Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия и ее особенности





Рассмотрим более подробно процесс установления ценой и объемом продукции монополистом.

Решающее отличие монополии от совершенно конкурентной фирмы - это кривая рыночного спроса: у совершенно конку­рентной фирмы она совершенно эластична, а у монополиста - нет. Конкурирующая фирма может по одной и той же цене про­давать мало или много — сколько захочет. Монополист, если хочет продать много, то только за меньшую цену, чем если мало. Другими словами, монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продук­ции. Это является причиной того, что у монополиста предель­ный доход становится меньше, чем цена продукции. Пример: Рассмотрим монополию, объем производства Q, цена продукции p(Q), доход R и предельный доход MR которой приведены в таблице 3.


 
 
Рис.57


Соответствующий график воспроизведен на рис. 57. Отме­тим, что функция спроса р=р(Q) в данном примере является ли­нейной, поэтому функция предельного дохода MR=MR(Q) так­же линейна, причем наклон графика функции MR по абсолют­ной величине в два раза больше наклона графика функции спроса.

Действительно, рассмотрим линейную функцию спроса p(Q)=a—bQ, а,b>0. Тогда R(Q)=p(Q)Q=aQ—bQ2, MR (Q) =R '(Q) =a—2bQ.

Максимизация прибыли монополистом.

Рассмотрим задачу максимизации прибыли:

PR(Q)=R(Q)—C(Q) ®тах.

Решение задачи:

PR '(Q) =R '(Q)—C'(Q) =MR (Q)—MC(Q) =0,

то есть фирма максимизирует прибыль при некотором объе­ме производства Q = Q *, при котором MR=MC.

Таким образом, максимизирующий свою прибыль монопо­лист следует тем же самым правилам, что и любая фирма: произ­водить такое количество продукции, чтобы предельные издерж­ки были равны предельной выручке и прекращать производ­ство, когда средние издержки выше средней выручки при лю­бом объеме выпуска. В случае, когда монополизированная от­расль имеет одни и те же издержки по сравнению с аналогичной отраслью, характеризующейся совершенной конкуренцией, мо­нополист будет иметь меньший объем производства и назначать при этом более высокие цены.

Рис.58

Предельная выручка зависит от параметров спроса на про­дукцию фирмы. Предельная выручка - изменение поступлений от продаж при небольшом изменении объема производства или производная общей выручки по объему производства:

MR(Q) = R'(Q) = [p(Q)Q]= p'(Q)Q+ p(Q) =(dp/dq)q+ p(q).

Так как эластичность спроса по цене равна eD=(dQ/dp)(p/Q), то (dp/dQ)Q=p(Q)/eD и предельная вы­ручка равна MR=p(Q)/eD+p(Q)=p(Q) (1+I/eD).

Эластичность спроса по цене — величина отрицательная Это значит, что при неэластичном спросе предельная выручка мень­ше нуля Но для объема выпуска, при котором прибыль макси­мальна, предельная выручка равна предельным издержкам, ко­торые неотрицательны Таким образом, монополист, максими­зирующий прибыль, всегда выбирает тот объем выпуска, при котором спрос эластичен

Зависимость

определяет оптимальную для монополиста надбавку при ус­тановлении цены

Итак, монополия по сравнению с совершенной конкуренци­ей ограничивает выпуск и повышает цену продукции

Монопольная прибыль Всегда ли может монополист полу­чать прибыль: издатели газет - монополисты иногда не могут выдер­жать конкуренцию с телевидением и монополист получает положительную прибыль только в том случае, если цена спроса выше средних издержек

Естественные монополии - если производство любого объе­ма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя или более фирмами. Другими словами, имеет место экономия от мас­штаба. поэтому средние издержки уменьшаются с увеличением объема производства. Отсюда также следует, что линия предель­ных издержек расположена ниже линии средних издержек МС<АС. Понижение издержек с ростом объема производства в усло­виях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм Поэтому государство защищает монополиста в такой отрасли Но тем самым становится необходимым не допустить реализа­ции неограниченной конкуренцией монопольной власти, конт­ролируя цену выпускаемой продукции А здесь возникает слож­ный момент ценообразование по методу предельных издержек, обеспечивающее оптимальный с точки зрения общества объем производства, ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств (Если правительство назначит цену р, то монополия терпит убытки и нуждается в дотациях).

Рис.59

 

От убытков позволяет избавиться ценообразование по сред­ним издержкам, которое с одной стороны неоптимально (пре­дельные издержки будут ниже, чем предельная полезность про­дукта), а с другой стороны не создает заинтересованности в ми­нимизации издержек монополист заранее знает, что его расхо­ды будут компенсированы.

Ценовая дискриминация - когда монополист назначает раз­ные цены для различных категорий потребителей на основе раз­ности в эластичности их спроса Примеры: авиаперевозки, цены в престижных магазинах, подписка на газеты и журналы для предприятий и для населения, входная плата в музеи для студентов и взрослых, скидки, одна пара обуви за $20, две пары за $30

Монополист может прибегать к практике ценовой дискри­минации, когда он продает товар, для которого дальнейшая пе­репродажа трудна или вовсе невозможна и когда монополист имеет возможность легко дифференцировать потребителей, же­лающих приобрести товар, в соответствии с их возможностями и готовностью платить Когда эти условия выполняются, моно­полист делит рынок на различные сегменты и продает такое ко­личество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка

Социальные издержки монополии - потери в эффективнос­ти распределения ресурсов.

Рынок в условиях монополии является равно­весным. монополия находит для себя комбинацию цены и объема производства, дающую максимальную прибыль, а покупате­ли находят все необходимое им при данной цене количество то­вара. Тем не менее, мы не можем назвать этот рынок эффектив­ным, Влияние монополии на общественное благосостояние можно рассматривать как в контексте частичного, так и общего равновесия. В случае анализа частичного равновесия потери эф­фективности измеряются величиной «мертвого груза». Можно ожидать, что монополист, как и любой производитель, максими­зирующий собственную прибыль, будет иметь эффективное про­изводство, потому что он сможет добиться максимума прибыли только в том случае, когда он будет использовать ресурсы так, чтобы минимизировать свои издержки при каждом данном уров­не производства. Однако монополия неэффективна с точки зре­ния распределения потому, что монополист выпускает продук­цию в таком количестве, при котором рыночная цена превыша­ет предельные издержки. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам (по отношению к пре­дельным издержкам), монополист приносит неэффективное рас­пределение в экономику. Несовершенная конкуренция приводит к неэффективности в распределении экономических ресурсов. Недополученные потре­бителями и производителями излишки - это потери мертвого груза. На рисунке 60 представлены основные формы монопо­листической эксплуатации рынка. Потери мертвого груза - не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослаб­ление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. За счет рыночной власти фирма может ком­пенсировать неэффективную структуру производства из-за лиш­них расходов на рекламу, избыточные производственные мощ­ности, раздутый управленческий аппарат и т.д.

Монополии и прогресс.

Сомнения в опасности монопольной власти (австрийский эко­номист Й. Шумпетер):

- Относительно малая величина потерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях. Первая попытка оценки была предпринята Арнольдом Харбергером в 1954 г. Расчет по его методике для 1988 г. дает результат: 4,8 млрд. долл. «потерь мертвого груза» или около 20 долл. на душу населения в год.

- Научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии.

- Существует ряд отраслей, в которых монополия необхо­дима (так называемые естественные монополии). Естественные монополии характеризуются большим положительным эффектом от масштаба. Примерами являются телекоммуникации, комму­нальное хозяйство и другие отрасли инфраструктуры. В случае естественных монополий перед государством стоит задача регу­лирования цен и объемов производства.

Рис. 60

Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI).

Для выявления отраслевых рынков, опасных с точки зрения монополизации производства, используют обычно индекс Гер­финдаля-Хиршмана, который учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм:

где si - доля i -й фирмы в продажах отрасли в процентах. Максимальное значение индекса в условиях монополии (когда N=1) равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную по­литику, особое внимание уделяют отраслям, где значение ин­декса выше 1400. Антитрестовская политика представляет собой серию зако­нов, цель которых - предотвратить использование фирмами ры­ночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Заметим еще раз, что главная проблема в реализации этой политики —ограничение монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство при­казывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сде­лав его более конкурентным и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конку­рентной. Раздел крупной компании на ряд мелкие фирмы является примером структурной политики.

Date: 2016-07-25; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию