Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация западноевропейского Средневековья.





Хроноло­гические рамки Средневековья несколько условны и вокруг них продолжаются науч­ные споры. Тем не менее, большинство учёных считают, что начало Средневе­ковья связано с падением Западной Римской империи в конце V в., положившим начало коренному перевороту в мировой и европейской истории.

Ещё более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространённым является мнение, что период Средневековья заканчивается в XV в., когда произошли знако­вые события — падение Византии (1453), от­крытие Америки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др.

 

Средневековье условно делится на три периода: раннее, разви­тое (зрелое) и позднее.

1. Раннее Средневековье: к. V – с. XI в. Становление (генезис) феодализма как общественной системы. Складывание фео­дальной социальной структуры. Развитие государства от варвар­ских королевств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок пер­вых («тёмных») веков сменяется постепенным подъёмом. Церковь играет важнейшую роль в станов­лении феодального мира, в создании средневековых форм хране­ния и передачи культуры, распространении образования.

2. Развитое, или зрелое, Средневековье: с. XI-XIII в. Период расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной системы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы феодального государства с сословным представитель­ством. Первые попытки выйти за пределы Европы. Крестовые по­ходы. Доминирование церкви во всех сферах жизни общества. Подъём культур, расцвет романского и готического искусства, соз­дание университетов.

3. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса раз­ложения феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание централизованных государств. Общеевропейские конф­ликты. Столетняя война. Крупные антифеодальные восстания. На­растание антицерковных настроений. Раннее Возрождение.

Феодализм.

Как видно из периодизации Средневековья, понятие «Средние века» тесно связано с понятием феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «фе­од». Так в средневековой Франции называлось наследственное зе­мельное владение представителя господствующего сословия (феода­ла), связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговорённых, в пользу того, кто наделяет феодом (сеньора). Тот, кто по­лучал феод (лён), назывался вассалом. Поэтому феодальную систе­му ещё называют сеньориально-вассальной.

Особенность феода как земельной собственности была обуслов­лена тем, что юридически собственником земли являлся не толь­ко его непосредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. сеньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор, который также юридически считался собственником феода. При таких взаимоотношениях возникал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».

 

 

По сути, каждый феодал одновременно были чьим-либо сеньором, и чьим-либо вассалом. Своих вассалов не имели лишь самые мелкие феодалы — рыцари, а сеньора не имел лишь король, поскольку он был верховным сеньором — сюзереном (хотя случалось, что некоторые короли объявляли себя вассалами Римского Папы). Зачастую у феодала было сразу несколько сеньо­ров, от которых он держал феоды.

Таким образом, складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньо­ру. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только по­земельные, юридические, военные, но и личностные, этические обязательства, которые человек благородного происхождения не мог нарушать. С конца раннего Средневековья в центре феодов сеньоры стали воздвигать укреплённые замки, которые позднее превратились в неприступные крепости.

 

Главным социальным и хозяйственным организмом феодально­го общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Эта форма взаимоотношений между собственником земли и крестьянином была известна еще во времена Позднего Рима – колонат. Крестьянин, будучи лично свободным, пользовался землей феодала, оплачивая ее своим трудом (барщина) или денежно-продовольственным налогом (оброк).

Барщиной называ­лись все работы крестьян в имении феодала (обработка гос­подской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называли платежи крестьян владельцу зем­ли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изде­лиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феода­ла над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине или платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (лич­ная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сень­ор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и от­дельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разум­ным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

Крестьянское население не было однородным по своему проис­хождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные кате­гории зависимых крестьян. В XII-XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запаш­ки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, ранее входивших в домен.

Население.

Вопрос о численности населения Европы в целом и отдельных её регионов в эпоху Раннего Средневековья в современной истори­ческой науке до сих пор остаётся спорным. В силу отсутствия точных статистических данных мы можем назвать лишь самые при­близительные цифры.

Так, к середине V в. самым густонаселённым регионом Европы оставалась Италия, где проживало 4-5 млн. человек, на территории современной Франции жило 3-5 млн., в Испании — около 4 млн., в Германии — до 3 млн., на Британских островах — около 1 млн. Чис­ленность населения Европы постоянно менялась. Неурожаи, эпиде­мии, непрекращающиеся войны приводили к демографическому спаду. Но с начала VII в. численность европейского населения начи­нает постепенно увеличиваться.

Однако прирост населения в Европе в эпоху Средневековья не был ни последовательным, ни постоянным. В значительной степени он зависел от изменения продолжительности жизни, рождаемости и смертности. В Раннее Средневековье средняя продолжительность жизни мужчины составляла 40-45 лет, женщины - 32-35 лет. Столь короткий срок жизни можно объяснить истощённостью организма вследствие постоянного недоедания, частыми эпидемиями, постоян­ными войнами, набегами кочевников. Также факторами, влияющи­ми на сокращение средней продолжительности жизни женщин, бы­ли ранние браки и короткие интервалы между рождениями детей.

Социальная структура средневекового общества.

Средневековое общество принято считать трёхступенчатым. Его основу представляли - трудящиеся, над ними — воюющие и молящиеся.

Крестьяне, составляющие подавляющее большинство населения в Средние века, помимо традиционного земледелия и ско­товодства, занимались охотой, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них глав­ным делом. Успехи земледелия в Средние века во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником, в который с помощью хомута запрягали лошадь, что способствовало росту посевных площадей и качеству обработки земли.

Крестьянами было освоено трехполье (озимые, яровые, пар).Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду, а на поля стали вно­сить навоз и другие удобрения. Широкое распространение полу­чило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно север­ных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот на­дел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы гос­подской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Односельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защи­щали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, совместно пользо­вались лесами и лугами.

Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и вих отношениях с феодалом. Староста следил за своевременностью и полнотой уплаты оброка, а также за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

Господствующее сословие было представлено воюющими и молящимися, т. е. светскими и духовными феодалами различного ранга.

Сословие воюющих было представлено феодалами: синьорами и вассалами. Их имения обычно располагались рядом с деревней, но были защищены крепостными стенами и сторожевыми башнями. В IX -X в. феодальные замки возводились для защиты от норманнов, арабов и венгров. Там же в случае набега укрывались и жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебра­сывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темни­ца, складские помещения. Каждый этаж донжона при необходимости мог превратиться в ма­ленькую крепость, а потайные лестницы вели в подвал и за пределы замка. Крупный хорошо укрепленный замок можно было взять только штурмом и то после долгой осады.

Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцар­ской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже пере­двигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем». В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осы­пали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились ры­царями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одним из глинных качеств считалась верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. На­стоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предуп­редит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д.

Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Суще­ствовало немало и других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались, а среди рыцарей было много необуздан­ных, жестоких и жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры военные состязания рыцарей в присутствии зрителей.

 

Военное сословие было неоднородным и включало в себя как крупных феодалов, так и владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а под­час и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус.

Еще одно господствующее сословие было представлено молящимися, т.е. церковью и служителями. В Средние века религия играла определяющую роль в обществе. Каждый момент жизни средневекового человека определялся религиозным мировоззрением и церковными законами. Религия давала человеку ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христи­анским. Правда, в реальности единого христианского мира не по­лучилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую (всемирную) и православную (правильно славящую бога). Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удается.

 

Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церк­ви принадлежала примерно 1\3 всех возделываемых в Европе земель, населенных тысячами зависимых крестьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов (десятина), торговала дол­жностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции — гра­мот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызе­ний совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учени­ем Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учени­ков — апостолов, живших в бедности и призывавших к от­казу от богатств. Множество верующих — горожан, кресть­ян, даже рыцарей, открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской си­лой», а папа «наместником дьявола».

Эти люди выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, деся­тины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью, с которой она вела ожесточенную борьбу. В н. ХШ в. была учреждена инквизиция («расследование») — церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследо­ванием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание своей вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре. Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем бо­лее толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения Европы.

Такое положение вызывало протест не только среди населе­ния, но и среди отдельных монахов. Некоторые из них основыва­ли новые монастыри, где возрождались строгие правила. В X-XI вв. центром борьбы за очищение монашества стал монастырь Клюни во Франции. Приверженцы Клюни появились в других мо­настырях, где восстанавливались старинные порядки. Клюнийская реформа затронула всю церковь. Папы запретили торговлю долж­ностями, отстраняли продажных и распутных священников и епис­копов. Служителям церкви запретили иметь семью (целибат), чтобы не было стимула копить богатства. Реформа значительно укрепила автори­тет церкви.

Однако со временем в церковной среде вновь распространя­ются пороки, связанные с ростом богатств. Недовольство существующим положением привелок возникновению в XIII в. ор­денов монахов-нищих. Эти монахи считали, что они должны жить не в монастырях, а странствовать по всему миру и пропо­ведовать учение Христа. Первым возник орден монахов-францисканцев. Его основателем стал итальянец Франциск Ассизский. Он проповедовал любовь к людям, отказ от имущества, добровольную нищету. Другим объединением монахов-нищих стал орден доминиканцев, возникший в Испании.

 

Другой проблемой христианского мира стало противостояние светской и религиозной власти, которое началось на рубеже VI-VII вв. во времена папы римского Григория I. Церковь заявила о своих притязаниях на верховную власть, господство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое проти­востояние папства и светских монархов Европы.

В XI-XII вв. в эту борьбу были вовлечены разные страны и народы, верхи и ни­зы средневекового общества. В итоге светские монархи потерпели поражение и были вынуждены приносить прощения. С помощью сложной системы на­казаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых ми­рян. Церковное отлучение, не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы об­щественных отношений. Ещё более тяжёлым наказанием был интер­дикт — отлучение целой территории или страны.

Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в организации Крестовых походов на Восток и походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Сред­невековья.

Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществлялась захватническая политика немецких феода­лов и в славянских землях, в Прибалтике. За счёт крестоносных сбо­ров со всех стран Западной Европы доходы папской курии достиг­ли огромных размеров.

Крестовые походы

Прекращение в н. XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быст­рому росту населения. Однако к к.XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники — голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказа­ниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к неверным, паломни­чество туда стало почти невозможным.

Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды.

В 1095 г. папа Урбан II призвал христиан освободить от неверных Палестину (Святую землю) и Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую до­бычу, отпущение грехов, а павшим в бою — райское бла­женство. На призыв Урбана IIоткликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием, крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов (папа дал отсрочку от платежей до возвращения из похода), избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда при­нятое историками наименование походов на Восток — кре­стовые походы.

Первыми в Святую Землю двинулись от­ряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это — Божье и принадлежит им. Вопреки совету византийского импера­тора, который предлагал дождаться основных сил, состо­явших из хорошо вооруженных рыцарей, они переправи­лись в Малую Азию, где почти все были уничтожены турка­ми-сельджуками.

Первый поход (1096-1099 гг.). Единого командования рыцарское ополчение не имело. Разными путями кресто­носцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане по­стоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иеру­салиму подошла лишь пятая часть войска. После месяч­ной осады город был взят штурмом. На завоеванных зем­лях было создано Иерусалимское королевство. Значитель­ная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Евро­пу.

Постоянной военной силой, защищающей Святую Зем­лю, стали духовно-рыцарские ордена (в переводе с латин­ского «орден» — организация, сообщество). Это были ор­ден Госпитальеров (другое название — иоанниты), орден Тамплиеров (в переводе с французского — «храмовники»), а также Тевтонский орден (в переводе — «немецкий», по­скольку большинство его членов были из Германии). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бо­роться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покоренных крестоносцами стран ненавидели за­воевателей.

Для противодействия крестоносцам мусульмане создали сильное государство, объе­динившее Египет и Сирию, во главе которого встал Силах ад Дин (Саладин). Он объявил крестоносцам джихад — священную войну — и сумел отбить Иерусалим (1187 г.).

 

Последующие крестовые походы, организованные разны­ми европейскими королями с целью вернуть Иерусалим, ус­пеха не имели. Город остался в руках мусульман. Крестовые походы превращались в грабительские предприятия евро­пейских феодалов, направленные на захват новых земель и богатств. Это ярко проявилось в ходе четвертого похода (1204 г.), когда крестоносцы вмешались в распрю между членами византийской императорской семьи и взяли штур­мом христианский город Константинополь, разграбили его дома, торговые склады и храмы (включая храм Святой Софии). Завладев богатейшим городом Европы, крестонос­цы не пошли в Палестину, а создали государство на землях Византии.

 

После этого крупных походов на восток уже не было, крестоносцы постепенно теряли свои завоевания, а в 1291 г. пала крепость Акра — последний оплот крестонос­цев на Святой Земле.

В итоге закрепиться в восточных странах европейцам не удалось. В выигрыше оказались лишь купцы итальянских городов Венеции и Генуи, так как средиземноморская тор­говля, контролировавшаяся ранее византийцами иараба­ми, теперь почти полностью перешла в их руки. Проник­новение европейцев на Восток способствовало расширению их представлений о странах этого региона. Жители Евро­пы стали выращивать новые для них полезные растения (рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы), заимствовали технические изобретения (ветряные мельницы), особенно­сти быта (горячие бани). Вернувшиеся из походов рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам). Это способствовало дальнейшему развитию торговли.

Упадок папства.

Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими монархами. Французский король даже перенёс пап­ский престол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет. Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «ве­ликая схизма», т. е. раскол (1378-1417). В течение 40 лет выбирались одновременно два, а иногда и три папы. Широкое движение за реформу католической церкви разверну­лось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Для преодоления кризиса католической церкви был созван Все­ленский собор, который заседал в Констанце с 1414 по 1418 г. В 1417г. был избран новый папа. Тем самым Великий раскол был преодо­лен.

Позднее была предпринята попытка преодолеть противоречия между римско-католической и православной церквями. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римско­го, но с сохранением своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоре­чащую церковным традициям православия и национальным инте­ресам.

Средневековые государства Западной Европы.

Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между исто­рией Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских племен. Варварами рим­ляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

Вторжение варварских племен на территорию Римской империи в IV веке было вызвано движением гуннов, начавшемся еще в сер. IV века. Так началось Великое переселение народов. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения, однако, к к. IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие вар­варские народы.

На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, англы и саксы - на острове Британия, франки - в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), предво­дителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их соб­ственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на на­селение. Германцы постепенно приняли христианскую рели­гию. Для нужд церковного богослужения, написания лето­писей, королевских указов и других документов использова­лась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников.

Города на территории Западной Римской империи в пос­ледние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Фран­ции; в остальных областях и странах до X в. города были немногочисленны и невелики по размеру.

Date: 2016-07-25; view: 4738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию