Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 27 page





Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм по-

 

эта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднили Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь «он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Евгений искренне раскаивается в своём глупом розыгрыше, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», корит себя за то, что вовремя «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Но не находит в себе нравственных сил подняться над «общественным мненьем» ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина — чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: «В чертах у Ольги жизни нет». Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили

 

 

ему поддаться естественному порыву.. Многочисленные победы над «сердцами кокеток записных» притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его «суровость» и менторский тон:

И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь...

Пожертвовав дружбой и любовью ради «вольности и покоя», Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, «странствия без цели», неразделенная любовь — вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Жизнь создала этого «страдающего эгоиста». Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не-востребовавшего эту яркую личность.

«ВТОРОЙ ЧААДАЕВ, МОЙ ЕВГЕНИИ...»

Лучшие годы жизни (18 23—18 31) А. С. Пушкин отдал созданию романа в стихах «Евгений Онегин», вложив в него «плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных за-

 

мет». В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской ЭПОХИ,

Автор создал типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился «прогресс русского общества», С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет $го по-разному: «наследник всех своих родных», «добрый мой приятель», «второй Чаадаев». Герой «родился на брегах Невы», его воспитание и образование в детстве и юности типичны для дворян того времени;

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно... Онегин — «наследник всех своих родных» (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый «по последней моде», он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. Евгений соответствует общим правилам, поэтому «свет решил, что он умен и очень мил».

Но Онегин не просто «молодой повеса». Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Пушкин называет Онегина петербургским денди, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем — от одежды до «блеска ума», он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппозиционность в поведении, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство — вот

 

 

 

общие черты поколения 1820-х годов. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: «...Рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум...» «Светский лев», далекий от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким был в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в развитии, что связано с «ростом» самого автора. Так, получив типичное для своего времени поверхностное образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), Онегин затем много читает, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится «в просвещении стать с веком наравне». Это было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812 года. В обществе возрастает интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются начитанностью, образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной дворянской интеллигенции. Не зря автор описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку: Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет... А. С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые Онегиным ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно «резкий, охлаж-

 

денный ум» героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей...». Таким образом, в Евгении Онегине Пушкин первым из русских писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который сложился в 20-е годы XIX века и в котором «выразился прогресс русского общества».

ОБРАЗ ВЛАДИМИРА ЛЕНСКОГО В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Читая роман «Евгений Онегин», восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи того времени — это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и Онегин.

А вот другой романа герой: Владимир Ленский. Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы.

Давайте узнаем этого героя поближе. Это был

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч. Из этих строк мы узнаем, что детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем». Ленский — поэт-романтик, «от хладного разврата света еще увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в

 

 

стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковьих, буяно-вых, петушковых и харликовых:...Ему не нравились пиры, Бежал он их беседы шумной. Ленский не может найти в окружающем его обществе близких себе по духу людей. И, может быть, именно это приводит героя в дом Онегина. Зарождается дружба, столь необычная и странная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Судьба и -жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду. Пушкин так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая то, что герой высоко ценил дружеские отношения с Онегиным:

Он верил, что друзья готовы

За честь его приять оковы,

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника. Автор обращает внимание на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. «Сердцем милый невежда», герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь «глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан...» По словам Белинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». Да, так оно и есть. Но он любил:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена...

 

Но мы видим, что Ольга отнюдь не идеальна. Она такая же, как и ее сверстницы, легкомысленная девушка, заурядная натура.

Из прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. «Не в силах снесть обмана», Ленский вызывает Онегина на дуэль, «решась кокетку ненавидеть».

И вот:

Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет».

Смерть героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого же поэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

А. С. Пушкин создал удивительный образ представителя передовой дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь.

«ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ»

Отчужденность Онегина от поместного дворянства, жизненный кругозор которого ограничен мыслями о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», привела его к полному отшельничеству в «господском доме уединенном». Появление в соседнем поместье молодого, образованного, наделенного романтическим мироощущением поэта Владимира Ленского нарушило одиночество Онегина. «В пустыне, где один Евгений мог оценить его дары», Ленский, естественно, «с Онегиным мечтал сердечно знакомство поскорее свесть». Что же представлял собой юный поэт, что отличало его от той бездуховной социальной среды, к которой он принадлежал:

 

 

Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. «Он сердцем милый был невежда», вдохновенно стремился познать тайну мироздания, смысл жизни, свято верил в незыблемую жертвенность настоящей мужской дружбы, освященной общностью высоких идеалов, в то, Что есть избранные судьбами, Людей священные друзья; Что их бессмертная семья Неотразимыми лучами Когда-нибудь нас озарит И мир блаженством одарит. Эти строки перекликаются с проникновенными стихами А. С. Пушкина, посвященными лицейскому братству, с вольнолюбивой лирикой поэта. Энтузиазм, обостренное чувство справедливости, вера в возможность совершенства мира и страстное желание приблизить его, высокие идеалы добра, гармонии, самопожертвования сближают его с декабристами.

Общественные идеалы Ленского неопределенные, абстрактные и как всякие идеалы, возможно, недостижимы, но искреннее стремление юноши к добру, справедливому устройству жизни, неприятие зла, убежденность в своем высоком предназначении не могут не вызывать сочувствия, симпатии: Негодованье, сожаленье,, Ко благу чистая любовь И славы сладкое мученье В нем рано волновали кровь. Воспитанный на немецкой романтической поэзии, Ленский воспевал высокие чувства людей, искренность и чистоту душевных порывов утонченной натуры, вольнолюбивые настроения проникнутой юношеским максимализмом свободной личности. Поэт видит жизнь такой, какой хочет ее видеть, воспринимает все в розовом свете, романтическое мироощущение наполняет оптимизмом и энтузиазмом его творчество:

Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства, Порывы девственной мечты И прелесть важной простоты.

 

В то же время поэзия его оторвана от ре-, альной жизни, воспеваемые чувства, переживания чрезмерно преувеличены, искусственно драматизированы:

Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль И романтические розы; Он пел те дальние страны, Где долго в лоне тишины Лились его живые слезы... Трудно представить себе более противоположных друг другу людей: Онегин — разочарованный, уставший и душевно опустошенный «страдающий эгоист», Ленский — романтически восторженный, с большим запасом нерастраченных душевных сил, «сердцем милый... невежда», исполненный энтузиазма альтруист.

Объединяет их образованность, знание мировой философии, истории, возвышающее над провинциальным дворянством, оторванность от национальной почвы, реальной жизни народа.

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж: собой. Сперва взаимной разпотой Они друг другу были скучны; Потом понравились...

Онегин «слушал Ленского с улыбкой» умудренного жизнью человека:

И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. Ленский убежден в возможности переустройства мира, верит в высокое призвание человека, в высшую цель его жизни — служение отечеству, идеалам добра, благородства, справедливости. Он искренне, самозабвенно предается своим утопиям, столь же искренне отдается чувству первой любви: Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена.

Владимир идеализирует свою избранницу, раскрывая перед нею душу, посвящая ей

 

 

свое вдохновение, жар нерастраченых душевных порывов. Ольгина поверхностность, кокетливость, жеманность воспринимаются им как непосредственность в выражении подлинного чувства, искренность и, глубина в любви. Автор мягко, сочувственно, уважая высокий накал души Ленского, иронизирует над несоответствием предмета его любви бурным ее проявлениям:

... блажен любовник скромный,

Читающий мечты свои

Предмету песен и любви,

Красавице приятно-томной1.

Блажен... хоть, может быть, она

Совсем иным развлечена. Онегин беспощадно обнажает бездуховность, посредственность возлюбленной поэта, причем даже безупречная внешность Ольги сквозь призму максималистского восприятия представляется заурядной. Не одухотворенное насыщенной душевной жизнью лицо Ольги выглядит непривлекательным, лишенным обаяния, когда его сравнивают с выражающим сложный процесс самосознания лицом Татьяны:

..Л выбрал бы другую

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точъ-в-точъв Вандиковой Мадонг:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне. Как истинный влюбленный, Ленский не в состоянии критически взглянуть на возлюбленную и сухо, внутренне протестуя, реагирует на объективный взгляд Онегина. Евгений знал жизнь во всех ее проявлениях и не мог обмануться в существовании подлинного чувства там, где его нет. Ленский же бросается в омут любви безоглядно, со всем жаром нерастраченных душевных сил: «Он забавлял мечтою сладкой сомненья сердца своего». Дальнейшее развитие событий подтвердило реальность оценки жизненных событий Онегиным.

После гибели Ленского его невеста недолго горевала об утрате, вскоре она «с улыбкой легкой на устах» вышла замуж за заезжего улана.

А. С. Пушкин сожалеет о гибели «поклонника славы и свободы», о том, что мечты ге-

 

роя облагодетельствовать человечество обернулись столь нелепой, бессмысленной смертью. Однако Пушкин показывает, что расплывчатость идеалов Ленского, жажда самопожертвования, славы, всеобщего благоденствия без осознания реальных путей достижения желаемого неизбежно влекли его к гибели. Как же представляет поэт будущее героя, если бы трагическое стечение обстоятельств не привело его к печальному, достойному, но бесславному финалу?

Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден; Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла... А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился... Возможно, Ленский превратился бы в обыкновенного помещика, одного из тех, кого он так искренне и заслуженно презирал в пору духовного созревания. Автор оставляет этот вопрос без ответа, убежденный лишь в несвоевременности жертвенности столь развитой, гармоничной личности, как несвоевременно и геро,ично было самотверженное выступление декабристов.

КАК АВТОР СТРОИТ

ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА

(по роману А, С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

Все начинается довольно просто. Прежде всего Пушкин излагает биографию своего героя. Онегин родился в богатой, но разоряющейся семье. Детство его прошло в стороне от всего русского. Он даже был воспитан французами. Впрочем, такое воспитание было характерно для многих столичных дворян.

Это мы узнаем из первой главы романа. Уже во второй строфе Пушкин заявляет, что знаком с Онегиным лично. Оказывается, они приятели. Вместе они бродили светлыми но-

 

 

чами по уснувшей столице, стояли над древней Невой, вместе собирались путешествовать по «чужим странам».

Пушкин показывает нам своего героя в окружении светской молодежи начала девятнадцатого века. Ее интересы и идеалы — богатство, роскошь, наслаждение жизнью. Евгений молод, он гений «науки страсти нежной», имеет блестящий успех в свете и популярность у женщин. Онегин способен лицемерить, ревновать, разуверять, казаться новым, но быть и дерзким. Пушкин довольно подробно рисует портрет своего «приятеля», и мы верим каждому его слову. Он говорит о человеке, которого хорошо знает лично сам.

Это отличный художественный прием, найденный Пушкиным.

«Неугомонный Петербург» вскоре утомляет Евгения. Им овладевает хандра, «ничто не трогало его, не замечал он ничего». И Онегин «свергает бремя» света. Именно в это время он знакомится с автором. Опять же Пушкин сознательно подчеркивает, что узнал Онегина в переломный момент жизни героя.

После смерти дяди Онегин переезжает в деревню. Однако в деревне ему не менее скучно. Из этой хандры он видит два выхода. Первый — «порядок новый учинить». Но его попытки в этом, направлении кончаются печально, Онегин заслуживает репутацию чудака и вольнодумца. А вот второй — новые знакомства — на короткое время увлекает Евгения.

С Владимиром Ленским они становятся «от делать нечего друзья». Знакомится Онегин и с семейством Лариных. Глава этого семейства, Дмитрий Ларин, уже умер. В поместье живут его вдова и дочери — Татьяна и Ольга.

В отношениях Евгения с Татьяной автор показывает сложность и противоречивость характера Онегина. Письмо, «язык девических мечтаний» тронули его на минуту, им овладел «чувствий пыл». Однако «обмануть он не хотел». Евгений говорит Татьяне, что «не создан для блаженства», чем наносит жестокий удар мечтательной и чувствительной девушке. Пушкин творит это со своими героями сознательно, чтобы потом поставить их в такую же ситуацию, но с переменой ролей.

Спустя несколько лет сам Онегин пишет письмо Татьяне Лариной. Теперь его душа

 

жаждет любви. Он допускает, что будет осмеян, не отрицает, что достоин презрения, но все равно шлет «печальной тайны объяс-ненье», открывает замужней Татьяне свою Душу.

Письмо к ней — крик души. Крик израненной и одновременно обновленной души.

Путь этого обновления долог и труден. Глупый конфликт с Ленским заканчивается дуэлью. Дуэль становится убийством во имя норм светской морали. Но убийство Ленского послужило причиной для изменения мировоззрения Онегина. Эта сердечная боль открыла новую страницу в его жизни. Трехлетняя поездка по России дает герою возможность впервые в жизни познать Родину, оценить ее спокойную величавость.

Он увидел широкую панораму народной жизни, и его отношение к свету изменилось. Онегин снова приезжает в Петербург, но если раньше свет ласкал его, то теперь ненавидит, всем он кажется чужим. Автор дает нам понять, что теперь основными чувствами героя в отношении к свету стали чувства негодования и гнева.

Образ главного героя в романе «Евгений Онегин» прорисован с особой тщательностью. Создается впечатление, что на любой вопрос, касающийся личности Евгения, тут же находится ответ. Мы знаем о нем все. Автор дает нам возможность сопереживать герою и наблюдать за ним со своей, писательской позиции.

Каким же образом А. С. Пушкин добивается этого?

Пушкин подчеркивает свою несхожесть с героем: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Он демонстрирует новый принцип реалистического изображения человека. Романтики писали чаще всего о себе самих, то есть полностью отождествляли себя с героем. В «Евгении Онегине», наоборот, отчетливо вырисовываются отличия в мировоззрении автора и его героя. Онегин — скептик, «рано чувства в нем остыли». В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства. Различия между автором и героем отчетливо проявляются и в моральной сфере. Например, Онегин убил Ленского, следуя законам светского общества. Автор осуждает этот антигуманный поступок.

 

И вместе с тем Пушкин не отдаляется от Онегина, у них много общего, они были и остаются приятелями. Это придает образу Онегина убедительную живость, историческую достоверность и масштабность.

ПРОБУЖДЕНИЕ

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

(по роману А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной реакции после восстания декабристов.

Почему главным героем романа стал именно такой человек, как Евгений Онегин? Почему Пушкин обратил на него внимание? Я думаю, что такие люди окружали его. Чем-то они отличались от него, чем-то были похожи. Автор недаром утверждает: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но тем не менее мы можем утверждать, что Евгений Онегин — один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:

Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей...

Во времена Пушкина слово «анекдот» имело совершенно иное значение, чем сейчас. Разбирался Онегин и в экономике: «зато читал Адама Смита». Знал он в совершенстве и французский язык.

Но откуда пошли все беды Онегина? По сути дела, его воспитали так, что он только и может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать не умеет.

Мир Онегина — это мир светских раутов, праздников, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина. Пушкин показывает, как просыпается город:

Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик...

 

А Онегину некуда спешить, он все еще в постели:

Спокойно спит в тени блаженной Забав и роскоши дитя. Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра...

Наверное, мы не прочь были бы немножко пожить так. На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Немножко, но всю жизнь?! Представим себе: каждый день «то же, что и вчера». Но ведь Онегин — образованный человек. Неужели ему это не надоело? Надоело!

...Рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум.

Следует обратить внимание на то, что не только красавицы, но и «друзья и дружба надоели». Я думаю, что при таком образе жизни, который вел Онегин, не может быть настоящих друзей.

А ведь он встречал в свете не только легкомысленных волокит, но и Каверина, Чаадаева, Пушкина. Почему же он не сблизился с ними?

Пушкин постоянно подчеркивает разницу между Онегиным и собой». Но это беда, а не вина Евгения, что в обществе, которое его окружало, он чувствовал свою ненужность. Беда Онегина и в том, что «труд упорный ему был тошен». Евгению ничего не надо — в этом его трагедия. Холодность героя, равнодушие к людям, опустошенность — вот что видим мы в нем.

Устав от такой пустой жизни, Онегин едет в деревню. Человек, привыкший к труду, нашел бы там для себя огромное поле деятельности. Евгений тоже пытался: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...

На большее его не хватило. Может быть, его заинтересуют люди? Но какие? Достаточно вспомнить дядю, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил.,,». Может быть, другие соседи содержательнее? Да нет, «их разговоры о вине, о псарне, о своей родне» Онегину скучны.

И тут он знакомится с Ленским. Это совершенно другой человек, он не похож на соседских помещиков. Встретившись и подружившись с Ленским, Евгений Онегин на ка-

 

 

кое-то время вроде бы ожил. Вот он поехал знакомиться с возлюбленной Ленского Ольгой и на обратном пути бросает Ленскому фразу: «Я выбрал бы другую», имея в виду Татьяну.

Вот, кажется, и встретились два человека, которые могли дать друг другу счастье. Но Онегин не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли для него даром. После стольких лет жизни во лжи Евгений не может всецело отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Свою отповедь Татьяне он объясняет заботами о юной девушке.

На первый взгляд отповедь Онегина кажется даже очень благородной. Но если задуматься, то можно понять, что герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладиться любовью Татьяны, но он не обычный светский франт, он все-таки выше этих людей, поэтому и говорит Татьяне:

Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел... То, верно б, кроме вас одной, Невесты не искал иной...

Возможно, именно такая девушка, как Татьяна, была когда-то мечтой Евгения, но свет убил в нем все идеалы. Главная трагедия Онегина в том, что он не может оживить свою душу, испорченную светом. Убийство Ленского помогает нам понять сложный характер Онегина: ведь он умнее, мудрее Ленского, мог бы отказаться от дуэли, объяснить все другу. Но Онегин, который считает себя выше окружающих его людей, в то же время является рабом этого общества. Его пугают хохот и пересуды глупцов.

Удивительно трогательное, щемящее чувство вызывает последняя сцена в романе. Сердце героя, прежде наглухо закрытое, возрождается к жизни.

Сомнений нет: увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен.

Можно уже не сомневаться, что Татьяна действительно была его идеалом. И только теперь Онегин это понял. Страдающий герой становится нам ближе и понятней. И этот новый Евгений измучен безответной любовью.

Date: 2016-07-25; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию