Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индустриальное развитие стран Запала во 2-й половине XVIII – н. XIX вв.





Ко 2-й пол. XVIII в. в странах З. Европы и США были созданы все условия для начала промышленной револю­ции. Разрушение старых феодальных порядков, экономи­ческое и политическое укрепление буржуазных слоев об­щества, рост мануфактурного производства — все это сви­детельствовало о назревании глобальных изменений в сфе­ре производства.

Экономической предпосылкой промышленного переворота явилась громадная концентрация капиталов. В результате ограбления колоний в руках английской буржуазии скопились огромные богатства, которые можно было вложить в промышленность.

Большое значение для начала промыш­ленного переворота имели результаты аграрной револю­ции XVIII века, которая привела к интенсификации с\х труда и одновременно к сокращению сельского населения, часть которого стала уходить в го­род.

Индустриализация, охватившая с к. XVIII - н.XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промыш­ленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Промышленный переворот начался в Англиив 60-е гг. XVIII в. Эта страна обладала густой сетью мануфактур, действующих на основе принципа разделения труда: орга­низация производства здесь достигает высокой степени раз­вития, что способствовало упрощению и спе­циализации отдельных производственных операций. Заме­на и вытеснение ручного труда машинами, что составляет сущность промышленного переворота, впервые происхо­дит в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложе­ний и приносило быструю финансовую отдачу.

 

Технический переворот первой затронул хлопчатобумажную про­мышленность. Сырьё для неё (хлопок- сырец и пряжу) доставляли из Индии, причём в таких объёмах, что мануфактуры просто не справлялись с его переработкой.

В 1733 г. британский ткач Джон Кэй изобрёл летучий челнок, увеличивший производительность ткацкого станка. Последствия превзошли все ожидания: на рынке стало не хватать пряжи. Поднять её производ­ство удалось благодаря новому изобретению.

В 1765 г. Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». Обе машины приводились в действие мускульной силой рабочего. Поэтому они вскоре перестали удовлетворять потребности быстро растущего производства. Их мощность пытались увеличить, исполь­зуя в качестве двигателя тягловых животных и водяное колесо.

В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину с гидравлическим приводом (ватермашина). Однако эти меры так и не позволили решить проблему создания мощного и удобного двигателя для машинной техники.

В итоге внимание изобретателей привлекла паровая машина. Прин­цип её работы был известен с давних пор, но конструкция нуждалась в усовершенствовании. В 1769 г. Джеймс Уатт запатентовал паровую машину простого действия, которая в н. 80-х гг. была усовершенствована, был создан передаточный механизм, позво­лявший превращать возвратно-поступательное движение поршня во вращательное. В 1785 г. первая из машин этой системы была уста­новлена на прядильной фабрике. Тем самым был дан мощный толчок развитию техники промышленного производства.

Подъём хлопчатобумажной промышленности способствовал тех­ническому перевороту в смежных отраслях. Широкое применение машин, а также парового двигателя увеличивало спрос на металл, который не могла удовлетворить металлургическая промышленность, традиционно использовавшая древесный уголь. В 1784 г. Генри Корт предложил новый, более производительный способ выплавки железа с использованием каменного угляпудлингование. Это изобретение стимулировало подъём горнодобывающей промышленности, обеспечивавшей металлургические и текстильные предприятия основными видами сырья и топлива (железной рудой и каменным углем).

Революция в средствах транспорта.

Нача­ло ей положили попытки использовать паровую машину как вспомо­гательный двигатель на речных судах при движении вверх по течению. В 1807 г. в коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон вышел пароход «Клермонт», построенный Робертом Фул­тоном. В дальнейшем паровые двигатели начали устанавливать и на морские суда.

Во 2-й четв. XIX в. появились паровые суда, корпус которых был изготовлен из металла. Это позволило постепен­но увеличить их грузоподъёмность до нескольких тысяч тонн, а к концу века — до нескольких десятков тысяч тонн. Благодаря крупнотоннажным судам снизилась себестоимость морских перевозок. Ста­ло выгодно перевозить промышленное и сельскохозяйственное сырьё, топливо, готовые изделия на большие расстояния.

 

Революция в средствах сухопутного транспорта началась с попы­ток заменить конную тягу механической на рельсовых путях, кото­рые использовались на рудниках и шахтах для перемещения в ваго­нетках горной породы. Первый такой известный опыт был осуществлён в 1803 г. в Южном Уэльсе. В 1814 г. свой первый паровоз построил Джордж Стефенсон. В 1825 г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога длиной свыше 56 км, пред­назначенная для перевозки угля. Эти события ознаменовали воз­никновение нового механического вида сухопутного транспорта — железнодорожного, — который вскоре стал играть главную роль в пассажирских и грузовых перевозках. В 1829 г. в первый рейс от­правился железнодорожный локомотив в США, в 1832 г. строится первая железная дорога во Франции, в 1835 г. — в Бельгии, в 1837 г. — в России.

 

Крупная машинная индустрия.

Промышленная революция со­провождалась глубокими переменами в экономической структуре об­щества. Возник новый тип промышленного предприятия — фабрика, завод. Это было централизованное предприятие, на котором основные звенья технологического процесса были сосредоточены под одной крышей или на небольшой территории. От мануфактуры его отличал ряд важных признаков — применение ма­шин, паровых двигателей, новых технологий, и соответственно большие затраты капитала. Именно поэтому заводскую промышленность в отличие от ремесла и мануфактуры называют крупной машинной индустрией.

Заводы первоначально использовали труд всего 10-20 человек. Но за счёт бо­лее высокой производительности машин по сравнению с ручным трудом они выпускали продукции больше, чем мануфактуры, на ко­торых были заняты многие десятки и сотни рабочих.

 

По мере появления более совершенных и дорогих машин пред­приниматели-заводчики были вынуждены привлекать дополнитель­ные средства. Для этого они воспользовались известной формой объ­единения капиталов — акционерной компанией. Однако создать та­кую компанию было непросто: во-первых, вкладчики боялись риска, ведь за убытки компании нужно было отвечать всем своим имуще­ством; во-вторых, создание акционерной компании было связано с длительной волокитой, поскольку требовалось получить специальное разрешение правительства. Чтобы преодолеть предубеждение вклад­чиков, была придумана её особая форма — товарищество (общество) с ограниченной ответственностью членов. Акционеры такой компа­нии несли ответственность лишь в размере своего пая, не подвергая опасности остальное имущество. И порядок создания компаний был упрощён. Начиная с сер. XIX в. почти все крупные предприя­тия принимали юридическую форму акционерной компании с огра­ниченной ответственностью.

 

Фондовый, финансовый и товарный рынки. Особенно привлекательными для вкладчиков были товарищества открытого типа, по­тому что их акции свободно котировались (продавались и покупались) на фондовой бирже. Благодаря промышленной революции фондовый рынок пережил своё второе рождение. Начиная с сер. XIX в. он стал своеобразным барометром экономики: повышение цен на акции считалось хорошим прогнозом, их снижение — плохим.

Даже акционерные компании сталкивались с нехваткой средств для крупных инвестиций. Лишь в середине XIX в. возникают бан­ки, занимающиеся кредитованием промышленности. Средства для этого они получают, принимая на хранение сбережения простых граждан. Эти банки начинают конкурировать между собой за клиен­тов, желающих получить кредит. Так постепенно формируется ры­нок финансовых услуг, доступный широкому кругу предпринимате­лей.

Подъём крупной машинной индустрии привёл к большим переме­нам и на товарном рынке. Мощный импульс к развитию получила оптовая торговля. Как и раньше, она была сосредоточена на товар­ных биржах, где был выставлен не сам товар, а его образцы. Но ес­ли в XVI-XVIII вв. предметами биржевой торговли были главным образом продукты тропического земледелия (пряности, чай, кофе и пр.), то в XIX в. она охватила необыкновенно широкий круг то­варов, включая промышленное сырьё и топливо, потребительские изделия, продукты питания. Наряду с сельскохозяйственными бир­жами возникают биржи металлов, строительных материалов, тек­стильного сырья и др.

Что касается розничного рынка, то машинная индустрия букваль­но наводнила его своими изделиями. Это потребовало перехода к но­вым формам торговли, повышающим активность покупателей. В сер. XIX в. стали возникать универсальные магазины, отка­завшиеся от узкой специализации и продававшие товары по фикси­рованным ценам. Они старались привлечь внимание покупателей броской рекламой, красочным оформлением витрин, высоким качеством обслуживания, разного рода скидками, наконец, периоди­ческими распродажами своих товарных запасов по сниженным ценам.

Date: 2016-07-25; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию