Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно- деятельностная игра студентов- психологов на предмет ролевого распределения в группе





В группе студентов- магистрантов по специальности «Психология», была проведена обучающая игра.

Задание заключалось в составлении образа идеального специалиста- психолога, которого каждый из участников игры был бы готов пригласить на работу в свою организацию. Участникам был предложен перечень характеристик, имеющих отношение как к личностным особенностям, так и профессиональным характеристикам кандидата.

Также были выдвинуты критерии распределения характеристик по группам:

1) Группа А- пять основных характеристик, без которых невозможно принять специалиста на работу;

2) Группа Б- пять более значимых характеристик;

3) Группа C- пять менее значимых характеристик;

4) Группа Д- пять незначительных характеристик.

На первом этапе задания представленные характеристики распределялись по группам участниками самостоятельно.

На втором этапе участникам было необходимо распределить те же характеристики по группам совместно, учитывая мнение каждого участника. Основная цель задания- прийти к общему заключению при ранжировании каждой характеристики.

В эксперименте участвовало 10 человек. Из них 2 человека выступало в роли экспертов- наблюдателей.

Хотя изначально задание было направлено на выявление наиболее значимых характеристик, настоящей целью эксперимента являлось обнаружение закономерностей распределения ролей в группе, выделение формального лидера, неформального лидера и участников- отшельников.

Участники- эксперты посредствам открытого внешнего наблюдения фиксировали факты группового взаимодействия, противостояния, деления на подгруппы. Также эксперты обозначали наиболее характерные черты каждого участника, на основании которых присваивали им соответствующие роли.

Распределение ролей в ходе игры неоднократно менялось. На первом этапе были выделены роли «Лидер», «Звезда» и 6 человек «Принятых», то есть соглашающихся с позицией лидера. Далее соотношение ролей изменилось. На втором этапе эксперты отметили новое соотношение ролей: «Лидер», «Звезда», «Кандидат в лидеры», 2 человека «Принятых» и 3 человека «Изолированные». При этом «Лидер» и «Кандидат в лидеры» находились в состоянии противодействия и не могли прийти к общему мнению по многим вопросам. На третьем этапе соотношение осталось практически неизменным. Эксперты отметили, что «Кандидат в лидеры», не добившись признания «Принятых» переместился в категорию «Изолированных».

Эксперты обозначили наиболее яркие черты, свойственные каждой из категорий участников.

«Лидер» отличался высоким уровнем коммуникабельности, целеустремленности. Он мог четко и аргументировано отстоять свою точку зрения в вопросе отнесения характеристик к той или иной группе. Однако, оба эксперта отметили, что «Лидер» был довольно агрессивен, не всегда прислушивался к мнению остальных участников, которые меняли свою точку зрения под его давлением.

Участника «Звезду» эксперты охарактеризовали как эрудированного аналитика. Эксперты отметили, что он имеет определенное расположение со стороны других участников группы, к его мнению прислушиваются. Однако эксперты не смогли идентифицировать достаточное количество лидерских качеств у «Звезды». Один из экспертов придерживался мнения, что «Звезда» не мог считаться неформальным лидером в группе. Другой эксперт посчитал, что «Звезду» можно отнести к категории неформального лидера.

2 человека категории «Принятые» принимали участие в обсуждении, обсуждали точки зрения других участников, охотно шли на контакт. В целом, эксперты отметили, что «Принятые» прислушивались к мнению лидера и соглашались с ним, если он вносил некоторые корректировки к групповое решение.

4 человека категории «Изолированные» постепенно перестали участвовать в обсуждении. Они меняли точку зрения по ходу выполнения задания, не вступали в противодействие с другими участника.

Отвергнутых в представленной группе выявлено не было.

По мнению экспертов, группа обладала средним уровнем слаженности действий. Мнения не всех участников были учтены. В ходе выполнения задания были перемещены акценты важности целей. Если изначально основная цель заключалась в том, чтобы прийти к общему групповому мнению, на заключительном этапе группа была нацелена на завершение задания без учета субъективных мнений. Из взаимодействия вышло больше половины участников.

Таким образом, можно заключить, что роли в группе распределились в соответствии с личностными особенностями участников. К наиболее значимым характеристикам, на основе которых было осуществлено распределение, можно отнести коммуникабельность, способность выразить и аргументировать точку зрения, умение слушать, обсуждать и принимать во внимание мнения других участников. Не меньшую роль играл эмоциональный настрой- доброжелательность, открытость, уважительное отношение к другим.

 


Заключение

 

Целью проделанной работы было обучить студентов навыкам оценки ролевого распределения в группе, обнаружению и анализу факторов, влияющих на данное распределение.

Для этого было проведено ознакомление с теоретическими основами социального взаимодействия, подразделения на группы, распределения ролей, их специфики и ролевого взаимодействия. Помимо этого, была проведена организационно-деятельностная игра, в ходе которой студенты могли не только применить знания на практике, но и выступить в роли участников социального взаимодействия и независимых экспертов. Помимо этого, было организовано групповое обсуждение полученных результатов для наиболее полного раскрытия темы ролевого распределения.

В результате работы студенты научились определять, каким образом распределяются роли в группе. Они овладели навыками группового взаимодействия, обсуждения, навыками коммуникации и активного слушания. Важной составляющей обучения было научение навыкам бесконфликтного общения. Также студенты получили представление о самом процессе организации обучения людей в формате деловой игры, тренинга, коллективной работы.

Полученные знания и навыки могут быть полезны студентам в различных направлениях как профессиональной, так и личностной сферы. Опыт, полученный в ходе выполнения работы, можно определить как уникальный и необходимый в процессе обучения студентов, будущих специалистов психологической направленности.

Применяемые методы работы можно считать эффективными и проверенными на примере практического использования.

Можно заключить, что данный вид практики вносит весомый вклад в уровень квалификации будущих специалистов, способствует их личностному, профессиональному развитию.

 

Date: 2016-07-25; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию