIX века.

 

 

Если Наташа и Марья красивы внутренней красотой, то Элен Курагина очень красива внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она возбуждает гадливость. Элен эгоистична и потому во всех своих действиях руководствуется только собственными прихотями. Элен действительно красива внешне, но уродлива душевно, она неразвита и вульгарна, Элен прекрасно осознает свою красоту и знает, как она действует на других. Да, ею любуются, но любуются лишь как прекрасной и драгоценной вещью. Это она использует в личных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обольщает Пьера. Любила ли она его? Вряд ли. Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был всего-навсего незаконнорожденным сыном графа Безухова, им мало кто интересовался из общества Элен и ей подобным. Только после получения наследства он стал желанным во всех домах. Элен устроила ему ловушку. Она, можно сказать, силой заставила его произнести; «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она вышла замуж за Пьера, стала богатой, а значит, получила в руки власть.

Элен тоже проверяется войной 1812 года, которая обнаруживает в ней существо подлое и ничтожное. Она мечтает о новом браке при живом муже, для чего даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменем православия. Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой даже не указывает точной причины ее смерти, ему это уже не важно. Элен мертва духовно.

Вера Ростова играет в романе эпизодическую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Толстой рисует ее как холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера непохожа на всю семью Ростовых.

Еще одна женщина семьи Ростовых — это Соня. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она способна вызывать симпатию. Соня искренне любит Николая, она может быть доброй и самоотверженной. В их разрыве с Николаем виновата'не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростовы настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони была отложе-

 

на. Да, Соня не умеет подобно Наташе восторгаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки во время гадания. Она не лицемерила и не притворялась, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем согласна с высказыванием автора о том, что у нее подрезаны крылья для любви. Своей любовью Соня могла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Дол охов. Может быть, своей преданностью и самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека. Ведь умеет же он любить мать.

Лиза Болконская — маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее — это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Отношение Толстого к своим героиням показано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пьером, у них три дочери и сын. Счастливы и Марья с Николаем. Семью Николая и княжны Марьи Толстой вообще считает идеальной, образцом семейного счастья. Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский. Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир.

ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИНИ

Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ

«ВОЙНА И МИР»

Принято считать, что в романе «Война и мир» у Толстого одна любимая героиня — это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил

 

 

Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасна и непредсказуема. Прототипом Наташи послужила обворожительная Т. А. Берс, которая очень нравилась Толстому. Но в ряду героинь романа есть еще одна героиня, которая не менее дорога автору. Это княжна Марья. Она тоже имеет свой прототип. Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил своей матери, в доме даже не сохранились ее портреты, но он создал в своем воображении ее духовный облик. «Я молился ее душе», — говорил Толстой. Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Марью в разряд любимых героинь. Они такие разные — Наташа и княжна Марья, но обе прекрасны, каждая по-своему — хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья Болконская.

Наташа выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем, и всех детей. Но она была всеобщей любимицей в доме, и это наложило отпечаток на ее характер. В романе показана вся семья Ростовых. Но Наташа отличается и от Пети, и от Веры, и от Сони. Она очень близка к брату Николаю и очень непохожа на него. Наташа лучше, чем Николай, разбирается в его любви к Соне, и она готова пожертвовать всем для Сони. Она хорошо понимает и переменчивые настроения брата, и нерасположение к Соне своих родителей, и ее слепую преданность Николаю.

Нет ничего общего у Наташи и со светскими дамами. В романе они показаны как интриганки и сплетницы. Создается такое впечатление, что Наташа не воспитывалась в светской среде. И тем не менее Толстой специально показал дворянку, которая так близка к простым людям и так противопоставлена всему дворянству. Образ Наташи действительно очень много вобрал в себя народного. Автор любуется этим и подчеркивает это в Наташе, Вспомним сцену охоты, когда дядя удивляется, что эта «графинюшка» так много имеет в себе того неповторимо народного, что роднит ее с простыми людьми.

Наташа в любой обстановке становится желанной и своей. В семейном кругу, в дворянском салоне она покоряет всех своей свежестью и чистотой. В передней она тоже

 

пробует силу своей невинной привлекательности. «Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди так не любили исполнять, как Наташиных».

Автор показывает Наташу в многих сложных жизненных ситуациях. И из всех них она выходит победительницей. Толстой никогда не осуждает свою героиню, сколь бы опрометчивыми ее поступки не казались. Это можно сказать и о ее взаимоотношениях с Анатолем Курагиным. Наташа увлекается Анатолем не вдруг. На ее долю выпали тяжелые испытания. Казалось, что после сговора князя Андрея с Наташей все идет к благополучному концу. Княжна Марья любит Наташу и готова убедить отца в том, что брат будет счастлив в браке с нею, скоро должен приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и Андрея довольно сложная, да и мать Наташи чувствует в Андрее чужого человека. Наташе жаль упущенного времени, ведь она могла любить и быть любимой. В это время, когда ей так нужна поддержка родных и близких, Наташа остается одна. Наташа увлеклась Анатолем, думая, что он честен и благороден. Ее чистая душа не допускает подлости и в других людях. Она попала в капкан, ловко замаскированный курагинской компанией. И все же Наташа достойно выдержала испытание. Может быть, один только Пьер и понимал до конца всю драматичность того, что происходило с Наташей.

Наташа, спору нет, попросту восхитительна. Ее энергия, задор, любовь ко всему живому притягивают людей. За это и любит ее Толстой.

Но он любит и княжну Марью, натуру прямо противоположную Наташе. Она существует в ином измерении, нежели Наташа. Наташа может быть прекрасной, может быть «совершенно дурною», когда плачет, но княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала», Толстой мало описывает ее внешность, так как это для него неважно. Она прекрасна своей духовной красотой. Она как бы незримо сравнивается с Наташей, но от этого ничуть не

 

 

проигрывает. Светским щеголям Марья казалась «дурною». Да и сама она считала себя некрасивой, когда смотрелась в зеркало. Ана-толь Курагин, увидев в первый раз Наташу, отметил красоту ее волос, плеч, глаз. У Марьи не было Наташиной красоты. Да и если бы была, заметить ее было бы довольно сложно, ведь Марья никуда не выезжала, не посещала светские рауты, жила затворницей. В этом отчасти был виноват ее отец, старый князь Николай Болконский. Болконский любил дочь, но замучил ее придирками. Он постоянно от нее чего-то требовал. Княжна Марья очень умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентричное поведение отца и никогда ему не перечит. И она любит, искренне любит отца. Кажется, что Марья способна любить всех, все человечество в целом. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Марья удивительным образом воздействует на людей, рядом с ней даже самый законченный эгоист становится добрее и лучше. Княжна Марья ни на кого не обижается. Она прощает свою компаньонку, хотя и перестает пускать ее к себе, когда узнает о ее связи с французским командованием.

В то же время, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном ожидании любви и семейного счастья. Ведь в ее затворничестве виноват отец. Не веря в любовь, в искреннее чувство между мужчиной и женщиной, в прочность брака, он не разрешает ей выезжать в свет. Отец эгоистично считает, что для продолжения рода достаточно одного Николеньки — сына Лизы и Андрея, тем самым обрекая дочь на одиночество.

Княжна Марья очень религиозна, что является предметом постоянных насмешек ее отца. Даже брат довольно скептически относится к ее суждениям на эту тему. Но в романе именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Позже к этой же мысли придет и Андрей. Но поймет он это только после Аустерлица. Княжна Марья предсказывала Андрею, что он поймет, что есть «счастье прощать». И он, переживший войну, по-

 

видавший счастье и горе, составляющий законы для России, философствующий с Кутузовым, позже осознает, что права была его младшая сестра, над которой он насмехался и называл ее «плаксой». Вспомним эпизод, когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна княжна Марья верила, что он не погиб. Она постоянно молилась за Андрея, может быть, этим самым и спасла его. А какое надо иметь мужество, чтобы отправиться в далекий путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались отряды мародерствующих французов. Толстой наделяет свою героиню даром предвидения. Это доказывает следующий эпизод. Княжна Марья опять же в своем письме к Жюли высказывает свои опасения за Пьера. Она предчувствует, что с ним может случиться что-то нехорошее, особенно теперь, когда он богат. Ее опасения сбываются.

Верное и правильное понимание людей помогли ей вовремя оценить сущность Анатоля Курагана. Наташа ошиблась в нем, а княжна Марья нет. Наташа своевольна — княжна Марья покорна. Марья, что бы ни случилось, несет свой крест, а Наташа не умеет страдать. Но она тоже научится этому, позже, у постели умирающего Андрея.

Княжна Марья и Наташа Ростова — две разные натуры. У них разные жизненные пути, на их долю выпали разные испытания. Но у них одинаковый финал — они счастливы. Наташа, пройдя через все испытания и разочарования, выйдет замуж за Пьера, у них родятся дети. Теперь это зрелая женщина, для которой муж, дети и пеленки важнее всего на свете. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова. Толстой наделяет этих двух своих героинь — Наташу и Марью — тем, что по его мнению, составляет истинное счастье всех женщин — семьей. Сравним, Элен Курагина, которая где-то от чего-то умерла. Автор даже не интересуется причиной и обстоятельствами ее смерти. Соня — «пустоцвет», она навсегда осталась одинокой. Даже добрая и верная «маленькая княгиня» Лиза обречена в романе на трагическую смерть. Счастливы только Наташа и Марья. Это дает нам полное право считать их любимыми героинями Толстого.

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ

СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ

Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

(вариант 1)

Богата и разнообразна галерея дворянских типов в романе «Война и мир». «Свет» и общество изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила, правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря на потери, вызванные войной, по-прежнему преуспевает.

Центром, вокруг которого она группируется, является царский двор, и прежде всего император Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слабый, он лицемерный и неискренний, любит' принимать фальшивые позы. Толстой считает, что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает личность. Вокруг Александра не прекращается борьба «партий» за влияние, непрерывно плетутся интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных, алчных, рвущихся к власти людей. Правительство и генералитет проигрывают одну войну за другой. Армия, обкрадываемая интендантами, голодает, гибнет от эпидемий и в бессмысленных сражениях. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной. На протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного поступка, ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными позами.

Толстой выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, штабных офицеров, иноземцев, подвизающихся при дворе в качестве приближенных царя. Так исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность которых вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год. Писатель обличает придворных и высшие круги

 

с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все так же даются балы. Императрица, цесаревич, Румянцев, все придворные трутни на все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ жизни,, заботясь только о собственном благополучии.

Одним из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он говорит Шерер: «Мои дети — обуза моего существования». Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но он по-русски говорит с трудом, не способен связать трех слов, шутки его всегда тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен Курагиной. В его сети по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет Элен: «Где вы — там разврат и зло».

Анатоль Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью. Анатоль — гвардейский офицер, не знающий, в каком полку он числится, главным смыслом своей жизни он сделал «поход к удовольствиям». Его поступками руководят животные инстинкты. Удовлетворение этих инстинктов — главный двигатель его жизни. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит о нем; «Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел». Искушенная в любовных интригах Элен Курагина помогает брату скрывать его внутреннюю пустоту и никчемность.

Сама Элен развратна, глупа и лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом в свете, ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся поклонники: лучшие аристократы России, поэты посвящают ей стихи, дипломаты изощряются в остроумии, виднейшие государственные деятели посвящают трактаты. Блестящее положение глупой и развратной Элен — это убийственное разоблачение дворянских нравов.

Особого внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецко-

 

 

го. Этот идущий к славе и почестям молодой человек «призван» сменить старшее поколение России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис «пойдет далеко». Он родовит, обладает холодным умом, свободен от совести, внешне очень привлекателен. Сделать первые шаги на пути к блестящей карьере помогает ему мать, ханжа и лицемерка. Друбецкие многим обязаны семейству Ростовых, но очень быстро забывают об этом, потому что Ростовы разорены, не так влиятельны, да и вообще, — люди другого круга. Борис — карьерист. Его нравственный кодекс не очень сложен: цель оправдывает средства. Выгодная женитьба, полезные связи открывают ему двери в самое могущественное общество. Финал его жизни ясен: Борис достигнет высоких постов и станет-таки «достойной» сменой старшего поколения, правителей России. Он будет верной опорой самодержавной власти.

Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, «шалости» в компании «золотой молодежи», игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью. Его храбрость не имеет ничего общего с героизмом таких людей, как Денисов, Ростов, Тимохин, Болконский. Образ Долохова — это пример дворянской авантюристической воинственности.

Весьма примечателен и образ московского губернатора Растопчина. Он раскрывается со всей яркостью в сценах, предшествующих вступлению французов в Москву. «Растоп-чин, — пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он должен был управлять». Пошлы распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации народной защиты Москвы, Рас-топчин жесток, самолюбив. Одним росчерком пера ссылает он невинных людей, подозреваемых в измене, казнит ни в чем неповинного юношу Верещагина, выдавая его разъяренной толпе, Ссылки и казни невинных нужны для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников бедствий в стране.

Художественное выражение взгляда Толстого на народ как на творца истории, вера в то, что народ таит в себе неисчерпаемый источник силы и талантов, признание законными всех форм борьбы, к которым прибега-

 

ет народ для защиты Отечества, — все это ставит великую эпопею Толстого в ряд лучших произведений мировой литературы. В этом непреходящее значение великой эпопеи.

ИЗОБРАЖЕНИЕ

СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

(вариант 2)

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская. Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Date: 2016-07-25; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию